.
Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия
Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.
В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.
В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».
Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.
Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.
Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.
В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).
В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.
Пелевин Ю.А.
Другие работы по теме:
окультурном наследии
История Нижнего Новгорода началась в 1221 году, когда Владимиро-Суздальский князь Георгий Всеволодович основал его. Георгий назвал город Новгород, то есть «Новый город». Нижний Новгород находился у слияния двух рек Волги и Оки
Манежная площадь: историческая справка
Ближайшие окрестности Красной площади - в том числе и Манежная площадь, принадлежат к наиболее посещаемым москвичами местам уже четыре века. Первые упоминания о Манежной площади появились 500 лет назад.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Два памятника Н.В. Гоголю
Москва. Такая, знаете, русская баба. Из бояр, то есть, главным образом, по торговой части. Большая, мощная, с тяжелой рукой: если приложит, век не разогнешься. Внешне суровая, но в глубине души – добрая и щедрая.
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Памятник
Автор: Державин Г.Р. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Американский Стоунхендж
Введение Список литературы Введение Не следует путать с Скрижали в Джорджии. Некоторые из камней Американского Стоунхенджа (G) (O) Американский Стоунхендж, англ. America’s Stonehenge — археологический памятник, состоящий из группы крупных валунов и каменных сооружений, разбросанных на площади около 120 кв. м. на территории города Салем в штате Нью-Гэмпшир на северо-востоке США.
Кинишба
Кинишба — руины огромного, 600-комнатного посёлка-пуэбло на востоке штата Аризона, существовавшего в 13-14 вв. н. э. Памятник интересен тем, что сочетает черты культур Могольон и Анасази, являющихся предками современных народов хопи и зуни. [1] Часть помещений доступна для посещения туристами, часть закрыта из-за аварийного состояния.
Московские памятники
Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей.
О ленинском плане монументальной пропаганды
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики".
Посольство Бурунди в Москве
Введение 1 Дипломатические отношения 2 Послы Бурунди в России Список литературы Введение Посольство Республики Бурунди в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Бурунди в России, расположена в Москве на Якиманке на Калужской площади. Дипломатические отношения между СССР и Бурунди были установлены в 1962 году.
Гуачимонтонес
Деталь круглой пирамиды и другие руины Разрешение на публикацию любезно предоставила Nancy Гуачимонтонес Уачимонтонес исп. Guachimontones, Huachimontones — археологический памятник доколумбовых времён около мексиканского города Теучитлан, штат Халиско. Памятник относится к так называемой Теучитланской традиции[1] — общества или комплекса обществ, существовавшего в период 300—900 гг. н. э.
Детский мир сеть магазинов
Здание универмага «Детский мир» на Лубянке Детский мир » — название сети универсальных магазинов для детей и юношества в СССР и России. История Первый магазин с названием Детский мир открылся в сентябре 1947 года[1] в Москве на улице Кирова (ныне Мясницкая) и был филиалом ЦУМа.
Памятник Александру Невскому Харьков
Введение 1 История сооружения 2 Композиция Список литературы Введение Памятник Александру Невскому в Харькове — памятник князю новгородскому (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великому князю киевскому (1249—1263), великому князю владимирскому (1252—1263), святому благоверному Александру Невскому в Харькове.
Судрабкалниньш
Судрабкалниньш (латыш. Sudrabkalniņš) — памятник воинам 6-го Рижского пехотного полка, расположенный на небольшой возвышенности Судрабкалниньш (Серебряная горка) в рижском микрорайоне Иманта, между улицей Слокас и проспектом Курземес.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Туркестанские комиссары
Содержание 1 Список жертв Осиповского мятежа 2 Дополнительная информация Список литературы 1. Список жертв Осиповского мятежа Председатель ЦИК Туркестанской республики
Обуховский сквер
Ташкент. Обуховский сквер. Монумент на братской могиле воинов Обуховский сквер — сквер в Ташкенте на Кашгарке , расположенный на перекрёстке улиц Лахути (ранее улица Обуха) и улицы Демьяна Бедного.
Парад физкультурников
Парад физкультурников — мероприятие, проводившееся в СССР в сталинский период, призванное пропагандировать среди советского народа занятие физкультурой и спортом.
Щербаков, Пётр Петрович
Пётр Петрович Щербаков (7 апреля 1887(18870407)—октябрь 1917) — член президиума профсоюза текстильщиков, участник октябрьского вооружённого восстания в Москве.
Пуэбло-Гранде
Руины и ирригационные приспособления Пуэбло-Гранде — археологический памятник культуры Хохокам на территории штата Аризона. В 1964 г. причислен к Национальным историческим достопримечательностям (en:National Historic Landmark).[1][2]
Памятник Ярославу Мудрому Ярославль
План Введение 1 История создания 2 Описание памятника Список литературы Введение Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому расположен на площади Богоявления в центре Ярославля. Монумент воздвигнут в память основания князем города Ярославля. Памятник обращён лицом к въезжающим в центр города с московского направления.
Памятник А С Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.
Памятники собакам
Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке. Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал. Самыми известными считаются следующие.
Памятник А.С. Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,архитектор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана скульптура-гранит,