Функции семьи
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства И обоюдной ответственности родителей за воспитание детей
Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания ОДНОГО ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.
Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми.
Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод в первые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых. Н частности, по данным А. Г. Харчева, из 500 несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца4.
Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение.
В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья— специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности».
Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.
Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно вклю-чается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.
Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.
Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.
Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.
Все эти особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание — необходимым фактором нормального развития личности ребенка.
А. Г. Харчев пишет: «Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества.
С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.
Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественного воспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне, гармонически развитой личности.
Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения.
Другие работы по теме:
Типы и функции социальных институтов
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Семья является первичным лоном человеческой культуры
(И. Ильин). Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным.
Выяснение степени нуждаемости молодых семей в приобретении жилья
Анкета Одной из главных и острых проблем молодых семей является отсутствие собственного жилья. Для молодой семейной пары благоустроенное жилье - не только характеристика качества жизни, но и фактор социализации, условие развития ее духовных и физических сил. В нынешней экономической ситуации большинство молодых семей практически лишены перспективы на улучшение жилищных условий за счет предприятий.
Традиционная и современная семья
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Проблемные семье в современном обществе типы и критерии выделения
Арутюнян К.И Студентка Южный Федеральный Университет, отделение Регионоведение, Ростов-на-Дону, Россия E-mail:tegrenok22@rambler Семья является одним из наиболее древних и устойчивых социальных институтов, посредством, которого создаются важнейшие условия жизнедеятельности человека.
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
О выборе друга жизни женщиной
В возрасте 17-19 лет девушка готова выйти замуж за первого понравившегося ей парня, предложившего ей «руку и сердце». В 20-22 года и старше «оженить» девушку уже трудно, ибо она во многом разбирается.
Планирование семьи
По определению экспертов ВОЗ, термином "Планирование семьи" называются "те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов.
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Романо-германская правовая семья
объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока.
Моя будущая семья
Автор: Сочинения на свободную тему Моя будущая семья. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. К. Маркс
Роль семьи в нашей жизни
Автор: Сочинения на свободную тему Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.
Проблема семьи Мармеладовых.
Автор: Достоевский Ф.М. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением.
Картина В.Л. Боровиковского Портрет Е. Н. Арсеньевой
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" Автор: Разное Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна своей жизнью. Е.Н. Арсеньева из интеллигентной семьи, так как она одета в красивое, белое платье.
Пряничный домик
Автор: Перро Шарль. В один воскресный день дети из очень бедной семьи заблудились в лесу и набрели на пряничный домик с садом из конфет и лимонадным фонтаном. Лакомясь, они не заметили хозяйку дома — ведьму. Она схватила детей, но прежде чем съесть, решила откормить тощего Жана. Одо время им удавалось обманывать ведьму с помощью тонкой палочки, которую Жан просовывал на просьбу ведьмы показать свой палец; когда обман раскрылся, старуха решила тут же приготовить растолстевшего мальчика в печи, но никак не могла засунуть его в печь.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...
Таланова, Хиония Ивановна
(поначалу называлась Стрелкова 1-я, позднее - Таланова); (1822(1822) г. — 5 (17) мая 1880 г.). Происходит из семьи крепостных актеров Стрелковых, родоначальники которой играли в крепостном театре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30 и 40-х гг. 19 в. в Нижегородском театре работали около 10 актеров Стрелковых.
Ревизские сказки
Введение 1 Список и итоги ревизий Список литературы Введение Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.
Мутарриф ибн Муса
Мута́рриф ибн Муса́ (исп. Mutarrif ibn Musa) (убит в феврале 799) — вали Памплоны (788/798—799). Мутарриф был сыном главы муваладской семьи Бану Каси Мусы I ибн Фортуна. Испано-мусульманские историки указывали в своих хрониках разные даты получения Мутаррифом должности вали Памплоны. Одни утверждали, что это произошло в 788 году, связывая назначение с помощью, оказанной отцом Мутаррифа эмиру Кордовы Хишаму I в подавлении мятежа в Сарагосе.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Костюшко-Моризе, Натали
Натали Костюшко-Моризе (фр. Nathalie Kosciusko-Morizet; род. 14 мая 1973(19730514)) — французский политический деятель. Родом из семьи с большим политическим прошлым. Дальний предок Костюшко-Моризе был братом Тадеуша Костюшко. Её дед Жак Костюшко был послом Франции в США, прадед Андре Моризе — сенатором, отец, Франсуа Костюшко-Моризе (род. 1940), является мэром Севра.
Форрест, Эдвин
Эдвин Форрест (1806—1872) — американский актер. Из бедной семьи. Играть начал в 1820 году. Играл в театрах Нью-Йорка, Питтсбурга, Нового Орлеана. В 1836 и 1845 годах посещал с гастролями Англию. В 1853 году оставил сцену; вернулся к профессии в 1863 году, но без успеха.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Исповедная роспись
Испове́дная роспись (ведомость) — ежегодно составлявшийся с 20-х годов XVIII века посемейный список прихожан, которые исповедовались у священника, с указанием места жительства и социального положения семьи, главы семьи и отношения к нему других членов семьи, их имён, отчеств, фамилий, «лет от роду» и т. д.
Цинь Бянь, Елизавета
Елизавета Цинь Бянь (кит. 婦秦邊 麗莎; 1846, провинция Хэбэй, Китай — 19 июля 1900, провинция Хэбэй, Китай) — святая Римско-Католической Церкви, мученица.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Франсуа Куперен (Couperin)
Французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв.
Бардина Софья Илларионовна
Одна из известных деятельниц народнического движения 70-х гг. Происходя из дворянской семьи и окончив институт, Бардина отправилась для дальнейшего образования в Цюрих, где примкнула к енскому кружку.
Михаил Дмитриевич Чулков
Нам очень мало что известно об издателе русского сатирического журнала "И то, и сио" Михаиле Чулкове. Предполагается, что этот человек был родом из семьи торговца. Уже потом он получил дворянство и разбогател.