Реферат . Факторы, препятствующие общению психиатра и пациента
Во время обучения психиатрической практике с большой вероятностью можно столкнуться с проблемой общения с пациентом. Это приводит к недоверию к врачу и назначаемому лечению. Люди в дальнейшем не желают обращаться за медицинской помощью. Причины этого могут определяться следующим:
Внешним видом врача;
Некорректным речевым выражением мысли, недоступным для понимания
Неадекватным для пациента уровнем эмоциональной и двигательной экспрессии врача;
Несовпадением типов мышления;
Недостаточным уровнем мотивации врача к пониманию, сопереживанию и лечебному процессу;
Личностные аморальные качества исследователя (склонность ко лжи, непорядочность, подлость, грубость, вульгарность и пр.).
Обращаясь за помощью к корифеям психиатрической науки, можно выявить некоторые пути по преодолению этого.
Внешний вид.
-«Настоящий мастер при собеседовании исключает собственную жизненную позицию, причем не только на уровне собственного выражения мыслей, но и во всем том, что касается поведения и внешнего облика» (Ясперс) Из этого становится ясным, что врач не должен подчеркивать свою принадлежность к определенной рассовой, религиозной, возрастной и половой принадлежности.
Желательным считается представительность внешнего облика, аккуратность и сдержанность в одежде, для представления своей авторитарности и внушения уважения со стороны пациента. Ясперс считает авторитарность врача необходимым для достижения комплаентности и исчезновения страхов у пациента в связи с результатами лечения. Он пишет: «Врач ограничивает свою информацию и сообщает её в авторитарной форме; со своей стороны, больной беспрекословно, не задумываясь, принимает её и слепо верит в истинность всего, что говорит врач. Авторитет и послушание приводят к исчезновению страха как у врача, так и у больного». Впрочем, как пишет Крепелин, при некоторых патологиях уместны более директивные методы воздействия: «Меры воспитания, если не считать юношей-истериков и психопатов, не оказывают благотворного влияния.»
Речь врача
Не стоит употреблять в своей речи такие обороты и слова, которые собеседник не поймет, например говорить длинными, запутанными предложениями. Использовать специфический жаргонные выражения, медицинские термины. На вопрос испытывает ли пациент галлюцинации, он может ответить отрицательно, что не всегда соответствует действительности. Предполагается не злоупотреблять суггестивными вопросами, как пишет Ясперс: «Считается, что нужны только общие вопросы. Каждый раз, когда в ответах больного появляется позитивный момент, его развитие следует стимулировать дальнейшими вопросами общего характера. Если врач прибегает к суггестивному вопросу, он должен делать это сознательно и уметь критически оценивать ответы» Дальше он говорит, что при обследовании лиц «характеризующихся повышенной внушаемостью, суггестивные вопросы безоговорочно исключаются», но об «обманах восприятия у больных шизофренией можно задавать спокойно, не опасаясь суггестивного воздействия»
Эмоциональная экспрессия
Чрезмерное выражение эмоции врачом губительно воздействует на ведение беседы, лечение и может стать причиной ухудшения течения болезни. Крепелин писал: «Пугливость и возбужденность близких (врача и ухаживающего персонала) культивирует истерические припадки и может привести у чрезвычайному развитию болезни.» Кроме того у меня создалось впечатление, что высокий уровень эмоциональной экспрессии усугубляет течение маниакального эпизода, отталкивает тревожных и депрессивных больных, дает почву для манипуляций со стороны психопатов, приводит к полному непониманию у больных шизоидного круга. «Тот, кто имеет дело с душевнобольным должен быть спокоен и терпелив, приветлив и тверд, уметь вовремя уступить и вовремя вмешаться» (Крепелин). «Излишняя экспрессивность, особенно когда с ее помощью хотят подчеркнуть мягкость, доброжелательное отношение, доброту и т.д., надеясь тем самым поскорее завоевать расположение больного, очень часто подводит, так как при этом легко утрачиваются естественность, простота и правдивость, столь ценимые психически больными. В случаях расспроса больного, находящегося в состоянии психоза, сдержанная манера поведения врача оправдывает себя на всем протяжении беседы» (Из учебника Морозов, Шумский).
Несовпадение типов мышления.
Выражается при оценивании врачом поведения и суждений больного и лучше воздерживаться от этого, как советует Ясперс: «Необходимо держаться с вежливым безразличием, слушать внимательно и, независимо от собственных воззрений, слегка «подыгрывать» пациенту в его представлениях и суждениях. Наши оценки мы должны хранить при себе.» Известный факт бесполезности вербальной борьбы против бреда. Крепелин : «Путем возражений и доказательств нельзя устранить бредовые представления».
Недостаточная мотивация врача.
Отсутствие интереса врача к больному, его «нелюбовь», отсутствие интереса в лечении является значительной преградой в лечении. Как это можно исправить я не нашла ответ, вероятнее всего это врожденное качество личности исследователя. От этого зависит умение выслушать больного, попытаться почувствовать его переживания. «Нужна особая склонность к своему призванию» (Грезингер) «известный склад характера» (Корсаков), «совершенно особые душевные качества» (Крепелин). Ясперс выделяет одним из специфических методов диагностики психозов установление психологически понятных связей между событиями душевной жизни больного. В тот период жизни, когда они отсутствуют, и был психотический эпизод. Этот метод предусматривает подробное выслушивание рассказа пациент, которое проблематично без хотя бы малейшего интереса к личности больного.
Аморальность врача.
Несомненно отталкивает пациента. Ложь подрывает доверие и мешает комплаентности. Скрывать, какой диагноз у пациента и чем его лечат непозволительно и нарушает права пациента как личности. «Прямой неправды душевнобольной не забудет и не простит, в последнем случае врач надолго, если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента» (Ганнушкин). Ясперс писал: «Пациент должен знать, что с ним происходит, дабы вместе с врачом пытаться излечить болезнь.» Такие проявления, как грубость унижают авторитет врача и служат источником недоверия и почвой для манипуляций.
Список литературы:
Карл Ясперс. Общая психопатология. Пер. с нем.- М.. Практика, 1997
Э. Крепелин. Введение в психиатрическую клинику. Пер с нем.- Бином. Лаборатория знаний, 2004
П.Б. Ганнушкин. Избранные труды по психиатрии.- Феникс, 1998
Другие работы по теме:
Психотерапия
Психотерапия в сексологии (псих... + греч. therapeia — уход, лечение), система лечебного воздейстия на психику больного и через психику на весь его организм. Во многих случаях является основным способом лечения полового расстройства.
Наркотики и подростки
Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.
Эриксоновкий гипноз
Эриксоновский гипноз - это одно из современных направлений в психотерапии, предлагающее новые формы создания гипнотического транса. Его основатель - американский психотерапевт Милтон Эриксон (Erickson M. H., 1901-1980).
Этика в психиатрии
Стремительное развитие медицины, появление новых технологий, расширение возможностей воздействия на человеческую жизнь, целостность организма и личности, привели к разработке медицинскими сообществами новых этических принципов и правил.
Психотерапия
Понятие. Суггестивные методы. Психоаналитическая психотерапия. Аутогенная тренировка. Трансактный анализ.
Оргонная психотерапия (В.Райх)
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм".
Психотерапия пациентов с расщепленным образом "Я"
Тактики психотерапии пациентов с расщепленным образом "Я" Большинство психодинамически ориентированных психотерапевтов считают расщепление образа Я отличительной особенностью шизоидной,нарциссической и пограничной личностных структур. Пациентам с расщепленным образом Я свойственно крайне амбивалентное отношение к психотерапии; ихГрандиозное Я отвергает помощь, запрашиваемую Неполноценным Я.
Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии
Graphics Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии Graphics Graphics По современным данным Бергина и Гарфилда (Bergin A. E., Garfield S. L, 1994), в мире используется более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и подростков. Большинство из них применяется в индивидуальной психотерапии.
Чернышевский н. г. - Социалистический идеал н. г. чернышевского
Автор Что делать впервые в русской художественной литературе вдохновенно нарисовал картины социалистического будущего. Четвертый сон. Веры Павловны открывал читателям в живом образном воплощении ту великую цель к которой стремятся новые люди для дости.
«Сестринское дело»
Именно умениями и знаниями тех конкретных медицинских работников, от которых непосредственно зависит восстановление его здоровья, а иногда и спасение его жизни
Психотерапия
ПСИХОТЕРАПИЯ -- разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегосяв болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекциюиндивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.
Дельфинотерапия как метод психотерапии
В отечественной психологической практике дельфинотерапия - новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
Медицинская сестра и пациент
Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав. Уважение человеческого достоинства пациента. Обязанность хранить профессиональную тайну.
Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Автор: Чернышевский Н.Г. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме.
Анализ письма Обломова
Причины, побудившие Обломова написать письмо Ольге. Каким предстает Обломов перед читателями в своем письме.
Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная
А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин - одной: утончённой, нежной, изящной,и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова?
Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Во взаимоотношениях героев романа И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников.
Анализ эпизода Прощальная встреча Обломова и Ольги
Анализ эпизода "Прощальная встреча Обломова и Ольги" Автор: Гончаров И.А. Этот эпизод является кульминацией романа, т.к. после него действие идет на спад – герои расстаются. Эта глава знаменует поворот в жизни героев и раскрывает их внутреннее состояние. Характер эпизода смешанный и условно его можно разделить на три части: 1) Обломов приходит к Ольге; 2) Обломов один; 3) последний разговор Обломова и Ольги.
Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Автор: Чернышевский Н.Г. Николай Гаврилович Чернышевский — создатель произведения особого жанра — художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини — Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме.
Юность моей мамы в годы Брежнева
Автор: Сочинения на свободную тему Сочинение по Истории Росси«Юность моей мамы в годы Брежнева» (Томниковой Ольги Петровны) Каждый отрезок времени, прожитый человеком хорош по-своему. Особенно отличается период, который называется Юностью. Пусть эта юность в довоенные, военные, «брежневские», «андроновские» времена или времена перестройки, все равно это будет, наверное, одно из лучших времен жизни.
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон — пехотный батальон, сформированный в 1812 году из добровольцев в Тверской губернии. История После издания высочайшего манифеста от 6 июля 1812 года, призывающего все сословия и состояния к единодушному и «общему содействию против всех замыслов и покушений врага», во главе охваченного патриотическим энтузиазмом тверского дворянства и общества встала великая княгиня Екатерина Павловна.
Анна Павловна
Королева нидерландская, дочь императора Павла I и императрицы Марии Феодоровны.
Княгиня Ольга
Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.
Юлиус Вагнер-Яурегг
Вагнер-Яурегг, Юлиус (Wagner-Jauregg, Julius) (1857–1940), австрийский невропатолог, психиатр и патоморфолог, удостоенный в 1927 Нобелевской премии по физиологии и медицине за обоснование теоретических положений пиротерапии.