Культура Киевской Руси
В развитии культуры Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее.Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее областях превзойдя его. Новые веяния в культуре, большая региональная своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась в восстановлении политического единства.
Материальная и духовная культура восточных славян
Основой культуры Руси была многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие-подсечно-огневое в полесской зоне и пашенное - в лесостепи. Для обработки земли предки современных украинском применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двуполье - одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (лесное пчеловодство) для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.
Достаточно высокого уровня достигло к Х века и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалась занятием почетным и даже колдовским. На Руси сложился предание о братьях-кузнецов, которые победили в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и проорал им борозду «Змиевых валов» - оборонительных сооружений вокруг Киева (длина их в Украине - более 2 000 км, датируются И тысячелетием до н.э. - И тысячелетием н.э.). В Х веке мастерство киевских кузнецов и литейщиков получила признание далеко за пределами Руси. Персидский географ за столетие до Нестора писал: «Там изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова расправляются сами».
Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и вовнисловьянкы ткали превосходные сукна и холсты, им было знакомо сложное рисуночная ткачество и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о кожемяка - людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а за готовым изделием: мечники, щитники, седельники, ювелиризаймалы в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был обладать по крайней мере несколькими специальностями.
Торговля продуктами сельского хозяйства и ремесла, зарождающейся сначала носила характер обмена как внутри общины, так и между племенами и землями.Впоследствии зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют сокровища серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати монеты византийских императоров Анастасия I (491-518 гг) и Юстиниана I (527-565 гг), найденные археологами на Замковой горе, послужили одним из доказательств даты возникновения Киева крайней мере в конце V в. н.э Некоторые современные ученые, опираясь на археологические и письменные свидетельства (в древних культурных слоях Киева найдены коринфские Таримские монеты V-II вв до н.э., греческий светильник IV века до н.э., 6 тысяч римских монет II-IV в. н.э.), а также неоднозначную Идентифицируемость упоминавшихся в древних источниках названий города: Гелон, Куенугард, Киенуборг, Гунагард т.д., считают Киев еще более древним городом.
Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарии, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.
Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI веке готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов лес и болота», то в IX веке скандинавы называли Русь Гардарикой - страной городов ». К началу Х века в летописях упоминаются более двадцати городов, до XII века - около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием - уже более трехсот городов ифортець.Величие столицы древнерусского государства настолько поражала современников, Киев часто называли «суперникомКонстантинополя». Так, европейский хронист Титмар Мерзебургский в своей хронике 1018 пишет о Киеве как «столицу королевства, большой город, в котором более 400 церквей, 8 рынков, бесчисленное количество жителей».
Постепенный и неуклонное развитие восточных славян обусловил разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность общины на землю, все же имела семья ближайших родственников начинает играть все более значительную роль. Летопись «Повесть временных лет» свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко.
Родовая община называлась «мир» или «вервь» (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). По наблюдениям средневековых западных писателей, кража иобман у славян встречались настолько редко, что они не запирали своих сундуков с добром. Члены общины были связаны круговой порукой, действовал закон кровной мести. Пизнишетрадицийне (обычное) право было нелегко заменить государственным. Процесс внедрения первого писаного закона «Русской правды» (XI-XII века) сопровождалось многочисленными конфликтами, описанными летописью.
Как и у других народов, княжеская власть у славян на стадии разложения общественного строя и военной демократии подчинялась совете старейшин и общим племенным собраниям. Обычно князя выбирали или назначали для отпора внешнему врагу, но по мере формирования княжеских дружин из молодцов, готовых по команде горазды главаря «поискать себе чести, а князю славы» в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала выбирать супруга. Даже в Х веке великий князь киевский Святославвидмовив в просьбе матери, княгине Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою жену.
Большинство воинов шла в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелого доспеха, в отличие от средневековых рыцарей, в славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийский, славяне были мужественные и бесстрашные. В IX-X веке широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремни, боевые топоры, булавы, дротики.Позже появилась конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады могли долго скрываться под водой, дыша через тростинку. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее распределением: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х веке Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать крупных столкновений с Русью и особенно не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI веке русские князья имели парусно-весельные корабли, которые достигали берегов Византии. С превращением княжеской власти в наследственную и ее укреплением жена становится частью государственного аппарата.
Музыка
В жизни людей Древней Руси значительное место занимали музыка, песни и танцы. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники.Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. По этими изображениями, а также из былин, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси - рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон не допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей - самобытная и византийская.
Другие работы по теме:
Христианство на Руси
Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси.
Думы и народные песни
Творцами и хранителями народного эпоса были кобзари. Источники свидетельствуют, что во времена Киевской Руси существовали певцы, которые выполняли произведения на исторические темы, «пели славу» воинам-князьям. Кобзари, потомки легендарного Бояна, и были охранниками боевой славы народа. Многих из них отдавались в обучение к старым кобзарям еще ребятами.
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
Древнейшие рукописные книги
Письменность на восточнославянских землях существовала задолго до принятия христианства. Материалом для письма в Киевской Руси был дорогой пергамент. Рукописи разукрашивали разными орнаментами. Сшитые рукописи оправляли в книги. Это были деревянные дощечки, которые обтягивали или дорогой тканью, или пергаментом, или инкрустировали серебром или золотом.
Моя Родина - Украина
У каждого человека одна Родина. Это то место на ее большой территории, где он родился, вырос, которое не раз промерил своими ногами. Моя Родина - Украина.
Святослав
Святослав - князь киевский, который много сделал для расцвета Киевской Руси, ее защиты и могущества. В летописях говорится о том, что впервые Святослав принимал участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. С юных лет приучал князь Игорь своего сына к ратному ремеслу, брал его иногда на поле боя.
Обожествление природы - основа язычества
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
История культуры
2 подхода к истории культуры: цивилизационный; ареальный. Культура Киевской Руси. Жанры славянской литературы.
Киевская школа иконописи
Создателем киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси.
Место и роль Киевской Руси в мировой истории
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье.
Ириней Фальковский
Архиепископ Ириней (в миру Иван Акимович Фальковский ; 11 июня 1762 − 12 мая 1823) — епископ Русской православной церкви, учёный-просветитель и астроном.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Дреговичи
Введение 1 Этимология 2 История 3 Культура Список литературы Введение Дреговичи́[1] (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской [2], Брестской[3] и Минской[4] областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными - ятвяги и литва[5][6]
Киевский областной комитет КП Украины
- орган управления Киевской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Киевская область УССР образована 27 февраля 1932 года в числе пяти первых областей республики. Центр - г. Киев.
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Житомирский областной комитет КП Украины
- орган управления Житомирской областной партийной организацией КП Украины (1937-1991 годы). Житомирская область образована 22 сентября 1937 года из восточных районов Киевской области. Центр - г. Житомир.
Горские
— польские дворянские роды, состоящие в русском подданстве. Первый из них, герба Прус 1-й, происходит от Николая Пруса, которому князь Болеслав Мазовецкий пожаловал деревню Горске или Горки в Ломжинской земле (1430).
Полетика, Григорий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Переводы Полетики 3 Другие труды Список литературы Введение Григорий Андреевич Полетика (1725(1725) — 1784) — украинский писатель, полиглот-лексиограф; переводчик с немецкого и латинского в Петербургской Академии наук. В 1764—73 — главный инспектор корпуса.
Берладники
— беглецы и беженцы разных социальных слоев Киевской Руси, преимущественно южных земель, которые оставляли родину через притеснения разного рода и селились между Карпатами и Днестром, в низовье Дуная, преимущественно в молдавском городе Берлад на реке Бырлад (в настоящее время в Румынии). Существовали на протяжении XII—XIII веков.
Винницкий областной комитет КП Украины
— орган управления Винницкой областной партийной организацией КП Украины (1932—1991 годы). Винницкая область образована 27 февраля 1932 года из Винницкого округа УССР, созданного в 1925 г. на части территорий бывших Подольской и Киевской губерний. В 1937 г. из области выделена Каменец-Подольская область.
История Черноземья
В Бронзовом веке на территории Черноземья жили арии Абашевской культуры В эпоху Железного века (соответствующей средиземноморской Античности) на Черноземье проживали балтские народы бондарихинской, юхновской и колочинской культуры, которых иногда отождествляют с геродотовыми меланхленами.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Белина, Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Белина — советский/украинский киноактер. Родился 10 октября 1950 года в Киеве в семье служащего. Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого (1972). Был актёром Киевской киностудии имени А. П. Довженко. Ушёл из жизни в 2008 году в Киеве.
Русская архитектура
План Введение 1 Средневековая Русь (X - XVII вв) 1.1 Домонгольский период (988 - 1240 гг) 2 Эпоха Российской империи Введение Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Киевской Руси. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Мазепина могила курган
Мазепина могила (укр. Мазепина могила); - курган, расположенный возле сел Мазепинцы и Андреевка Киевской области. Именно здесь были казнены и захоронены казаки, поддержавшие гетмана Мазепу, в борьбе против российского царя Петра. По преданиям здесь также похоронены казаки, затоптанные польской конницей в усадьбе гетмана Мазепы.
Трахтемировский монастырь
Трахтемировский Успенский монастырь (или Зарубский монастырь ) — монастырь, который был расположен в деревне Монастырек, близ современного села Трахтемиров Каневского района, Черкасской области. Другое название говорит о близости села Зарубинцы, которое во времена Киевской Руси было городом Заруб.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Прокопович-Антонский, Антон Антонович
Антон Антонович Прокопович-Антонский (17 января 1762 года, Прилуки — 6 июля 1848 года, Москва)[1][2] — российский публицист и педагог, воспитанник Киевской духовной академии и Московского университета, где занимался преимущественно медицинскими и естественными науками; будучи профессором того же университета, первый преподавал «натуральную историю» на русском языке и сельское хозяйство (кроме того — энциклопедию и минералогию).
Курск
Курск - старейший российский город, принадлежавший сначала Киевской Руси, а затем московскому государству. Город и его воины воспеты в старинном русском сказании "Слово о полку Игореве".
Амвросий
Церковный деятель и писатель (в мире Андрей Степанович Зертис-Каменский). По окончании курса в Киевской духовной академии был отправлен для усовершенствования в Львовскую духовную академию.