На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты - тени этих событий смотрят на нас сквозь “вуаль времен минувших” со страниц древних рукописей и пожелтевших книг.
XX век превзошел все предыдущие столетия по тяжести и жестокости испытаний, выпавших на долю русского народа, да и не только русского. Одержав победу в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества, народ-победитель, как и до войны, был бессилен перед лицом иного врага. Этот враг был более жесток и коварен, чем иностранный захватчик, его истинная натура скрывалась под маской “отца всех народов”, а его “отеческая забота” о благополучии своей страны не могла сравниться даже с жестокостью к неприятелю.
В период тоталитарного режима массовые репрессии и террор достигли своего апогея. Миллионы людей стали жертвами безжалостной “инквизиции”, так и не поняв, в чем же их вина перед отечеством.
Горьким напоминанием о событиях тех лет служат для нас не только факты, приведенные в учебниках истории, но и литературные произведения, отразившие в себе еще и чувства, душевные муки и переживания за судьбу страны, людей, на долю которых выпало жить в те нелегкие годы и быть очевидцами страданий своего народа.
Поэмы “Реквием” Анны Ахматовой и “По праву памяти” Александра Твардовского являются одними из таких произведений, в которых показана трагедия поколения 30-50-х годов.
Поэма “Реквием” написана как автобиография поэтессы на период “двух осатанелых лет” ее жизни и - в то же время - охватывает десятилетия унижений и боли всей страны.
Безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных “марусь”.
Главы поэмы пропитаны страданиями матери, которую лишают сына: “За тобой как на выносе шла”. Ахматова очень точно передает то, что чувствовала в те дни. Читателя не покидает ощущение реальности описанного; с содроганием понимаешь, что все это не плод авторской фантазии, а отражение жестоких и страшных лет в жизни поэтессы: тревожные переживания за судьбу единственного сына, душевные муки, заставляющие ходить по узкой грани над пропастью безумия, и, наконец, потеря смысла жизни и желание скорой смерти как избавления от невыносимых мучений:
Ты все равно придешь - зачем же не теперь?
Я жду тебя - мне очень трудно.
Но основная суть поэмы не в том, чтобы поведать современникам и потомкам о трагической судьбе поэтессы, а в том, чтобы показать народную трагедию. Ведь миллионы таких же матерей, как и сама Ахматова, миллионы жен, сестер и дочерей по всей стране стояли в подобных очередях, согревая в душе надежду получить хоть какую-нибудь весточку от родного человека.
Ахматова неразрывно связала свою жизнь с жизнью народа и испила до дна чашу народного страдания.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Трагическая судьба Анны Ахматовой, описанная в поэме “Реквием”, символизирует всеобщую трагедию поколения тех страшных десятилетий. Поэма А. Твардовского “По праву памяти” - это своеобразное окно в прошлое. В ней автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное - Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя “врагов коммунизма”. Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление “врагов народа” потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало
Стране клейменных сыновей.
“Сын за отца не отвечает” - это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов -
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!
Забыть родных и близких лица
И стольких судеб крестный путь.
Поэмы “Реквием” и “По праву памяти” стали говорящими памятниками очень сложному времени в истории нашей родины. Они напоминают нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывают нас не допустить повторения этих страшных событий.
Другие работы по теме:
Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 1
«Быть поэтом женщине - нелепость», - утверждает герой одного из стихотворений А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия Растопчина... Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения, подтверждающие правило.
Ахматова а. - я была тогда с моим народом
Я счастлива что жила в эти годы и видела события которым не было равных. А. Ахматова Анна Ахматова поэт пришедший в литературу в первом десятилетии нового XX века и покинувший мир когда XX век перевалил далеко за шестьдесят.
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - Тема родины в произведениях а. ахматовой
Обычно наиболее остро тема. Родины встает в литературе в период войн революций то есть тогда когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века.
Ахматова а. - и безвинная корчилась русь. ..
Показать бы тебе насмешнице. И любимице всех друзей. Царскосельской веселой грешнице Что случится с жизнью твоей. А. Ахматова Неповторимую и искреннюю поэзию оставила после себя. Анна Андреевна Ахматова.
Прочее - Сталинское время через призму поэзии
Давно отцами стали детиНо за всеобщего отца там. Ахматова Реквием Твардовский По праву памяти. Гамзатов Люди и тени. Кто еще. Остальное потом. Реквием. Да колокола должны звучать погребальным звоном чтобы в такт им отвечали людские сердца Не повторится не повторится не повторится никогда Что же за время было Это было когда улыбался.
Лирика Анны Ахматовой
Почему Ахматова? Ведь столько написано, опубликовано работ о «Музе плача». Все дело в Личности, в Поэте с большой буквы, поэтому тема неисчерпаема, и каждый находит в ней свои грани и аспекты. Сегодня, когда девальвируются многие нравственные, духовные ценности, происходит «амортизация» души, и все это списывается на «трудное», «переходное» время, стоит вспомнить, что пришлось пережить Анне Андреевне Ахматовой и сохранить при этом чувство собственного достоинства, благородство, порядочность и талант.
Основные мотивы поэмы Реквием
Сообщение по литературе на тему: «Основные мотивы поэмы «Реквием»» Подготовил: ученик 11 кл. Бауржан Нуржанов. Проверила: Константинова А.В. Борисовка 2011г
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием 2
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием Поэма А. Ахматовой «Реквием» — особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» — это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать.
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием
Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, Гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А.А. Ахматовой. В поэме «Реквием» в разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней, когда она стояла в «тюремной очереди» в 1937 году.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием 2
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной трагедии, но она никогда не была сторонним наблюдателем: трагедия народа воспринималась ею как личная трагедия.
Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием
Поэма А.А. Ахматовой озаглавлена названием заупокойной службы. Но это имеет, скорее, общекультурный смысл; религиозная сторона воспринимается как обращение к всевышней справедливости, как расширение образа лирической героини до образа Богоматери, заступницы всех женщин на земле. Ахматову все воспринимали, по точному замечанию И.
Как разворачивается трагическая тема в поэме Анны Ахматовой Реквием
Имя Анны Андреевны Ахматовой нередко объединяют с любовной лирикой. Бесспорно, в своих произведениях Ахматова вдохнула свежую струю в, казалось бы, давным-давно избитую тему. Александр Трифонович Твардовский высказывался о творчестве поэтессы: "Действительно, тема любви в разнообразных, большей частью драматических оттенках – наиболее развитая тема стихов Ахматовой.
Поэма без героя Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении.
Автор: Ахматова А.А. В «Поэме без героя», писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости — эпохе поэтического «серебряного века»; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность.
Трагедия народа - трагедия поэта поэма Анны Ахматовой Реквием
Автор: Ахматова А.А. Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Рецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием
Рассохина Настя, 11 А. kozyavka@inbox Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием" 30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых испытаний. Через десять лет начнется вторая мировая война. Но и в то время в России шла война. Война между государством и народом. Волна репрессий поглотила едва ли не всех друзей и знакомых Ахматовой, коснулась ее семьи: вначале был арестован и сослан сын, а затем и второй муж Н.
«Звезды смерти стояли над нами...»
Поэма А.Ахматовой «Реквием» - это потрясающий, основанный на фактах собственной биографии, документ эпохи, свидетельство того, через какие испытания прошел наш народ.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
Эволюция творчества А. А. Ахматовой
Придя в поэзию в начале века, Анна Андреевна Ахматова заявила о себе как о большом и серьезном художнике. Ее стихи рассказывали о страданиях и радостях любящего сердца, невыразимой тоске одиночества и боли покинутой души.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.