Деревянные духовые
Флейта
Флейта
(от немецкого - Flote
), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.
Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта
(сейчас бы ее назвали блокфлейтой
, хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.
Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая
(или piccolo), альтовая
(flauto alto) и басовая флейта
(flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - contrabass/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана
(сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой
с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).
Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна
" Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке
" Вебера)
В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)
Большое собрание ссылок по теме
Нотки для флейты не желаете?
Гобой
Эээ... это отдельный разговор
Нотки для гобоя не желаете?
Кларнет
Кларнет
(от французского clarinette
, в свою очередь произошедшего от лат. clarus
- ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.
В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).
Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле
") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.
В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев
" Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).
Ресурсы о кларнете:
selmer/clarinet/discus/index.html
cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo
Саксофон
Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны - сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя... Бизе, Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев... |
|
Фагот
Фагот
(от итальянского fagotto
, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.
Для больших сочинений обычен и контрафагот
- единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля
субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды
, а по музыкальному - на пол-тона
.
Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка
" Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская
"). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет
(начало "Ромео и Джульетты
" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна
(особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс
" полезен и употребим в определенном месте.
Ссылки по теме:
bassoon/page1.htm
classicweb/Bassoon.htm
Если Вы владеете английским - прочитайте анекдоты про фаготистов. Они того стоят!
Кликните на картинке для увеличения.
Другие работы по теме:
История паркета
3000 лет полы собирают из различных пород древесины. В России деревянные полы стали элементом оформления помещения только после средних веков, и они проектировались и изготовлялись вместе с потолками и стенами.
Насадочные абсорберы
Насадочные абсорберы представляют собой колонны, загруженные насадкой из тел различной формы (кольца, кусковой материал деревянные решетки и т.д.).
Учебно-методическое пособие по немецкому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов музыкальных высших учебных заведений и может использоваться как приложение к основному учебнику для студентов II iv курсов вузов культуры и искусств. Темы и тексты знакомят с культурной жизнью, историй Германии, географией и традициями страны
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Музыкальная культура Древнего Китая
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э.
Медные духовые и ударные инструменты
Медные духовые Валторна У нее красивый звук и это главное. Вообще-то вам следовало бы рассказать про ее историю (она совершенствовалась намного дольше других инструментов, другими словами гм... самая отсталая :), но нужно ли это вам? У нее большой диапазон и достаточная беглость. Прекрасный инструмент.
Карл Мария фон Вебер
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”.
Сальса
Сальса – дитя двух культур, европейской (вернее, испано-арабской), подарившей сальсе струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму и африканской, давшей сальсе барабаны и другие ударные инструменты.
Аутентичное исполнительство
Итак, что главное для интерпретатора музыкального сочинения? Передать мысль, концепцию, чувства. Словом, передать все то, что пытался выразить композитор в своем произведении. Перед ним вставали определенные проблемы аутентичного исполнительства.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Деревянная столица
Почти 400 лет тому назад в Москве, в районе современной Трубной площади, образовался необычный рынок. Здесь можно было купить все необходимое для строительста дома. Можно было купить и готовый сруб.
Сочинение-описание помещения
Наш класс Наша классная комната большая, светлая, просторная. В ней трое больших окон. Справа от дверей стоят книжные шкафы. Их пять, и каждая заполнена книгами, журналами, газетами. В классе в три ряды стоят деревянные столы с двумя стульями около каждого. У окна — учительский стол. Он украшен белой с красным орнаментом скатертью.
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Древнейшие рукописные книги
Письменность на восточнославянских землях существовала задолго до принятия христианства. Материалом для письма в Киевской Руси был дорогой пергамент. Рукописи разукрашивали разными орнаментами. Сшитые рукописи оправляли в книги. Это были деревянные дощечки, которые обтягивали или дорогой тканью, или пергаментом, или инкрустировали серебром или золотом.
Голубая жизнь
Автор: Горький Максим. Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время мать была религиозным человеком и ходила на богомолье в монастырь. Отец слыл чудаком. Например, он развлекался тем, что приделывал к дверям деревянные дудки с резиновыми мячами, которые противно свистели, когда отворялась дверь.
Культурная жизнь Боливии
Боливийская культура состоит из смеси Индейской культуры с культурой Средиземноморья принесенной испанцами. Традиционная одежда. Искусства.
Пожар в Толчковской слободе 1767
Ярославский пожар 1767 года Пожар случился 1 (12) октября 1767 года в одиннадцатом часу пополудни за рекой Которослью в Толчковской слободе во дворе ярославского купца и депутата к слушанию проекта нового Уложения Алексея Иванова Ярославцова. По показаниям крепостных крестьян — работников этого купца, один из них — Потап Фёдоров родом из села Наумова Ярославского уезда, пошёл вечером со свечою в дубной амбар, чтобы оставить там чан и взять свою постель, после чего вместе с остальными работными людьми спал в жилом амбаре, пока всех их не разбудил дворник, сообщив о пожаре.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Таволетта
Джованни ди Паоло. «Благовещенье». 1445 г. Ватикан, Пинакотека. Таволетта (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola — доска) — деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.
Дело Шлитте
Дело Шлитте — судебный процесс над Гансом Шлитте в Любеке в 1548 году. Царь Иван IV поручил Гансу Шлитте завербовать в Европе и привезти в Москву мастеров и докторов, которые умеют ходить за больными и лечить их, книжных людей, понимающих латинскую и немецкую грамоту, мастеров, умеющих изготовлять броню и панцири, горных мастеров, знающих методы обработки золотой, серебряной, оловянной и свинцовой руды, людей, которые умеют находить в воде жемчуг и драгоценные камни, золотых дел мастеров, ружейного мастера, мастера по отливке колоколов, строительных мастеров, умеющих возводить каменные и деревянные города, замки и церкви, полевых врачей, умеющих лечить свежие раны и сведущих в лекарствах, людей, умеющих привести воду в замок, и бумажных мастеров.
Большой Шатле
Большой Шатле (1650) Большой Шатле (реконструкция 1897) Большой Шатле́ (фр. Grand Chвtelet de Paris) — замок в Париже, охранявший в Средние века подходы к мосту Гранд-Понт (Большой мост) через Сену, позднее — известнейшая парижская тюрьма.
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Лесото
Государство расположено на юге Африки. Окружено со всех сторон территорией ЮАР. Выхода к морю не имеет. Единственное государство в Африке, где ежегодно выпадает снег.
Архангельская область
Дата образования области - 23.09.1937 г. Территория - 410,7 тыс. кв. км (без территории Ненецкого автономного округа), общая - 587,4 тыс. кв.км (0,31% территории Российской Федерации).
Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск, центр Ханты-Мансийского АО, расположен в Западной Сибири, на р. Иртыш (порт), в 15 км от еe впадения в Обь. Расстояние до Москвы - 2759 км, до Тюмени - 777 км.