Тема этого выступления заинтересует тех, кто внимательно наблюдает за происходящим в его собственной душе, кто обеспокоен нравственным состоянием наших современников. Апостол Павел в одном из посланий заповедует своему ученику «не возлагать скоро рук на новообращенных, дабы те, возгордившись, не уловлены были дьявольской сетью». Именно эта гордость, это самолюбие, взращенное в языческой среде, и провоцирует все ошибки, присущие новообращенным.
В Богопочитании и Богопознании у новообращенных случаются различные духовные подмены: то, что проистекает от мира видимого и даже от мира злых духов, - переносится на божественные предметы. Искажается роль разума, чувств и воли человеческих: Богопознание и Богообщение кажется то слишком доступным, то слишком запредельным. В отношении к ближним человеческое заменяет Божественное; в отдельных лицах, особенно духовного звания, стремятся видеть сверхавторитетов. По недостатку духовного опыта, новообращенный часто переносит свой опыт общения с миром на надмирное бытие Господа Бога. Часто он не замечает искусственного сокращения дистанции между Всесвятым Богом и падшим сердцем человека. Такая приближенность к Богу в уме своем, налагает своеобразную печать на состояние новообращенного, - не всякого, а того, кто попадает под этот соблазн. Невольно человек себя ощущает, а потом и осознает особой, приближенной к императору, и занимается духовным сочинительством: видит проявление Божественного Промысла там, где его нет.
Часто проявляется эта болезнь в ложном мистицизме. Особенно на это падки представительницы прекрасного пола как существа более романтичные, быть может; эмоционально окрашены все их переживания, часто начинают приписывать разными мелочам, подчас будничным, в жизни своей проживаемого дня некое нравственное значение: «К чему бы это, а что сие значит? Видимо Господь подсказывает мне делать то-то и то-то». Начинают сопоставлять даты, дни, месяцы, недели и года: появляется своеобразная мистика чисел, доходящая порой чуть ли не до оккультизма.
Так как главной потребностью христианина является молитва, то мы очень часто встречаем в новообращенных, в людях искренних, ревнующих по Бозе, явление, которое может быть названо замаливанием. Сама по себе молитва дело святое, но не случайно образом благочестивой души является ладья, снабженная двумя веслами, Ибо благодать божья действует в нас не без нашей воли. Это замаливание нарушает режим дня, сбалансированность наших духовных и вещественных упражнений, приводящее к потере остроты, трезвенности восприятия мира людей, событий, и , что странно к угашению чувства ответственности, долга. Иногда новообращенный впадает в род душевного недуга, отводя на утреннюю молитву часы, не ценит время, Богом данное для рассудительного и трезвого употребления.
Другая черта, искажающая наше Богопознание - это стремление ускорить то, что призвано свершаться по воле Божьей, т.е. достижение нами нравственного совершенства. Наиболее деятельные из нас привыкли в мирской жизни добиваться всего своими силами. Многие помнят так называемые месячники: месяц соблюдения правил уличного движения, «догоним и перегоним...», сделаем город образцовым в предельно короткий срок и т.д. Таким образом лествицу духовную превращают ...в эскалатор. Это стремление жирафа вытянуть как можно выше свою голову, безусловно провоцирует шишкам падать на нее и пригибать ее к земле. Такие прогрессисты, - можно назвать это большевизмом в Православии, - страдают тяжко, заставляя страдать и других. Не наблюдая в себе желаемого, бывают часто озадачены, гонимы духом уныния, отчаяния, иногда и вовсе сворачивают с рельс благочестивой жизни, убедившись, что желаемое они в себе выдавали за действительность. Особенно это опасно в делах педагогики и воспитания. Поэтому есть комплекс новообращенных в семье, когда родители хотят из каждого ребенка сделать прп. Сергия или Серафима Саровского, - все это чревато дурными последствиями.
Неопытному духовному оку христианина очень трудно взирать на Божество, во свете непреступном пребывающее. Гораздо легче падшему сердцу созерцать то, что лежит вне Бога. В частности иногда новообращенный вместо Бога начинает созерцать падшую силу, которая препятствует ему угождать Богу. Темнеет лик христианина, его духовность теряет присущий свет, из души уходят положительные эмоции: надежды на Бога, радость, благодушество, упование на Его волю, но: под каждой лавкой мерещится бес. Вера в бесов и силы зла оказывается сильнее веры в Бога, его промысла. Мы православные более чем кто бы то ни было чувствуем и понимаем тайну исторического процесса, знаем, что есть тайна беззакония, что силы мирового зла соединены друг с другом, но когда вместо всемогущества Божьего в мировоззрении новообращенного поселяется некий паук, он забывает, что все в руках Божьих.
Взаимодействие с ближними прежде всего таким близким является для нас наш пастырь - священник. Теряя чувство дистанции с пастырем мы обессиливаем благодать священства, которое свои дары щедро подает только тому, кто созерцает Христа за спиной священника. Прилепившись к священнику, в присутствии священника мы не испытываем борьбы с помыслами: уходят все вопросы и новообращенный впадает в некую духовную расслабленность. Последствия этой болезни известны: потеря нравственной свободы, духовной самостоятельности, излишний критицизм, как реакция на обожествление пастыря.
В отношении к ближним у новообращенных наблюдается и следующая ошибка. Они стремятся просветить всех и всякого, попадающегося на их пути. Начинается своего рода духовное «инквизиторство». Если совершенного христианина характеризует осторожность, тактичность, чуткость, нежелание подавить чью-либо свободу, новообращенный напоминает танк, наезжающий и подминающий под себя слушателей. Лучшая картинка, характеризующая новообращенного: хватает человека, ждущего своей очереди в общественный туалет, откручивает пуговицы на его сюртуке и проповедует ему, игнорируя его не столько нравственное, сколько физическое состояние. При этом человек становится сухим и черствым рационалистом. Типичным пример: нежелание проводить в последний путь, скажем, умершего сродника, который не являлся церковным человеком. Т.е. новообращенные часто называют безбожниками близких людей, бывают парадоксально черствы, близоруки, эгоистичны по отношению к ним. Часто рвут родственные, дружеские связи слишком решительно, ибо не соблазн дышит на них, но непонимание и горечь обиды. Здесь такт, мягкость, светлое общение с человеком гораздо более плодоносны, чем подобный ригоризм.
Наконец, отношение к самому себе. Очень часто, неправильно воспринимая Бога и Его Промысел, новообращенный выполняет первую часть пословицы: «На Бога надейся». Но «сам не плошай» - это ему не понятно.
Часто люди, едва уверовавшие во Христа, коренным образом меняют отношение к самим себе. Вместо того, чтобы подтянуться, оправиться, следить за своей чистотой, за внешним своим видом, новообращенный мысленно залезает в ту пещеру, где спасались и спасаются, по его мнению, Божии люди. Нечесаная голова, немытые уши, расхлястанная одежда, сутулость осанки, вечный траур под ногтями, давно немытое лицо - вот всем знакомый портрет философствующего юноши-христианина, выходя на лютый мороз, забывая шапку-ушанку, он говорит: «Бог милостив», - не замечая, что немилостивые симптомы менингита начинают сковывать его мозг. Отсутствие духовной рассудительности, отсутствие здорового отношения к своему естеству - вещь совершенно неправославная: скорее это эскапизм, какой-то извращенный буддизм, - как угодно назовите, - но только не православие.
То же самое наблюдается и в отношении своих способностей и талантов. Часто стремясь к духовной простоте, мы приходим к толстовскому опращению, теряем живые искорки души, теряем знания, которые долго копили, и сами потом начинаем страдать, не знаем куда себя в Церкви применить, как приложить свои силы.
Список литературы
cвящ. Артемий Владимиров. О духовных соблазнах новообращенных
Другие работы по теме:
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Игнатий Мариупольский
Игнатий Хазадинов ; 1715(1715), Греция — 16 февраля 1786, Мариуполь) — греческий митрополит. Родиной был остров Фермия в Греции, где он родился в 1715 году в знатном роде Гозадини. С юных лет воспитывался на святой горе Афон, где он и принимает монашеский постриг. Позже становится священником, а затем и епископом.
Герасим II
План Введение 1 Биография 2 Канонизация Список литературы Введение Патриарх Герасим II (Паллада, греч. Παλλαδᾶς; ум. январь 1714, Ватопедский монастырь, Афон) — патриарх Александрийский (25 июля 1688 — 20 января 1710). Автор множества гомилий.
Библия
Религия евреев-иудаизм-одна из немногих национальных религий древнего мира.В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея,Моисеевым законом по имени легендарного законодателя евреев.Огромно количество посвященных ей сочинений.Для верующих евреев и христиан,особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев -Библия остается отнюдь не историческим источником,а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,книгой,написанной по вдохновению святого духа.
Антихрист
Антихрист, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права.
Литературный герой ЭВАРИСТ ГАМЛЕН
Эварист гамлен фр. EvaristP Gamelin герой романа А. Франса Боги жаждут. Реального одноименного персонажа художника ученика. Давида оставшегося совершенно неизвестным автор сделал образцовым молодым патриотом республиканцем alignjustifyэварист гамлен фр EvaristP Gamelin герой романа.
Коржавин Наум Моисеевич
Жизнь и творчество Наума Манделя. Непокорный дух стихов. Арест. Лубянка. Ссылка в Сибирь. Возвращение в Москву. Окончание Литинститута. Хрущевская "оттепель". Первые публикации. Слава поэта Коржавина. Выступление в защиту узников совести. Эмиграция.
Вейсе, Христиан Феликс
Христиан Феликс Вейсе (1726—1804) — немецкий поэт и писатель. Отец правоведа Христиана Эрнста, дед философа Христиана Германа. С 1745 года изучал филологию в Лейпциге; подружившись здесь с Лессингом, он начал писать для немецкого театра; первой его работой была «Die Matrone zu Ephesus». В 1750 году он получил место гофмейстера при графе фон Гейерсберге; в 1758 году издал свои «Scherzhafte Lieder», в 1760 году «Bibliothek der schцnen Wissenschaften and freien Kьnste» и в 1761 году «Amazonenlieder».
Евгений Шварц. Тень
Странные приключения произошли с молодым ученым по имени Христиан-Теодор, приехавшим в маленькую южную страну, чтобы изучить историю. Он поселился в гостинице, в комнате, где до него жил сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
Исконные христиане
(исп. cristianos viejos, букв. «старые христиане»; в литературе встречаются термины «чистокровные христиане», «старинные христиане», «коренные христиане», порт. cristгo-velho, cristгo-puro) — в Испании в 15-19 веках и в Португалии в 15-18 веках, название людей, не имевших некатоликов в двух предыдущих поколениях и обращённых в католицизм.
Nostra tate
Nostra aetate (лат. «Наш век», «Наше время») — декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям.
Хамданиды
(араб. حمدانيون) — шиитская[1] арабская династия правившая в северном Ираке (Аль-Джазире) и Сирии с 890 по 1004 год н. э. Они утверждали, что были потомками древних Бану Таглиб — племени арабов-христиан из месопотамскго Аниззаха, севернее Аравии.
Шванебах, Христиан Фёдорович
Христиан Фёдорович Шванебах (1763—1820) — инженер-генерал-майор, генерал-инспектор Инженерного корпуса Родился 19 октября 1763 года в Австрии. В российскую военную службу вступил кадетом 26 мая 1776 года в Артиллерийский кадетский корпус. 7 ноября 1781 года произведён в прапорщики Пионерного полка и в 1786 году — в подпоручики.
Кровавый навет
Введение 1 Кровавый навет на ранних христиан 2 Кровавый навет на евреев 3 Кровавый навет на хлыстов 4 Мултанское дело Список литературы Введение Кровавый навет — необоснованные утверждения о том, что какая-либо группа людей совершает человеческие жертвоприношения, ест людей, использует их кровь в ритуальных целях и т. п.
Остен-Сакен, Христиан Иванович
Введение 1 Биография 2 Интересные факты 3 Дань памяти Список литературы Введение Христиан Иванович Остен-Сакен (нем. Johann Reinhold von der Osten-Sacken) (1755 — 20 мая 1788, Очаков) — русский морской офицер, героически пожертвовавший собой во время Русско-турецкой войны 1787—1792. Капитан 2-го ранга.
Баумейстер, Фридрих Христиан
Фридрих Христиан Баумейстер (нем. Friedrich Christian Baumeister; 17 июля 1708, Кёрнер, Тюрингия — 8 октября 1785, Гёрлиц) — немецкий философ школы Лейбница и Х. Вольфа, автор ряда учебников логики, метафизики и натуральной философии на латинском языке.
Гранадская война
(исп. Guerra de Granada; 28 февраля 1482 — 2 января 1492 годы) — заключительный этап в противостоянии христианских и мусульманских правителей на территории Иберийского полуострова. Завершилась победой христиан. Кульминацией войны стало падение Гранады в 1492 году. Несмотря на то что Гранадский эмират прекратил своё существование, значительная часть его мусульманского населения (около полумиллиона) — мориски — остались в Испании, что продолжало приводить к столкновениям на религиозной почве вплоть до депортации морисков в ХVI веке.
1723 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События 1723—1737 — Великий герцог Тосканы Джованни Гасто. Знаменитый философ Христиан Вольф изгнан из Халле в 24 часа под угрозой повешения.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Вивес, Хуан Луис
Хуан Луис Вивес (исп. Joan Lluнs Vives, 6 марта 1492, Валенсия, — 6 мая 1540, Брюгге) — испанский философ, гуманист и педагог. Вивес происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники подверглись преследованиям инквизиции. Видимо, в связи с этим Вивес рано покинул родину.
Миланский эдикт
Введение 1 Хронология 2 План Введение Список литературы Введение Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.[1] Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
Майер, Христиан
Христиан Майер (нем. Christian Mayer (1719 −1783)) — немецкий учёный-иезуит, астроном, физик, геодезист, картограф и меторолог. Биография Родился в Модрице (близ Брно, Моравия), в 1745 вступил в орден иезуитов. С 1752 — профессор математики и физики, с 1762 — профессор астрономии Гейдельбергского университета.
Духовное училище
Духо́вное учи́лище в Российской империи — с 1808, низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское). Духовный регламент (1721) предписывал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Регламент предусматривал открытие духовных школ во всех епархиях; обучаться в них обязаны были все дети духовенства «в надежду священства».
Ван Ван, Люция
Введение 1 Биография Список литературы Ван Ван, Люция Введение Люция Ван Ван (кит. 婦王王 璐琪, род. 1869 г., провинция Хэбэй, Китай — ум. 22.07.1900 г., провинция Хэбэй, Китай) — святая Римско-Католической Церкви, мученица.
Граббе, Христиан Дитрих
План Введение 1 Биография 2 Творчество и признание 3 Произведения 4 Публикации на русском языке Введение Христиан Дитрих Гра́ббе (нем. Christian Dietrich Grabbe, 11 декабря 1801, Детмольд — 12 сентября 1836, там же) — немецкий драматург-романтик.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
Немецкие христиане
Немецкие христиане (нем. Deutsche Christen) — движение внутри Евангелической Церкви Германии с 1932, с Людвигом Мюллером во главе. Представители движения были согласны с расовыми идеями нацистов. Они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами.
Мемориальная церковь Мартина Лютера Берлин
План Введение 1 История церкви 1.1 В Третьем рейхе 1.2 Послевоенный период 2 Архитектура 3 Интерьер Список литературы Введение Мемориальная церковь Мартина Лютера (нем. Martin-Luther-Gedдchtniskirche) — лютеранская церковь в южном Берлине. Первоначально заложенная как приходская, в 30-е годы церковь стала одним из центров немецких христиан, что нашло отражение в оформлении здания.
Китайские новомученики
Китайские новомученики Китайские новомученики — православные китайцы, погибшие во время мятежа ихэтуаней («боксёров») в Пекине. Почитаются как православные святые, память совершается 11 июня (по юлианскому календарю).
Палестинский законодательный совет I созыва
Палестинский законодательный совет - парламент Палестинской автономии первого созыва был избран в 1996 году и работал до февраля 2006 года. ПЗС первого созыва состоял из 88 депутатов, избранных по 16 одномандатным и многомандатным округам. 7 мандатов было закреплено за религиозными меньшинствами: 6 - за христианами, 1 - за самаритянами.
Национальный пакт
(араб. لميثاق الوطني) это неписанное соглашение, которое заложило основу Ливана как многоконфессионального государства, существующее по сей день. Пакт был заключён летом 1943 года, после переговоров между лидерами шиитской, суннитской и маронитской общин.
Ритт, Августин Христиан
Портрет жены, 1798. Государственный Эрмитаж Ритт, Августин Христиан (16 июля (по другим данным 27 июня) 1765, Петербург, — 27 июня 1799, Петербург) — известный русский художник-миниатюрист, писал также портреты маслом.
Вольф, Христиан фон
Введение 1 Биография 2 Творческий вклад 3 Труды Введение Хри́стиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff; 24 января 1679, Бреслау, Силезия, Священная Римская империя — 9 апреля 1754, Галле, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта.
Абель, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абель (нем. Carl Friedrich Abel; 22 декабря 1723, Кётен — 20 июня 1787, Лондон) — немецкий композитор и исполнитель на виола да гамба. Отец Абеля Христиан Фердинанд Абель был близко знаком с Иоганном Себастьяном Бахом. Считается, что именно по рекомендации Баха 24-летний Абель в 1748 г. поступил в дрезденский придворный оркестр под руководством Иоганна Адольфа Хассе, где проработал 10 лет.
Святой великомученик Димитрий Солунский, мироточивый
Максимиан император, назначая Димитрия проконсула наместником в Солунь, вместо умершего отца его, и не зная, что он тайный христианин, сказал ему: "Соблюди отечество твое и очисти его от христиан, убивая всех, кто призывает имя Распятого".