ОРЕСТ - 1) герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (? 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (? 414 до н.э.). О.- сын царя Аргоса Агамемнона и его жены Клитемнестры. «Одиссея» Гомера, используя древние эпические песни, рассказывает о том, что О., мстя за гибель отца, убил совершившего это преступление Эгисфа, любовника Клитемнестры. Эсхил в трагедии «Агамемнон» говорит, что О. был отослан матерью в Фокиду еще до возвращения и гибели Агамемнона. В финале «Агамемнона» хор грозит Эгисфу и Клитемнестре мщением О. В трагедии «Хоэфоры» уже выросший О. по указанию Аполлона возвращается в Аргос со своим другом Пиладом, чтобы отомстить за отца и убить свою мать Клитемнестру и Эгисфа. В Аргосе, на могиле Агамемнона, он встречает свою сестру Электру, ненавидящую мать, но пришедшую по ее приказанию совершить умилостивительное возлияние. Сговорившись в Электрой, О. и Пилад являются во дворец. Чтобы усыпить подозрения Клитемнестры и Эгисфа, О. передает им ложное известие о своей гибели, а затем убивает ничего не подозревающего Эгисфа. Мольбы матери на минуту поколебали О., но Пилад напоминает ему о повелении Аполлона, и О. решается на матереубийство. Совершив задуманное, О. испытывает ужас, решает отправиться в Дельфы просить очищения у Аполлона и сразу видит страшных старух - мстительниц эриний. В третьей части трилогии Эсхила - «Евменидах» - О. появляется в храме Аполлона, а эринии следуют за ним неотступно. Аполлон осуществляет ритуальное очищение О. от скверны убийства и направляет его в Афины за окончательным оправданием. Эринии настигают его и там. О. просит защиты у богини Афины, и та собирает суд из афинских граждан - прообраз будущего Ареопага, - который оправдывает О. Благодарный О. обещает, что Аргос никогда не будет воевать с Афинами. В трагедии Софокла «Электра» О. усыпляет бдительность Клитемнестры и Эгисфа, вручая им урну, якобы содержащую его прах. В трагедии Еврипида «Орест» он изображен страдающим приступами безумия и мучимым эриниями. В бреду он раскаивается в совершенном убийстве и обвиняет в происшедшем Аполлона. Граждане Аргоса собираются побить О. и Электру камнями. О. тщетно умоляет Мене-лая, брата Агамемнона, спасти его и Электру. Народное собрание решает предоставить виновным возможность покончить жизнь самоубийством любым способом, но О. и Пилад нападают на жену Менелая Елену, сестру Клитемнестры, которую спасает, унося на небо, Аполлон, и захватывают по совету Электры в заложники дочь Менелая и Елены Герми-ону. Безвыходную ситуацию разрешает Аполлон, который спасает О., Электру и Пилада и обещает, что Гермиона станет со временем женой О. В трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» мучимый эриниями О. получил от Аполлона распоряжение добыть в Тавриде статую Артемиды и доставить ее в Афины. Явившись в Тавриду, О. и Пилад попадают в руки сестры О. Ифигении, спасенной Артемидой, перенесенной ею в Тавриду и ставшей жрицей Артемиды. Ифигения обязана приносить в жертву Артемиде попадающих в Тавриду чужестранцев. О. и Пилад оба готовы пожертвовать собой, спасая друг друга, но Ифигения узнает, что один из пленников - ее брат О., и решается бежать с ними, захватив статую богини. Корабль, на котором они отплыли, терпит крушение, и царь мавров Фоянт готовится уже захватить их, но появившаяся Афина приказывает ему отпустить беглецов в Элладу. О. является также героем трагедий: Вольтера «Орест» (1750), В.Альфиори «Орест» (1786), Ю.О.Нило «Траур к лицу Электре» (1931).
Лит.: Анненский И.Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1900. Отд. V, июль, август; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Donzelli G.B. Studi sull’ Elettra di Euripide. Catania, 1978; Conacher D.J. Aeschylus’ Orestem: A literary commentary. Toronto, 1987.
2) Герой пьесы Ж.-П.Сартра «Мухи» (1942). Античный герой, непреклонный мститель, восстанавливающий права своего рода и наказывающий убийц отца, О. известен каждому французу со школьной скамьи. Французская культура всегда чувствовала себя наследницей античности. Кого, как не О., стоило взять в качестве центрального персонажа пьесы, которая могла быть поставлена в городе, оккупированном иноземцами? Какой другой персонаж мог бы недвусмысленно призвать жителей этого города к неповиновению и сопротивлению? Именно О. делает Сартр героем написанной в подполье пьесы. Занятый немцами Париж, с закрытыми ставнями и светомаскировкой, напоминал ему древний Аргос, увиденный глазами О., и убеждал, что парижанам нужен именно этот герой. В О. Сартра немало черт молодого французского интеллектуала, верящего в право человека на свободу выбора, в свою ответственность не только за собственные поступки, но и за судьбы других людей. О. не внемлет увещеваниям Юпитера оставить жителей Аргоса в неведении относительно того, что их существо вание «похабное, пресное, лишенное какой бы то ни было цели». Но для О. «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния», с обретением свободы. Убийство Эгисфа, а затем и Клитемнестры, которому так радуется Электра, делает его другим человеком. Он не станет хвастаться тем, что совершил, и рассказывать сестре об этом: «Есть воспоминания, которыми не делятся. Знай только, что она умерла». Для О. тягостно убийство, после этого вся его жизнь меняется, у него теперь лишь одна дорога и тяжелейшая ноша ответственности за содеянное. Эта ноша окажется не по плечу его сестре, хотя именно Электра годами вынашивала надежду на кровную и кровавую месть. Теперь Электра отрекается от брата, и О. остается совсем один перед лицом разъяренной толпы тех самых ар-госцев, которых он пришел освободить. Сартр дарит своему герою потрясающий финальный монолог, в котором О., несмотря ни на что, говорит этим людям о своей к ним любви. Отказавшись от трона, О. уходит из города, уводя за преследующих его мерзких мух, символизирующих месть эриний матереубийце. Поставленная в 1942 г. знаменитым Ш.Дюл-леном в самом центре Парижа, на площади Шатле, в Театре Сары Бернар пьеса «Мухи» буквально обескуражила зрителей смелостью и очевидностью аллюзий. Позднее исследователи много спорили о философских и этических постулатах Сартра, герой которого разговаривает с богом на равных. Но в 1942 г. О. Сартра воспринимался как провозвестник Сопротивления.
Лит.: Бачелис Т. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М., 1962. С.155-166; Великовский С. Путь Сартра-драматурга // Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967. С.593-609; Laraque Fr. La revolte dans le theatre de Sartre P., 1970; Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX в. М., 1994. С.112-123.
Другие работы по теме:
Литературный герой КИМ
КИМ (англ. Kim) - герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. становится уличным мальчишкой, перенимает язык и обычаи восточного базара. Перелом в судьбе К. происходит с появлением в городе тибетского ламы, ищущего «реку стрелы», в которую, согласно преданию, упала стрела, выпущенная Буддой.
Литературный герой РОБЕРТ ДЖОРДАН
РОБЕРТ ДЖОРДАН (англ. Robert Jordan) - герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Р.Д. - это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника Адамса («В наше время», 1925), Джейка Барнса («Фиеста» /«И восходит солнце»/ 1926) и Фредерика Генри («Прощай, оружие!», 1929).
Литературный герой ФРОДО
ФРОДО (англ. Frodo) - герой трилогии Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» (1949), внучатый племянник и духовный наследник Бильбо Бэггинса. Фигура Ф. функционально дополняет образ «самого знаменитого хоббита». Ф., ставший сначала Хранителем, а потом Разрушителем Кольца Всевластия,- наследник не только состояния, но и миссии своего дядюшки Бильбо, потому что «любую начавшуюся историю кто-то обязательно должен продолжить».
Литературный герой ВАСИЛИЙ ТЁРКИН
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - герой поэм А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945) и «Теркин на том свете» (1954-1963). Литературный прототип В.Т. - Вася Теркин, герой серии фельетонов в сатирических картинках с подписями в стихах, публиковавшихся в газете «На страже Родины» в 1939-1940 гг. Он был создан при участии Твардовского в редакции газеты по типу героев «уголка юмора», одним из обычных персонажей которого был «Про-тиркин» - от технического слова «протирка» (предмет, употребляющийся при смазке оружия).
Литературный герой ЛОТТА
Лотта нем. Lotta героиня романа И. В. Гете Страдания молодого. Вертера дочь чиновника которую полюбил. Вертер познакомившись с ней на загородном увеселительном балу. Л.
Литературный герой МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
Маленький принц фр. Le Petit Prince герой сказки А. де Сент Экзюпери Маленький принц М. П. ребенок живущий на астероиде. Б символизирует для писателя чистоту бескорыстие естественное видение мира.
Литературный герой РИЧАРД II
Ричард II англ. Richard II герой хроники У. Шекспира Ричард II Исторический прототип. Ричард II Плантагенет король. Англии с Литературные источники. Хроники Холиншеда поэма С.
Литературный герой ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ
Вильгельм телль нем. Wilhelm Tell герой драмы Ф. Шиллера Вильгельм Телль При создании образа В. Т. автор использовал швейцарскую сагу об искусном стрелке из лука. С В. Т.
Литературный герой ВАЛЬТЕР ФАБЕР
Вальтер фабер Walter Faber герой романа М. Фриша Homo Фабер швейцарец пятидесятилетний инженер руководитель строительно монтажных работ в Латинской Америке.
Литературный герой МАРТИН ФЬЕРРО
Мартин фьерро исп. Martin Fierro герой эпической поэмы аргентинца. Хосе Эрнандеса Мартин Фьерро перв книга под назв. Гаучо Мартин Фьерро завершение во втор книге. Возвращение Мартина Фьерро. М. Ф.
Литературный герой ДАНИЛА
Данила герой сказа П. П. Бажова Каменный цветок. В основу этого философ ско поэтического произведения положены тайные сказы о Малахитнице Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке заимствованные из уральского alignjustifyданила герой сказа.
Литературный герой ЭВАРИСТ ГАМЛЕН
Эварист гамлен фр. EvaristP Gamelin герой романа А. Франса Боги жаждут. Реального одноименного персонажа художника ученика. Давида оставшегося совершенно неизвестным автор сделал образцовым молодым патриотом республиканцем alignjustifyэварист гамлен фр EvaristP Gamelin герой романа.
Литературный герой ОЛЕ-ЛУКОЙЕ
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ (дат. Ole Lukoie - букв. «Оле закрой глазки») - герой сказки Х.К.Андерсена «Оле-Лукойе» (1849). В основе образа - предания о божестве, усыпляющем малышей. У Андерсена этот образ распадается на два, и обоих зовут О.-Л. В интерпретации Андерсена О.-Л. (в обоих своих воплощениях) - великий сказочник.
Литературный герой ЭРИК XIV
Эрик XIV шв. Eric XIV герой исторических драм шведского драматурга Ю. А. Стриндберга Густав Васа и Эрик XIV обе. Историческийxiv сын основателя шведской королевской династии. Басов Густава Васы правил alignjustifyэрик XIV шв Eric XIV герой исторических драм шведского драматурга.
Литературный герой ЭДВИН ДРУД
Эдвин друд англ. Edwin Drood герой романа Ч. Диккенса Тайна Эдвина Друда Другое имя персонажа Нэд. Э. Д. самый загадочный из героев. Диккенса. Произведение не было закончено за день до смерти автор еще над ним работал.
Литературный герой РЮИ БЛАЗ
Рюи блаз фр. Ruy Bias герой драмы В. Гюго Рюи Блаз крайне чувствительный юноша привыкший однако сдерживать свои чувства несомненно романтический герой но не бунтарь а мечтатель. Р. Б.
Литературный герой БЕЛЯЕВ
Беляев герой комедии И. С. Тургенева Месяц в деревне первонач редакции под назв. Студент Две женщины. Алексей Николаевич Б. студент взятый на летние месяцы учителем к сыну. Ислаевых. Тургенев выдвигает Б.
Литературный герой КОРОЛЬ ДЖОН
Король джон англ. King John герой хроники У. Шекспира Король Джон между. Исторический прототип. Иоанн Безземельный Плантагенет король. Англии с Литературный источник безымянная пьеса. Беспокойное alignjustifyкороль джон англ King John герой хроники.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Литературный герой ТЕОФИЛЬ
Теофиль фр. Theophile главный герой. Миракля о Теофиле др названия. Действо о Теофиле или. Чудо о Теофиле написанного трувером. Рютбефом около г. Т. историческое лицо.
Литературный герой ЦАХЕС
Цахес нем. Zaches герой сказки Э. Т. А. Гофмана Крошка Цахес по прозванию. Циннобер Сын бедной крестьянки фрау. Лизы нелепый уродец до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить Ц.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Литературный герой СИНАВ
Синав герой трагедии А. П. Сумарокова Синав и Трувор В основу сюжета пьесы легли сведения взятые. Сумароковым из сочинения историка И. Гизеля Синопсис или. Краткое описание от различных летописцев о начале словенского народа alignjustifyсинав герой трагедии.
Литературный герой ГЕНРИХ VI
Генрих VI англ. Henri VI герой хроники У. Шекспира Генрих VI Исторический прототип. Генрих VI Ланкастер король. Англии с и Франции с Литературный источник. Хроники Холла и Холиншеда alignjustifyгенрих VI англ Henri VI герой хроники.
Пушкин в 1820 году Южная ссылка Романтизм
Text В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов. В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт России, автор блистательной поэмы «Руслан и Людмила» и множества стихов.
Тарас Бульба народный герой
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Известный русский критик писал: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни».
Кипренский Орест Адамович
Text С. Авдулина и Д. Хвостова Очень выразительны портреты С. Авдулиной (слева) и Д. Хвостовой (справа) .
Жан Расин. Андромаха
Источником для этой пьесы послужил рассказ Энея из третьей книги «Энеиды» Вергилия. Действие происходит в античные времена в Эпире, области на северо-западе Греции. После падения Трои вдова убитого Гектора Андромаха становится пленницей Пирра.
Литературный центр конструктивистов
Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) — литературная группа. Основана И.Сельвинским в 1923 г. Распустилась в 1930 г. Название восходит к конструктивистским течениям начала 1920-х годов в изобразительном искусстве и архитектуре. Приверженцы конструктивизма считали его рациональным марксистским направлением в литературе.
Ромул Август
Фла́вий Ро́мул А́вгуст (лат. Flavius Romulus Augustus; 460-е или 470-е — после 511), часто называемый Ро́мул Авгу́стул (лат. Augustulus), маленький Август, «Августёнок» — последний император Западной Римской империи (475—476).
Олжас Омарович Сулейменов
Сулейменов Олжас Омарович (18.05.1936) Казах, поэт, общий деятель, Член КПСС с 1969 года. Окончил геологический факультет КазГУ (1959г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961г.). В 1962 – 71 литературный сотрудник газеты «Казахская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики «Проетор», 1971-81 секретарь правления СП Казахстана, 1981-83 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.