Реферат: Методики, изучающие потребности, мотивы и мотивации человека - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методики, изучающие потребности, мотивы и мотивации человека

Рефераты по психологии » Методики, изучающие потребности, мотивы и мотивации человека

Министерство образования и науки РФ

Ярославский государственный педагогический университет им. Ушинского


Контрольная работа


по предмету «Человек и его потребности»

на тему: Методики, изучающие потребности, мотивы и мотивации человека.


Выполнила: студент 3 курса

заоч.отд.,каф.ЕГФ

спец.СКС и туризм

группа 33г,ТУ-0521

Соболева С.А.


Проверила: Ракитина О.В.


Ярославль, 2011г.


Содержание


Введение ………………………………………………….стр. 2

1. Мотивация к успеху……………………………………………стр. 5

2. Потребность в избегании неудач……………………………..стр. 9

3. Готовность к риску ………………………………………стр.12

Выводы ………………………………………….стр.15

Список использованной литературы………………………….стр.16


Введение

В данной работе для анализа мною был выбран метод мотивации к успеху. Впервые это мотивационное свойство было выделено в классификации Г. Мюррея, который понимал его как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуа­ции, независимо от конкретного ее содержания.

В 40-х годах XX века американский психолог Девид Маккелланд начал изучать «мотив достижения» и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения — Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия-и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успе­ху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоис­ключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориенти­рован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Дру­гие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может со­четаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются дан­ные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низ­ком уровне выраженности обоих стремлений.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свой­ственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопре­деленных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя от­ветственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный сред­ний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настояще­го успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. В ситуации соревнования и проверки способно­стей они не теряются.

Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможно­сти неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень лег­ких задач (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех). Бирни с коллегами (R. Birney, H. Burdick, R. Teevan, 1969) выделяют три типа боязни неудачи и соответствующие им защит­ные стратегии: 1) боязнь обесценивания себя в собственном мнении, 2) боязнь

обесценивания себя в глазах окружающих и 3) боязнь не затрагивающих «Я» по­следствий.

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску», поэтому рассмотрим и их тоже. 


1.Мотивация к успеху.

Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься. Чтобы выяснить значимость достижения успеха в определенной деятельности, можно дать следующие вопросы:

- Насколько важен для Вас успех в данной деятельности?

- Стремитесь ли вы достигать высоких целей?

- Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленных целей?

- Ожидаете ли вы высоких результатов в деятельности, верите ли в успех?

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Для исследования выбрана методика, автором которой является Т.Элерс.

Инструкция

Предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»).

Текст опросника

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отло­жить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить зада­ние.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще все~го принимаю решение одним из послед­них.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10.. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11.. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. На моем честолюбии легко сыграть.

18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения..

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36 Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа дру­гих.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40 Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры. Обработка результатов

По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2 5, 7 10, 14-17 21 22 25-30 32 37 41 и «нет» — по следующим: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 35 и лу. Ответы по пунктам I, 11, 12, 19, 23, 33-35 и 40 не учитываются. Подсчитываем общая сумма баллов.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованного выражена мотивация на дости­жение успеха.


№ вопроса ответ балл

вопроса

ответ балл

вопроса

ответ балл

Нет - 15. Да 1 29. Да 1

Нет - 16 Да 1 30. Да 1

Нет - 17. Нет - 31. Нет 1

Нет - 18. Да - 32. Нет -

Да 1 19. Нет - 33. Нет -

Да - 20. Да - 34. Да -

Нет - 21. Нет - 35. Да -

Да - 22. Да 1 36. Да -

Да - 23. Нет - 37. Да 1

Да 1 24. Нет 1 38. Да -

Да - 25. Нет - 39. Да -

Да - 26. Да 1 40. Да -

Да - 27. Нет - 41. да 1

нет - 28. Да 1



Сумма – 13. Из чего следует, что я имею среднюю мотивацию на успех.




2. Потребность в избегании неудач (ПИН)

ПИН учитывается во всех случаях, когда открыто выражается потребность, намерение, желание или надежда избежать неудачи в деятельности. К этой категории относятся утверждения, в которых человек ставит перед собой цель, связанную с избежанием неуспеха и неприятностей (т.е. когда он стремится избежать неудачи и неприятностей).

Примеры утверждений, которые принадлежат к категории ПИН:

1) надеюсь, что не получу двойку;

2) он не хочет иметь неприятностей;

3) он пытается не сделать ошибок в работе;

4) он со страхом надеется, что все будет хорошо;

5) они рассчитывают на помощь нового менеджера, надеясь, что это поможет им избежать банкротства.

Для исследования применим опросник Т.Элерса по методике «Мотивация к избеганию неудач»

Инструкция

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каж­дой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1 /1 или 21 /2, где числитель это номер строки, а знаменатель — номер слова в строке).

Вид опросного листа со списком слов

п/п

1 2 3
1 смелый бдительный предприимчивый
2 кроткий робкий упрямый
3 осторожный решительный пессимистичный
4 непостоянный бесцеремонный внимательный
5 неумный трусливый недумающий
6 ловкий бойкий предусмотрительный
7 хладнокровный колеблющийся удалой
8 стремительный легкомысленный боязливый
9 незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10 оптимистичный добросовестный чуткий

М

меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12 трусливый небрежный взволнованный
13 опрометчивый тихий боязливый
14 внимательный неблагоразумный смелый
15 рассудительный быстрый мужественный
16 предприимчивый осторожный предусмотрительный
17 взволнованный рассеянный робкий
18 малодушный неосторожный бесцеремонный
19 пугливый нерешительный нервный
20 исполнительный преданный авантюрный
21 предусмотрительный бойкий отчаянный
22 укрощенный безразличный небрежный
23 осторожный беззаботный терпеливый
24 разумный заботливый храбрый
25 предвидящий неустрашимый добросовестный
26 поспешный пугливый беззаботный
27 рассеянный опрометчивый пессимистичный
28 осмотрительный рассудительный предприимчивый
29 тихий неорганизованный боязливый
30 оптимистичный бдительный беззаботный

Обработка результатов


Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3;

5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11 /2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/ 1; 29/3; 30/2.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 0

0



1 0

0

2

0

0 1 0


0
0
3
0

0




0


0

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
1






1 1
0 0

0
2 1 0 0 1
0





1 0
3



0
0

0





Сумма - 7

В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т. д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к за­щите.

При сумме: от 2 до 10 баллов — низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите; При сумме: от 11 до 15 баллов — средний уровень мотивации; При сумме: от 16 до 20 баллов — высокий уровень мотивации; При сумме: свыше 20 баллов — очень высокий уровень мотивации.


3. Готовность к риску


Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция: оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:

"полностью согласен", "полное да" 2 балла;

"больше да, чем нет" 1 балл;

"ни да, ни нет", "нечто среднее" 0 баллов;

"больше нет, чем да" - 1 балл;

"полное нет" - 2 балла.

Опросник

Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

Могли бы Вы ехать подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?

Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?

Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка данных теста

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значение теста: от -50 до +50 баллов.

меньше -30 баллов. Вы слишком осторожны.

-10 - +10 баллов. Средние значения.

свыше +20 баллов. Вы склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования также показали, что: с возрастом готовность к риску падает; у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных; у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.


№ вопроса ответ балл № вопроса ответ балл № вопроса ответ балл

да 2
Больше да 1
да 2

Больше да 1
нет -2
Больше да 1

Больше да 1
нет -2
Больше да 1

нет -2
нет -2
Больше нет -1

Больше нет -1
да 2
Больше нет -1

нет -2
нет -2
Больше да 1

Больше нет -1
да 2
да 2

нет -2
да 2

нет -2
Не знаю 0

Сумма -2; из проведенного теста следует, что готовность к риску у меня средняя


Вывод.


Из проведенных выше тестов следует, что я имею среднюю мотивацию к успеху, низкую мотивацию к избеганию неудач и среднюю готовность к риску. Эти данные полностью подтверждают моё внутреннее представление о себе. Я знаю, что некоторые черты моего характера мешают мне достичь поставленных мною целей, но принимаясь за какое-нибудь дело, я всегда настроена на положительный исход.


Список использованной литературы

1. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».

2. Материалы сайтов:

testoteka.narod/ms/1/13.html


21202s21.edusite/p178aa1.html


16