Автор: Ахматова А.А.
Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере как о характере западном, характере крайностей и бескомпромиссности.
Многое в этом представлении преувеличено, хотя не лишено доли истины. Скорее все-го, дело здесь заключается в особом отношении русских к природе, свободе, воле. А что такое «воля вольная», хорошо определено в русских народных песнях, которые создава-лись тоскующими по лучшей доле крестьянам. Стремление русского человека к свободе всегда ограничивалось. Существовало противостояние личности и общества, поэта и царя, художника и власти. Это противостояние особенно обострилось после революции и гражданской войны. Одни писатели связали свою судьбу с судьбой Родины. Они остались в России, не захотев променять ее на чужбину. Это А. Ахматова, А. Блок, С. Есенин, Б. Пастернак. Другим пришлось покинуть Родину. Это И. Бунин, М. Алданов, И. Шмелев. Кто-то просто не воспринял революцию, а кого-то и выслали на «философском пароходе». Что значило для них «любить Россию в непогоду»? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере творчества Анны Андреевны Ахматовой.
Чувство Родины у Ахматовой не демонстративное, а сокровенное. Оно рождалось не из потребности самоустройства или самосохранения, а навевалось состоянием мира, исторической судьбой России. Ахматова лучше понимала, что с нами происходит, чем топчущие ее поэзию критики. Она не отвернулась от измученной Родины, не ушла в себя от жестокости новых времен.
Поразительно, какая любовь к родной земле и верности ей неугасимым пламенем горе-ла в Ахматовой, гонимой властями. Осип Мандельштам называл ее поэзию «одним из символов величия России». Ведь он знал, что Анна Андреевна всегда была со своим народом.
Постепенно в лирике Ахматовой вырисовываются две новые Родины: Русь, печальная Россия со всей ее историей, живо отдающейся в душе, и новая Россия, трагическая и суро-вая. Что происходило на Родине, которая называла себя самой свободной и самой счаст-ливой в мире, хорошо видно по многим стихам Ахматовой, напечатанным только в годы перестройки:
Здесь девушки прекраснейшие спорят
За честь достаться в жены палачам.
Здесь праведных пытают по ночам
И голодом неукротимых морят.
В годы войны она открыла для себя, что Родина, мучавшая ее непониманием, сама те-перь в тяжелой беде. Свои страдания и позор Ахматова переплавила в энергию любви к Родине. История России подсказывала ей: долготерпение, достоинство и мужество пароды переборют всех пришлых врагом.
Ахматова редко описывает Родину вообще: она не любит тратить слова на то, что оче-видно само собою. Родина складывается в ее стихах из обжитых душою памятных мест. Из живых людей, в том числе из родных и близких, в ранних сборниках поэтессы заметны движения с высот истории и культуры к теплым российским селениям. О бедах первой мировой войны она заговорила голосом матери, потерявшей сына. Синонимом новой революционной России часто является уже двадцатый век, двигающий воздухом трагедии:
Чем хуже этот век предшествующий? Разве
Тем, что в чаду печалей и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
В более поздних стихах все меньше картин и подробностей, повеянных теплой, не рас-суждающей любовью. Она все время, как бы отдалена от земли, приподнята над ней и людьми.
Многие полагают, что Ахматова не покинула Россию из «чувства национального». Од-нако причины тут более глубокие. Ответ на этот вопрос дает сама поэтесса в стихотворе-нии «Ты – отступник: за остров зеленый…» Для Ахматовой потерять Родину значит «по-терять благодать». Уехать для нее значит «отдать родную страну», «православную душу губить». Анна Ахматова не представляет себе жизнь без Родины. Ее любовь к ней и не броска, и мучительна, но прочна и прекрасна.
В советское время Ахматова не стала официально признанным поэтом, но ее не удалось отлучить от России и народа. Власти меняются, а поэт навечно остается со своей Родиной.
Другие работы по теме:
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - Тема поэта и поэзии в творчестве а. ахматовой
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Ахматова а. - Своеобразие темы любви в лирике а. ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний очарование богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике. Анны Ахматовой. Тема любви безусловно занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность предельная откровенн.
Стихотворение Ахматовой Двадцать первое. Ночь. Понедельник
Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви.
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Великая земная любовь в лирике Анны Ахматовой
Ахматова — самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и брошенной. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас...
...» Автор: Ахматова А.А. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Любовный роман в лирике Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии,и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это целая гамма настроений, чувств, красок жизни.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Классические традиции в творчестве А. Ахматовой
Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” — вслед за “золотым”, пушкинским. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Своеобразие темы любви в лирике а. А. Ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике анны ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
«Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить…» Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Я голос ваш жар вашего дыханья По лирике ААхматовой
Создаваемый в стихах А. Ахматовой мир мог восприниматься как миниатюрный, камерный и это в течение многих лет служило основанием для резких критических суждений в адрес поэта. Угол зрения в её ранней поэзии и в самом деле не был широким, а само зрение может быть названо сосредоточенным. И всё это потому, что, говоря о любви всего лишь любви, Ахматова говорила о том, что , по её мнению, составляет ценность человеческого существования .