Федеральное агентство по образованию РФ Кузбасская Государственная педагогическая академия Факультет педагогики и психологии Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
По курсу «Педагогическая психология»
На тему «Одаренные дети»
Выполнил: студента 1курса
ЗФО ФПиП
Столяр С. Н.
Проверил:
«----»--------------2009г.
«--------------------------»
Новокузнецк, 2009
Оглавление
Введение.. Глава 1. Понятие одаренности.. 1.1. Что такое одаренность?. 1.2. Типология одаренности.. Глава 2. Кризисы детской одаренности.. 2.1. Кризис креативности. 2.2. Кризис интеллектуальности.. 2.3. Кризис мотива достижений. Глава 3. Детская одаренность и школьное обучение. 3.1. Концепции к конструированию содержания образования.. 3.2. Проблемы современности школьного обучения одаренного ребенка. 3.3. Качества, необходимые для работы с одаренными детьми (критерии программы «Astor») Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование одаренности.. Глава 5. Выявление одаренных детей.. Заключение. Литература.. Приложение.
|
3 5 5 6 8 9 11 12 16 16 22
23 25 29 33 34 35 |
Введение
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение в отечественной психологии было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Понятие «одаренность» приобрело широкую значимость в нашей стране и на Западе. Появилось множество значений этого термина. Но мы в данной курсовой работе будем придерживаться следующей трактовке данного понятия: дети, и в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школы были распознаны как обладающих актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой. В данном случае для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей и соответственно взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными. Человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. В данной работе мы будем придерживаться возрастных ограничений: дети младшего школьного возраста. В реферате рассмотрены взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др. Рассмотрены кризисы детской одаренности и приведены полезные советы, как избежать эти кризисы. Также разобрана актуальная в наши дни тема школьного обучения (какие препятствия могут возникнуть при поступлении в школу одаренного ребенка и как с этим бороться). И в заключительной главе приведены данные опытно-экспериментального исследования одаренности.
Глава 1. Понятие одаренности
Что такое одаренность?
Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал в Пентагоне, разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы.
Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать им развитие. В СССР в 1975г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. В советской психологии – Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн – намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее , чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент. Но данный подход не был ни проработан концептуально, ни обеспечен методически. Так Б. М. Теплов предлагает следующее определение: «…Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, о которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнений той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности». Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом образования США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающие следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству).
Типология одаренности
Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них. Одаренность общая и специальная Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах. Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т. д. Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.
Другие работы по теме:
Одаренные дети - проблема социализации
Выявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства. Отношение окружающих к одаренным детям, адаптация этих детей в обществе. Выявление факторов в наибольшей степени влияющих на одаренность. Проблемы одаренных детей.
Почему врут дети
Судя по всему, дети способны лгать с того самого момента, как начинают говорить, но называть ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети начинают только к восьми годам.
Некоторые проблемы развития одаренных детей
Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей. Первая – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка.
Одаренные дети и компьютеры
В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении.
Социально-психологический портрет одаренного ребенка
Влияние социальной среды на одаренность. 1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
Старушка
Случай из жизни Однажды мы с семьей проводили выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдали показалась маленькая старушка, ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала о себе, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Ася одна из тургеневских девушек по повести И. С. Тургенева Ася
Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.
Описание внешности человека по картине И. Ижакевича Мама идет
Иван Ижакевич правдиво передал ситуацию из крестьянской жизни: родители пошли на работу, а наименьшего ребенка оставили со старшей сестренкой. Я думаю, что уже вечер, потому что дети, чувствуя, что скоро вернется домой мама, вышли ее встречать. А может, она уже спешит к детям, потому их глаза и личика засияли радостью.
Приключения Незнайки и его друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Пряничный домик
Автор: Перро Шарль. В один воскресный день дети из очень бедной семьи заблудились в лесу и набрели на пряничный домик с садом из конфет и лимонадным фонтаном. Лакомясь, они не заметили хозяйку дома — ведьму. Она схватила детей, но прежде чем съесть, решила откормить тощего Жана. Одо время им удавалось обманывать ведьму с помощью тонкой палочки, которую Жан просовывал на просьбу ведьмы показать свой палец; когда обман раскрылся, старуха решила тут же приготовить растолстевшего мальчика в печи, но никак не могла засунуть его в печь.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Вирджиния Вулф. На маяк
Семья Рэмзи: отец — мистер Рэмзи, мать — миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольно привлекательна), дети — Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на острове Скай. Вдалеке виден маяк.
Ришильда Провансская
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ришильда Провансская (фр. Richilde de Provence, ок. 845 — 2 июня 910) — королева Западно-Франкского королевства в (869 — 877) годах, вторая жена Карла II Лысого. Дочь Бивина, аббата Горца и графа Меца, и Ришильды Арльской, дочери Бозона Древнего, сестра Бозона Вьеннского.
Лливарх Старый
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Лливарх Старый (англ. Llywarch Hen) (около 534 — около 634) — король Южного Регеда в 560—613 годах.
Теодрада де Труа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Теодрада де Труа (фр. Thйodorade de Troyes, ок. 868 — 18 октября после 900) — королева Западно-Франкского королевства в 888 — 898 годах, жена короля Франции Эда I Парижского.
Зигерт, Август Фридрих
Авгу́ст Фри́дрих Зи́герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец.
Федлимид Рехтмар
Введение 1 Биография 2 Семья и дети 3 Семейное древо Уи Нейллов Список литературы Введение Федлимид Рехтмар (Законодатель)[1] — легендарный верховный король Ирландии.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Юдитта Чешская
Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 4 Внешние ссылки Введение Юдитта Чешская, также Юдифь Богемская, (чеш. Judita Českб, Judita Přemyslovna), (ок. 1202 — 2 июня 1230 года) — чешская принцесса из рода Пржемысловичей, дочь короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской, жена герцога Каринтии Бернарда.
Констанция Кастильская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Констанция (Констанс) Кастильская (ок. 1140 — 4 октября 1160, Париж) — инфанта Кастильская и королева Франции, дочь Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона, и Беренгелы, дочери Рамона Беренгера III, графа Барселоны.
Гасаев, Виталий Алексеевич
План Введение 1 Детство 2 КВН 3 Музыка 3.1 Дискография 4 Фильмография Введение Виталий Алексеевич Гасаев (31 декабря 1970, Барнаул) — российский певец, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Агнес де Бурбон-Дампьер
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Агнес де Бурбон-Дампьер (фр. Agnes de Bourbon-Dampierre; 1237(1237) — 5 сентября 1287/30 июня 1288) — дама де Бурбон с 1262, младшая дочь Аршамбо IX, сеньора де Бурбон, и Иоланды де Шатийон, дамы де Донзи.
Ренье II граф Эно
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ренье (Регинар) II (фр. Rйgnier II, нем. Reginar II, ок.890/895 — 932/940) — граф Эно (Геннегау) с 925, сын Ренье I Длинношеего, герцога Лотарингии, и Эрсинды (Альберады).
Генрих II граф Лувена
План Введение 1 Правление 2 Брак и дети Список литературы Введение Генрих II (фр. Henri II de Louvain, нем. Heinrich II von Lцwen, нидерл. Hendrik II van Leuven; около 1020—1078) — граф Лувена и Брюсселя (1062—1078), сын графа Ламберта II, графа Лувена и Брюсселя, и Уды Верденской, дочери Гозело I.
Майкоп
Майкоп - столица Республики Адыгея, административный, экономический и культурный центр.