Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.
Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и человека.
Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. "Люди! Люди! - напоминает вроде бы желтым просверком береза. - Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься... "
Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души: "Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?"
Композиционно повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В основе сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены "ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса". В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой: "зрачки... как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету".
Речь героев, полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а друга - тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов ("руки отерпли", "не базлай"), просторечий ("дуреет", "брехня", "потрафлять"), погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: "жить-поживать", "легко ли сказка сказывается", "из-за моря-окияна" - делают его исповедь народной и мелодичной.
Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое, затрясет его что осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой.
Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят" односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: "Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют понимать, сострадать другим,
Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана, грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней, чем сама дочь".
Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В описании городской семьи чувствуется авторская насмешка: "современно однодетная" семья; "устряпанная работой, надсаженная властью, земными благами и наслаждениями" мамуля; "вкушающая только сахар" собачка "с блатной мордой".
Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, "солнце как очумелое", белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает: "Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали". Одно только словосочетание "людской сор" приводит читателя в ужас. Страшна картина поля боя на следующий день: "Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке". От этого вида Иван Тихонович "чуть умом не сдвинулся". И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: "Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?.."
Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, "что вложено в душу... восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной смерти". Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть "непременно выбирает тех" кто посветлее, посовестливее".
В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь "в ранах вся тайга и земля"! И сам Енисей "утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали". Земля дана человеку не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и человек - единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного достоинства, становится "размазней" в городе.
Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки, непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и боязно делается, как подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне вырастут. Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего помнить?"
В своем произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно разрушить, цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное самоубийство в мироздании, но останется дух наш, который будет витать в безмерности времён, пространств, искать приюта на какой-нибудь живой планете, чей-то живой душе".
Другие работы по теме:
Астафьев в. п. - царь-рыба астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.
Астафьев в. п. - Рецензия на царь-рыбу астафьева
Каждый рыбак мечтает поймать царь рыбу ведь она это знак свыше. Поверье гласит если поймаешь царь рыбу отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека поймавшего ее его превосходство над другими.
Астафьев в. п. - Один на один с тайгой
Деревья деревья деревья. Под ногами мох и жухлая трава над головой равнодушные безучастные к человеческой беде облака. А в сердце холодный липкий пронизывающий ужас заставляющий то бежать сломя голову то без сил лежать на земле.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Роман Виктора Астафьева Печальный детектив
Центральная тема творчества Виктора Петровича Астафьева – тема взаимоотношений природы и человека, их взаимосвязи и нераздельности. В этом отношении роман "Печальный детектив", наряду с несколькими другими произведениями, такими, например, как "Кража" – не самое характерное для творчества писателя.
Русская деревня в изображении Виктора Астафьева
В. П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Его детство — тяжелее не выдумаешь. Когда Астафьеву исполнилось всего семь лет, его мать утонула в Енисее. Ее светлой памяти в дальнейшем он посвятит свою повесть "Перевал". А много позже знаменитый писатель Виктор Астафьев произнесет со скорбной сыновней любовью: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму.
Сочинение по произведению В. Астафьева Людочка
Сочинение по произведению В. Астафьева "Людочка" Автор: Астафьев В.П. Рассказ 'Людочка' был написан В. Астафьевым в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году и впервые опубликован в четвертом номере журнала "Роман – Газета" за тысяча девятьсот девяносто девятый год. История, изложенная в этом рассказе, является случайно услышанной автором.
Сочинение по повести В. П. Астафьева Людочка
Сочинение по повести В. П. Астафьева "Людочка" Автор: Астафьев В.П. В.П.Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства…
Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева Людочка
Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева “Людочка” «Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях.
Рецензия на произведение В. Астафьева "Царь-рыба"
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места.
Рецензия на роман В. П. Астафьева Печальный детектив
Автор: Астафьев В.П. (I вариант) Основной задачей литературы всегда была задача отношения и разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была проблема поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX—XX веков — проблема революции. В наше время наиболее актуальной является тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников, освещая путь к будущему.
Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин
Автор: Разное Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет.
Астафьев
Рецензия на рассказ В. а «Руки жены». Русская литература второй половины XX века – непонятная, странная литература. Странна она и широтой затрагиваемых тем, и разнообразием формы – в ней трудно выделить какую-то единую проблему. «Язык всегда крутится вокруг больного зуба», - сказал в одном из интервью В.
Роман в. П. Астафьева "Печальный детектив"
В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей xx века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни.
Становление характера Васютки
Автор: Астафьев В.П. Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка.
Как Васютка выжил в тайге по рассказу В. Астафьева Васюткино озеро
Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро") Автор: Астафьев В.П. На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.
Деревенская тема в русской литературе
(По произведениям В. Астафьева и В. Распутина) В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества — экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.
Жизнь сибирской деревни в рассказе Астафьева Фотография, на которой меня нет
В.П. Астафьев ведет автобиографическое описание жизни сибирской деревни в трудные предвоенные и военные годы. Он рос сиротой, его воспитывали бабушка и дедушка, жизнь была тяжела, но наполнена яркими событиями, сохранившимися в памяти героя. Люди в деревне были небогаты, жили скудно, питаясь дарами леса и продуктами своего хозяйства.
Становление Виктора Астафьева
Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев
Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.
Астафьев В.П.
Астафьев Виктор Петрович (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края - 1.12.2001), русский советский писатель.