Ю.А. Шичалин
Антиох Аскалонский (Antiochos) (ок. 130/120 -вскоре после 69 до н.э.) — философ-платоник, организовавший в Афинах свою школу, называвшуюся Древней Академией, как сообщает в «Бруте» Цицерон, слушавший А.А. в 79.
Учителя А.А. — стоики Мнесарх и Дардан, хотя мы не можем сказать, принадлежал ли когда-нибудь А.А. формально к стоической школе. Глава Академии Филон из Ларисы отрицал «неортодоксальность» академического скепсиса и стремился показать единство Академии, тогда как А.А., полемизируя с ним, подчеркивал необходимость вернуться к искаженному скептиками, начиная с Аркесилая, учению Древней Академии. К ней, помимо Платона, Спевсиппа. Ксенократа и Полемона, А.А. относил Аристотеля и Теофраста. Около 87—84 до н.э. А.А. — в Александрии, где знакомится с Лукуллом. Среди знаменитых учеников А.А. — помимо Цицерона и Лукулла — Варрон. Написал «Канонику»; Плутарх упоминает его соч. «О богах»: Цицерон говорит о некоем сочинении А.А., где утверждалось, что стоики и перипатетики едины на деле и расходятся только на словах. О др. сочинениях А.А. сведений нет. Его учение (при практически полном отсутствии греч. источников), восстанавливаемое по Цицерону, обнаруживает явные стоические и перипатетические черты.
Физика. Как и у стоиков, по А.А. есть два начала — активное и пассивное, сила и материя, из которых образуется тело и качество; одни качества начальные и простые, другие — вторичные и составные; начальные качества, или первопричины, суть огонь и воздух (активные) и вода и земля (пассивные): из них составляются все виды одушевленных существ и неодушевленных предметов; из «пятого элемента» (аристотелевского эфира) образуются разумные души и звезды; сила, активное начало, есть душа мира (платоновская), ум, мудрость, бог и промысл, который проявляется как необходимость и случай.
Учение о критерии и диалектика. Критерий истины имеет начало в ощущениях, но все же это не само ощущение, а то из постигнутого им, чего не может поколебать разум; но сам разум есть «источник чувств» и чувство, от природы имеющее способность обращаться к тому, что приводит его в движение; в конечном счете, по уточнению Зенона, критерием является «постигающее представление»; понятия, этимологии, суждения, определения, доказательства и правильные умозаключения составляют диалектику, подобием которой является риторика, используемая для убеждения.
Этика. Хотя стоики создали искусственную терминологию, по существу их этическое учение то же, что и у всех «древних». Высшим благом для людей является жизнь в согласии с природой (т.зр. стоиков, восходящая в Спевсиппу и Полемону, чьим учеником был Зенон), под каковой разумеется человеческая природа. Природа вложила в нас стремление к самосохранению, дала нам непосредственную приспособленность к своей собственной природе, но природа дает только указания для нравственной жизни, некие «семена» знания: человек должен совершенствовать себя сам. При этом нельзя забывать, что человек есть некое единство духовной и телесной природы, и хотя в нем есть безусловно лучшее — его добродетель, это лучшее нельзя мыслить без чувственности и плотской жизни. Поэтому А.А. наряду с душевными благами (или добродетелями: умом, памятью, понятливостью и др. не зависящими от свободной воли человека; мудростью, воздержностью, мужеством и справедливостью, которые развиваются только при сознательном участии человека) признает и внешние, или телесные, блага (здоровье, красота, друзья, богатство): первых довольно для счастливой жизни, но вместе со вторыми они ведут к жизни счастливейшей.
При всем своем эклектизме А.А. сумел дать принципиально новую ориентацию самого типа философствования: оно теперь немыслимо без оглядки на «древних», на авторитеты, между которыми и с которыми необходимо установить согласие. Эта ориентация постепенно стала главной в платонизме, все более ориентированном на толкование текстов основателя школы.
Список литературы
LuckG. DerAkademikerAntiochus. Berni
Stuttgart, 1953. Metre H.J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon // Lustrum 28–29, 1986–1987.
Lueder A. Die philosophische Personligheit des Antiochos von Askalon Gottingen, 1940
Dillon J. The middle Platonists. London, 1977
Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gottingen, 1978
Barnes J. Antiochus of Ascalon // Philosophia togata. Essays on Philosophy and Roman Society. Oxford, 1989
Gorier W. Antiochos aus Askalon Grundriss der Geschichte der Philosophie. Basel, 1994. Bd 4: Die Hellemstische Philosophie.
Другие работы по теме:
Дипломатия Древнего Рима 2
Содержание Введение…………………………………………………..…………….. 3 Глава 1. Дипломатия Древнего Рима …………………………….….. 4 Глава 2. Экономические отношения Древнего Рима ………………. 5
Принцесса Родогуна. История и литература
Аппиан «Сирийские войны», и Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога». Кроме того, я использовала исследование Бокщанина «Парфия и Рим», и пьесу Корнеля "Родогуна. Парфянская царевна". Единственное из художественных произведений, в основу которого положен образ Родогуны – это пьеса Корнеля
По Китай-городу
Китай-город издавна является деловым центром Москвы. Улица Ильинка в Китай-городе – одна из красивейших в Москве. На ней один к другому примыкают великолепной архитектуры дома, и это делает ее гармоничной и завершенной.
Царицино - природа и история
На юго-востоке Москвы расположен один из интереснейших природно-исторических памятников - дворцово-парковый ансамбль Царицино.
Кантемир
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), сын молдавского господаря, был человеком широко и разносторонне образованным, крупным политическим деятелем, одним из наиболее даровитых русских дипломатов той эпохи.
Кантемир А.Д.
Князь, русский поэт-просветитель, переводчик, дипломат, знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности.
Сатира Антиоха Кантемира К уму своему
Антиох Дмитриевич Кантемир родился в семье молдавского господаря, или правителя, в 1708 году. Отец писателя Дмитрий Константинович заключил союз с Петром I, стремясь освободить свою страну от турецкого ига. Но Прутский поход 1711 года был неудачным, вследствие чего семья навсегда оставила солнечную Молдавию и переехала в Россию.
Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века
Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.
Жан Расин. Береника
Источником трагедии послужило жизнеописание императора Тита в книге римского историка Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей». Император Тит хочет жениться на палестинской царице Беренике, однако римские законы запрещают брак с неримлянкой.
Пьер Корнель. Родогуна
Предисловием к авторскому тексту служит фрагмент из книги греческого историка Аппиана Александрийского «Сирийские войны». Описываемые в пьесе события относятся к середине II в. до н. э., когда царство Селевкидов подверглось нападению со стороны парфян.
Кантемир, Мария Дмитриевна
Введение 1 Биография 1.1 С Петром 1.2 После Петра 2 Источники 3 В литературе Список литературы Введение Княжна Мария Дмитриевна Кантемир (Марья Кантемирова, 1700—1754) — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.
Государство Селевкидов
Введение 1 История империи 1.1 Селевк I и основание империи 1.2 Первые Селевкиды 1.3 При Антиохах I и II 1.4 При преемниках Антиоха 2 Территориальное устройство
VIII век до н. э.
Содержание 1 События 1.1 События, условно относимые к 800 году 1.2 События, условно относимые к 750 году 2 Важные персоны 3 Обоснование датировок 4 Правители
Алкивиад 2
Введение 1 Ранние годы 2 Пелопоннесская война 3 Неудачи 4 Интересный факт Введение Алкивиа́д (др.-греч. Άλκιβιαδης; 450 до н. э., Афины — 404 до н. э., Фригия) — древнегреческий афинский государственный деятель, оратор и полководец.
Эллинистическая Греция
Введение 1 Македонский период 2 Филипп V 3 Расширение Рима 4 Конец греческой независимости Эллинистическая Греция Введение 1. Македонский период Известие о смерти Александра послужило сигналом к повсеместным смутам, к распрям его полководцев и преемников и к распаду державы, наскоро составленной и недостроенной.
Антиохия
Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая
Сирийские войны
Введение 1 Первая Сирийская война (274—271 до н. э.) 2 Вторая Сирийская война (ок. 260—ок. 253 до н. э.) 3 Третья Сирийская война (246—241 до н. э.) 4 Четвёртая Сирийская война (219—217 до н. э.)
Антиох V Евпатор
(др.-греч. Αντίοχος Ευπάτωρ, «рождённый славным отцом», ок. 173 до н. э. — 162 до н. э.) — царь Сирии (с 164 до н. э.) из династии Селевкидов[1]. Сын Антиоха IV Эпифана.
Сподвижники Александра Великого
Введение 1 Диадохи 2 Полководцы Александра 3 Офицеры, телохранители и солдаты 4 Семья 5 Другие Введение Александр на мозаике из Помпей На этой странице описаны военачальники, друзья и сподвижники Александра Македонского.
Сирийская война
Введение 1 Первый период 2 Второй период 4 Источники Сирийская война Введение Сири́йская война́ 192 — 188 гг. до н. э. — велась между Римом и государством Селевкидов (Сирийским царством) за восстановление влияния первого в Восточном Средиземноморье. Начало военных действий ознаменовала высадка Антиоха III осенью на острове Эвбея.
Антиох Палестинский
Антиох Палестинский — монах и богослов живший в VII веке. Антиох Палестинский предположительно родился около того места, где в настоящее время расположена столица Турецкой Республики город Анкара. Некоторое время Антиох жил в отшельничестве, но позднее стал монахом и аббатом православного греческого мужского монастыря на территории нынешней Палестинской автономии, на Западном берегу реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, близ Иерусалима, который был основан Саввой Освященным и потому, в настоящее время, носит имя Лавры Саввы Освященного.
Первое сицилийское восстание
План Введение 1 Предпосылки восстания 2 Начало восстания 3 Ход восстания 4 Государство рабов 5 Поражение восстания 6 Итоги восстания Первое сицилийское восстание
Константин Ипсиланти
Константи́н Ипсила́нти (рум. Constantin Ipsilanti, греч. Κωνσταντινος Υψιλαντης; 1760, Стамбул — 24 июня 1816, Киев) — великий драгоман Порты в 1796—1799 гг., господарь Молдовы в 1799—1802 и Валахии в 1802—1806.
Царь Ашока в Древней Индии
Каким образом Ашока стал правителем государства Маурьев в Индии, как по ходу правления изменилось его мировоззрение и политика управления своим государством, а так же основные принципы, которых придерживался Ашока, завоёвывая другие государства.
Палестина в эллинистическо-римский период
Палестинская гражданско-храмовая община, руководимая иерусалимскими первосвященниками, окончательно сформировалась ко второй половине IV в. до х.э. и получила значительную степень автономии, обособившись от окружающего населения на царской земле.
Капетинги
После смерти последнего из Каролингов - Людовика V королем был выбран аббат Гуго, которого прозвали Капетом из-за того, что он носил мантию светского священника, которая называлась "капа".
Хассе, Иоганн Адольф
План Введение 1 Биография 2 Творческое наследие 3 Оратории 4 Церковная музыка 5 Оперы, интермеццо 6 Инструментальная музыка Введение Иоганн Адольф Хассе (нем. Johann Adolph Hasse, крещён 25 марта 1699, Бергедорф, близ Гамбурга — 16 декабря 1783, Венеция) — немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма.
Кантемир Антиох Дмитриевич
Князь, русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства.