А.Р. Усманова
Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033 — 1109) — теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога характерны для традиции августинианства. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях схоластического реализма. Крайний теологический рационализм А. проявился в его трактате «Почему Бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.
Основные произведения: «Монолог», «Прибавление к рассуждению» («Proslogion»), «Диалог о грамматике» и др. А.К. продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. в духе августинианства: вера предшествует разуму («верю, чтобы понимать»). Однако, по А.К., разум с помощью искусства диалектики должен прояснить истину, которая содержится в положениях веры.
А.К. полагал, что рациональному доказательству доступны все «истины откровения». Диалектика оказывается, таким образом, своеобразным орудием веры: христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой – предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась А.К. на концептуальной основе философского «реализма». А.К. выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога. Он постулировал необходимость существования такого объекта, выше которого ничто помыслить нельзя. Из понятия Бога как максимального совершенства А.К. выводил реальность его бытия.
Отождествляя, по существу, мысль с бытием, выводя онтологию из логики, А.К. утверждал, что если Бог мыслится как совокупность всех совершенств – он вечен, всеведущ, всеблаг, бесконечен и т.д., – то он должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства окажутся мнимыми. А.К. удалось сформулировать в логически чистом виде важную проблему: можно ли осуществлять умозаключения от мышления к бытию, переходить от чистой мысли к фактическому существованию. А.К. уделял также внимание этическим вопросам (например, свобода воли и свобода выбора), предложил свою концепцию истины (учение о референциальной, препозициональной и актуальной истинах) на основе изучения семантической функциональности языка и поиска внутренних законов, управляющих языком.
Теория языка Бога у А.К. сопоставима с «логосом» Платона и “Verbum” Августина (речь Бога – это точный образ природы вещей, соответственно, слова человека – неточные и неполные образы вещей). Позиция «крайнего реализма» А. К. многократно подвергалась философской критике, начиная от его современников и до Канта. Однако значение его учения определяется, с одной стороны, рационализацией августинианства, а с другой, – разработкой концептуальной основы схоластической философии.
Список литературы
Operaomnia. Edinburg; Roma, 1946—1951. Vol. 1—5; Monologion. Stuttgart, 1964.
История философии. М., 1940. Т. 1; Barth К. Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes... Munchen, 1931; Jaspers K. Diegrossen Philosophen. Miinchen, 1957. Bd 1.
Другие работы по теме:
О философских основах традиционного языковедения
Во многих отечественных пособиях по языкознанию декларируется, как правило, без какого-либо развернутого пояснения, что наиболее общим методологическим основанием лингвистики является философия языка или лингвистики.
Этика периода Средних веков
Корпоративная мораль средневековья. Идея Бога как стержень этических воззрений средневековой Европы, особенности традиций морали. Философско-этическая мысль средневековья. Субъективистские этические учения средневековья. Этический взгляд на человека.
Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама
Замечательный схоластический философ, член францисканского ордена, Иоанн Дуне Скот, прозванный "Тонким Доктором" ("doctor subtilis") за чрезвычайную изощренность своей мысли, разработал оригинальную версию философии воли.
Ансельм Кентерберийский. Диалог "о свободном выборе"
Святой Ансельм в самом начале диалога "О свободном выборе" [1], написанного между 1080 и 1085 гг., задает некоторую аксиоматику морального действия - он не относит к свободе выбора (liberum arbitrium) способность грешить или не грешить.
Доказательства бытия Бога
Доказательства бытия Бога в средневековой философии. Основные черты средневековой философии. Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского.
Основные черты средневековой философии 2
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные черты средневековой философии…………………………...3 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм……………………………...5 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского……7
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Философия Средневековья
Особенности философии Седневековья. Христианство - творение, откровение, символизм. Августин блаженный - патристика. Фома Аквинский - схоластика.
Философия средневековья
Рассказ о средневековой философии нужно начать с философии раннего Христианства, в частности с Блаженного Августина.
Неоплатонизм
Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля.
Рациональная философия
В сферу рациональной философии входил прежде всего анализ проблем, связанных с понятиями 'ничто', 'начало', 'сущее', 'субстанция', 'персона', или 'личность', а также анализ категорий, их сопряженность друг с другом, возможности внепонятийного мышления.
Средневековая христианская философия 3
Тема 2. Средневековая христианская философия Теологическая философия Средних веков. Общее понятие и основные черты средневековой философии. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения.
Основные черты средневековой философии
Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.
Философия средневековья VI-XIV в.
Основные черты и общая характеристика эпохи и философии Средневековья. Спор между реалистами и номиналистами. Учения основных представителей: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам.
Философия Италии
Выходцами из Италии были такие крупнейшие представители средневековой философии, как Петр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность которых протекала преимущественно за пределами Италии.
Римско-католическое учение о спасении
Римско-католическое учение о первородном грехе. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи. Римско-католическое учение о чистилище.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Золотой горшок
В праздник Вознесения, в три часа пополудни, у Черных ворот в Дрездене студент Ансельм по извечному своему невезению опрокидывает огромную корзину с яблоками — и слышит от старухи-торговки жуткие проклятья и угрозы: «Попадешь под стекло, под стекло!».
Уильям Джералд Голдинг. Шпиль
Действие романа-притчи перенесено в средневековую Англию. Настоятель собора Пречистой Девы Марии Джослин замыслил достроить шпиль, предполагавшийся в первоначальном проекте собора, но по каким-то причинам так и оставшийся на бумаге.
Жан Батист Мольер. Скупой
Элиза, дочь Гарпагона, и юноша Валер полюбили друг друга уже давно, и произошло это при весьма романтических обстоятельствах — Валер спас девушку из бурных морских волн, когда корабль, на котором оба они плыли, потерпел крушение.
1090-е
Важнейшие события. Поход Генриха IV в Италию. 1090—1091 — Завершение захвата. Альморавидами Южной Испании. Государство Альморавидов включает. Марокко, Зап. Алжир, Зап. Сахару, Балеарские острова. Альморавиды захватили.
Вильгельм II король Англии
Введение 1 Юность и вступление на престол 2 Внутренняя политика 3 Отношения с церковью 4 Внешняя политика 4.1 Борьба за Нормандию 4.2 Войны в Шотландии и Уэльсе
Бёрчер, Томас
Введение 1 Биография 1.1 Происхождение 1.2 Церковная и политическая карьера 1.3 Бёрчер и война Алой и Белой розы 1.4 Бёрчер при Йорках 1.5 Бёрчер и Генрих VII
Иностранный принц
Введение 1 Четыре суверенных дома 2 Приграничные княжества 4 Источники Введение Иностранный принц (prince йtranger) — так при старом режиме именовались во Франции проживавшие в стране представители правящих домов европейских стран. В придворной табели о рангах они занимали место ниже принцев крови (то есть семейства короля Франции), но выше подданных короля — пэров Франции.
Лябурб, Жанна
Введение 1 Биография 2 Отзывы 3 Память 4 В искусстве Список литературы Введение Жанна Мари Лябурб (фр. Jeanne Labourbe[1]; 8 апреля 1877(18770408), Лапалис, Франция — 2 марта 1919, Одесса[2]) — организатор французской коммунистической группы в Москве, участница Гражданской войны.
Бекет, Томас
План Введение 1 Ранние годы 2 Канцлер Генриха II. Избрание архиепископом 3 Конфликт с королём и изгнание 4 Возвращение в Англию и мученическая смерть 5 Прославление в лике святых
Суд Высокой комиссии
Суд Высокой комиссии (англ. Court of High Commission) — верховный церковный суд в Англии и Шотландии, существовавший до Английской революции XVII века.
Англия при Генрихе II
Наследие Генриха I. Баронская смута. Генрих и Алиенора. Формирование королевства. Конфликт короля с Томасом Бекетом.
Эдуард Сеймур, 1-й граф Хертфорд
(англ. Edward Seymour, 1st Earl of Hertford; 22 мая 1539 — 6 апреля 1621)[1] — английский дворянин, сын Эдуарда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета, от второго брака с леди Энн Стэнхоуп.
Руссо о происхождения языков
РУССО О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКОВ Проблема происхождения языков Логосическая теория происхождения языка Теория общественного договора Теория Руссо ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКОВ
Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский автор многих богословских трудов, ставших основой догматического учения римско-католической Церкви, в частности, его перу принадлежит речь, доказывающая необходимость исправления Никео-Цареградского Символа веры.