У инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по мере завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали на территорию растущей империи. Виракоче поклонялись как творцу мироздания, но, по всеобщему поверью, он передал свои повседневные полномочия побочным богам, таким, как Ильяпа, бог грома и молнии, Пачамама, богиня земли. Мама Килья, богиня Луны. Самым главным среди всех этих божеств считался Инти, бог золотого Солнца, от которого, как утверждали, вели свое происхождение инки. Культ Инти пронизывал всю политику империи.
Церковь была прочно соединена с государством, его властными структурами. Верховного жреца "солнечной религии" Вильяк Уму ("прорицателя") назначал император, обычно из числа своих братьев или близких родственников. Его власть по своей мощи уступала только власти Верховного владыки - Сапа Инки. Верховный жрец, в свою очередь, выбирал из числа инкской знати "епископов", которые должны были служить в десяти "епархиях", на которые разделялась вся территория империи. Подчинявшиеся "епископам" жрецы обычно набирались из среды кураков или местных чиновников. Требования инкского духовенства были такими непомерными, что в Кориканче, в Куско, например, их обслуживал громадный штат - более 4000 жрецов, жриц и других служителей культа, возглавляемого самим Вильяк Уму.
Существовало поразительное сходство между "религией Солнца" инков и католичеством, которому предстояло заменить древнюю веру: похожие на монастыри дома для незамужних женщин, пышные праздничные процессии с изображениями богов и святых, высоко поднятых над головой для всеобщего обозрения, и даже процедура причастия, во время которой жрецы церемонно вкушали снедь и чичу. Подобно католикам-прелатам, жрецы-инки были исповедниками, но их услугами не пользовались ни император, ни его ближайшие родственники, которые каялись в совершенных грехах непосредственно самому Инти, богу Солнца. Такое сходство между двумя религиями только помогало миссионерам-католикам выполнять возложенные на них задачи.
Религиозные праздники прерывали размеренный ход трудовой жизни инков, иногда на весьма продолжительный период времени. В каждом месяце у инков было, по крайней мере, три праздничных днях и, как правило, одно главное празднество, продолжавшееся целую неделю, а иногда и более, что в сумме составляло 120 выходных дней в каждом году. Это были праздники, знаменующие собой каждый новый этап в сельскохозяйственном году, инаугурацию, заключение браков или поминовение мертвых. Но были еще и другие, дополнительные, диктуемые особыми обстоятельствами, такими, как засуха, голод, землетрясение или же предстоящие новые военные походы, когда Сапа Инка искал заступничества у всемогущих богов.
Хотя пышные общественные церемонии снижали производительность труда и на них уходило громадное количество съестных припасов из резервного фонда, они себя вполне оправдывали, так как в них заключался тот главный живительный источник, из которого инки черпали свою силу. С их помощью укреплялись узы между правителями империи и простым народом, их подданными, а для народных масс они служили не только вознаграждением за их верность престолу и трудолюбие, но еще были и отдушиной для избавления от накопившихся эмоций. Не менее важно было и то, что такие праздники были призваны продемонстрировать всем могущество богов инков и тем самым усилить власть милосердного Сапа Инки.
На всех таких праздниках император обеспечивал участников всем необходимым - едой, выпивкой, напитками, под его руководством организовывались религиозные ритуальные службы, жертвоприношения, потешные бои, музыкальные представления и танцы. Его официальные должностные лица распределяли по такому случаю листья коки, оказывающие возбуждающее воздействие при их жевании. Это зелье считалось в то время большой роскошью и редко перепадало простолюдинам, представители знати держали сбыт коки под своим контролем.
В первый месяц сезона дождей, в декабре, когда отмечался день зимнего солнцестояния, проходил самый великолепный праздник, который назывался "капак райми" ("большой праздник"). В это время в Куско, как часть общих торжеств, проводились обряды посвящения юношей в мужчин, причем они были настолько священны, что жителям столицы - не инкам строго предписывалось покинуть столицу и быть все это время как можно дальше от ее границ, на расстоянии не менее шести миль. После завершения ритуалов "ссыльные" возвращались в родные места, принеся с собой свежие сельскохозяйственные продукты с государственных земель и земель духовенства. Но до того, как они будут допущены на великий праздник под названием "уаракикой" и примут в течение нескольких дней участие в пирах, возлияниях и танцах, они должны были продемонстрировать свою полную лояльность Сапа Инке через ритуал причащения, в ходе которого им на золотых и серебряных блюдах подносились пирожки из кукурузной муки с кровью принесенных в жертву лам. После чего, по словам отца Кобо, жрецы говорили им: "То, что было под несено вам, - это пища золотого Солнца, и присутствовать ей в теле вашем как свидетелю; если только когда-нибудь, где-нибудь начнете злословить, не оказывать почтения Солнцу и Инке, то этот свидетель обо всем доложит, и тогда вам не сносить головы". И все эти люди, продолжал отец Кобо, давали торжественные обещания никогда ничего подобного в жизни не делать.
Список литературы
А.Варкин, Л.Зданович, "Тайны исчезнувших цивилизаций", М. 2000.
Другие работы по теме:
Загадочные великие инки, совсем непохожие на окружащих
Инки – а кто они такие? Никогда не было на Земле такого народа. Империя инков, охватывающая в период своего расцвета большую часть континента, состояла из множества народов и племен, и даже самый многочисленный из них называли себя по другому - кечуа.
Советы инков будущему Президенту России
Государство инков (Тауант-инсуйу) просуществовало с 1438 по 1536 год. Основы его устройства оставались неизменными: установленные девятым Инкой, они просуществовали без малейших поправок или изменений вплоть до прихода испанцев.
Клермонский собор
— церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей).
Инти
Введение 1 Культ 2 Легенды 3 Инти Райми 4 Интересные факты 5 Инти на флагах Список литературы Введение Инти (кечуа inti, аймара inti «солнце») — бог Солнца в мифологии инков и покровитель Тауантинсуйу. Точное происхождение образа этого бога неизвестно, по наиболее распространенной версии мифологии инков он был сыном Виракочи, бога цивилизации.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Оружие инков
Введение 1 Оборонительное оружие 2 Атакующее оружие 2.1 Оружие инков после прихода испанцев 3 Структура инкского войска Список литературы Введение Оружие инков — солдаты-инки носили простое оружие всех видов, специализация по вооружению осуществлялась согласно принадлежности к той или иной этнической группе, например, солдаты Чанки были специалистами по использованию деревянных молотов или макан, в то время как солдаты Антисуйу или высокогорной сельвы чаще использовали лук и стрелы.
Инкское право
Введение 1 Исторические источники 2 Использование кипу для записи законов 3 Принципы 4 Отрасли 5 Законодатели Список литературы Введение Инкское право или Законы Инков — правовая система, возникшая на основе Андских культур и развивавшаяся вплоть до падения Империи Инков в 1533 году, затем в Новоинкском государстве в Вилькабамбе до 1572 года, и просуществовавшая несколько десятилетий[1] (а в отдельных случаях и несколько столетий) после испанской конкисты, благодаря как специфике высокогорных обществ, где европейские порядки вызывали возмущения местных жителей, так и отлаженной системе исполнения.
Шура-и-Улема
(араб. «Совет духовенства») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии.
Манко Капак
Ма́нко Ка́пак (кечуа Manqu Qhapaq или Manku Qhapaq, исп. Manco Cбpac) — первый Инка, основатель государства инков — Тауантинсуйу. Согласно некоторым инкским легендам, был сыном бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья и был послан своим отцом на Землю, чтобы спасти людей от дикости и варварства, научить земледелию и ремёслам и утвердить культ «подлинных» богов: Солнца, Луны и Пачакамака — «создателя мира».
Льоке Юпанки
Льо́ке Юпа́нки Льуки Юпанки (кечуа Lluq'i Yupanki или Lluqi Yupanki «прославленный левша», исп. Lloque Yupanqui), ль произносится мягко, без йотирования, как в слове «полёт» — Сапа Инка (около 1260), третий правитель государства инков. Представитель династии Урин Куско, второй сын и наследник Инки Синчи Рока, отец Майта Капака.
Сокровища в Льянханатес
Введение 1 Легенда о сокровищах инков 2 Поиски Введение Сокровища Льянханатес — сокровища инков, по легенде спрятанные Руминьяви в эквадорских горах Льянханатес (исп. Cordillera de Llanganates).
Писарро, Эрнандо
Эрнандо Писарро и де Варгас (исп. Hernando Pizarro y de Vargas; точные годы жизни не известны, в различных источниках год рождения указан между 1478 и 1538, а год смерти между 1578 и 1608) — испанский конкистадор, один из братьев Писарро, завоевавших Перу. Родился в городе Трухильо в Испании.
Мита
Введение 1 Мита в Империи Инков 2 Мита в испанских колониях в Америке 3 Источники Введение Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах Империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки.
Белалькасар, Себастьян де
Введение 1 Биография 2 Источники Список литературы Введение Себастьян де Белалькасар (Sebastiбn de Belalcбzar; наст. фамилия Мойано; ок. 1480, Белалькасар, провинция Кордова[1]—1550, Картахена, Колумбия) — испанский конкистадор, прославившийся покорением Эквадора, Никарагуа и юга-запада Колумбии.
Духовное училище
Духо́вное учи́лище в Российской империи — с 1808, низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское). Духовный регламент (1721) предписывал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Регламент предусматривал открытие духовных школ во всех епархиях; обучаться в них обязаны были все дети духовенства «в надежду священства».
Альмагро, Диего де
План Введение 1 Биография 2 Переезд в Америку 3 Открытие Перу 3.1 Первая экспедиция, 1524—1525 3.2 Другие экспедиции 4 Губернатор Нового Толедо 5 Восстание инков и мятеж Альмагро
Капак Юпанки
План Введение 1 Биография 1.1 Рождение 1.2 Правление 1.3 Смерть 2 Достижения Введение Капак Юпанки или Капак Йупанки - пятый правитель инков, пришел к власти свергнув своего кузена Тарко Вамана. Капак Юпанки оказался жестоким и очень хитрым правителем.
Кастро Тито Куси Юпанки, Диего де
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Введение Титу Куси Юпанки, Диего де Кастро (исп. Diego de Castro Titu Cusi Yupanqui) (1539, Перу — 1571, Перу) — предпоследний потомок правителей Инков по мужской линии, внук Уайна Капака и сын Манко Инки Юпанки.
Писарро, Хуан
Хуан Писарро и Алонсо (исп. Juan Pizarro y Alonso; точные годы жизни не известны, в различных источниках год рождения указан в 1505 или 1511, а год смерти 1536 или 1537) — испанский конкистадор, один из братьев Писарро, завоевавших Перу и получивших часть сокровищ из знаменитого «Выкупа Атауальпы».
Мост Инков
План Введение 1 Общие сведения 2 Геотермальные источники 3 Легенда о Мосте Инков Список литературы Введение Мост Инков (исп. Puente del Inca) — мост естественного происхождения через реку Мендосу. Находится в 195 км к востоку от аргентинского города Мендосы на высоте 2719 м над уровнем моря.
Гражданское устройство духовенства
Кюре приносит присягу на верность Конституции. Изображение на тарелке 1790 года Гражданское устройство духовенства (фр. Constitution civile du clergй) — новый церковный порядок, принятый во время Великой французской революции.
Полководцы инков
План Введение 1 История инкской армии 2 Структура инкской армии 3 Полководцы 3.1 Полководцы Пачакути, девятого Инки 3.2 Полководцы Тупака Инки Юпанки, десятого Инки
Испанское завоевание инков
Инки жили в Андах, на территории Перу, Чили, Эквадора и Боливии. Они создали величественные города Куско, Кито и Мачу-Пикчу. Хотя испанцам было выгодно представлять инков, как неграмотные племена, поздние исследования показали, что инки обладали собственной письменностью и летописью, см. кипу.
Чиму
Введение 1 Ремёсла 2 Религия 3 История 4 Язык 5 Первоисточники Введение Чиму́ (кечуа Chimu) — высокоразвитая доколумбова культура в Южной Америке, существовавшая примерно с 1250 по 1470 год на севере современного Перу в области города Трухильо. Предком культуры Чиму является культура Мочика. В эпоху наибольшего расширения влияние Чиму распространялось до границ Эквадора на севере и до Лимы на юге.
Доколумбова хронология Перу
и Андского региона в настоящее время основана на классификации, которую предложил Эдвард Лэннинг. Альтернативную систему датировки предложил Луис Лумбрерас, который иначе датирует некоторые археологические находки. Большинство культур Позднего горизонта и некоторые культуры Позднего промежуточного периода были включены в состав инкской империи к 1493 г., однако окончание периода датируется 1534 г., датой крушения Империи инков в результате испанского завоевания.
Казнь Атауальпы
Это трагическая история о вероломстве испанских идальго - после того, как за правителя империи инков его подданными был внесен огромный выкуп, предводителю испанцев Писарро нужно было или выполнять свое обещание - отпустить его на свободу.
Инки – история
История инков начинается с легенды, которая из уст в уста передавалось среди инков – однажды первый инка – Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя священную волю своего великого отца Солнца-Инки, вышли из вод заповедного озера Титикака.
Бингем, Хайрам
Хайрам Бингем (англ. Hiram Bingham; 1875—1956) — американский археолог и политик, обессмертивший себя открытием «затерянного города инков», Мачу-Пикчу.
Сото, Эрнандо де конкистадор
Эрнандо де Сото (исп. Hernando de Soto, ок. 1498 — 21 мая 1542) — испанский мореплаватель и конкистадор, который возглавил первую завоевательную экспедицию европейцев к северу от Мексики, в глубь территории современных Соединенных Штатов; был первым европейцем, пересекшем реку Миссисипи и оставившем документальное подтверждение этого.
Перу
Новая история Перу связана с Писсаро - основав первое европейское поселение на территории Перу – им стал город Сан-Мигель, он 21 сентября 1532 года покинул его и начал переход через горы, чтобы сокрушить великую империю инков.
Тур Хейердал
Этот человек тоже открыл Америку, точнее – одну из самых загадочных страниц ее истории. До Тур Хейердала никто из ученых всерьез не рассматривал Латинскую Америку в качестве прародины полинезийцев.