С Москвой были связаны у Пушкина самые первые, самые живые и яркие “впечатленья бытия”. Здесь он родился, здесь провел годы детства. Москва того времени удивляла современников “странным смешением древнего и новейшего зодчества”, “редкими противоположностями в строениях и нравах жителей. Здесь роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и ветреность неимоверная...” — отмечал старший современник Пушкина поэт К. Н. Батюшков. Детские годы Пушкина проходили на бывшей Немецкой улице (теперь улица Баумана) и в тихих переулочках у Харитонья в Огородниках (Б. Харитоньевский переулок). И хотя ныне все здесь неузнаваемо изменилось, память о поэте жива. На месте дома, где родился Пушкин,— школа, носящая его имя (ул. Баумана, 40); в сквере перед школой — памятник: бронзовый бюст Пушкина-ребенка работы - скульптора Е. Ф. Белашовой. Поблизости, на Бауманской площади, расположена библиотека имени А. С. Пушкина, одна из старейших в Москве: ее попечительницей была старшая дочь поэта, Мария Александровна Гартунг.
В Большом Харитоньевском переулке сохранился дом (№ 21), принадлежавший знатному екатерининскому вельможе князю Н. Б. Юсупову. Во флигеле этого дома жили Пушкины в 1802—1803 годах. Это одно из примечательнейших старинных зданий — палаты XVII века, выстроенные в стиле “московского барокко”, богато украшенные декоративными деталями. Неподалеку, на улице Чернышевского, находится еще одно весьма своеобразное здание (дом № 22), принадлежавшее некогда Трубецким; москвичи называли его “дом-комод” за необычную форму, нарядность и пышность архитектурного “убранства”. Это единственный в современной Москве жилой дом середины XVIII века. Трубецкие были дальними родственниками семьи Пушкиных, и маленького Сашу вместе со старшей сестрой его Ольгой возили к Трубецким “на уроки танцевания”. М. П. Погодин, близко знакомый с семьей князя Трубецкого, вспоминал: “Княжны, ровесницы Пушкиным, рассказывали мне, что Пушкин всегда смешил их своими эпиграммами, сбирая их около себя в каком-нибудь уголку”.
В 1811 году двенадцатилетний Пушкин уехал из Москвы для поступления в Царскосельский лицей. Лишь через 15 долгих лет удалось ему вернуться в родные места. В лирических строках “Евгения Онегина” он выразил то удивительное чувство светлой радости, окрыленности, восторга, какое охватило его при въезде в родной город:
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Москва, как и в годы пушкинского детства, была шумным, многолюдным, своеобразным и “пестрым” городом. Вместе с тем она заметно изменилась, как будто помолодела. Многие улицы были заново отстроены после пожара 1812 года. Преобразилась Красная площадь. Рядом с Кремлевской стеной был разбит Александровский сад и построено красивое здание манежа. Река Неглинка протекала теперь под землей, и Театральная площадь, прежде заболоченная и топкая, приобрела совсем иной облик. Здесь было завершено строительство классически монументального здания Большого театра. Позднее Пушкин заметил полушутя, что “...московские улицы, благодаря 1812 году, моложе московских красавиц”.
Москвичи восторженно встречали приехавшего из ссылки Пушкина. “Прием от Москвы Пушкину— одна из замечательнейших страниц его биографии”,— писал современник. Когда Пушкин в первый раз появился в Большом театре, “публика глядела не на сцену, а на своего любимца-поэта”.
Пушкин рад был снова встретиться с родными, друзьями и знакомыми. В первые же дни пребывания в Москве Пушкин несколько раз читал друзьям свою новую трагедию “Борис Годунов”. Сохранился в перестроенном виде дом поэта П. А. Вяземского (ул. Станкевича, 9), где происходило одно из первых чтений трагедии.
У Пушкина появилось в Москве много новых знакомых. Среди них молодой поэт и философ Д. В. Веневитинов, в доме которого (Кривоколенный пер., 4) Пушкин дважды читал “Бориса Годунова”. На втором чтении 12 октября 1826 года присутствовали многие московские писатели, журналисты, любители литературы. “Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно,— вспоминал М. П. Погодин.— ...Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления... О, какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь”.
Пушкин часто посещал литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Волконской на Тверской (ул. Горького, 14), бывший, по словам Вяземского, “изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества”. В салоне Волконской звучали гениальные импровизации великого польского поэта Адама Мицкевича. Друг Мицкевича рассказывал, как во время одной из таких импровизаций Пушкин, в честь которого давался тот вечер, поднялся с места и, ероша волосы, воскликнул: “Какой гений! Какой священный огонь! Что я рядом с ним?” — и, бросившись на шею Адама, сжал его и стал целовать, как брата... Тот вечер был началом взаимной дружбы между ними” 26 декабря 1826 года Пушкин был на прощальном вечере, устроенном здесь в честь княгини М. Н. Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу-декабристу. “Во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения; он хотел передать мне свое “Послание к узникам” для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александрине Муравьевой”,— вспоминала впоследствии М. Н. Волконская.
Пушкин разыскал А. Г. Муравьеву, ненадолго остановившуюся в Москве у родных (ул. Ермоловой, 24), и передал ей свое послание “В Сибирь”. Прощаясь с нею, он так сочувственно, так горячо и сильно сжал ее руку, что она не могла продолжать письма, которое начала, когда он вошел.
В свой первый приезд в Москву после ссылки Пушкин прожил здесь несколько месяцев — до 19 мая 1827 года. Впоследствии он бывал в родном городе наездами, один-два раза в год. Зимой 1828/29 года на одном из московских балов Пушкин встретил 16-летнюю Наталью Гончарову. “Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение”,— вспоминал Пушкин в одном из писем. Венчание Пушкина и Н. Н. Гончаровой состоялось спустя два года — 18 февраля 1831 года—в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот (ул. Герцена, 36). Через несколько дней после свадьбы Пушкин писал приятелю: “Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился”. Молодые поселились на Арбате (ныне дом № 53) в квартире из пяти комнат.
С годами круг московских знакомых Пушкина становился все шире: были среди них литераторы и ученые, актеры, художники и музыканты. Пушкин живо интересовался событиями литературной жизни Москвы, бывал в московских театрах, посещал университет, изучал исторические материалы в московском архиве. Ему были хорошо знакомы разнообразные стороны московского быта:
часто бывал он и на народных гуляньях, и в великолепном Колонном зале дворянского Благородного собрания (Пушкинская ул., 1; ныне — Дом союзов), и в Английском клубе на Тверской (ул. Горького, 21; ныне — Музей Революции).
В последний раз Пушкин приехал в Москву в мае 1836 года. Он остановился у своего ближайшего друга П. В. Нащокина (Воротниковский пер., 12). Жена Нащокина, Вера Александровна, писала впоследствии: “Для нас с мужем приезд поэта был величайшим праздником и торжеством. В нашей семье он положительно был родной. Я как сейчас помню те счастливые часы, которые мы проводили втроем в бесконечных беседах, сидя вечером у меня в комнате на турецком диване, поджавши под себя ноги. Я помещалась обыкновенно посредине, по обеим сторонам — муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками. Я помню частые возгласы поэта: “Как я рад, что я у вас! Я здесь в своей родной семье”.
Уезжая из Москвы весной 1836 года, Пушкин предполагал вновь
сюда вернуться: здесь жили его ближайшие друзья, здесь ему легче дышалось, чем в чиновном, чопорном Петербурге-Сегодня пушкинские места Москвы — это не только старинные усадьбы и дома, где бывал поэт. Это и Государственный музей А. С. Пушкина на Кропоткинской улице, это Пушкинская площадь с вдохновенным созданием А. М. Опекушина — памятником поэту, это улица и набережная, носящие имя Александра Сергеевича Пушкина.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни
«Евгений Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе «Евгений Онегин» он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, — положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей.
Почему роман А. С. Пушкина назвается Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так назван.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Евгений Онегин и Александр Пушкин.
Автор: Пушкин А.С. Прочитав и проанализировав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, можно с уверенностью сказать, что сам автор и его герой очень похожи между собой. Пушкин создает Онегина на основе своей жизни, слегка переделывая ее.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 4
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
Автор: Пушкин А.С. Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 2
Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин.
Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” — это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Мое любимое произведения А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах «Евгений Онегин».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Идейно-художественное своеобразие повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Царскосельский лицей
Автор: Пушкин А.С. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Москва в творчестве А С Пушкина
Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин » Отдельное место Москва занимала в жизни А. С. Пушкина. "Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось » -восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие.
Тынянов Ю.Н.
Исследования поэтики литературы и кино. Мастер исторического романа: "Кюхля" (1925) о В. К. Кюхельбекере, "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28) о А. С. Грибоедове, "Пушкин" (ч. 1-3, 1935-43, не окончен).