Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия - важная отличительная черта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права - действие начинается 20 мая 1859 года. В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о
народе, общественном строе, путях переустройства мира, искусстве, религии... Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению - сын генерала-аристократа Кирсанов и разночинец Базаров.
Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года - формировался как личность в эпоху правительственной реакции. Отсюда - идеализм, вера в Бога, культ чувства. Тургенев проводит героя через испытания любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, “загадочный взгляд” молодой кокетки проникает в самое сердце. Он “встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно”. Герой не в силах противиться своему чувству.
Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. Известие о смерти
княгини Р. заставляет героя отказаться от “суеты” и поселиться в Марьине.“... потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Описание его жизни выделено в отдельную главу именно потому, что жизнь эта внутренне исчерпана, духовное развитие завершено.
К поколению “детей” относится в романе “Отцы и дети” сын бедного уездного лекаря Евгений Базаров. Сама внешность героя - “обнаженная красная рука”, “балахон” - контрастирует с аристократическим видом Павла Петровича - “темный английский сьют, модный узенький галстук и лаковые полусапожки”, “изящный и породистый” облик. Д.И. Писарев отмечает в своей статье “Базаров” (1862): “Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он - представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах...” Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии в 1855-1859 годах, увлечение естественными науками и
вульгарным материализмом, “самоломанность”. Обстановка “трудовой жизни” оказала
решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в возможности познания мира силами человеческого разума.
Важную роль в судьбе Базарова играет любовь, хотя он и считает ее “белибердой”, “непростительной дурью”. Конечно же, молодой нигилист не может быть назван аскетом. Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой (об этом говорит и симметричное повторение глав в романе). Речь не идет о подлинной любви героя к миловидной, но достаточно пустой Фенечке. Иное дело - отношения с Одинцовой. Чувство Базарова - это не только
физическая страсть, “голос крови”, это - любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Любовь Базарова в чем-то отличается от любви Павла
Петровича к княгине Р. В Анне Сергеевне героя привлекает глубокий ум (“баба с
мозгом”), независимость суждений, определенная внутренняя свобода. Борьба
Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Решение расстаться с
Одинцовой оставляет в душе героя тяжелый след. Своим романом Тургенев утверждает
вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы. Перед великой и
таинственной любовью равны Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
Столкновение эстетических позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, - утверждает молодой нигилист. Базаров не признает искусства. Он высмеивает страсть Николая Петровича к игре на виолончели, привязанность “старичков Кирсановых” к
Пушкину и прочую, говоря его словами, “романтическую дребедень”. Для Тургенева-романиста важным является и отношение Евгения Базарова к природе. Борясь с преклонением перед природой “романтиков”, Базаров противопоставляет ему подход
естествоиспытателя: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Взгляд Базарова односторонен. Утилитаризм в восприятии искусства и природы чужд не только Павлу Петровичу и Николаю Петровичу, но и Аркадию. Сам Тургенев в этом важном вопросе целиком на стороне “отцов”. Его позицию доказывают и роль пейзажа в произведении, и описание одинокой могилы Базарова, и игра на виолончели Николая Петровича. Завершая роман словами о “жизни бесконечной”, Тургенев “поправляет” своего героя, соглашается с ним во многом, но не во взглядах “на художества”.
Позиция Павла Петровича по отношению к искусству и природе, - как уже говорилось, близка Тургеневу. Между тем Кирсанов отнюдь не романтик. “Как человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильною волею, Павел Петрович резко отличается от своего брата и племянника, - отмечает Писарев. - Он не поддается чужому влиянию: он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор”. Спор об аристократизме, “принципах” и русском народе играет важную роль в романе “Отцы и дети”. Кирсанов гордится собственным аристократизмом, именно аристократию считает прогрессивным слоем общества. Он говорит: “...аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Ответ Базарова точен и глубок: “Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных.., и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Нет надобности говорить, что Базаров выступает не против “прогресса”, а против пустословия, праздной бездеятельности
Павла Петровича и ему подобных.
В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни, например искоренение взяточничества. Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона его политических взглядов заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира. Нет у Базарова и настоящих учеников, последователей. Трагическое одиночество героя усугубляется отъединенностью от народа - мужики видят в нем лишь “шута горохового”.
Писарев проницательно отмечал: “Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он
живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь,
которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинские силы, некого
полюбить крепкою любовью”.
Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающий мир. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается, на мой взгляд, в философском финале романа “Отцы и дети”. Слова о “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят нам о том, что через Базарова “воскрешает сама жизнь”. Именно в этом, а не в тех или иных политических взглядах, заключается подлинная “революционность” тургеневского героя, его нравственное превосходство над Павлом Петровичем Кирсановым.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - По роману и. с. тургенева
Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров - нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.
Тургенев и. с. - Образ е. базарова в романе и. с. тургенева отцы и дети
В романе. Отцы и дети И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова одного из представителей новой зарождающейся в России социальной силы разночинной интеллигенции. Образ его необычен а поэтому знакомясь с ним с его судьбой мы открываем для се Большую роль в романе играют сцены споров.
Тургенев и. с. - Конфликт двух мировоззрений в романе и. с. тургенева
AlignjustifyСобытия которые. Тургенев описывает в романе происходят в середине девятнадцатого века Это время когда. Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том что в нем будет разрешаться извечный вопрос взаимоотношение поколений.
Тургенев и. с. - Базаров и кирсанов
И. С. Тургенев, по словам его современников, владел особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами.
Тургенев и. с. - Евгений базаров и павел петрович кирсанов
Важное место в романе Тургенева «Отцы и дети» отведено идейным спорам, которые становятся его важным структурным элементом. Спор идет между двумя идеологиями, двумя жизненными позициями. И наиболее ярко он выражен в полемике между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. 2
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.
Базаров и старшие Кирсановы
Автор: Тургенев И.С. Отношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он идет в защиту своего родственника, считая, что он достоин уважения и почтения к себе, так как на вежливость и доброжелательность ответит тем же.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
История отношений Базарова с Одинцовой по роману Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа». Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе.
Герой своего времени
Автор: Тургенев И.С. “Героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. Мне кажется, что Базаров — очень интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов XIX века.
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика.
Автор: Тургенев И.С. Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.
Евгений Базаров неоднозначность образа.
Автор: Тургенев И.С. Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.
"Отцы и дети" Тургенев
Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права.
Споры Е. Базарова и П.П. Кирсанова в романе "Отцы и дети"
Извечное желание писателя разобраться во всем, что происходит в данный период в его стране, присуще и И.С.Тургеневу. Ярким романом, отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века явился роман "Отцы и дети".
О чем бы я хотел поспорить с Базаровым
Автор: Тургенев И.С. Много о чём. Несомненно, Базаров – много размышляющий человек, за что я его уважаю. Однако его мировоззрение только очень отдалённо сходно с моим: существуя в мире людей, нельзя отрицать столь очевидные вещи, живущие в сердце и сознании человека – за невозможностью их непосредственно осязать вовсе не кроется вывод об их полном отсутствии.
Личность Базарова в романе Отцы и дети
Личность Базарова в романе "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети» создавался с августа 1860 года по август 1861 года. Этот роман был написан во время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами. Это основной конфликт эпохи, и этот же конфликт выражается в романе.
Нужны ли Базаровы России
Автор: Тургенев И.С. Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на людей, любовь в жизни героев, роль отдельной личности в целом обществе. В частности, ставится вопрос о том, нужны ли России такие люди, как Евгений Васильевич Базаров – ключевая, центральная, основная фигура в данном романе.
Сила и слабость базаровскго нигилизма
Автор: Тургенев И.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание.
Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Автор: Тургенев И.С. Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, Бессердечностью, безжалостной Сухостью и резкостью, если он Не полюбит, повторяю – я виноват,
Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был написан в конце пятидесятых годов XIX века. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе наблюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны, активизировалось либеральное направление мысли в России.
Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.
Особенности языка романа И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. В идеологической системе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» центральное место отводится конфликту мировоззрений, характерных для различных слоев современного писателю русского общества. Носителем умеренного либерализма является Павел Кирсанов, выразителем разночинно-демократических взглядов и настроений - Евгений Базаров.
Мое отношение к Базарову.
Автор: Тургенев И.С. Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходящие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба "между революционерами-демократами и либералами.