.
И.Вороницын
Одной из самых оригинальных фигур на фоне деистического движения был Мэтью Тиндаль (1656—1733). Ему было уже 74 года, когда, он выпустил в свет нашумевшую книгу «Христианство так же старо, как и мир, или евангелие — повторение религии природы». В течение трех лет книга эта выдержала четыре издания, хотя она не отличалась ни литературными достоинствами, ни сжатостью, ни легкостью понимания.
Основная мысль Тиндаля очень элементарна: есть только одна религия на свете — естественная религия, и поэтому христианство может быть названо религией и быть истинным лишь поскольку, поскольку оно согласно с этой естественной религией. А так как в христианстве Тиндаль находит все элементы естественной религии, то он называет свой деизм христианским.
Вероятно, в глубине души он не был ни верующим в бога, ни христианином в том смысле, в каком он это утверждал. Его жизнь далеко не представляет той нравственной чистоты и той верности исповедуемым убеждениям, какие мы привыкли видеть у большинства неверующих и вольнодумцев. Особенно следует заподозрить его веру в бога. О нем, например, рассказывалось, что он придумал следующий аргумент против существования бога. «Две бесконечных вещи одновременно существовать не могут. Бога нам выдают за существо бесконечное; но тогда должно быть в наличности также и бесконечное пространство, в котором бог существует. Следовательно, бог не может существовать». Но публично Тиндаль оставался при вере в бога, не отрицал христа, который явился, мол, для того, чтобы напомнить людям естественную религию, но утверждал, что апостолы во многом ошибались и исказили этим чистую религию. «Я без труда, верю, говорил он, — в существование бога, в заботы провидения, в страшный суд и грядущую жизнь, потому что все эти истины основаны на природе вещей и разум с ними соглашается. Но могу ли я верить в троицу, в божественность сына, тождественного в своей вечности с отцом, в воплощении и т. д.? Я в этом ровно ничего не понимаю».
Показная сторона вольнодумства Тиндаля, как видим, очень ограничена и стоит немногого. Но он горячо нападает на духовенство и высоко держит знамя свободы мысли. В этом заслуга. Этим именно он и пришелся по душе своим современникам, которые даже называли его книгу «библией деизма». Во второй четверти XVIII века вольнодумство пошло на убыль и смелый Толанд уже не отвечал вкусам английской буржуазии, гревшейся на солнцепеке взошедшего капитализма.
В другую сторону, чем Тиндаль, направил свою критику Томас Морган (ум. в 1743 г.). В его сочинении «Нравственный фисософ», вышедшем в 1737 году, речь идет преимущественно о ветхом завете.
Первоначальную естественную религию испортили ангелы (!). Они возмутились против бога и были изгнаны им на землю. А на земле втерли людям очки и убедили считать их, ангелов, за богов. Так началась ложная религия. Появилось поклонение идолам, принесение жертв и т. п. и, как необходимая принадлежность этих культов, жрецы. А жрецы — известные обманщики. Особенно глубокие корни ложная религия пустила в Египте, откуда евреи и вынесли все свои суеверия. Моисей и пророки приспособились к суеверным взглядам своего народа, пошли чудеса, пророчества, гора Синай и т. п. Истинное понятие о боге и прирожденный человеку нравственный закон исчезли. Бог Израиля — не настоящий бог, а самозванец из падших ангелов. Настоящий бог не мог бы говорить о Моисеем на горе Синай и вообще проделывать все, о чем рассказывается в библии. И вот, когда суеверия покрыли всю землю, принимая при этом самые различные формы, появился Христос и возвестил народам истину о настоящем боге. Но христиане из иудеев, а потом другие язычники опять затмили естественную религию. Создалась церковь, и опять ненавистное племя жрецов напустило туману, все исказило. Нужно снова очистить религию. Это и делает христианский деизм, и нет бога кроме бога, а Томас Морган пророк его.
Вся эта околесица плетется совершенно серьезно и с самыми чистыми намерениями. Морган чувствует себя истинным пророком и своему призванию приносит даже материальные жертвы, лишается должности, голодает. Вокруг его книги поднимается спор, она встречает в богословах ожесточенных противников, но деисты защищают ее.
Среди этих защитников необходимо назвать Томаса Чобба (1679—1747), ремесленника, всю жизнь занимавшегося ремеслом перчаточника. Непосредственная, увлекающаяся натура, Чобб был глубоко поражен социальными противоречиями английской жизни и нашел истину в деизме. Писать начал он очень рано, но наиболее полно свои взгляды изложил в 1738 году в книге «Истинное евангелие христа».
В эволюции своих религиозных взглядов Чобб очень немного не дошел до полного атеизма. Он проповедывал довольно радикальные политические взгляды и религию разума, сомневался в воскресении и божественном происхождении христа, отвергал провидение, бессмертие души и вообще все сверхъестественное. Его взгляды на ход природы материалистичны. Например, он говорит, что вещи все следуют естественным законам, и бог ни в чем не может изменить их течения, как бы жарко мы ему ни молились.
Главное внимание Чобба было обращено на нравственную сторону христианского учения. Это учение он приводит к простому требованию: познай свою природу и живи согласно ей. «Нам следует только пользоваться разумом, которым мы все одарены: нам следует только быть добрыми и мудрыми, т. е. нам следует только поступать по тем самым правилам, по которым действует бог». В этом и состоит вся религия.
«Слово «христианство», — говорит Вольтер, — встречается на каждой странице сочинений Чобба, но самого христианства мы в них не находим. Он осмеливается думать, что Иисус христос принадлежал к религии Томаса Чобба, но сам он к религии Иисуса христа не принадлежит… Наш спаситель представляется ему философом, подобно Сократу, преданным смерти, как Сократ, за то, что боролся против суеверий и духовенства своей страны». И Вольтер весьма неодобрительно отзывается о том «тумане», которым Чобб прикрывал свои мысли, чтобы не подвергнуться преследованиям, совершенно забывая, что сам он пускается на хитрости гораздо более унизительные, чтобы уклониться от опасностей.
Чобб вышел из низов народа и всегда чувствовал свою принадлежность к ним. Нет поэтому ничего удивительного, что свой деизм он хотел сделать достоянием широких народных масс. Он написал много сочинений и во всех этих сочинениях виден проповедник и реформатор. Деистам из привилегированных слоев это не всегда могло нравиться. И возможно, что именно Чобба имел в виду тоже причисляемый к деистам аристократ, государственный деятель и писатель лорд Болингброк (1672—1751), когда писал Свифту: «Название «вольнодумец» и «свободомыслящий», насколько я заметил, дается обыкновенно таким людям, которых я считаю язвой общества, потому что их усилия направлены к тому, чтобы уничтожить общественные связи или, по крайней мере, снять узду с тех диких полуживотных людей, которым было бы лучше, если бы для удержания их прибавили еще полдюжины таких узд. Я не только отвергаю, но и ненавижу такого свободного мыслителя». И этому можно поверить. Болингброк был весьма консервативен в свои взглядах и видел в государственной религии превосходное средство для политического и социального господства. Свободу мысли он допускал лишь в пределах высшего общества. Сам он был в достаточной степени свободомыслящим, но не поднимался выше трафаретного деизма. В его лице мы находим блестящий образец английского деизма и просветительства вообще.
Свободная мысль на английской почве потеряла способность развития и в течение остальной части XVIII века влечит жалкое существование, питаясь уже преимущественно влияниями, идущими с континента, из Франции. Дальше деизма английская общественная мысль в области освобождения от пут религии не пошла, да и самый этот деизм как мы видим, лишь в крайне редких случаях носил последовательный характер и далеко не всегда знаменовал собою полный разрыв с религией. Тот материалистический пантеизм, блестящим выразителем которого был в Англии Толанд и который в истории антирелигиозной мысли непосредственно предшествует материалистическому атеизму, был наивысшим достигнутым в Англии пунктом. И хотя Англия XVIII века имеет такого выдающегося материализма, как Пристлей, но его материализм, несмотря на относительное свобомыслие, еще связан с верой в бога.
Другие работы по теме:
Ремарка
Ремарка (французское remarque — «замечание», «примечание») — драматургический термин. Главное содержание ремарки. — указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей.
Цивилизация
В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Деизм
Введение 1 От Чербери к Юму 2 Отношение деизма к традиционным религиям 3 Известные деисты Введение Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Дефиниции цивилизации в русскоязычных энциклопедиях и энциклопедических словарях
Понятие цивилизация появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Искаженное восприятие сексуальной реальности
Робин Морган, 1980). Порнография в последнее время стала обыденным делом. Если раньше люди стеснялись говорить о своем пристрастии к порнопродукции, то теперь уже считается как-то неловко признаваться в том, что ты никогда не смотрел порно.
Литературный герой РИЧАРД II
Ричард II англ. Richard II герой хроники У. Шекспира Ричард II Исторический прототип. Ричард II Плантагенет король. Англии с Литературные источники. Хроники Холиншеда поэма С.
Connells
Этот джангловый проект из Северной Каролины был основан весной 1984 года. Возглавили группу братья Коннеллы – Майк (гитара) и Дэвид (бас), назвавшие ее своей фамилией, "The Connells".
История с аспирином
Аспирин, производство которого началось более ста лет назад, не сходит с прилавков аптек всех стран мира. Разные фирмы выпускают его под 60-ю с лишним названиями, но по химической сути это одно и то же вещество - ацетилсалициловая кислота.
Иметь и не иметь
Автор: Хемингуэй Эрнест Миллер. Роман, состоящий из трех новелл, относится ко времени экономической депрессии 1930-х гг. Флоридский рыбак Гарри Морган из Ки-Уэста зарабатывает на жизнь тем, что сдает свою моторку разным богатеям, приехавшим сюда половить рыбку. Лодку они нанимают вместе с хозяином — тот хорошо знает, где лучше клев и какая для какой рыбы нужна приманка.
Джек Лондон. Сердца трех
Френсис Морган, богатый наследник владельца крупных предприятий Ричарда Генри Моргана, в ленивой праздности размышляет, чем бы заняться.
Эдгар Лоренс Доктороу. Рэгтайм
Город Кью-Рошелл, штат Нью-Йорк. На фешенебельной авеню Кругозора, в доме на холме, обсаженном норвежскими кленами, проживает семейство — Дед, Отец, Мать, Малыш и Младший Брат Матери (МБМ). Жизнь семейства насыщена духовностью и овеяна благостью.
Краткий обзор по истории развития оптической связи
Разработка и изготовление волоконно-оптического кабеля, решение проблем электротехники, материаловедения и технологии. Теоретические основы функционирования, конструкция оптических волокон, материалы, характеристики и параметры, технология изготовления.
Ривониог, Догвелинг и Гластенинг
Введение 1 Короли Ривониога 2 Короли Догфелинга 3 Короли Гластенинга 4 Источники Введение Ривон получил земли в районе Денбига, основав там королевство, названное в его честь Ривониог. Распологалось оно между Росзом (на севере),Эдейрнионом (на юге) и Догвелингом (на востоке).Около 540 года Гвинед присоединил Ривониог к своим владениям.
Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Александринский театр 3.2 Фильмография 3.3 Библиография Список литературы
Сражение у Мобил Бей
Сражение у Мобил Бей (англ. Battle of Mobile Bay) — морская битва между флотилиями федералистов и конфедератов 5 августа 1864 года во время Гражданской войны в США.
Отель Ламбер
, чертежи 1655—1656 Отель Ламбе́р (фр. Hфtel Lambert) — особняк[1] XVII века в центре Парижа на острове Сен-Луи. С 1843 — политический штаб и культурный центр польской эмигрантской диаспоры во Франции во главе с Адамом Ежи Чарторыйским и его братом Константином. В переносном смысле
Коммунистическая партия Новой Зеландии
Введение 1 История 2 Руководители Список литературы Введение Коммунистическая партия Новой Зеландии (КПНЗ; англ. Communist Party of New Zealand) — политическая партия, действовавшая в Новой Зеландии с 1921 по 1994.
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Битва на реке Шайо
План Введение 1 Предпосылки 2 Соотношение сил 3 Ход битвы 4 Последствия Битва на реке Шайо Введение Битва на реке Шайо (на реке Сайо, Солёной; в долине Мохи) — сражение 11 апреля 1241 года между войсками венгерского короля Белы IV и его брата, хорватского герцога Коломана, с одной стороны, и монгольскими войсками во главе с Батыем, Шибаном, Каданом и Субэдэем, действовавших в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов и, в частности, похода на Юго-Западную Русь и в Центральную Европу 1240—1242 годов.
Список монархов Британских островов
Ниже приведен список монархов Англии, Шотландии, Ирландии, Великобритании и Соединённого королевства, то есть государств, существовавших или существующих на Британских островах, а именно:
Англо-испанская война 1654 1660
Англо-испанская война (1654—1660) Противники Протекторат Кромвеля (до 1659) Английская республика (с 1659) Пираты (с 1657) Королевство Франция (с 1657)
Династия предпринимателей Морган
Знакомство с Генри Морганом по прозвищу Жестокий – легендарным прародителем знаменитой династии предпринимателей. Джон Пьерпойнт Морган - один из величайших финансистов в истории США. Основные биографические данные из жизни наследника Моргана-младшего.
Пираты Америки - Генри Морган, капитан Блад и другие
Одним из самых прославленных пиратов за всю долгую историю морского разбоя был Генри Морган, «пиратский адмирал», упоминаемый во всех книгах по пиратству и ставший прообразом десятков кинематографических персонажей.
Хендрикс, Томас Эндрюс
Томас Эндрюс Хендрикс (англ. Thomas Andrews Hendricks, 7 сентября 1819(18190907) — 25 ноября 1885) — американский политик, член Демократической партии, вице-президент США в 1885 году.
Изабелла Валуа королева Англии
Изабелла Французская (фр. Isabelle de France; или Изабелла де Валуа (фр. Isabelle de Valois); 9 ноября 1387/1389 — 13 сентября 1409)[1] — вторая супруга короля Англии Ричарда II. После его смерти вернулась во Францию и вышла замуж за Карла, герцога Орлеанского.
Ричард II
(англ. Richard II, 1367—1400) — английский король (1377—1399), представитель династии Плантагенетов, внук короля Эдуарда III, сын Эдуарда Черного принца.
Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни
Проблема возникновения жизни. Теория спонтанного зарождения. Самопроизвольное зарождение жизни как обычный способ появления живых существ из неживой материи. Французский ученый-микробиолог Луи Пастером и его опыты. Концепция абиогенеза и биогенеза.
Генетика и генетическая информция
Вероятно ещё в глубокой дрвности человек стал подмечать, что потомство обычно бывает похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай.
Выдающиеся ученые. Томас Хант Морган
Т. Морган — американский биолог, один из основоположников генетики. Интерес ученого к естествознанию, точным наукам, орнитологии. Легендарная мушиная комната в Колумбийском университете. Зависимость определенных мутаций от пола - одно из важных открытий.
История Биологии
Якутская Городская Национальная Гимназия Сообщение на тему: История Биологии Выполнил: Ученик 10 «б» класса ЯГНГ Борисов Борис Проверила: Якутск, 2011
Генри Сент-Джон Болингброк
Болингброк (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (1678–1751), виконт (1712) – английский государственный деятель, философ, публицист. Первый английский теоретик истории как науки.
Монтескье Шарль Луи
Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции.