Лицо войны. Оно знакомо нам по книгам. Трагическое и героическое, самоотверженное и совершенно “не женское”. А вот сиротское лицо войны знакомо нам? Вроде бы и не так мало написано в литературе о сиротах войны, но братья Кузьмины, или, как их звали, Кузьмёныши, надолго займут свое место в нашей памяти.
Анатолий Приставкин, написав свою повесть “Ночевала тучка золотая”, высказал свое, выстраданное, наболевшее. Детская память о войне, не унимающаяся уже в нескольких поколениях боль. Зачем касаться этой темы? Зачем тревожить больные раны? В истории не может быть событий, которые лучше предать забвению, нежели осмыслить:
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Итак, в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Эта гуманная идея, увы, обернулась невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли в вечную ссылку целые народы. Коренные жители, не знавшие за собой никакой вины и просто не понимавшие происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю, за отчий край. Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов Родины. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных “зверенышей” страшной войны.
Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети...
“О том не пели наши оды”, но Приставкин все же коснулся этой больной темы, чтобы мы могли знать прошлое и извлечь из него уроки, чтобы не повторять его ошибок.
Таловский интернат, где директор Башмаков обожает “накрутить” воспитаннику за любую провинность несколько смертельных суток - без завтрака, без обеда, без ужина. А вот и “самоотверженные” воспитатели, которые могут отправить братьев Кузьмёнышей в далекую многосуточную дорогу на загадочный Кавказ, не снабдив никакой едой - авось не околеют, а околеют - беда невелика, зато в своем хозяйстве пригодятся их хлебные пайки.
Ну а если взрослые равнодушно обрекают детей на голод, что детям делать? Язык не повернется, чтобы назвать кражей скудный промысел по базарам двух голодных, оборванных мальчуганов, все мечты которых - вокруг мерзлой картофелины да картофельных очистков, а как верх желания и мечты - “корочка хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить” один только лишний день. И можно ли без сочувствия следить за той поистине героической борьбой за выживание, которую ведут два близнеца, самоотверженно поддерживающие друг друга?
Да, вот она жизнь детдомовцев с ее редкими и скудными удачами, когда сбывается мечта “извечная голодного шакала о жертве”.
И вот пятьсот человек таких, как Кузьмёныши, сирот военного времени летом 1944 года отправляют на освобожденные земли Кавказа.
Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут на Кавказ, но ощущение тревоги, сменяющее радость окончания долгого, изнурительного пути, охватывает и детей, и взрослых во время длительного перехода от станции к подножию гор. Ни один человек не встречается им за весь длинный путь, ни машины, ни подводы. Повсюду - следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля, для кого цветут цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути деревня? Ощущение смутного вначале страха все крепнет у Кузьмёны-шей, пытающихся понять: что же творится вокруг? Кто стрелял в Регину Петровну? Кто и зачем взорвал грузовик, убив лихую девятнадцатилетнюю шоферицу Веру, еще недавно мчавшую детдомовцев по пыльной дороге на консервный завод?
Но куда все-таки делось население, которое здесь было? Почему все, кто живет сейчас в станице,- приезжие? Кого они боятся? Почему не зажигают огней ночами, не выходят на улицу?
Наконец до детей дойдет слово “чеченцы”, и тогда узнают братья: за что-то их “сгребли в товарняки” и увезли куда-то. А потом узнают и другое: “некоторые-то не схотели, дык, они в горах запрятались! Ну и безобразят!” Кто же эти люди? “Басмачи, всех к стенке!” - слышат Кузьмёныши крики раненого бойца. Слышат и то, что выпало им “со старухами и младенцами воевать”. Со жгучим любопытством будут братья вслушиваться в рассказ Регины Петровны, пытаясь вместе с ней понять: что же помешало тем троим убить ее? Почему ее пожалели? Мальчики впервые услышат про этих людей очень страшное: все они изменники Родины. А Колька спросит: “А пацан? Ну, который за окном? Он тоже изменник?”
Да, тема эта очень болезненная. Конечно, об этом “не пели наши оды”. Это прошлое не вспоминали. А Приставкин поведал нам эту правду. Он шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки. Разве забудешь пронзительные сцены повести? Вот они, дети, протягивающие руки через решетки с просьбой пить. Разрушение могил твоих предков и жажда смерти. А месть темна, не знает границ, пределов и обрушивается всегда на невинных.
При чем здесь бедные Кузьмёныши? Им-то за чьи грехи отвечать? Им-то почему надо бежать по зарослям кукурузы, слыша за собой топот лошадиных копыт, треск, шум погони, ожидая каждую секунду смерти?
За что Колька должен пережить смертельный страх, превращающий его в маленького зверька: зарыться бы в землю от всего этого ужаса!
И куда более страшное - за что Сашке висеть на заборе со вспоротым животом, набитым пучками желтой кукурузы, с початком, торчащим во рту? Эти пронзительные сцены надолго врезаются в память.
Оставшийся в живых брат, уже ничего не боясь - “все худшее, что могло с ним случиться, он знал, уже случилось”,- везет близнеца сквозь ночь и разговаривает с ним, заботливо укладывая его в железный ящик, обложив мешками, чтобы не было холодно. Изуверство, учиненное над Сашкой, не причина, а следствие. Уже после Колька услышит разговор, который объяснит разыгравшуюся трагедию: “толковали о черных”, “об одной операции, которую провели за три часа, включая десять минут на погрузку”. Насилие порождает насилие, преступление - преступление. Несчастной жертвой становится ни в чем не повинный подросток. Вот она, слезинка замученного ребенка, подчеркивает необратимость зла, которое порождено античеловеческим делом.
И надо бы поставить точку, но Анатолий Приставкин не может - нужен выход. Погруженный в беспамятство. Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот - жертвы одних и тех же обстоятельств - противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура.
Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам. Повесть Приставкина - это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.
Другие работы по теме:
Предложение
Предложение — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. Предикации.) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм объединяемых в предложении слов, характер интонации) признаками.
Приставкин АИ
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома (в те годы под Москвой было более 200 детских домов, "сражавшихся" между собой), работал в Серноводске на консервном заводе.
Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова Тучи , Утес , На севере диком
На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его бедах, мыслях, переживаниях.
О чем не пели наши оды по повести Приставкина Ночевала тучка золотая
Бывает так, что произведение становится фактом литературы задолго до своей публикации. Повесть Анатолия Приставкина как раз является таковой. Она заполнила вакуум, созданный замалчиванием темы, которая долгие годы, даже десятилетия была отнесена к запретным или в лучшем случае нежелательным. Ко многим образным определениям войны она добавляет еще одно точное и емкое, которое может стать своего рода художественной формулой: у войны — сиротское лицо.
Пейзаж в лирике Лермонтова
Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния и пессимизма. Для преодоления трагического мироощущения поэт искал и находил свои собственные темы.
Сочинение по картине В.В. Мешкова Золотая осень в Карелии
Сочинение по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" Автор: Разное Передо мной репродукция картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». На ней изображен осенний пейзаж. На переднем плане картины расположены камни-валуны, лежащие по кругу. И лишь один из них лежит на некотором расстоянии от остальных.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая 2
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая
Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла.
Золотая роза и писательский труд в рассказе Драгоценная пыль
"Золотая роза" и писательский труд в рассказе "Драгоценная пыль" Автор: Паустовский К.Г. Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Поэзия Лермонтова — это, прежде всего поэзия рефлексии, лирического размышления. Визуальные образы, поэтическая «живопись» не занимают в ней столь важного места, как, например, в произведениях Фета, Тютчева, Пушкина. Мы не находим в стихотворениях Лермонтова знакомых картин русской природы: лесов, одетых «в багрец и золото» или «околдованных» чародейкою-зимою, «вешних ручьев», сбегающих с гор, блестящей «подо льдом» речки.
Часть С ЕГЭ
Автор: ЕГЭ Какова роль книг, литературы в жизни человека? Зачем нужны хорошие книги – задается в статье Ю. Олеша. Писатель вспоминает свою мечту завести отдельную полку для любимых книг. Он задумывался, какой должна быть эта полка. Такая полка должна быть особенной. Для неё нужна золотая лента – но где её раздобыть?! И он подумал, что золотую ленту можно купить.
Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова Золотая осень
Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова "Золотая осень" Автор: Разное В художественной школе нашему классу дали задание: нарисовать осенний пейзаж. В пример преподаватель представил нам иллюстрации нескольких картин. Больше всего меня поразила картина Поленова Василия Дмитриевича «Золотая осень».
Сочинение по картине В. Мешкова Золотая осень в Карелии
Сочинение по картине В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" Автор: Разное Передо мною репродукция картины замечательного художника В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" На холсте изображена полная ярких красок осень, прекрасная в своей простоте. Я думаю художник полностью сумел передать осеннюю атмосферу, царившую в Карелии на холст, вместе с тем передав и частичку своей души.
Палачи и жертвы
В русской литературе, как известно, очень сильны традиции гуманизма.
И. Левитан. Золотая осень сочинение по картине
И. Левитан. "Золотая осень" (сочинение по картине) Автор: Сочинения на свободную тему В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Описание картины Золотая осень в Корелии В. В. Мешкова
Описание картины "Золотая осень в Корелии" В. В. Мешкова Автор: Разное Картину «Золотая осень в Карелии» нарисовал В. В. Мешков. Здесь изображён осенний пейзаж. На переднем плане я вижу круг камней валунов. Они похожи на семью, которая пытается держаться вместе, но всё же один камень немного отстранился.
Бушнов, Михаил Ильич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ростовский академический театр драмы им. М. Горького 3.2 Фильмография Список литературы
Письмо сорока двух
Введение 1 Непосредственная реакция 2 Оценки 3 Письмо подписали Список литературы Введение «Письмо́ сорока́ двух» — публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, правительству и президенту России по поводу событий 21 сентября — 4 октября 1993 года, в ходе которых произошел силовой разгон Верховного Совета России с обстрелом здания парламента из танков и гибелью по официальным данным 148 человек[1], по данным защитников Верховного Совета России до 1500 человек.[2] Опубликовано в газете «Известия» 5 октября 1993 года[3].
Апрель организация
Введение 1 История 2 Альманах «Апрель» Список литературы Введение «Апрель» — всесоюзная ассоциация писателей в поддержку перестройки. Организация, объединившая советских писателей, литературных критиков, публицистов и журналистов, выступающих в поддержку политических и экономических реформ М.
Золотая булла
Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον) — печать, скреплявшая декреты западноевропейских и византийских монархов в Средние века и эпоху Ренессанса. Изначально стала применяться в Византии, где также означает тип византийских императорских грамот, в которую Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату.
Золотая сицилийская булла
Введение 1 История создания документа 2 План Введение документа Список литературы Золотая сицилийская булла Введение Золотая сицилийская булла (чеш. Zlatб bula sicilskб, лат. Bulla Aurea) — документ, данный 26 сентября 1212 года в Базеле римским (германским) Фридрихом II Гогенштауфеном (будущим императором Священной Римской империи) королю Чехии Пржемыслу Оттокару I, который подтвердил его королевское звание и установил его наследственность, а также даровал ряд привилегий.
Блювштейн, Софья Ивановна
Введение 1 Биография 2 В искусстве Список литературы Введение Софья Ивановна (Шейндля-Сура Лейбовна) Блювштейн (в девичестве Соломониак; 1846, Повонзки Варшавской губернии — ?) — легендарная российская преступница-авантюристка еврейского происхождения[1], известная под прозвищем Сонька Золотая Ручка.
Баранов, Вячеслав Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Награды 3 Фильмография 3.1 Роли в кино 4 Озвучание 4.1 Кино 4.1.1 Режиссёр дубляжа 4.2 Телесериалы 4.3 Мультфильмы 4.4 Компьютерные игры
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Калифорнийская золотая лихорадка
Расположение калифорнийского золота Калифорнийская золотая лихорадка — неорганизованная массовая добыча золота в Калифорнии в 1848—1855 годах. Началась золотая лихорадка 24 января 1848 года, когда Джеймс В. Маршалл (англ. James W. Marshall) обнаружил золото вблизи лесопилки Саттера (англ. Sutter's sawmill), которой владел калифорнийский предприниматель Джон Саттер, на реке Американ-Ривер.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Палачи и жертвы
Сколько веры и леса повалено... Вл. Высоцкий. В русской литературе, как известно, очень сильны традиции гуманизма. Наши писатели всегда призывали "милость к падшим". Наверное, не случайно Достоевский и Толстой, Чехов и Короленко, многие другие с таким глубоким человеческим чувством писали о заключенных и ссыльных.
Золотая бабочка
Многим любителям известна апистограмма рамирези, или, как еще называют эту рыбку, апистограмма-бабочка.
Приставкин А.И.
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище.