В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".
В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными.
Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.
Эмпатия как способность к межличностным контактам
Способность к межличностным контактам требует прежде всего эмпатии.
Эмпатия есть понятие обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и как правило склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении как это называет ряд авторов снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, склонности и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация известно -частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности, т.к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень.
Тогда как та крыса нажимающая на рычаг они стремятся вновь повысить свой низкий эмоциональный уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и.т.п.
В своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины"(1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины - это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замышленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд с другой стороны, - это реакция на ощущение слабости, неумелости , униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил. Стыд - настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть – иначе - когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга..
Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.
Так, Япония является страной базирующейся на культуре стыда, в то время как США типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт за 1980г.США произошло
10728 убийств(население 220 млн.человек) , в то время как в Японии было зарегистрировано 48 случаев (население 120 млн.человек). Риск подвергнуться насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше чем в Токио. Эйбл-эйбесфельд трактует подобные факты существованием так называемого "культурального корсета".
Можно прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут приводить те или иные особенности тесного взаимодействия между биологическими и социально-средовыми факторами.
Другие работы по теме:
Деловое общение 13
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Изучение эмоционального интеллекта детей и подростков на эмпирическом уровне
Проблема исследования. Большое количество ученых занимается проблемой эмоционального интеллекта. Они работают над развитием составляющих эмоционального интеллекта, как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту личности. Но стоит отметить, что на данный момент существует мало работ, посвященных исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков.
Эмпатия 2
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Восприятие и понимание в процессе общения
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером.
Особенности эмпатии у старшеклассников
Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния.
Интегративные модели обучения
Основная идея, реализованная в этих программах, интеграция профессионального обучения и тренинга личностного развития, процессуальный подход, формирование личностных качеств.
Конституциональные теории личности
Концепции опираются на идею о детерминации поведения личности конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма человека, врожденные физиологические характеристики.
Когда необходим психолог?
Люди живут по принципу: когда мне хорошо – мне еще не нужен психолог, когда мне плохо – психолог мне уже не поможет, мне нужен психотерапевт (психиатр).
Профессиограммы социального педагога
Департамент образования города Москвы Колледж по подготовки социальных работников №16 Зачетная работа По дисциплине Этика профессиональной деятельности
Общение и коммуникация
Тема 1. Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь.
Трудности психологических конфликтов в организациях
Психологические аспекты организационного конфликта, роль профотбора в его развитии. Комплекс методик на выявление личностных особенностей возникновения конфликтов в организациях как путь снижения уровня конфликтного противостояния в организации.
Сущность эмпатии и её роль в техническом творчестве
Методы поиска творческих решений. Эмпатия как психологическая категория. Метод линейного расположения методов решения изобретательских задач. Роль эмпатии в техническом творчестве. Типы аналогий, используемых синекторами. Основной смысл и роль эмпатии.
Психологический анализ выбора брачного партнера
Формирование готовности к браку и семейной жизни. Психологический анализ оснований выбора брачного партнера. Влияние любви в семье на удовлетворенность браком. Гендерные различия в ролевых ожиданиях супругов. Семья как фактор формирования эмпатии.
Восприятие и понимание
Введение. В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей.
Психология делового общения, его структура
Сущность, функции и специфика делового общения. Понятие, типология и эффекты перцептивных барьеров, их влияние на дальнейших ход переговоров. Описание основных психологических механизмов восприятия бизнес-партнера: идентификации, рефлексии и эмпатии.
Эмпатическое взаимодействие
Теоретический анализ сущности и истории становления понятия «эмпатия» - способности понимать переживания другого человека, либо способности приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого. Изучение факторов, влияющих на эмпатийность детей и взрослых.
Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков
Понятие социального интеллекта в литературе, основные его компоненты. Определение эмпатии отечественными учеными. Применение ролевых игр для актуализации эмпатийных свойств личности. Подходы к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.
Выявление лидера в рабочем коллективе
Определение лидера в маленьком коллективе, уровня эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать у его членов. Методики "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", психологический тест Басса-Дарки на выявление агрессии.
Особенности проявления эмпатии у студентов
Анализ основных теоретических подходов к определению сущности феномена эмпатии. История становления понятия, ее виды и функции. Особенности эмпатии у студентов, ее роль в развитии личности. Социально-психологический тренинг для развития сопереживания.
Влияние семьи на становление личности 2
Влияние семьи на становление личности Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей
Психологические аспекты изучения эмпатии - сочувствования, способности сопереживания другому человеку. Механизмы эмпатии: эмоциональное подражание, заражение, идентификация, понимание, рефлексия и отличительные черты их проявления у мужчин и женщин.
Эмпатия в психотерапии
Содержание понятия "эмпатия". Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса и психоаналитической Я-психологии Х. Кохута. Эмпатия в терапевтической коммуникации. Психоаналитическая точка зрения. Фаза выражения эмпатии.
Управление деловым общением
Общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, своего внутреннего мира.
Центр оценки персонала
ОГЛАВЛЕНИЕ 2.ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 7 3.ФАКТОРЫ НАДЕЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Словарь по культурологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Молодежь в социальных сетях
: 33 часа в месяц Некоторые маркетологи полагают, что представителей так называемого «поколения Y» (молодежь в возрасте 18-24 лет) следует в первую очередь искать в социальных сетях, где они якобы проводят круглые сутки. Исследование социальных сетей компании Participatory Marketing Network (PMN) показывает, что это далеко не так.