МГППУ
Реферат на тему:
«Диада: мать – дитя»
Подготовила:
Студентка 1 курса
Мусаелян Н.Ю.
Москва,2010
«Диада: мать – дитя»
В толковых словарях термин «диада» рассматривают как: (двоица) - 1) единство, образуемое двумя раздельными членами или частями;
2) термин пифагорейско-платонической философии, используемый для обозначения принципа неопределенности, неформальности, множества и материальной текучести в противоположность монаде ("единице") как принципу единства, стабильности и формы;
3) женское божество, мировая душа, "матерь богов", т. е. "светил" и "космоса.
Р. Шпиц ссылается на работы Г. Земмеля, который еще в 1908 году обратил внимание на то, что источником всех социальных отношений личности являются ранние отношения в группе «мать – дитя». Этой группе Земель и дал имя «диада». Еще ранее З. Фрейд обозначил отношения ребенка с матерью как прототип всех последующих отношений человека с миром (Фрейд, 1989). Р. Шпиц пишет, что З. Фрейд «назвал эту пару “массой из двоих”, я ради краткости применяю термин “диада”» (Шпиц, 2000, с. 132). По мнению Шпица, отношения в диаде фундаментально отличаются от всех остальных социальных отношений. Они не симметричны, вклад матери и ребенка в эти отношения не одинаков. Для ребенка окружающая среда сводится к матери (или лицу, ее заменяющему); мать и ребенок образуют «закрытую систему», состоящую из двух элементов. Разумеется, в то время, когда Р. Шпиц формулировал основные положения своей теории (вторая четверть ХХ столетия), системный подход в науке, в целом, а тем более в психологии, еще находился в стадии становления. Сейчас с полным основанием можно утверждать, что понятие «диада» (включая представление об ее элементах, взаимосвязях между ними, процессах их функционирования, стадиях развития и т. п.) полностью соответствует принципам и положениям системного подхода.
С точки зрения психоанализа в отношениях «мать-дитя» любой третий становится врагом: нерасторгнутая диада. Мы можем обобщенно констатировать, что когда выделение из симбиоза воспрещается как непослушание с применением силы (или наказания в виде равнодушного или холодного отношения), то ребенок остается привязанным к единственному лицу, сохраняющему его жизнь. Он имеет право чувствовать и действовать «только в диаде»(6). Он имеет право существовать только симбиотически приспосабливаясь к любимому человеку, чтобы уйти от своего изначального страха перед наказанием: он страдает от конфликта нерасторгнутого симбиоза.
В настоящее время понятие «диада» используется в ряде направлений, изучающих раннее развитие личности: в теории объектных отношений, теории привязанности, теории социального научения, в теориях раннего когнитивного развития, в младенческой психиатрии и психоанализе и других. Общим для всех этих направлений является представление о системном характере взаимоотношений в диаде, стадиальном развитии диадических отношений, об их феноменах, закономерностях и механизмах как основе всех сторон психофизического развития ребенка. Особенности диадических отношений рассматриваются как определяющие развитие различных психосоматических и психических нарушений и используются в психотерапии и психологическом консультировании в диагностических, коррекционных и терапевтических целях. Такое положение позволяет говорить о том, что диадический подход приобрел статус самостоятельного методологического подхода в современной психологии.
С позиций диадического подхода ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя самого) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью. Постепенно у него формируется восприятие себя, матери и других объектов внешнего мира как отделенных друг от друга, имеющих самостоятельный физический статус и независимое существование. Такое понимание особенностей психики ребенка на ранних стадиях развития (до трех лет) в современной психологии обнаруживается практически во всех подходах (в том числе, отечественных). «Партнер», с которым взаимодействует ребенок в диаде, обозначается как «материнский объект». Материнский объект – это взрослый, который выполняет по отношению к ребенку материнские функции. Это может быть и отец, и «множественный» материнский объект, когда в этой роли совместно выступают мать и отец (и другие близкие взрослые). Таким образом, отец на ранних этапах развития диадических отношений дублирует и расширяет материнские функции (уход, забота, удовлетворение физических и психических потребностей ребенка, защита и поддержка, эмоционально-личностное общение и т. п.).
На конференциях по перинатальной психологии, психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и определения перинатальной психологии – доклады Г.И. Брехмана (Брехман, 1998), И.В. Добрякова (Добряков, 2000; Он же, 2001; Он же, 2002), Г.Г. Филипповой (Филиппова, 1999).
Основываясь на выше рассмотренных подходах, можно охарактеризовать современную перинатальную психологию как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.
Онтогенез материнской сферы и диада «мать-дитя» отражены в работах Г. Г. Филипповой.(5)
Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства, как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины [1, 2, 3, 4]. Причем исследователи отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности.
Механизм образования эмоциональных связей между матерью и ребёнком, или связывание (bonding), включается сразу же после рождения малыша. По мнению ряда авторов, процесс взаимодействия начинает малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери или другого замещающего её взрослого. Используя особое поведение, мама в ответ на активность ребёнка начинает взаимодействие с ним. Ей еще не известен оптимальный уровень и объем стимуляции, и поэтому со стороны младенца нужна подсказка в виде обратной связи. Младенец отвечает матери, регулируя определенными сигналами необходимый ему уровень стимуляции. Если поведение мамы полностью соответствуют его потребностям, малыш демонстрирует положительную реакцию.
Постепенно процесс настраивания становится взаимным, малыш синхронизирует свои движения с голосом и движениями матери, и можно ясно увидеть чередование сигналов матери и младенца. Многие исследователи сравнивают этот процесс с танцем. Оба члена диады заражаются друг от друга положительным эмоциональным состоянием, всё это доставляет им огромное удовольствие. В более позднем возрасте (второе полугодие жизни) малыш начинает делиться и своими отрицательными эмоциями.
К году такое эмоциональное, ситуативно-личностное общение сменяется ситуативно-деловым, где оба члена диады демонстрируют совместно-разделенное или референтное внимание по отношению к объекту совместной деятельности. На этом этапе от отношений субъект-субъект они переходят к отношениям субъект-субъект-объект. По мере взросления, в процессе совместных игр малыш усваивает дальнейшие закономерности социального взаимодействия (очередность, инициатива в игре, соблюдение правил и т. д.). Дети постепенно начинают использовать навыки, которые они получили при общении с матерью, с другими взрослыми, а позже и с детьми. Изучение взаимоотношений младенцев с отцами показывает существование некоторых отличий отцовского стиля поведения: общение, по большей части, происходит в играх с ребёнком, а не в процессе ухода за ним; игры носят активный характер, где отцы проявляют больше физической силы, тормошат, подкидывают малышей. Несмотря на разницу материнской и отцовской модели поведения, отец, часто взаимодействующий с ребёнком, является такой же значимой фигурой привязанности, а впоследствии становится важнейшим посредником в социализации своего малыша. Итак, мы видим, что при формировании привязанности для каждого члена диады важно, как партнер воспринимает его сигналы и отвечает на них.
Кроме того, поведение матери и младенца должно отличаться предсказуемостью, а сигналы считываемостью. Это приводит к предположению, что при нарушении хотя бы одной из составляющих взаимодействия есть вероятность нарушения гармоничных связей внутри диады.
Список литературы
1. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства
// Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. 1996. Т. 2. Вып. 4.
2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. due. M., 1987.
3. Ивакина В.В. Феноменологические особенности латентного этапа формирования материнства.Автореф.М.,2009.
4. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии, 2000. №5.
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002.
6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
7. Шпиц Р. Первый год жизни. М., 2000.
Другие работы по теме:
Рычажный и кулачковый механизм
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО ____________________________________________________________________________________________
Цветаева m. и. - Тема родины в лирике марины цветаевой
Тема родины в лирике. Марины Цветаевой. О неподатливый языкЧего бы попросту мужик. А я руки настежь застыла столбняк. Любовь к родине поэтесса пронесла через всю свою жизнь. Ее ранние стихи проникнуты нежностью к Москве где она родилась.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
Лермонтов м. ю. - Кавказ в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля.
Сальса
Сальса – дитя двух культур, европейской (вернее, испано-арабской), подарившей сальсе струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму и африканской, давшей сальсе барабаны и другие ударные инструменты.
Мы мать называем Святой
Мать… Это самое родное в мире слово. Мать… В этом слове все: нежность, доброта, любовь, забота. Оно звучит разными прекрасными мелодиями, колыбельными. Оно пахнет полевыми цветами и натруженными руками. В нем бессонные ночи, бесконечные волнения. Мать – самый родной в мире человек. Наверное, нет никого, кто бы мог это возразить.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Сладкая каша
В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» — и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его — забыла.
Образ Тараса Бульбы
В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли.
Мальчик-звезда
Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, кто был некрасив.
Чистый образ женщины в русской литературе
Очень мало не только в русской, но и во всемирной литературе произведений, в которых не шла бы речь о любви. Список творений, созданных во имя любви, бесконечен, и каждое из них связано с образом милой, единственной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Как у любви тысячи оттенков, и в каждом из них свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание, так в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, что-то свое, что делает ее неповторимой и одновременно узнаваемой из великого множества женских образов…
Страсти-мордасти
Автор: Горький Максим. В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент. «Дом» представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет её сын с больными ногами.
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Окуджава Булат
(9.05.1924 - 12.06.1997) Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома.
Українське альфреско
Автор: Костенко Ліна. Над шляхом, при долині, біля старого граба, де біла-біла хатка стоїть на самоті, живе там дід та баба, і курочка в них ряба, вона, мабуть, несе їм яєчка золоті.
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. М.Горький. Мать.
Автор: Горький М. В 1909 году М.Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве центрального персонажа, Горький стремился подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходили, по его мнению, в среде рабочего класса.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Толстой Ровное наследство
Лев Николаевич Толстой Ровное наследство Толстой Лев Николаевич Ровное наследство Лев Николаевич Толстой Ровное наследство У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как‑нибудь сравнять двух сыновей.
Голубая жизнь
Автор: Горький Максим. Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время мать была религиозным человеком и ходила на богомолье в монастырь. Отец слыл чудаком. Например, он развлекался тем, что приделывал к дверям деревянные дудки с резиновыми мячами, которые противно свистели, когда отворялась дверь.
До прекрасного
Автор: Вордсворт Вільям. Святе мистецтво! В пензлі чи пері Є сила дати вічність кожній рисі: Хмарини, що пливе в небесній висі, Веселих промінців химерній грі,—
Лесной царь
Автор: Гете И. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
Толстой Уж
Лев Николаевич Толстой Толстой Лев Николаевич Лев Николаевич Толстой У одной женщины была дочь Маша. Маша пошла с подругами купаться. Девочки сняли рубашки, положили на берег и попрыгали в воду.
Волшебница
Автор: Перро Шарль. У вдовы было 2 дочери: старшую, похожую на мать лицом и злым нравом, она любила, а младшую — умницу и красавица — нет. Младшая дала напиться фее, и та одарила девушку чудом: слова красавицы превращались в драгоценности. Мать отправила туда же старшую, но та лишь нагрубила фее, и получила в презент слова, которые превращались в жаб и змей.
Образ Мирофанушки в комедии Недоросль
Образ Мирофанушки в комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Одну из главных ролей в комедии играет сын незнатных дворян Простаковых-Митрофанушка.Название произведения дано именно в его честь.
Толстой Филипок
Лев Николаевич Толстой Филипок Лев Николаевич Толстой Филипок (Быль) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу.
Лапти
Автор: Бунин Иван. Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребенок. В бреду он просит дать ему какие-то красные лапти. Мать рядом плачет от беспомощности и страха. Муж ее в отъезде, до доктора не доехать. Нефед принес соломы и спрашивает про состояние ребенка. Про лапти он говорит: «Значит, надо добывать.
Свекровь (Несуrа)
Комедия (пост. в 160 до н. э.). Публий Терентий Афр (Publius Terentius Afer) 195–159 до н. э. Античная литература. Рим.
Ожиганов, Александр Фёдорович
Алекса́ндр Фёдорович Ожига́нов (род. 2 октября 1944, Одесса) — русский поэт. Вскоре после рождения сына, родители Александра Ожиганова развелись и мать — Валентина Петровна Уварова — вернулась с ребёнком в Молдавию. Рос в детдомах, где работала его мать, в различных посёлках Молдавии, затем на родине матери в Бендерах, где окончил школу.
Золотоордынская рукопись на бересте
В 1930 году на левом берегу Волги, почти против Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьем котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте.
Лонге, Женни
Женни Лонге (Маркс) (нем. Jenny Caroline Longuet (Marx), 1 мая 1844, Париж — 11 января 1883, Аржантёй) — французская и британская левая политическая деятельница и журналистка. Дочь Карла Маркса и Женни фон Вестфален, жена Шарля Лонге, мать Жана и Эдгара Лонге.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.