Министерство образования Российской
Федерации
Костромской государственный
университет им. Н. А. Некрасова
Реферат
Традиции Тютчева в лирике Зинаиды
Гиппиус
Кострома 2002
Без имени З. Н. Гиппиус
не обходится ни одна биография сколько-нибудь значительного лица в русской
литературе рубежа XIX – XX веков, без её произведений картина
русской литературной и общественной жизни была бы не полной.
Уже в ранних стихах
Гиппиус чувствуются отголоски поэзии значительных писателей Запада:
Из всех чудес земли тебя,
о снег прекрасный,
Тебя люблю. За что люблю
– не ведаю… -
конечно, отголосок
«стихотворения в прозе» Шарля Бодлера об облаках.
Но люблю я себя как Бога,
-
Любовь мою душу спасёт… -
явно создавалась под
влиянием проповеди Ницше.
Эти стихи Гиппиус, уже
тогда написанные с большим мастерством, были своеобразны по своему ритму,
языку; сразу останавливали внимание читателей глубиной идейного содержания.
Но наряду с зарубежными
истоками в поэзии Гиппиус, как и в русском символизме в целом, гораздо большее
место занимали национальные литературные традиции. Ещё Мережковский в своей
статье»О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
(1893) замечал, что зёрна символизма находятся в русской «предсимволистской»
литературе. При этом он называл имена Гончарова, Толстого, Достоевского,
Тургенева и других. Среди поэтов предшественниками русского символизма он видел
представителей «народничества» - таких, например, как Кольцов, Некрасов. Но
прежде всего для становления символизма как литературного направления большое
значение имел Тютчев.
Мережковский, называя
Тютчева «певцом певцов», считает при этом, что именно в его поэзии отразился
возвышенный идеализм XIXвека.
Поэзия Тютчева для Мережковского «по - олимпийски – лучезарна, блаженная и
могучая».
Гиппиус поддерживала
точку зрения Мережковского и называла Тютчева самым близким поэтом для себя и
своих современников: «Из старых поэтов, истинных, нашим современником мог быть
Тютчев. Когда, кто любил, понимал и знал его странные лунные гимны, которых он
сам стыдился перед другими, записывал на клочках, о которых избегал говорить?
Если, наконец, немногие из теперешних, почуя его близость, и сливают сердце с
его славословиями, - то как их мало! Да и для каждого Бог Тютчев всё-таки не
всей полностью его Бог».2
В «Литературном дневнике»
Гиппиус можно найти также запись о том, что для неё Тютчев был даже выше
Пушкина.
От Тютчева Гиппиус
унаследовала не только мотивы неясной устремлённости к Неведомому и мотивы
человеческого бессилия, обречённости, но и тему трудной судьбы человека и
страны в переломные моменты истории, которая отражается очень ярко в её
гражданской лирике.
Как и Тютчев, Гиппиус со
страданием и глубокой болью откликается на ужасы войны, на безудержно льющуюся
кровь, обесценивание человеческой жизни. Тютчев не принимает революцию, что
находит отражение в его стихах:
Ужасный сон отяготел над
нами,
Ужасный безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся
с мертвецами,
Воскресшими для новых
похорон.
(Ст. «Ужасный сон…»,
1863)
Гиппиус уже в своё время
тоже была противником революционных преобразований в России:
Нет, никогда не
примирюсь.
Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
(Ст. «Без оправданья»,
1915)
Тютчев провидел в своих
стихах и революцию 30-го, и революцию 48-го, и всеобщее разрушение мировых
войн, предсказал роль революции в истории.
Стихотворение «Памяти М.
К. Политковской» типичный пример вестничества, глубины интуиции, явный прогноз
грядущего и судеб века:
В наш век отчаянных
сомнений,
В наш век неверием
больной,
Когда всё гуще сходят
тени
На одичалый мир земной…
(Ст. «Памяти М. К.
Политковской», 1876)
В августе 1863-го Тютчев
пишет, как бы провидя им же отрицаемое – грядущую русскую революцию:
И целый мир, как
опьянённый ложью,
Все виды зла, все
ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко
правду Божью
Людская правда к бою не
звала!..
И этот клич сочувствия
слепого,
Всемирный клич к
неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье
слова –
Всё поднялось и всё
грозит тебе,
О край родной! – такого
ополченья
Мир не видал с
первоначальных дней…
Гиппиус тоже по-своему
пророчила революцию 17-го. По мере того, как Россию всё более начали сотрясать
революционные бури, поэтическая мысль Гиппиус становилась всё более острой и
пронзительной, стих приобретал резкость, даже жёсткость.
О совершенно новом
качестве слова З. Гиппиус, поднявшегося до пророческой мощи, даёт весьма точное
представление стихотворение 1905 года со странным названием «Оно»:
Ярко цокают копыта…
Что там видно у моста?
Всё затёрто, всё забыто,
В тайне мыслей пустота…
Только слушаю копыта,
Шум и крики у моста.
Всё разбито, всё забыто,
Пейте новой вино!
Жадны звонкие копыта,
Будь что будет – всё
равно!
Ст. «Оно», 1905)
Гиппиус здесь
предчувствует революцию. Её страшит ужас власти, толпы, насилия. Прослеживаются
в этом стихотворении и апокалиптические мотивы, которые Гиппиус будет развивать
и в более поздней лирике.
Гиппиус прислушивалась к
пророчеству Тютчева. Заглядывая в конец XX века, он пишет, что человек, лишённый верований, преданный
на растерзание реальностям жизни, не может испытывать иного состояния, кроме
непрекращающейся судороги бешенства. Его строки -
О Господи!.. и это
пережить…
И сердце на клочки не
разорвалось…
в отрыве от конкретных
обстоятельств их написания является эпиграфом ко всему, что произошло в его
стране после октября 1917-го. Тютчев предвидел характер русской революции.
Революция для него «ужасный вихрь, в котором погибает мир», и всё рушиться, всё
гибнет в этом общем воспламенении. Тютчев видел в революции «чистейший плод»
западной мысли, реформации, утопии.
Нет веры к вымыслам
чудесным,
Рассудок всё опустошил.
И покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна он
иссушил;
Что в дерево вливала душу
Давало тело бестелесным.
И Гиппиус, уже после
первой мировой войны, категорически отказывается от битвы народов и государств:
В последний час, во тьме,
в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на
брань,
Восстанет и не Бога.
(Ст. «Без оправданья»,
1915)
Другие работы по теме:
Тютчев ф. и. - Стихотворение ф. и тютчева фонтан.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
Тютчев ф. и. - Человек и природа в русской литературе
Две души живут в груди моей всегда враги. И. В. Гете ФаустНе то что мните вы Природа. Ф. И. Тютчев В ней есть душа в ней есть свобода. Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает что истинным бессмертием обладает природа а не человек человек это лишь разрушающее начало.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Тема любви в лирике Тютчева
Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Вершина чистой поэзии по стихам Тютчева
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя,
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние гроза
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние гроза" Автор: Тютчев Ф.И. «Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.
Место лирики Тютчева в русской поэзии
Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Любовь и природа в лирике Фета
Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).
Хаос и космос в лирике Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос — стихию примирения и гармонии.
Федор Иванович Тютчев
Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году после окончания университета стал дипломатом в Мюнхене, за границей на службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом.
"Мысль Тютчева…"
Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Поэт “нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре”.
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».
Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике.
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Биография Ф.И. Тютчева
Тютчев, Федор Иванович (23 ноября или 5 декабря 1803—15 или 27 июля 1873 года) . Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “Союза благоденствия” , который пробудил в своем питомце любовь к литературе.
Анализ стихотворения Silentium Тютчева.
Автор: Тютчев Ф.И. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Тютчева, Анна Фёдоровна
План Введение 1 Биография 3 Галерея Список литературы Введение А́нна Фёдоровна Тю́тчева (21[2] апреля 1829, Мюнхен — 11 августа 1889) — дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, жена И. С. Аксакова, мемуаристка; разделяла взгляды славянофилов.
Тютчев
Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.
Природа и человек в лирике ФИ Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта.
Биография Рубцова Николая Михайловича
Рубцов Николай Михайлович (1936–1971гг.) - русский поэт. Родился 3 января 1936г., в поселке Емецк, Архангельской области. Сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.