Валерий Кузьмин
Знание – сила. Но как уложить всю необходимую информацию в «кладовочку» памяти, не тратя при этом времени и энергии? Оказывается, это может любой… Причем «играючи». Необходима лишь небольшая тренировка.
Эта учебная дисциплина многим читателям не знакома, хотя она известна уже более двух с половиной тысячелетий. Древние греки, прародители многих наук, изобрели и искусство запоминания, которое так и назвали. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». «Отцом» мнемоники считается античный скептик Симонид (ок. 558-468 гг. до н.э.) Легенда гласит: однажды Симонид был на пиру, но дела заставили его покинуть круг друзей задолго до завершения пиршества, где от вспыхнувшего пожара рухнули стены здания и погребли веселящихся. Трупы были так обезображены, что опознать тела не представлялось возможным. Симонид точно указал, кто на каком месте сидел, в результате чего опознание было произведено. Из этого случая Симонид вывел заключение: «В основу науки о памяти следует положить идею порядка». Считается, что сам термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским. Первый сохранившийся труд по мнемотехнике приписывают Цицерону. Мнемоникой владели многие люди, чьи имена связаны с огромным потенциалом знаний. Некоторые из них: Джордано Бруно, Аристотель, Александ Македонский, Юлий Цезарь, Сенека, Августин, Альберт Великий, Ромберх, Лейбниц, Декарт. После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемонике значительно ослаб. Однако сегодня, в эпоху информационных технологий, искусство запоминания вновь завоевывает внимание человечества. Быть может когда – нибудь именно мнемотехника станет основной учебной дисциплиной в российских школах, ведь наук – много, а память так «коротка». Единственная сложность – учителям самим необходимо учиться…
Наверное, очень мало таких людей, которые бы не знали, для чего существует словосочетание: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Эта фраза легко «воссоздает» порядок цветов в солнечном спектре. Первая буква слова обозначает цвет: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. А ведь такой подход к запоминанию – это тоже прием мнемотехники. Рассмотрим еще несколько способов, помогающих школьникам запечатлеть в памяти сложный материал.
Российский флаг имеет такую же расцветку, как и флаги Франции и Голландии. Все отличие – порядок расположения цветов, что зачастую просто забывается. А вот заполнить «ключ» абсолютно несложно: «БейСиК сверху вниз». Теперь легко представить порядок: Белый, Синий, Красный.
Длинный ряд чисел знака «пи» (отношение длины окружности к диаметру: 3,1415926…) легко «вычислить», выучив такую «шифровку»: «Это я знаю и помню прекрасно, но многие знаки мне лишни, напрасны». Поставьте теперь вместо каждого слова число букв в нем, и всё…
У химиков существует довольно много рифмованных «узелков» для памяти:
«Химик, запомни как оду:
Лей кислоту в воду!»
«Фенолфталеиновый
в щелочах – малиновый»;
«Алюминий, ферум, хром –
Их валентность равна трём».
Одна из легенд о знаменитом медике Авиценне гласит, что он придумал не только само блюдо – плов, но и «зашифровал» рецепт в его название – «палов ош»: Пиез – лук, Аез – морковь, Лахм – мясо, Олио – жир, Вет – соль, Об – вода, Шалы – рис.
Один греческий оратор перед выступлением покупал букет цветов и по пути их щедро раздаривал. Однако он вовсе не стремился доставлять радость людям, получившим подарок. Таким был его метод запоминания… Мысленно готовя речь, оратор устанавливал порядок будущего изложения. Наиболее важные моменты выступления он «привязывал» к ориентирам, каковыми являлись дары цветов. Выступая с речью, оратор просто вспоминал свой маршрут – и нужные фразы сами «всплывали» в памяти…
В мнемонике существует много способов, позволяющих точно запоминать большие объемы смысловой информации. Её поклонники поражают своими способностями. Например, основатель отечественной школы нейропсихологии А.Р. Лурия мог с одного взгляда запомнить несколько рядов цифр, состоявших из 100 и более знаков. 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик О*Брайен запомнил последовательность 52–х карт в одной колоде за 43,59 секунды, продемонстрировав скорость запоминания: 0,84 секунды на одну карту. Индийский студент-психолог установил рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил, а затем повторил 31811 цифр. Скорость запоминания в данном случае составила: 2,42 секунды на один знак.
В чем же «кроется» секрет «суперпамяти»? Всё дело в том, что сознание обменивается информацией с подсознанием языком образов. Когда человек мысленно соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все остальные. Остается лишь добавить к сказанному то, что люди различаются между собой видом запоминаемых образов. Нейролингвистика (НЛП) выделяет три системы восприятия: визуальная (восприятие посредством зрительных образов); аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений); кинестетическая (восприятие посредством ощущений). Каждый человек обладает всеми тремя модальностями, но максимально использует все-таки только одну. Именно по этой причине многие люди просто не понимают друг друга, однако о НЛП поговорим когда-нибудь отдельно.
Другие работы по теме:
Средства отображения информации
Требования к устройствам отображения технологической информации, их классификация. Взаимодействие элементов автоматизированной системы диспетчерского управления, относящейся к классу систем "человек-техника". Условные графические обозначения и индикация.
Motorola MC68HC705C8
Однокристальная микроЭВМ МС68НС705С8 Введение Однокристальная микроЭВМ (далее ОЭВМ) МС68НС705С8 входит в серию М68НС05 относительно дешевых ОЭВМ, использующих КМОП-технологию, сочетающую малые размеры и высокое быстродействие с низким потреблением энергии и высокой устойчивостью к помехам.
Российские иррациональные идеи
Альберт Эллис является автором концепции рационально-эмотивной терапии (RET), которая с 1992 года называется концепцией рационально-эмотивной-бихевиоральной (REBT).
Тренировка памяти
Память — это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.; б) сохранение в памяти того, что было запомнено; в) воспроизведение запомненного; г) узнавание при повторном восприятии объектов.
Приемы запоминания информации
Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах.
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Секретные принципы превосходной памяти
Вы сможете запоминать и воспроизводить тысячи фактов используя факторы, лежащие в основе совершенной памяти: воображение и ассоциацию. В Древней Греции и Риме их осваивали сенаторы с целью поразить публику выдающимися способностями.
Виды мнемотехники
Эффективная мнемоническая система. Основные виды мнемотехники: народная, классическая, педагогическая, цирковая и эстрадная, спортивная и современная. Недостатки книг по тренировке памяти. Теоретическое обоснование применяемых методов запоминания.
Свойства памяти
Определение и методы изучения памяти. Ее функции и физиологические механизмы, их зависимость от характера деятельности. Психологические теории памяти. Классификация видов, свойства, закономерности, индивидуальные различия. Описание нарушений памяти.
История математических констант - числа "пи" и "е"
Письменная история числа "пи", происхождение его обозначения и "погоня" за десятичными знаками. Определение числа "пи" как отношения длины окружности к её диаметру. История числа "е", мнемоника и мнемоническое правило, числа с собственными именами.
Отбраковка резисторов на производстве
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Словесное описание работы системы 2. Предварительное распределение памяти 3. Алгоритм функционирования микропроцессорной системы
Однокристальные микроЭВМ семейства МК51
Общая характеристика однокристальных микроЭВМ семейства МК51 и их структуры. Регистр состояния программы. Регистры таймера. Изучение восьмиразрядных высокопроизводительных однокристальных микроЭВМ (ОМЭВМ) семейства МК51, которое включает пять модификаций.
История одного парадокса электротехники
Если составить электрическую цепь из источника тока, потребителя энергии и соединяющих их проводов, замкнуть ее, то по этой цепи потечет электрический ток. Резонно спросить: «А в каком направлении?» .
Микропроцессоры и микро-ЭВМ в РЭС
В данной курсовой работе описывается отбраковка резисторов на производстве. Резисторы сортируются по допускам и раскладываются в соответствующие контейнеры.
Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль
Основные сведения о системе программирования Турбо Паскаль. Структура программы на Паскале и ее компоненты. Особенности и элементы языка Турбо Паскаль. Порядок выполнения операций в арифметическом выражении, стандартные функции и оператор присваивания.
Системы адресации в Мини- и МикpоЭВМ
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Сравнительный анализ различных систем адресации, используемых в мини и микроЭВМ.
Программирование в двоичных кодах
Санкт-Петербургский государственный технический университет Кафедра системного анализа и управления ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Дисциплина: организация ЭВМ
Микроконтроллеры семейства MCS51 Intel
Инструкции MCS51 Intel Инструкции, модифицирующие флаги (1) Инструкция C OV AC Инструкция C OV AC CLR C ADDC CPL C SUBB ANL C,bit ANL C,/bit ORL C,bit ORL C, bit
Структура информатики
Задачи информатики как фундаментальной науки. Системный анализ как одно из направлений теоретической информатики. Основная цель работ в области искусственного интеллекта. Программирование как научное направление. Кибернетика и вычислительная техника.
Станция ЛВС с маркерным доступом на структуре шина
Разработка структурной и принципиальной схемы станции локальной вычислительной сети. Разработка граф схемы алгоритма работы станции в режиме ликвидации логического соединения. Написание программы в командах микропроцессорного комплекта серии PIC16C64.
Программирование в двоичных кодах
Санкт-Петербургский государственный технический университет Кафедра системного анализа и управления ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Дисциплина: организация ЭВМ
Дополнительные арифметические команды
Контрольная работа по теме: Введение Дополнительные арифметические команды без явных операндов выполняют действия над содержимым вершины стека, результат помещают туда же БЕЗ МОДИФИКАЦИИ УКАЗАТЕЛЯ СТЕКА.
Программирование арифметических задач на Ассемблере для микропроцессора К580
Дон ГТУ Лабораторная работа № 3 АКГ-05 АУТПТЭК Программирование арифметических задач на Ассемблере для микропроцессора К580 Цель лабораторной работы - рассмотреть особенности выполнения простейших арифметических операций над целыми числами без знака на микропроцессорных установках МИКРОЛАБ КР580ИК80 и ЭЛЕКТРОНИКА-580, познакомиться с программированием в машинных кодах и мнемокодах, научиться пользоваться средствами управления и клавиатурой устройств.
Микропроцессор В1801ВМ1. Его структура
и система команд Структура микропроцессора В1801ВМ1 Однокристальный 16-разрядный микропроцессор К1801ВМ1 предназначен для выполнения следующих функций: