Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций.
Долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.
Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выхода на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться".
Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения.
Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина . С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Культ.
Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине.
Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания.
Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами. По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами. #
На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.
Другие работы по теме:
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Кельтская мифология
Кельтская мифология широко распространилась по всей Европе в I тысячелетии до н.э, когда кельты расселились по огромной территории вплоть до Британских островов. Она достигла своего максимального развития в последние века до нашей эры.
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
Римский миф
Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожетсвляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков.
Низшая мифология кельтов
Низшая мифология — мифология суеверий, поэтому ее персонажи зачастую являются предсказателями или предвестниками надвигающегося события.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Греческие и римские меры
В эпоху античности не существовало единой системы мер. В разные периоды в государствах Древнего Востока, греческих городах-полисах и Римской империи значения мер неоднократно менялись, соотношения же частей оставались постоянными. Первоначально, видимо, возникли меры длины. Принятые в эпоху античности наименования мер массы широко применялись для обозначения монет.
Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
О чем заставили меня задуматься произведения древнерусской литературы
Автор: Разное Древняя русская литература очень интересна, хотя иногда не совсем понятна. Во многом восприятие текста зависит от стиля, которым он написан. С тех пор многое слова устарели и вышли из употребления, другие изменили своё первоначальное значение, на их месте появились новые. Из-за этих изменений становится трудно понять, о чем говорится в тексте.
Збірник афоризмів Пчола
Збірник афоризмів "Пчола" Автор: Народна творчість. (Златоструй //Древняя Русь X—ХIIІ веков.— М.: Молодая гвардия. 1990) Лагідне слово розрушить гнів.
Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка
Автор: Уайльд Оскар. Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.
Наскальные рисунки древних людей
Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни.
Румелия
(тур. Rumeli — страна (el) румов (rum), ромеев; болг. Румелия, макед. Румелија, алб. Rumelia, греч. Ρούμελη) — историческое название Балкан. Этимология слова происходит от самоназвания Византии — Ρώμη (Roma) (Рим), то есть Римская империя.
Велико-Тырново
Введение 1 История 1.1 Древняя столица Болгарии 1.2 Русско-турецкие войны 1.3 Независимая Болгария 2 Достопримечательности 3 Политическая ситуация
Антонин протектор
Введение 1 Биография 2 Характеристика личности по Аммиану Марцеллину 3 Антонин и Урзицин Список литературы Введение Антонин (лат. Antoninus; IV век н. э.) — римский чиновник середины IV века, перешедший на сторону Сасанидов во время римско-персидских войн.
Санча Прованская
(фр. Sancie de Provence; 1228(1228) — 9 ноября 1261, замок Беркхэмстед) — графиня Корнуэльская с 1243, римская королева с 1257, третья дочь Раймунда Беренгера IV, графа Прованса, и Беатрисы Савойской.
Олкады
Введение 1 История Список литературы Введение Олкады (лат. Olcadi, др.-греч. Ολκάδες ) — одно из доримских племён смешанного кельтиберского происхождения в Тарраконской Испании, жившее предположительно на территории провинции Куэнка на южных склонах Иберийских гор.
Дробета
(лат. Drobeta) ранее дакийское, затем римское поселение на месте современного города Дробета-Турну-Северин на юго-западе Румынии. Была занята и колонизирована римлянами после того как пользу последних окончилась Первая дако-римская война (101—102) гг., как важный центр позднеантичной речной и сухопутной торговли на северном берегу реки Дунай.
Далмация римская провинция
Введение 1 История Список литературы Далмация (римская провинция) Введение Римская Далмация и прилегающие районы Далмация (лат. Dalmatia) — провинция Римской империи, название которой по всей видимости происходило от названия иллирийского племени далматов, которое населяло восточное побережье Адриатического моря в 1 тысячелетии до н. э.
Кипр римская провинция
— римская провинция c 58 до н. э. Согласно Страбону, остров был присоединён к владениям Рима потому, что Публий Клодий Пульхр поддержал восстание против Птолемеев. Известный стоик и строгий сторонник конституционной формы правления Катон Младший был послан руководить аннексией Кипра и установить там систему римского права.
Ромула
(также автох. Мальва , Romula Malva) — во II—III веках один из 12 городов провинции Римская Дакия, в настоящее время деревня Решка (Румыния), в районе Добрословень, Олтинский уезд, республика Румыния. Основана в начале II века н. э. После 158 года Ромула — столица региона Южная Дакия (также Мальвская Дакия, Dacia Malvensis), одной из трех административно-территориальных единиц Римской Дакии.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Ау Ко
Введение 1 Мифология 2 Во вьетнамской литературе 3 Значение 5 Внешние ссылки Введение Ау Ко (Хан ту: 嫗姬, Вu Cơ), согласно вьетнамским мифам, была бессмертной горной феей, взятой замуж Лак Лонг Куаном, драконом-государем Лаков. Она породила мешок яиц, из которых вылупились сто детей, известных как Белые Вьеты, или Юэ — предки вьетнамского народа.
Карфаген город
План Введение 1 История 1.1 Карфагенское государство 1.2 Римская эпоха 1.3 После Рима 2 Падение Введение Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, фр. Carthage) — город на территории Туниса, вблизи современного города Туниса . Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst (קרת חדשת)) переводится с финикийского языка как «новый город».
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Переливница тополёвая
План Введение 1 Описание 2 Вариабельность 3 Ареал 4 Время лёта и местообитания 5 Гусеница и куколка 6 Замечания по охране Список литературы Введение Переливница тополёвая, или радужница малая[1] (лат. Apatura ilia) — дневная бабочка из сем. Nymphalidae. Илия (римская мифология) — Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, родоначальница римлян.
Тула Мексика
Тула — древняя столица тольтеков, одной из главных доколумбовых культур Месоамерики. Нередко её отождествляют с мифическим городом Толланом. Тула расположена в 65 км к северо-западу от Мехико.
Суассонская область
(фр. Domaine gallo-romain) — римская провинция в Северной Галлии, возникшая около 459 года по распоряжению Майориана — одного из последних императоров Римской империи. Вскоре после административного образования области она утрачивает связь со столицей, поскольку все промежуточные местности оказываются захваченными германцами.
Блокула
Введение 1 Мифология 2 Прообраз 3 Блокула в современной культуре 4 Гора для шабаша в разных странах Список литературы Введение Блокула (швед. Blеkulla) — одинокая скала посреди моря в Швеции, легендарное место шабаша ведьм.