А.В. Святославский, к.и.н.
К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса - А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
Слух обо мне пройдет
По всей Руси великой
И назовет меня
Всяк сущий в ней язык.
С другой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я
лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век Восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей. Известный искусствовед, профессор Д.В. Сарабьянов, писал об этой работе: “ А. Опекушин отказался от каких бы то ни было эффектов, декоративных элементов, подчеркнутой жестикуляции и других средств, которые были так распространены в то время в русской монументальной скульптуре. Однако и поза, и жест поэта полны выразительности и достигают цели. Склоненная голова как бы скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и меланхолической созерцательностью. Рука, заложенная за борт, придает фигуре некую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутреннее достоинство поэта. Застывший шаг Пушкина знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти содержательные ассоциации проведены очень тактично, они еле намечены. Именно они наполняют большим смыслом этот скромный, простой памятник гению русской поэзии.”
Стоимость памятника составила 87 тыс. руб., остальные собранные средства пошли на премии и издания. Другая модель, представленная А. Опекушиным на последнем конкурсе под № 11, стала основой бронзового памятника поэту в Петербурге, установленного в 1884 году. Но последний оказался менее заметен на фоне знаменитого московского собрата!
Замечательным событием в истории отечественной культуры стал Пушкинский праздник, устроенный по поводу открытия памятника 5-го – 8-го июня 1880 года. На праздник съехались гости из многих городов России. Организаторами выступили Общество любителей русской словесности, Московская Городская Дума и Императорский Московский университет.
В заключение несколько слов о выборе места для памятника. Первоначально обсуждалось несколько мест, остановились же на Тверском бульваре, где неоднократно бывал поэт. Здесь он встречался с друзьями, навещал бывшего екатерининского фаворита И.Н. Римского-Корсакова, жившего в доме № 27, здесь на балу у танцмейстера Петра Андреевича Йогеля встретил поэт свою будущую жену… А позднее наступила эпоха, когда памятники стали разрушать или передвигать. А.С. Пушкину повезло. Его не уничтожили, но передвинули – в 1950 году на противоположную сторону Тверской (в то время улица Горького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу.
Сегодня А.С. Пушкин стоит на площади, носящей его имя. Неподалеку станция метро “Пушкинская”. Москва помнит своего любимого поэта, которому дала когда-то “путевку в жизнь” и который через всю жизнь пронес любовь к родному городу.
Помните? “В изгнанье, в горести, в разлуке, Москва! как я любил тебя, Святая родина моя!“
Другие работы по теме:
окультурном наследии
История Нижнего Новгорода началась в 1221 году, когда Владимиро-Суздальский князь Георгий Всеволодович основал его. Георгий назвал город Новгород, то есть «Новый город». Нижний Новгород находился у слияния двух рек Волги и Оки
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Памятник А.С. Пушкина и Г.Р. Державина
Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
К нему не зарастет народная тропа
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Памятник
Автор: Державин Г.Р. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Анализ поэмы А.С.Пушкина Медный всадник
Анализ поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Анализ стихотворения Державина Памятник
Автор: Державин Г.Р. Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:
Американский Стоунхендж
Введение Список литературы Введение Не следует путать с Скрижали в Джорджии. Некоторые из камней Американского Стоунхенджа (G) (O) Американский Стоунхендж, англ. America’s Stonehenge — археологический памятник, состоящий из группы крупных валунов и каменных сооружений, разбросанных на площади около 120 кв. м. на территории города Салем в штате Нью-Гэмпшир на северо-востоке США.
История создания памятника Пушкину
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.
Кинишба
Кинишба — руины огромного, 600-комнатного посёлка-пуэбло на востоке штата Аризона, существовавшего в 13-14 вв. н. э. Памятник интересен тем, что сочетает черты культур Могольон и Анасази, являющихся предками современных народов хопи и зуни. [1] Часть помещений доступна для посещения туристами, часть закрыта из-за аварийного состояния.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
О ленинском плане монументальной пропаганды
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики".
Гуачимонтонес
Деталь круглой пирамиды и другие руины Разрешение на публикацию любезно предоставила Nancy Гуачимонтонес Уачимонтонес исп. Guachimontones, Huachimontones — археологический памятник доколумбовых времён около мексиканского города Теучитлан, штат Халиско. Памятник относится к так называемой Теучитланской традиции[1] — общества или комплекса обществ, существовавшего в период 300—900 гг. н. э.
Памятник Кагульской битвы
Введение 1 История сооружения 2 Описание 3 Интересные факты Введение Памятник Кагульской битвы (Колонна Славы на Кагульском поле) — монумент в городе Вулканешты в Гагаузии, на юге современной Молдавии. Воздвигнут в 1849 году на месте победы русской армии в битве при Кагуле 1770 года — одном из главных сражений русско-турецкой войны 1768—1774.
Гробницы императоров династий Мин и Цин
Введение 1 Компоненты памятника 1.1 Минская династия 1.2 Цинская династия Список литературы Гробницы императоров династий Мин и Цин Введение Гробницы императоров династии Мин и Цин — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоящий из нескольких мавзолейных комплексов в разных районах Китая, где были похоронены императоры династий Мин и Цин, в совокупности правивших Китаем более 500 лет (1368-1911 гг).
Зейдлиц, Фридрих Вильгельм
Фридрих Вильгельм Зейдлиц Фри́дрих Ви́льгельм фон Зе́йдлиц (нем. Friedrich Wilhelm von Seydlitz; 3 февраля 1721(17210203), Калькар — 8 ноября 1773, Олау) — прусский военачальник, барон, командующий конницей армии Фридриха Великого.
Памятник Александру Невскому Харьков
Введение 1 История сооружения 2 Композиция Список литературы Введение Памятник Александру Невскому в Харькове — памятник князю новгородскому (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великому князю киевскому (1249—1263), великому князю владимирскому (1252—1263), святому благоверному Александру Невскому в Харькове.
Цибильчальтун
Храм Семи кукол. Цибильчальтун (юкатек. Dzibilchaltъn, Ts'нibil Chбaltun) — археологический памятник майя в мексиканском штате Юкатан примерно в 15 км к северу от столицы штата города Мерида.
Судрабкалниньш
Судрабкалниньш (латыш. Sudrabkalniņš) — памятник воинам 6-го Рижского пехотного полка, расположенный на небольшой возвышенности Судрабкалниньш (Серебряная горка) в рижском микрорайоне Иманта, между улицей Слокас и проспектом Курземес.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Обуховский сквер
Ташкент. Обуховский сквер. Монумент на братской могиле воинов Обуховский сквер — сквер в Ташкенте на Кашгарке , расположенный на перекрёстке улиц Лахути (ранее улица Обуха) и улицы Демьяна Бедного.
Пуэбло-Гранде
Руины и ирригационные приспособления Пуэбло-Гранде — археологический памятник культуры Хохокам на территории штата Аризона. В 1964 г. причислен к Национальным историческим достопримечательностям (en:National Historic Landmark).[1][2]
Памятник Ярославу Мудрому Ярославль
План Введение 1 История создания 2 Описание памятника Список литературы Введение Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому расположен на площади Богоявления в центре Ярославля. Монумент воздвигнут в память основания князем города Ярославля. Памятник обращён лицом к въезжающим в центр города с московского направления.
Памятник А С Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).
Памятники собакам
Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке. Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал. Самыми известными считаются следующие.
Памятник А.С. Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,архитектор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана скульптура-гранит,