Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно- философского плана эпопеи - это поражение всего “наполеоновского”: как определенной философии, определенного принципа жизни. Философия эта глубоко антипатична Л. Н. Толстому: он расценивает ее как нечто фальшивое, искусственное, а потому несвойственное русскому человеку.
Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” начинается с описания приема у Анны Павловны Шерер.
Между гостями салона этой знатной дамы возникает острый спор о Наполеоне. Отношение различных действующих лиц романа к Наполеону определяет в какой-то степени их моральные качества.
Сам Толстой не только не находит ничего привлекательного в личности Наполеона, но, напротив, считает его человеком, у которого “помрачены ум и совесть”. Все его поступки Толстой расценивает как “слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого”. Во многих сценах романа французский император предстает не как великий государственный деятель, а как капризный и самовлюбленный позер.
Одним из ярких эпизодов, характеризующих Наполеона именно с этой стороны, является сцена приема императором русского посла Балашева. Принимая Балашева, Наполеон все рассчитал для того, чтобы произвести на него неотразимое впечатление. Он хотел представить себя воплощением силы, величия и благородства. С этой целью он назначил прием на “самое выгодное свое время - утро” и нарядился в “самый, по его мнению, величественный свой костюм”. Было рассчитано не только время, но и место встречи и даже поза, которую Наполеону надлежало принять, чтобы произвести должное впечатление на русского посла. Однако во время беседы Балашев, “не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос”. Наполеон, правда, знал об этом своем физическом недостатке и видел в нем “великий признак”.
Толстой усматривает в этом лишнее подтверждение невероятной самовлюбленности французского императора. Неприязнь Толстого к Наполеону сквозит и в описании других подробностей, таких как манера “смотреть мимо” собеседника. Что уж говорить о попытке Наполеона “обласкать” Балашева! Вероятно, Наполеон считал, что любой человек должен гордиться тем, что его дернул за ухо сам французский император. Его манера “смотреть мимо” людей отмечалась Толстым и в других эпизодах, например в эпизоде с уланами, бросившимися в реку, чтобы угодить императору. Когда они тонули, Наполеон даже не взглянул на них. Описание поездки Наполеона по Аустерлицкому полю сражения также свидетельствует о его полном равнодушии к убитым и раненым.
Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: “Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...” Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалко: л и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города. А вскоре жестокий и вероломный завоеватель потерпел полное поражение. Таким образом, история развенчивает культ сильной личности, культ “сверхчеловека”.
Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями “игрой в шахматы”. Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. Толстой неоднократно говорит о том, что Кутузов руководил сражениями по-своему. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет “дух войска”. В тяжелой для русской армии ситуации он сумел принять на свои плечи всю полноту ответственности. Невозможно забыть сцену военного совета в Филях, когда Кутузов принял решение об отступлении. В те мрачные часы перед ним встал один страшный вопрос: “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона и когда же я это сделал?., когда же решилось это страшное дело?” В эту трагическую для России минуту, когда необходимо было принять одно из важнейших в истории решений, Кутузов был совершенно один. Он должен был сам принять это решение, и он его принял. Для этого полководцу потребовалось собрать все свои душевные силы. Он смог не поддаться отчаянию, сохранить уверенность в победе и внушить эту уверенность всем - от генералов до солдат.
Из всех исторических деятелей, показанных в романе, только Кутузова Толстой называет истинно великим человеком: “...трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели”.
В романе “Война и мир” Кутузов представлен как народный герой, вся мощь которого состояла “в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”.
Можно сделать вывод о том, что основное различие между этими полководцами Толстой видел в антинародной деятельности Наполеона и народном начале, лежащем в основе всех деяний Кутузова.
Здесь необходимо сказать об отношении Толстого к роли личности в истории. Еще в молодости писатель пришел к мысли, что “каждый исторический факт необходимо объяснять человечески”. Он очень увлекался идеей “олицетворения” истории, то есть изображения ее в живых лицах. Но уже тогда Толстой иронически относился к тем писателям, которые считали творцами истории немногих выдающихся лиц. В романе “Война и мир” он бурно протестует против подобной точки зрения. В эпилоге романа Толстой говорит о том, что невозможно описывать движение человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели, а эта сила есть движение “всех, без одного исключения всех людей”. По Толстому, содержание исторического процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила, и величие личности заключается в том, чтобы стать частью этой силы. Попытки же поставить себя над народом, считая его толпой, управлять им - смешны и нелепы и приводят к общечеловеческим трагедиям.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Кутузов и наполеон в романе война и мир
Роман Л. Н. Толстого стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В нем великолепно изображены знаменательные исторические события начала XIX века освещены стороны русской жизни взгляды идеалы быт и нравы различных слоев общества.
Толстой л. н. - война и мир
И началась война то есть совершилосьпротивное человеческому разумуи всей человеческой природе событие. Л. Толстой Что такое. Война и мир писал. Толстой по поводу формы своего произведения. Это не роман еще менее поэма еще менее историческая хроника.
Толстой л. н. - народный полководец кутузов
На страницах романа. Война и мир. Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. Утверждая определяющую роль народа. Толстой совершенно отрицает роль личности.
Толстой л. н. - Герои и антигерои в романе-эпопее л. н. толстого война и мир
AlignjustifyВесь я в моих писаниях. Л Толстой Лев Николаевич Толстой художник с большим диапазоном тем философских взглядов на окружающий мир и человека. Писателю свойственна неспешная манера повествования он постепенно вводит читателя в круг своих вглядов и интересов надолго оставляя в плену произведения.
Образ Кутузова
Сочиняя , Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Кутузов и Наполеон в романе Льва Толстого Война и мир . Смысл их противопоставления
Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит ничего привлекательно в личности Наполеона, но напротив, считает его человеком, у которого «помрачены ум и совесть». Все его поступки Толстой расценивает как «слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого».
Кутузов и проблема простоты, добра и правды в романе Толстого Война и мир
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — масштабное эпическое произведение. В нем сосуществуют вымышленные герои и реальные исторические лица. Образ Кутузова — творческая удача Толстого. Главнокомандующий предстает в произведении обычным человеком со своими слабостями и старческой немощью, но в этой простоте и естественности и воплощена та гениальность, которая позволила Кутузову защитить отечество в войну 1812 года.
Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории По роману Л. И. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Историческая личность - суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л.Н.Толстой Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея Болконского и глазами самого Толстого.
Кутузов и Наполеон по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман Л. Н. Толстого стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В нем великолепно изображены знаменательные исторические события начала XIX века, освещены стороны русской жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Кутузов и Наполеон в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805— 1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлицкое и Бородинское), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица.
Образ Кутузова в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Сочиняя “Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.
Два полководца
Толстой создает в романе два символических характера, полностью противоположных друг другу, сосредоточивших в себе полярные черты.
Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе Война и мир 2
Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну именно как кровавую бойню, противную человеческой сущности.
Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Весь роман Льва Николаевича Толстого построен на противопоставлениях (вспомним хотя бы название произведения). И в своем понимании истории Толстой отличается от традиционных историков. Писатель не соглашается со всяким, кто считает, что личность определяет исторический процесс.
Образ Кутузова в романе Война и мир 2
Образ Кутузова в романе «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Эпопея “Война и мир” — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа — разгром русским народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона.
Образ Кутузова в романе Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман Толстого “Война и мир” — глубочайшее постижение социального общественного развития, философии, истории. Предметом художественного исследования является в нем роль выдающейся личности. Закономерно, что на страницах книги мы видим множество реальных исторических фигур: Наполеона, Александра I, Багратиона, Сперанского, Кутузова...
Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого «Война и мир» и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел показать современность в соотнесенности с историческим прошлым.
Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Герои войны и "военные трутни" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В те трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.
Народная война в изображении Л. Н. Толстого
Автор: Толстой Л.Н. (По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л.
Кутузов - народный полководец
В романе-эпопее "Война и мир" истинным носителем добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо "нет величия там, где нет простоты, добра и правды".
Патриотизм русского народа в войне 1812 года
Сочинение На тему: «Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года». Ученика 10 класса «А» Средней школы №952 Жукова Михаила 2002 год. Роман «Война и мир» в жанровом отношении является романом – эпопеей, так как Толстой показывает исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Фарапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу).
Народ и личность в романе Толстого Война и мир
Народ и личность в романе Толстого "Война и мир" Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с буржуазными учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по воле которого, якобы, совершаются мировые события.