Будущность России - казачество:
свобода, равенство и обязательная
военная служба каждого...
Л. Толстой
Работая над "Казаками", Л.Н.Толстой записал в дневнике свои мысли о задачах искусства: "Дело искусства - отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы эти, по старому разделению, - характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцен, народов, природы". "Характеры" народов и природы - эти стороны жизни чрезвычайно много значат в художественном повествовании "Казаков". Эпическое повествование о труде, веселье, войне казаков очень важно Толстому, таким образом раскрывается "характер народа".
Тургенев, считавший Оленина лишним лицом в "Казаках", был, конечно, не прав. Идейного конфликта повести не было бы без Оленина. Но тот факт, что в жизни казачьей станицы Оленин - лишнее лицо, что поэзия и правда этой жизни существуют и выражаются независимо от него, - несомненно. Не только для существования, но и для самосознания казачий мир не нуждается в Оленине. Этот мир прекрасен сам по себе и сам для себя.
Эпически величавое описание истории и быта гребенских казаков развертывается в первых главах повести вне какой-либо связи с историей жизни Оленина. Впоследствии - в столкновении казаков с абреками, в замечательных сценах виноградной резки и станичного праздника - Оленин выступает как сторонний, хотя и очень заинтересованный наблюдатель. Из уроков Ерошки познает он и жизненную философию и мораль этого поразительного и такого привлекательного для него мира.
Но странное дело: читая письма Толстого с Кавказа, мы не находим в них ни того восхищения станичной жизнью, ни того негодования против оставленного в России светского общества, которое содержится в письмах Оленина к приятелю. Все это пришло к Толстому позднее. "Казаки" вобрали в себя и опыт участника Севастопольской обороны, и стремление решить земельный вопрос, и любовь к яснополянской крестьянке Аксинье Базыкиной. После Крымской кампании, после знакомства с кругом "Современника" и поездок за границу Толстой шире понял свое прошлое, иначе обобщил его факты.
Работа над "Казаками" заканчивалась в те годы, когда жизнь русской деревни особенно близко занимала Толстого. Он снова устроил тогда в Ясной Поляне и в окрестных деревнях школы для крестьянских детей; как мировой посредник отстаивал интересы крестьян в реформе 1861 года; мечтал жениться на крестьянке и отказаться от барского образа жизни.
Как и прежде, его волновал и тревожил вопрос: что же делать умному, чуткому и совестливому дворянину, если он недоволен своей средой, если его влечет жизнь общая, народная, если он не хочет чувствовать себя виноватым за социальные и нравственные пороки окружающего мира?
Свое открытие этого мира Толстой переносит на страницы "Казаков", рисуя быт и нравы, характер целого народа, каким он сложился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют религиозные идеи, которые станут для Толстого столь существенными в дальнейшем.
Сам Толстой в дневнике записал: "Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда". В повести простая, близкая к природе трудовая жизнь казаков утверждается как социальный и нравственный идеал. Труд - необходимая и радостная основа народной жизни, но труд не на помещичьей, а на своей земле. Так решал Толстой самый злободневный вопрос той эпохи.
Позднее он развивал свою мысль о вольной земле и говорил, что на этой идее может быть основана русская революция. В статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции" В. И. Ленин писал, что в творчестве Толстого отразилось крестьянское "стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на месте полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян". Никто сильнее Толстого не выразил в своем творчестве эту мечту русского мужика, и никто больше его не строил утопических теорий, особенно в поздние годы, о мирных путях ее достижения.
Что же представляют собой в этом смысле "Казаки"? Мечту или действительность? Идиллию или реальную картину?
Очевидно, что патриархально-крестьянская идиллия живет лишь в воспоминаниях Ерошки. И при первом знакомстве с Олениным, и потом много раз он повторяет: "Прошло ты, мое времечко, не воротишься"; "Нынче уж и казаков таких нету. Глядеть скверно..."
На ранних стадиях работы у Толстого являлась мысль - Ерошку, в облике которого особенно ярко воплотился жизненный идеал казачьего мира, сделать товарищем и однолеткой Кирки (будущий Лукашка). В законченной повести Ерошка - воплощение доживающей истории, живая легенда, чуждая новой станице. К нему относятся либо враждебно, либо насмешливо все, кроме Оленина и Лукашки, племянника. Ерошка в свое время "прост" был, денег не считал; теперешний же типичный представитель казачьего общества - хорунжий - оттягал сад у брата и ведет длинный политичный разговор с Олениным, чтобы выторговать лишнее за постой.
Свободная от крепостного права казачья община не избежала развития новых отношений с их властью чистогана и откровенной антигуманностью. Не случайно, что человеческий, гуманный взгляд представляет в повести именно старик Ерошка. Он любит и жалеет всех: и убитого в разграбленном ауле ребеночка, и джигита, застреленного Лукашкой, и раненого зверя, и бабочку, по глупости летящую на огонь, и Оленина, которого девки не любят. Но сам он нелюбимый. "Нелюбимые мы с тобой, сироты!" - плача, говорит он Оленину.
Верный жизненной правде, писатель отказался от мысли рисовать в повести казачью идиллию. В лаконичных и точных художественных зарисовках он представил конец казачьей станицы, рождение в ней новых нравов, раскрыл трагедию ломки и уничтожения патриархального крестьянства. По мере работы над повестью старик Ерошка все более становится критиком современности, утверждающим свое отношение к миру - свободное, старокрестьянское. Гуманизм, человечность даны Ерошке как бы самой природой и долгим жизненным опытом. Оленин приобретает эти черты, борясь с самим собой и со своим прошлым.
Другие работы по теме:
Толстой Шат и Дон
Лев Николаевич Толстой Шат и Дон Толстой Лев Николаевич Шат и Дон Лев Николаевич Толстой Шат и Дон У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошёл по показанной дороге, сбился с пути и пропал.
Толстой Конь и кобыла
Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Толстой Лев Николаевич Конь и кобыла Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а конь кормился ночью, а днём пахал. Кобыла и говорит коню:
Толстой Собака и её тень
Лев Николаевич Толстой Собака и её тень Толстой Лев Николаевич Собака и её тень Лев Николаевич Толстой Собака и её тень Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
Толстой Журавль и аист
Лев Николаевич Толстой Журавль и аист Толстой Лев Николаевич Журавль и аист Лев Николаевич Толстой Журавль и аист Мужик расставил на журавлей сети за то, что они сбивали у него посев. В сети попались журавли, а с журавлями один аист.
Толстой Глупый мужик
Лев Николаевич Толстой Глупый мужик Толстой Лев Николаевич Глупый мужик Лев Николаевич Толстой Глупый мужик Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше.
Толстой Упрямая лошадь
Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Толстой Лев Николаевич Упрямая лошадь Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик отпрёг лошадь и свёз телегу на паром; но лошадь была упряма и не хотела идти на паром. Мужик тащил её из всех сил за повод и не мог ввести на паром.
Толстой Летучая мышь
Лев Николаевич Толстой Летучая мышь Толстой Лев Николаевич Летучая мышь Лев Николаевич Толстой Летучая мышь В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим, и всё выжидала, чья возьмёт. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать.
Толстой Тетерев и лиса
Лев Николаевич Толстой Тетерев и лиса Толстой Лев Николаевич Тетерев и лиса Лев Николаевич Толстой Тетерев и лиса Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
Толстой Награда
Лев Николаевич Толстой Награда Толстой Лев Николаевич Награда Лев Николаевич Толстой Награда Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидать.
Толстой Отец и сыновья
Лев Николаевич Толстой Отец и сыновья Толстой Лев Николаевич Отец и сыновья Лев Николаевич Толстой Отец и сыновья Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
Толстой Дурак и нож
Лев Николаевич Толстой Дурак и нож Толстой Лев Николаевич Дурак и нож Лев Николаевич Толстой Дурак и нож Был у дурака нож очень хорош. Стал дурак этим ножом гвоздь резать. Нож гвоздя не резал. Тогда дурак сказал:
Толстой Девочка и разбойники
Лев Николаевич Толстой Девочка и разбойники Толстой Лев Николаевич Девочка и разбойники Лев Николаевич Толстой Девочка и разбойники Одна девочка стерегла в поле корову. Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти.
Толстой Ровное наследство
Лев Николаевич Толстой Ровное наследство Толстой Лев Николаевич Ровное наследство Лев Николаевич Толстой Ровное наследство У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как‑нибудь сравнять двух сыновей.
Толстой Воробей
Лев Николаевич Толстой Воробей Толстой Лев Николаевич Воробей Лев Николаевич Толстой Воробей Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам и сказал:
Толстой Вариант конца повести Дьявол
Лев Николаевич Толстой Вариант конца повести 'Дьявол' Толстой Лев Николаевич Вариант конца повести 'Дьявол' Л.Н.Толстой (ВАРИАНТ КОНЦА ПОВЕСТИ "ДЬЯВОЛ")
Толстой Шакалы и слон
Лев Николаевич Толстой Шакалы и слон Толстой Лев Николаевич Шакалы и слон Лев Николаевич Толстой Шакалы и слон Шакалы поели всю падаль в лесу, и им нечего стало есть. Вот старый шакал и придумал, как им прокормиться. Он пошёл к слону и говорит:
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Толстой Три вора
Лев Николаевич Толстой Три вора Толстой Лев Николаевич Три вора Лев Николаевич Толстой Три вора Один мужик вёл в город продавать осла и козу. На козе был бубенчик.
Толстой Течение воды
Лев Николаевич Толстой Течение воды Толстой Лев Николаевич Течение воды Лев Николаевич Толстой Течение воды Однажды ученики Конфуцы застали его у реки. Учитель сидел на берегу и пристально смотрел на воду, как она бежала. Ученики удивились и спросили: "Учитель, какая польза смотреть на то, как текут воды? Это дело самое обыкновенное, оно всегда было и будет".
Толстой Мыши
Лев Николаевич Толстой Мыши Толстой Лев Николаевич Мыши Лев Николаевич Толстой Мыши Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.
Толстой Зайцы и лягушки
Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Толстой Лев Николаевич Зайцы и лягушки Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:
Толстой О людях больших и маленьких
Лев Николаевич Толстой О людях больших и маленьких Толстой Лев Николаевич О людях больших и маленьких Лев Николаевич ТОЛСТОЙ О ЛЮДЯХ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ
Толстой Лисица и журавль
Лев Николаевич Толстой Лисица и журавль Толстой Лев Николаевич Лисица и журавль Лев Николаевич Толстой Лисица и журавль Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела. На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом.
Толстой Мышь полевая и мышь городская
Лев Николаевич Толстой Мышь полевая и мышь городская Толстой Лев Николаевич Мышь полевая и мышь городская Лев Николаевич Толстой Мышь полевая и мышь городская
Толстой Волга и Вазуза
Лев Николаевич Толстой Волга и Вазуза Толстой Лев Николаевич Волга и Вазуза Лев Николаевич Толстой Волга и Вазуза Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.
Толстой Волк
Лев Николаевич Толстой Волк Толстой Лев Николаевич Волк Л.Н.Толстой ВОЛК Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
Толстой Белка и волк
Лев Николаевич Толстой Белка и волк Толстой Лев Николаевич Белка и волк Лев Николаевич Толстой Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
Толстой Ястреб и голуби
Лев Николаевич Толстой Ястреб и голуби Толстой Лев Николаевич Ястреб и голуби Лев Николаевич Толстой Ястреб и голуби Гонялся, гонялся ястреб за голубями, не мог ни одного поймать. Вот он и вздумал их обмануть. Подлетел он к голубятне, сел на дерево и стал им говорить, что хочет им служить.
Толстой Пчёле и трутни
Лев Николаевич Толстой Пчёлы и трутни Толстой Лев Николаевич Пчёлы и трутни Лев Николаевич Толстой Пчёлы и трутни Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:
Толстой Волк и кобыла
Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Толстой Лев Николаевич Волк и кобыла Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
Толстой Теленок на льду
Лев Николаевич Толстой Телёнок на льду Толстой Лев Николаевич Телёнок на льду Лев Николаевич Толстой Телёнок на льду Телёнок скакал по закуте и выучился делать круги и повороты. Когда пришла зима, телёнка выпустили с другою скотиною на лёд к водопою. Все коровы осторожно подошли к корыту, а телёнок разбежался на лёд, загнул хвост, приложил уши и стал кружиться.
Толстой О Гоголе
Лев Николаевич Толстой О Гоголе Толстой Лев Николаевич О Гоголе Л.Н.Толстой О ГОГОЛЕ Гоголь ‑ огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.