Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.
Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями — каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле — этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.
На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой — плектром, а на вторых — пальцами обеих рук. В конце XVI — начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.
Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые — прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн — с 5—9 до 13, создали ансамблевые гусли — пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.
Щипковые гусли — усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем — струны, дающие недостающие хроматические звуки.
Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева — Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей — демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
История гуслей
Гусли — музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.
Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.
На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).
Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.
На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.
От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ('скрипка') y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.
Другие работы по теме:
Богослужебные книги
К богослужебно-молитвенным книгам прежде всего относятся библейские книги, приспособленные для богослужебного употребления: богослужебное Евангелие и богослужебный Апостол.
Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии
Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.
Ломоносов м. в. - ломоносов российский гений
В XVIII в. Россия благодаря реформам. Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории. Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение. России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровн.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
на тему «Абсолютный слух»
Преподаватель оставляет за собой право отклонить неоригинальные ("списанные") рефераты, неаккуратно оформленные рефераты, рефераты не по теме
Лютня маркиза де Садова
Так чем же "Гранд-садора" отличается от обыкновенной гитары? Первое, что бросается в глаза, – два грифа и куча струн (некоторые из них сдвоены). Однако два грифа сегодня не такая уж редкость.
Из истории музыкальных инструментов: домра
История возникновения и развития домры. Популярность скоморохов, любовь народа к домре и царский указ о запрете. Возрождение домры благодаря Андрееву. Признание оркестра народных инструментов на сценах мира. Первый концерт для домры с оркестром Будашкина.
Реальность или миф хлудовской псалтири
Время от времени, когда раскопки в Новгороде приносят новые сведения о древних инструментах, мы пытаемся проверить их с помощью этой энциклопедии; найденные сопель, гудок или гусли хочется увидеть нарисованными.
Доисторический и древний период.Светская музыка
Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности.
Древнерусские музыкальные инструменты
Из всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный возник при археологическом изучения Новгорода. Здесь в культурных наслоениях ХI - XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения.
Музыка вокруг нас
(30 ч) Тема первого полугодия « Музыка вокруг нас » 16 ч Содержание: Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
Васнецов. Богатыри
(сочинение по картине) Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".
Что такое счастье 2
Что такое счастье Что такое счастье? На этот вопрос, наверное, нет, да и не может быть однозначного ответа. Ведь для каждого человека счастья свое, а само содержание этого понятия изменяется на протяжении жизни. Сначала для ребенка счастья - это улыбка матери, ее голос. Потом счастье - это первый шаг, это радость от собственных успехов; потом счастье - это достижение поставленной цели.
Спешите делать добро
Сочинение-рассуждение Как вы думаете, что такое добро? А что такое зло? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую очередь связано с умением радоваться и сочувствовать, сопереживать, откликаться на ощущения других и держать свою душу открытой.
Бугаев
Программные задачи: - расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа; - воспитывать интерес, уважение к этим традициям;
Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Автор: Лённрот Э. "Калевала" - эпическое произведение, состоящее из рун. Главный герой поэмы - вековечный песнопевец Вяйнямёйнен. Это не только герой - войн, но и "культурный герой" - устроитель земли, приносящий людям зачатки культуры, строящий лодку при помощи слова, создающий музыкальный инструмент кантеле, Рождение его было неким чудом.
Описание картины В. М. Васнецова Баян
Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.
Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы
Жизнь и творчество Виктора Васнецова как мастера бытового исторического жанра, былинно-сказочной композиции. История создания главной картины художника – "Богатыри". Творчество Аполлинария Васнецова - автора трудов по теории искусства и археологии.
Эхо скифских пиров
Чисто деревенский музыкальный инструмент, доживший до нас с незапамятных времен - рожок. И в наши дни в некоторых районах, например в пастушьих владимирских селах Небылом, Никульском и Невежине, рожки звучат, как при вещем Олеге.
Былины
Былинные богатыри. Садко и Василий Буслаевич. Художественный мир былины. Происхождение былин.
Русское народное творчество
Среди памятников русского народной поэзии, вошедших в Золотой фонд мировой культуры, выдающееся место принадлежит Собранию народных песен П.В.Киреевского.
Добрыня Никитич, его жена и Алёша Попович
После многих удалых, но и кровавых подвигов Добрыня Никитич закручинился от раскаянья. Он обратился к матери с горькими словами упрёков: лучше бы ты не рожала меня, я не убивал бы тогда неповинных душ, не сиротил малых детушек, не проливал крови понапрасну.
Культура Киевской Руси 5
Культура Киевской Руси В развитии культуры Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры.
Марийцы
Численность в Российской Федерации 643,7 тыс. человек. Марийцы – коренное население республики Марий-Эл, численность 324,4 тыс. человек. Компактно живут в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Финляндия
Расположена в Северной Европе. Имеет сухопутные границы с Россией, Норвегией и Швецией. Берега страны омывают воды Финского и Ботнического заливов Балтийского моря. Почти 1/4 территории находится за Северным полярным кругом.
Марийцы
Cамоназвание мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Антандруи
На Мадагаскаре говорят: когда боги раздавали землю, антандруи опоздали к дележу и потому этой малагасийской народности достались лишь бесплодные степи, на которых, кроме кактусов, ничего не растет. Но антандруи не в обиде на богов.