Кутузов – народный полководец
Нет в русской литературе другого
произведения, где были бы с такой убедительностью и силой, как в романе “Война
и мир”, переданы мощь и величие русского народа. Всем содержанием романа-эпопеи
Лев Николаевич Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за
независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Единство Кутузова с народом
объясняется тем “народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и
силе его”. Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является
“представителем народной войны”.
Впервые Толстой показывает Кутузова в военной
кампании 1805-1807 г.г. на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел
смотреть парадную форму солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, в
каком он находился, указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскую
обувь, с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не
видеть, как это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау и
смотр под Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольски
вычищенные и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритыми
и вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. “На
этом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы Кутузова и
Александра и их отношение к солдатам, а следовательно и к народу. Если Кутузов
“прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых слов
офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам, то император
Александр, проезжая на лошади, лишь останавливался иногда, чтобы
поприветствовать какой-либо полк. Если у Кутузова смотр проходил просто,
естественно, по-домашнему, полководец разговаривал с солдатами, то в Ольмюце
“массы войска”, “надсаживая свои груди”, “присоединялись к реву всей той линии,
которую уже проезжал государь. “То есть это не та сыновья любовь солдат к
Кутузову, а дикий восторг толпы, “массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой
особенно ярко показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение к
солдатам и боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
В
Бородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое заключалось в том,
что он руководил духом армии: “Долголетним военным опытом он знал и старческим
умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борящихся со смертью нельзя
одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения
главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила,
называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько
это было в его власти”.
Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этой
народной войне превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. Так
Кутузов посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но
то, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и
посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.
Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства,
решил, что сражение было проиграно, в то время как русские солдаты стояли
насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохой
полководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок народ и этот народный
дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состоянии
наступать не могла. Но этот приказ исходил “не из хитрых соображений, а из
чувства, которое лежало в душе каждого русского человека”, и, услышав этот
приказ “измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились”.
Но Толстой-художник часто
противоречит Толстому-философу, так как Кутузов руководит по настоящему
сражением, проявляя свою волю. Толстой-философ отрицает активную роль
полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского: “Он ничего не
придумает, ничего не предпримет... но он все выслушает, все запомнит, все
поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не
позволит”. Признание активной роли Кутузова. С одной стороны у Толстого Кутузов
не делал “никаких распоряжений”, а с другой стороны “соглашался или не
соглашался на то, что предлагали ему”, “отдавал приказания”, то есть все-таки
руководил ходом сражения. В этом и заключаются противоречия Толстого, как
художника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем
добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный
полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты,
добра и правды”.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Кутузов и наполеон в романе война и мир
Роман Л. Н. Толстого стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В нем великолепно изображены знаменательные исторические события начала XIX века освещены стороны русской жизни взгляды идеалы быт и нравы различных слоев общества.
Толстой л. н. - народный полководец кутузов
На страницах романа. Война и мир. Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. Утверждая определяющую роль народа. Толстой совершенно отрицает роль личности.
Образ Кутузова
Сочиняя , Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Анализ басни Крылова Обоз
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику.
Кутузов и Наполеон 2
Кутузов и Наполеон «Нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды », — пишет Л. Н. Толстой и воплощает эту мысль в образах двух исторических деятелей, двух полководцев, к которым на протяжении всей эпопеи «Война и мир» приковано внимание читателя. Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Кутузов.
Кутузов и Наполеон в романе Льва Толстого Война и мир . Смысл их противопоставления
Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит ничего привлекательно в личности Наполеона, но напротив, считает его человеком, у которого «помрачены ум и совесть». Все его поступки Толстой расценивает как «слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого».
Кутузов и проблема простоты, добра и правды в романе Толстого Война и мир
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — масштабное эпическое произведение. В нем сосуществуют вымышленные герои и реальные исторические лица. Образ Кутузова — творческая удача Толстого. Главнокомандующий предстает в произведении обычным человеком со своими слабостями и старческой немощью, но в этой простоте и естественности и воплощена та гениальность, которая позволила Кутузову защитить отечество в войну 1812 года.
Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории По роману Л. И. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Историческая личность - суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л.Н.Толстой Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея Болконского и глазами самого Толстого.
Человек и история в басне Крылова Обоз.
Автор: Крылов И.А. Я прочитал басню И.А.Крылова «Обоз», касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений, защитить полководца и его план; для поучения людей.
Кутузов и Наполеон по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман Л. Н. Толстого стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В нем великолепно изображены знаменательные исторические события начала XIX века, освещены стороны русской жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Кутузов и Наполеон в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805— 1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлицкое и Бородинское), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица.
Образ Кутузова в романе Л. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Сочиняя “Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.
Образ Кутузова в романе Война и мир 2
Образ Кутузова в романе «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Эпопея “Война и мир” — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа — разгром русским народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона.
Образ Кутузова в романе Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Роман Толстого “Война и мир” — глубочайшее постижение социального общественного развития, философии, истории. Предметом художественного исследования является в нем роль выдающейся личности. Закономерно, что на страницах книги мы видим множество реальных исторических фигур: Наполеона, Александра I, Багратиона, Сперанского, Кутузова...
I век до н. э.
Введение 1 События 1.1 Древний Рим 1.2 Иерусалим 2 Важные персоны 3 Европа 4 Африка 5 Азия 6 Дальний Восток Введение 1. События 1.1. Древний Рим 90—89 гг. до н. э. — Союзническая война на территории Италии;
1745 год
Введение 1 События 1.1 Без точных дат 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1745 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Кутузов Михаил Илларионович 2
Кутузов Михаил Илларионович Кутузов М. И. Кутузов, Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович [5(16).9.1745, Петербург, — 16(28).4.1813, Бунцлау, ныне Болеславец, Польша, похоронен в Петербурге, в Казанском соборе], русский полководец, генерал-фельдмаршал (31 августа 1812). Родился в семье инженер-генерал-поручика.
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Александр Васильевич Суворов 2
Александра Васильеви ча Суворова (1730—1800) Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. C рождения он был маленького роста, хилым и болезненным. Однако сила духа помогла ему изменить себя. Он увлекался книгами о подвигах великого полководца Ганнибала.
Перелом в войне 1812 года
Действия Кутузова. Уход из Москвы. Падение духа армии Наполеона. Переход армии от обороны к нападению.
Кутузов М.И.
М. И. Кутузов. Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский (175-1813). Принадлежал к старинному русскому дворянскому роду, его отец был генералом и сенатором. Окончил Кадетский корпус и уже в 17 лет, получив первый офицерский чин, участвовал в военных действиях в Польше, а затем в русско-турецкой войне 1768-1774гг., в битвах при Ларге и Кагуле.
Кутузов
Михаил Илларионович КУТУЗОВ Михаил Илларионович (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). Ученик А. В. Суворова. Участник русско-турецких войн 18 в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну 1805 командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из-под угрозы окружения.
Антипатр полководец
Антипа́тр (греч. Αντίπατρος), полководец и близкий друг Филиппа Македонского. Александр, отправляясь в 334 году до н. э. в Азию, оставил его наместником Македонии.
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Народ и личность в романе Толстого Война и мир
Народ и личность в романе Толстого "Война и мир" Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с буржуазными учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по воле которого, якобы, совершаются мировые события.
Михаил Илларионович Кутузов
Кутузов, Михаил Илларионович (1745–1813), Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал, дипломат.