Реферат: Расчет точностных параметров и методов их контроля - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Расчет точностных параметров и методов их контроля

Рефераты по промышленности и производству » Расчет точностных параметров и методов их контроля

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Технология машиностроения»


Пояснительная записка

к семестровому заданию по дисциплине

Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения

«Расчет точностных параметров и методов их контроля»


Аннотация


В пояснительной записке приведен расчет и выбор посадок для сопрягаемых поверхностей, представлены схемы полей допусков для этих посадок.


Содержание


Введение

Расчет и выбор посадки с натягом

Расчет комбинированной посадки

Расчет и выбор переходной посадки

Расчет и выбор посадок подшипников качения

Расчёт калибров

Резьбовое соединение

Подбор параметров зубчатого колеса

Расчет размерной цепи

Разработка схем контроля

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Повышение уровня качества продукции является важнейшей задачей машиностроения, в успешном решении которой большая роль принадлежит квалифицированным кадрам. Ежегодно на машиностроительные предприятия приходят молодые специалисты, которые должны выпускать высококачественную продукцию в строгом соответствии с требованиями технической документации. Она содержит требования по точности размеров, формы и расположения поверхностей и т.п. Технической документацией должен руководствоваться каждый работник машиностроительной специальности, работник ОТК.

Специалисты в повседневной работе сталкиваются с необходимостью чтения чертежей, на которых содержаться условные обозначения предельных отклонений и допусков, а также параметров шероховатости. Поэтому задачей современного образования в области машиностроения является обучение студентов правильности чтения чертежей и умению составления технической документации.


1. Расчет и выбор посадки с натягом


Составим таблицу исходных данных для расчета посадки.


Таблица 1 – Исходные данные

Наименование величины Обозначение Значение
Крутящий момент, нм Мкр 40
Осевая сила, Н PD 2000
Номинальный диаметр соединения, мм dH 80
Диаметр отверстия втулки, мм d1 20
Наружный диаметр шестерни, мм d2 100
Длина соединения, мм l 30
Коэффициент трения f 0.16
Модуль упругости материала втулки, Па Ed 1 * 1011
Модуль упругости материала шестерни, Па ED 0,9* 1011
Коэффициент Пуассона втулки d 0,25
Коэффициент Пуассона шестерни D 0,33
Предел текучести материала втулки, Па Тd 36 * 107
Предел текучести материала шестерни, Па ТD 36 * 107

Минимальный функциональный натяг определяем из условия обеспечения прочности соединения:


2 * Мкр CD Cd

Nminф = -------------------- * ----- + ----- , (1.1)

 * dH * l * f ED Ed


где Мкр -крутящий момент;

dH -номинальный диаметр соединения;

l -длина соединения;

f -коэффициент трения при запрессовке;

Еd, ED- модули упругости материалов;

Сd, CD- коэффициенты жесткости конструкции;


1 + ( dH / d2 )2 1 + ( d1 / dH )2

СD = -------------------- + D , Cd = ------------------ - d , (1.2 )

1 – ( dH / d2 )2 1 + ( d1 / dH )2


d2 - наружный диаметр шестерни;

d1 - диаметр отверстия втулки;

D d- коэффициенты Пуассона для шестерни и втулки;


1 + ( dH / d2 )2 1 + ( d1 / dH )2

СD = -------------------- + D , Cd = ------------------ - d , (1.2 )

1 – ( dH / d2 )2 1 + ( d1 / dH )2


2 * 40 4.886 0.8833

Nminф = --------------------------------- * ----------- + ------------- = 4.2 мкм

3.14 * 0.03 * 0.08 * 0.16 0.9 * 1011 1 * 1011


Максимальный функциональный натяг определяем из условия обеспечения прочности сопрягаемых деталей:


СD Cd

Nmaxф = Рдоп * dН * ----- + ----- , (1.3)


гдеРдоп - наибольшее допускаемое давление по контактной поверхности, при котором отсутствуют пластические деформации;


РдопD 0.58 * TD * [1 – (dH / d2)2], Рдопd 0.58 * Td * [1 – (d1 / dH)2] (1.4)

TD Td – пределы текучести материалов деталей при растяжении;

РдопD 0.58 * 20 * 107 * [1 – (80 / 100)2] = 4.176 * 107 Па,

Рдопd 0.58 * 20 * 107 * [1 – (20 / 80)2] = 6.525 * 107 Па,


Максимальный функциональный натяг определяется по наименьшему давлению:


4.886 0.8833

Nmaxф = 4.176 * 107 * 0.08 ------------- + ---------- = 210.9 мкм

0.9 * 1011 1 * 1011


Исходя из функционального допуска посадки определим конструкторский допуск посадки, по которому установим допуски отверстия и вала:


ТNФ = TNK + TЭ,(1.5)


где ТNФ - функциональный допуск посадки;

TNK -конструкторский допуск посадки;

ТЭ - эксплуатационный допуск посадки;

ТNФ = Nmaxф - Nminф = 210.9 – 4.2 = 205.8 мкм

ТNK = ITD + ITd (1.6)

ITD -табличный допуск отверстия;

ITd -табличный допуск вала;

ТЭ = Э + СБ, (1.7)

Э - допуск на эксплуатацию;

СБ - допуск на сборку;

Конструкторский допуск посадки определяется из экономически приемлимой точности изготовления деталей соединения и рекомендаций по точности посадок с натягом (не точнее IT6 и не грубее IT8).

Эксплуатационный допуск посадки должен быть не менее 20% от функциональ-ного допуска посадки.

Определим квалитеты отверстия и вала:

для dH = 80 мм IT6 = 19 мкм, IT7 = 30 мкм, IT8 = 46 мкм

Возможно несколько вариантов значений TNK и ТЭ:


при ТNK = ITD + ITd = IT7 + IT6 =30 + 19 =49 мкм

ТЭ = TNФ – TNK =205.8 – 49 = 156.8 мкм, это 76% ТNФ


при ТNK =IT7 + IT7 =30 + 30 =60 мкм

ТЭ = TNФ – TNK =205.8 – 60 =145.8 мкм, это 71% ТNФ


при ТNK =IT8 +IT7 =46 +30 =76 мкм

ТЭ = TNФ – TNK =205.8 – 76 =129.8 мкм, это 63% ТNФ


при ТNK =IT8 +IT8=46 +46 =92 мкм

ТЭ = TNФ – TNK =205.8 – 92 =113.8 мкм, это 55% ТNФ


Все варианта удовлетворяют условиям учитывая ГОСТ 25347-82 примем для отверстия шестерни IT8, для втулки IT8 или IT7.

Для учета конкретных условий эксплуатации в расчетные предельные натяги необходимо внести поправки:

1 Поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей:


U = 5 * (RaD + Rad), (1.8)


где RaD Rad – среднеарифметические отклонения профиля соответственно от верстия и вала


RaD =0.05 * IT8 =0.05* 46 = 2.5 мкм

Rad = 0.05 * IT8 = 0.05* 46 = 2.5 мкм

U = 5 * (2.5 + 2.5) = 25 мкм.


2 Поправка Ut, учитывающая различие рабочей температуры и температуры сборки равна 0, т.к. температуры примерно равны;

3 Поправка Uц, учитывающая деформацию деталей от действия центробежных сил, равна 0, т.к. скорость сопрягаемых деталей невелика.

Определяем функциональные натяги с учетом поправок:


Nmin расч = Nminф + U = 4.2 + 25 = 29.2 мкм(1.9)


Nmax расч = Nmaxф + U = 210.9 + 25 = 235.9 мкм(1.10)


Для получившихся условий подберем наиболее подходящую посадку. Чтобы этого достичь необходимо выполнение трех условий:


Nmax табл Nmax расч; Nmax расч - Nmax табл = СБ (1.11)


Nmin табл Nmin расч; Nmin табл - Nmin расч = Э (1.12)

Э >СБ


Проверим посадки с натягом из числа рекомендуемых ГОСТом 25347-82 в системе отверстия:


Таблица 2 – Анализ посадок

Посадки Nmax табл Nmin табл СБ Э

Н8

u8

148 56 235.9 - 148 = 85.9 28.8

H8

x8

192 100 235.9 – 192 =42 73

H7

u7

132 72 235.9 – 132 =102 44.8

Рисунок 1 – Схема полей допусков посадки с натягом, рекомендуемой ГОСТ 25347 - 82


3. Расчет переходной посадки


Для соединения 4-5 применена переходная посадка, для этого соединения необходимо получить легкость сборки и не очень высокую точность центрирования.

Точность центрирования определяется величиной Smax, которая в процессе эксплуатации увеличивается:


Smax рас. = Fr / kТ = 25 / 3 = 8.33 мкм, где


Fr – радиальное биение,определяемое по ГОСТ 2443 – 81

kТ – коеффициент запаса точности (kТ = 2 – 5)

В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допус-ков составляем посадки, определяем SMAX табл, по которому подбираем оптималь-ную посадку. Такими посадками по ГОСТ 25347 – 82 будут:



H7 ( )

15 --------------------------- SMAX табл = 0.0235

js6 ( ±0.0055 )


H7 ( )

15 ---------------- SMAX табл = 0.017

k6 ( )


H7 ( )

15 ----------------- SMAX табл = 0.011

m6 ( )


H7 ( )

50 ----------------- SMAX табл = 0.006

n6 ( )


Средний размер отверстия:


DС = 0.5 * (DMAX + DMIN) = 0,5 * (15.018 + 15) =15.009(2.1)


dС = 0.5 * (dMAX + dMIN) = 0.5 * (15.018 + 15.007) = 15.013(2.2)


Легкость сборки определяется вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеивание размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняется закону нормального распределения и допуск равен по величине полю рассеивания, (рис.3)


T = ω = 6


Тогда:

D = TD / 6 = 18 / 6 =3(2.4)


d = Td / 6 = 25/6=4.16 (2.5)


N, S = D2 + d2 = 32 + 4.162 =5.13(2.6)


Для средних отклонений вала и отверстия получается:


SC = DC – dC = -4 мкм (2.7)


Определяем вероятность зазоров в пределах от 0 до 4 мкм, т.е. Х = 4


Z = X / N, S = 4 / 5.13 = 0.779(2.8)


Ф (Z) = 0.2823 (1, приложение 6) H7


Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки 15 ----- (рис. 3)


Диапазон рассеивания зазоров и натягов: m6


= 6 * N, S = 6 * 5.13 = 30.78 (2.9)


Вероятность получения зазора в соединении:


0.5 + 0.2823 =0.7823 или 78%


Вероятность получения натяга в соединении:


1 - 0.7823 = 0.2177 или 22%


Предельные значения натягов и зазоров:


SMAX в = 3 * N, S + 4 = 3 * 5.13 + 4 = 19.39 мкм(2.10)


NMAX в = 3 * N, S – 4 = 3 * 5.13 –4 = 11.39 мкм


Рисунок 3 – Кривая вероятности натягов и зазоров посадки 15 Н7 / m6



4. Выбор и расчет посадки подшипников качения


По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника нагружено циркуляци-онно, а наружное местно. Класс точности подшипника принимаем «0» и особо лег-кую серию D = 40 мм, d = 17 мм, r0 = 1 мм, В =12 мм [2,т.2, с.117 ].


Для циркуляционно нагруженного кольца подшипника посадку выбирают по интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности:


R

РR = ----- * Kn * F * FA, (3.1)

b


гдеR -радиальная реакция опоры на подшипника R = 500 H;


М


Мкр = 40 Н/м, тогда F = 40 / 0.04 = 1000 H

МА = RB * 0.062 – 1000 * 0.031

RA = RB = 1000 * 0.031 / 0.062 = 500 H


Kn -динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, Kn = 1 [ 1, с. 56 ];

F -коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, F = 1 [ 1, стр 56 ];

FA -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки, FA = 1, [ 1, стр 56 ];

B -рабочая ширина посадочной поверхности подшипника за вычетом фасок:


b = B – 2r = 12 – 2 * 1 = 10 мм(3.2)


500

PR = -------- * 1.0 * 1.0 * 1.0 = 50 Н / мм

10


По величине PR и d найдем рекомендуемое основное отклонение js [ 1, табл 14 ],

При посадке на вал номер квалитета зависит от класса точности подшипника, для «0», квалитет равен 6, тогда посадка 17 L 0 / js6 (рис 4, 5, 6)

Для местно нагруженного кольца основное отклонение H, а для «0» класса квалитет равен 7,тогда посадка 40 H7/ l 0 (рис 4)

SMAX


SMAX



+25

0


Dm = 40


+ 5.5

0


NMAX

- 5.5

-00 0.

dm = 17

1



R = 500Н


Рисунок 4 – Схема полей допусков подшипников


Резьбового соединения


7H

Посадка М6 - -------------

8g


Определяем основные параметры резьбы [ 3 ]

Шаг резьбы 1(так как в обозначении не указан, соединение имеет крупный шаг)

Наружный диаметр D = 6мм – гайки; d =6 мм – болта;

Средний диаметр D2 = 5.350мм – гайки; d2 = 5.350мм – болта;

Внутренний диаметр D1 = 4.917мм – гайки; d1 = 4.917мм – болта.

Определяем предельные отклонения по ГОСТ 16093 – 81 «Резьба метрическая допуски посадки с зазором»:

Для наружного диаметра болта es = -26 мкмei = - 306 мкм

гайки EI = 0

Для среднего диаметраболта es = -26 мкмei = - 206 мкм

гайки EI = 0 ES = +190 мкм

Для внутреннего диаметраболта es = -26 мкм

гайки EI = 0ES = + 300 мкм


Рисунок 5. Схема расположения полей допусков резьбового соединения М6– 7H/8g


6. Расчет исполнительных размеров ПР и НЕ резьбовых калибро-колец для наружной резьбы (болта) М6 - 8g


Для ПР резьбового калибра – кольца наименьший предельный наружный диаметр:


D max ПР =d + esd + H/12 + TR = 6 – 0.026 + 0.072 + 0.018 = 6.064 мм;


где d – номинальный наружный диаметр наружной резьбы;

esd – верхнее отклонение наружного диаметра наружной резьбы;

H – высота исходного треугольника(теоретическая высота профиля резьбы);

TR – допуск внутреннего и среднего диаметров резьбового ПР и НЕ калибров – колец;

Наименьший предельный средний диаметр


D2minПР =d2 + esd2 – ZR – TR/2 = 5.35 – 0.026 – 0.008 – 0.009 = 5.307 мм


где d2 – номинальный средний диаметр наружной резьбы;

esd2 – верхнее отклонение среднего диаметра наружной резьбы;

Наименьший предельный внутренний диаметр


D1 minПР = d1 + esd1 - TR/2 = 4.917 – 0.026 – 0.009 = 4.882 мм


где d1 – номинальный внутренний диаметр наружной резьбы;

esd1 – верхнее отклонение внутреннего диаметра наружной резьбы;

Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра – кольца


T D2ПР = TR = 0.018


Допуск внутреннего диаметра ПР резьбового калибра – кольца


T D1ПР = TR = 0.018


Исполнительные размеры ПР резьбового калибра – кольца:

наружный диаметр 6.064 min по канавке или радиусу

средний диаметр 5.307 +0.018

внутренний диаметр 4.882 +0.018

Размер изношенного ПР резьбового калибра – кольца по среднему диаметру:


D2ПРизм = d2 + esd2 – ZR + WGO = 5.35 – 0.026 – 0.008 + 0.021 = 5.295 мм


где WGO – величина среднедопустимого износа резьбовых проходных калибров – колец;

Для НЕ резьбового калибра – кольца:

наименьший предельный наружный диаметр


D minНЕ = d + esd + H/12 + TR = 6 – 0.026 + 0.072 + 0.018 = 6.064 мм


наименьший предельный средний диаметр


D2minНЕ =d2 +eid2 – TR = 5.35 - 0.206 – 0.018 = 5.126 мм


наименьший предельный внутренний диаметр


D1 minПР = d2 +eid2 – 2F1 – TR/2 – TR = 5.35 + 0.206 – 0.2 – 0.009 – 0.018 = 5.329мм


где F1 – расстояние между линией среднего диаметра и вершиной укороченного профиля резьбы;

eid2 – нижнее отклонение среднего диаметра наружной резьбы;

Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра – кольца


T D2НЕ = TR = 0.018


Допуск внутреннего диаметра НЕ резьбового калибра – кольца


T D1НЕ =2 TR = 0.036


Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра – кольца:

наружный диаметр 6.064 min по канавке или радиусу

средний диаметр 5.126 +0.018

внутренний диаметр 5.329 +0.036

Размер изношенного резьбового калибра – кольца по среднему диаметру


D2НЕизм = d2 + eid2 – TR/2 + WNG = 5.35 – 0.206 – 0.09 + 0.015 = 5.069 мм


где WNG – величина среднедопускаемого износа резьбовых непроходных калибров – колец;

Расчет параметров зубчатого колеса

При выборе параметров контроля необходимо использовать показатели ГОСТ 1643 – 81, характеризующие точность кинематики, плавность работы, контакт зубъев и боковой зазор. Для данного зубчатого колеса назначим степень точности 8-7-7- В.

Для норм кинематической точности по 8-й степени определяем:

допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса Fi’’ = 63 мкм [4, с.432];

допуск на колебание длины общей нормали Fw = 28 мкм [4, с.432];

Показатель плавности работы колеса определяем по 7–й степени точности:

допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fi’’=20 мкм [4, с.440];

Показатель норм контакта зубъев в передаче:

суммарное пятно контакта по длине зуба не менее 60%, по высоте зуба не менее 45% [4, с.445];

Сопряжение вида В гарантирует минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи при нагреве. Показателем, обеспечивающим гарантированный боковой зазор, является среднее значение длины общей нормали с предельными отклонениями. Номинальный размер длины общей нормали определяется по формуле:


Wm = [ 1.476 * (2 * n – 1) + z * 0.01387 ] * m,(5.1)


где п – число зубъев, захватываемых губками нормоконтролера:

п = 0.11 * z + 0.5 = 0.11 * 20 + 0.5 2.7(5.2)

Wm = [ 1.476 * (2.7 * 2 – 1) + 20 * 0.01387 ] * 4 = 27.09 мм

По ГОСТ 1643 – 81 наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое I) EWms = 100 мкм[4,c.457]. Наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое II) EWms = 11 мкм [4,c.461], так как для этого зубчатого колеса радиальное биение Fr =50 мкм[4, c.431]


EWms = 100 + 11 = 111 мкм(5.3)


Допуск на среднюю длину общей нормали TWm = 70 мкм [4, c.462].

Наибольшее отклонение средней длины общей нормали:


EWms + TWm = 111 + 70 = 181 мкм(5.4)


Величина допустимого торцевого биения базового торца заготовки должна быть установлена на основе допусков на отклонение направления зуба F:


FT = 0.5 * F * d / b, (5.6)


где b = 20мм

d = 80 мм

F = 0.011,[4, c.448];

FT = 0.5 * 0.011 * 80 / 20 = 0.022 мм.


Расчет размерных цепей

Размерная цепь A


Исходные данные для расчета размерной цепи A, вариант 1



Ai TAi i TAi (прин) Ai
1 5 75 0.73 190 5-0.19
2 0.5 100
100 0.50.05
3 72 190 1.86 480 72
4 0.5 100
100 0.50.05
5 10 400 0.9 400 100.2
6 12 120
120 12-12
7 3 60 0.55 140 3-0.14
8 59 190 1.86 470 59-0.47

Исходя из условий видим, что задача прямая.

Определим увеличивающие и уменьшающие звенья:

уменьшающие A1, A2, A3, A4

увеличивающие A5, A6, A7, A8


TA = max – min =4 – 2=2 мм


А = A5 + A6 + A7 + A8 – (A1 + A2 + A3 + A4)=10+12+3+59-5-0.5-72-0.5=6


вA = Amax – А = 4 – 6 =-2

нA = Amin – А = 2 – 6 =-4

А=6 – 2


Рассчитаем задачу способом назначения одного квалитета.

Средний допуск составляющих звеньев:


Отклонения и допуски формы поверхностей
















Отклонения и допуски расположения поверхностей








база


Отклонение

от

симметричности


Суммарные допуски формы и расположения






Торцевое

биение


Межосемер


Нормалемер









база

















база


Заключение


В данном семестровом задании были назначены посадки для всех сопряжений и обозначены на выданном узле в соответствии с условиями сборки и критериями работоспособности данного узла. Также были произведены расчеты посадки с натягом, переходной посадки и выбраны из удовлетворяющих условиям работоспособности узла. Были рассчитаны и назначены посадки подшипника качения, построены поля допусков всех посадок и выполнены чертежи необходимых деталей.


Литература


Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебное пособие для выполнения курсовой работы./ Ф.И. Бойлов, Н.Л. Борблик.

Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х томах/ Анурьев В.И. – М.: Машиностроение,1981.

Резьбы, крепежные резьбовые изделия, разъемные и неразъемные соединения деталей, зубчатые передачи: Учебное пособие./Н.П. Сенигов, В.А. Пилатова, А.Л. Решетов, В.И. Михайлов – 4. Допуски и посадки. Белкин И.М. – М.:Машиностроение,1992.