Суленко И. А., Иванищина О. Н.
Цель: Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Закрепить в речи детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град. Упражнять детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека. Упражнять в создании выразительных образов героев былины. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал: опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги разного формата, кисти.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по былинам Древней Руси. А поможет нам попасть туда волшебное яблочко:
Ты катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку.
Укажи нам дорогу
Во славный Киев-град!
Вот мы и пришли в стольный Киев-град. И встречает нас правитель Киева — Великий князь, Владимир Красное Солнышко со своими князьями да боярами. И сидят они на пиру честном друг перед другом, похваляются. Вспомните, ребята, в какую былину мы попали?
(Детям предлагается начать пересказ былины по первой опорной картинке)."Сидят гости на пировании, сидят похваляются. Только Ставр Годинович не хвастает. Спрашивает его князь: "Что молчишь, Ставр Годинович?" Отвечает Ставр: "Есть у меня и золото , и серебро, но свою жену я ценю дороже злата-серебра".
В: На пиру у князя все гости похвалялись! Давайте и мы сыграем в игру "Похвали соседа". (Правила игры: детям предлагается вспомнить хвалебные потешки и выбрать из них слова, выражения, характеризующие внешность и положительные качества человека. Например, хороший-пригожий, храбрец-молодец, красна девица и др.)
В: Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите на следующую опорную картинку.
(Дети по второй опорной картинке продолжают пересказ былины).
"Не понравились князю слова гостя. И велел он схватить Ставра Годиновича и посадить в погреба глубокие. "Если жена твоя такая умная — пусть сумеет тебя оттуда высвободить".
В: Да, нелегко пришлось Ставру Годиновичу. Предлагаю поупражняться в изображении различных эмоциональных состояний. Сначала у князя появилось недовольство. Подумайте, как можно с помощью жестов и мимики изобразить это состояние. (Дети изображают).
В: Ребята, а как вы думаете, кто из героев былины испытал яростный гнев? (Василиса Микулична). Изобразите её гнев. Какие чувства она ещё испытала? (Страх за мужа, обиду).
(Детям предлагается третья опорная картинка, с помощью которой они продолжают пересказ)
"Дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Решила она спасти мужа хитростью. Отрезала волосы, назвалась добрым молодцем. Приезжает к князю Владимиру, просит в жёны княжескую дочь. Но молодая княжна догадалась, что это женщина. И просит князя: "Испытай его, батюшка!"
В: Молодцы! А какие же испытания пришлось преодолеть Василию Микуловичу?
(Детям предлагается следующая опорная картинка).
" Сходить в баньку попариться; на широком дворе пострелять в золочёное колечко; с боярами силами помериться".
В: Правильно, ребята! Князь Владимир трудные испытания придумал Василисе Мекуличне, но она их с честью выдержала. Испытаю и я вас. ( Воспитатель загадывает детям загадки).
Что мы можем видеть с вами лишь с закрытыми глазами? (Сон).
Стоит себе качается на вид трава травой, а тронешь чуть — кусается и жалит: " Ой-ой-ой!" (Крапива).
Что общего между деревьями и книгой? (Листья).
Петух снёс яйцо. Кому достанется оно? ( Петух яйца не несёт).
На каком дереве не растут ветки? (На сухом).
Где сухого камня не найдёшь? (В воде).
По чему утка плавает? (По воде).
В: Просто молодцы! Проявили находчивость и смекалку. Вот мы и подошли к финалу былины. Расскажите, чем закончилась она.
(Детям предлагается последняя опорная картинка).
"Испугался князь и отдал свою дочь за него замуж. Настал день свадьбы. Сидит жених грустный, просит князя позвать Ставра Годиновича развеселить гостей. Как пришёл Ставр Годинович, так и разоблачилась Василиса Микулична. Удивился Ставр: "Где же твои косы?!" Василиса ответила: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Стыдно стало князю. Отпустил он их с миром".
В: Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро! Я предлагаю сыграть в игру "Был у князя пир большой".
Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки),
Ставр заносчив был с душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).
Князь свой голос надсадил (поглаживают горло),
Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками).
Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду).
Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным пальцем, топают).
Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются),
Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание).
В конце совместной деятельности воспитатель предлагает детям зарисовать понравившийся эпизод былины.
По материалам "Все для детского сада". Методические разработки.
Другие работы по теме:
Развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут
развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут Объект: экскурсионная деятельность Предмет: экскурсионная деятельность в г.Сургут Цель: определить тенденции развития экскурсионной деятельности в г.Сургут
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Анализ рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Автор: Бунин И.А. Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи.
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма. Бунтарский дух свойствен не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему нудным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его.
Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия Данте Алигьери
Поэма «Божественная комедия» - вершина творчества известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта считали, что Данте увидел потусторонний мир и рассказал о его устройстве в своем произведении. Но на самом деле суть поэмы не только в изображении потустороннего мира и жизни после смерти.
Старая Англия сквозь уменьшительное стекло
В известном романе "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала. "Путешествие Гулливера" — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме.
Путешествие Скруджа во времени
Наверное, в жизни каждого человека наступает пора, когда он вынуждена оглянуться на свой жизненный путь и задуматься над собственной судьбой. Казалось, в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда. И проторял он дороги жизни, «пренебрегая человеческим сочувствием». Чтобы разбудить душу такого человека, нужно чудо.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
А. Вельтман. Странник
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии.
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Королевство Миде
Ми́де ([ˈmʲiрʲe], /ˈmiːр/, Mide/Meath, «срединное королевство») — центральная область древней Ирландии, в которой находилась резиденция Верховных королей Ирландии, Тара[1][2].
Война годов Дзинсин
Война годов Дзинсин , или Смута Дзинсин (яп. 壬申の乱 дзинсин но ран?, «смута года водяной обезьяны») — вооружённый конфликт за Императорский престол в древней Японии в 672 году между старшим сыном покойного Императора Тэндзи, принцем Отомо, и его младшим братом, принцем Оама.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Социальный строй древнерусского государства
Социальный строй древнерусского общества В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмеривали земельные участки; вервь называли также сотней, позже — губой).
Восточное путешествие Николая II
План Введение 1 Предыстория 2 Путешествие 3 Значение 4 Timeline 5 Интересные факты Список литературы Введение Восточное путешествие Николая II в 1890—1891 годах — поездка цесаревича Николая Александровича, будущего царя Николая II, во время которой он побывал во многих местах Евразии. Общая длина маршрута, пройденного наследником престола Российской империи составила более 51000 км, в том числе 15000 км по железным дорогам и 22000 км по морю.
Вавилонский календарь
Вавилонский календарь Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Путешествие Екатерины II в Крым
План Введение 1 Подготовка 2 Состав 3 Крым 3.1 Старый Крым 3.2 Феодосия 4 Москва 5 Возвращение 6 Свидетельства путешествия 6.1 Екатерининские мили 7 В фольклоре
Кабала город
Предположительный вид древней Кабалы, (панорама в историческом музее г.Габала, Азербайджан) Кабала́ (Кабалака, Кабалак, Габала), (лезг. Кьвепел - "два холма", азерб. Qəbələ), — древний город и столица Албании Кавказской (до VI века), крупный торговый центр до XV века[1].
Илья Муромец
Лучшее свидетельство огромной популярности образа ильи муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем.
Вуд, Роберт писатель
Роберт Вуд (англ. Robert Wood, ок.1717-1771) — английский путешественник, писатель. Его книга произвела переворот в изучении Гомера. Биография Вуд родился в местности Риверстаун в графстве Мит в Ирландии. В 1743 и 1751 годах совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку. Результатом этого стали книги «Руины Пальмиры» (1753) и «Руины Баальбека» (1757).
Эштеван Гомиш
(Эстебан Гомес) (порт. Estкvгo Gomes, исп. Esteban Gуmez, 1483—1538) — португальский и испанский мореплаватель, открывший значительную часть восточного побережья Северной Америки.
Делапорт, Луи
Луи Делапорт (фр. Louis Delaporte; род. в Лош, 11 января 1842 — ум. в Париже 3 мая 1925) — французский исследователь и художник. Биография После нескольких экспедиций, в частности в Исландию, участвовал в экспедиции Дудара Лагре по реке Меконг, открыл Ангкор. На Всемирной выставке в 1889 году была выставлена, собранная Луи Делапортом, коллекция искусства кхмеров.
Путешествие /english/
Две точки зрения на путешествие. Путешествие на различных видах транспорта: на автомобиле, лодке, самолете. Путешествие по России. Третьяковская галерея.
Ададуров Василий Евдокимович
Математик и писатель. В 1727 г. был студентом Академии и обратил на себя внимание математика Бернулли. Занимался также переводом древней истории Байера и статей для академических изданий.