Шакарим Кудайбердиев родился в Чингистау (Семипалатинской области). Об его отце и матери сохранились довольно скудные сведения. Известно лишь то, что отец его, Кудайберды, Был сыном Кунке и Кунанбая. Он долго болел и умер в возрасте 37 лет. Шакарим воспитывался в семье Абая.
Выросший в окружении талантливых людей, Шакарим развивал свои способности в сочетании с добрыми помыслами, все свои учения и навыки передавал людям. Он обучал родных и близких всему, всему что знал и умел сам: рисовать, изготавливать ножи, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, резать по дереву, кроить, шить и т.д.
Занимаясь большей частью самостоятельно, Шакарим становится одним из образованнейших людей своего времени. Он прекрасно владеет русским, турецким, персидским, арабским языками. Но круг его чтения не ограничивается только художественной литературой. Шакарим внимательно читает труды по философии, религии психологии.
Постепенно, по мере обогащения житейского опыта, Шакарим начал создавать произведения, в которых всё большее место занимают просветительские мотивы. В этих произведениях акын смело критиковал давние недостатки земляков, о которых говорил ещё Абай: лень, неповоротливость, благодушие, зависть, стяжательство.
Интернациональное мировоззрение, лингвистические способности, заложенная Абаем добрая традиция привели Кудайбердиева к циклу переводов. Появились стихотворные переводы «Дубровского» и «Метели» А. С. Пушкина, прозаические переводы рассказов Л. Н. Толстого. Вершиной переводческой деятельности стало вольное изложение поэмы «Лейли и Меджмун» по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси.
Шакарим Кудайбердиев сотрудничал с братьями Белолюдовыми, с Е. П. Михаэлисом, с Н. Кульжановой (с первой казашкой-журналисткой), будучи членом Русского географического общества.
Смерть Абая, его сыновей, усиление реакции после поражения революции 1905 года глубоко потрясают поэта. В 1906 году он отправляется в дальний путь – в Аравию, Турцию, для того, чтобы познать мир, увидеть новые страны и народы, поработать в знаменитой Александрийской библиотеке. После возвращения Шакарим покидает родной аул и занимается литературным трудом. В 1917 году он прерывает своё одиночество, живёт в ауле, но в 1925 году вновь уединяется в охотничьем домике Саят-Кора, где и живёт до последнего трагического дня – 2 октября 1931 года, когда один из ретивых «блюстителей порядка», увидев возвращающегося с охоты поэта, застрелил его.
Сердцевина идей Шакарима – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. Добродетели, напротив, требуют постоянных усилий духа воспитуемых. Отдалённость результатов, несиюминутность отдачи правильного поведения заслоняют от детей значимость моральных заповедей: «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу», - писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников». Если с детства не прививать навыки нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути - залог успеха. Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Шакариму, - необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.
Именно об этом рассуждает Шакарим в своих миниатюрах «Сад подснежников», которые не были известны при жизни поэта и впервые были напечатаны в 1988 году.
Другие работы по теме:
Казахские философы А Кунанбаев и Ш Кудайбердиев
Graphics Graphics Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна. Вторая истина – это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления.
Великие философы мира
Философские, религиозные, научные и политические воззрения великих философов от античности до наших дней. Описание взглядов европейских, арабских, русских философов на происхождение общества и государства, познание истины, бытия, диалектические идеи.
Понятие философии как о типе мировоззрения.
Тема №1. Философия: предмет и функции План лекции. 1. Понятие философии как о типе мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрений. 3. Специфика философии. Предмет философии.
Философия, ее предмет и основные функции
Учение об общих законах и ценностях общественного бытия. Поиск высших ценностей. Философия Древнего Китая и Древней Индии, Средневековья, Нового времени и эпохи Просвещения. Духовная жизнь общества. Философское понимание мира: бытие, материя, сознание.
Философия Ш. Кудайбердиева
Философские идеи представителя казахской культуры и философии Шакарима Кудайбердиева, анализ его произведения "Три истины". Философская лирика Ш. Кудайбердиева. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как сердцевина идей Шакарима.
Тема. 1 Предмет философии
Цель занятия: выявить значение философии как формы мировоззрения и вида знания; развить навыки самостоятельного, творческого мышления
История казахской журналистики
Учитывая, что управление подразумевает, естественно, осуществление власти, то именно этим и определяется принципиальное место журналистики в общественной жизни
Тема №1
Унт. Выписать по 1 примеру. На данных примерах выявить своеобразие каждого жанра, выделить специфику образной системы, выписать характерные художественные средства
Природа в романе Мухтара Ауэзова Путь Абая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Политехнический колледж „Прогресс“ Специальность: РЕФЕРАТ на тему: «Природа в романе Мухтара Ауэзова „Путь Абая“»
Архитектура и градостроительство Кыргызстана
Социальная база общества в каменном веке. Заселение юго-западных предгорий Ферганы. Поселения эпохи бронзы. Выбор территории для разбивки поселения. Историко-архитектурные памятники эпохи бронзы. Правление Караханидов.
Образование казахской народности
Исторические предпосылки и этапы формирование казахской народности. Этноним "казах". Казахские жузы. Этнический состав и расселение.
Шакарим Кудайбердиев духовно-теософские взгляды
Реферат: . Шакарим Кудайбердиев — одна из ярких фигур в истории казахской литературы послеабаевского периода, его творчество как бы завершает путь казахской литературы XIX века и соединяет реалистические, гуманистические и демократические традиции с новым временем, как бы передавая их в дальнейшие надежные руки.
Список известных аргынов
Введение 1 Писатели и поэты 2 Учёные 3 Политики 4 Музыканты и деятели кино 5 Военные 6 Спортсмены 7 Предприниматели 8 Смешанное происхождение 8.1 По матери
Шпаргалка по Истории Казахстана 2
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения. История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.
Младший жуз
Введение 1 О происхождении 2 Состав племенного союза 3 Правители Малого жуза 3.1 Правители Малого жуза от России 3.2 Правители Малого жуза выбранным народом
Абылай Хан. Жизнь и деятельность
Казахское ханство в XVIII в. во время правления Абылай хана - государственного деятеля, которому удалось восстановить территориальную целостность Казахстана. Абылай как полководец и политический деятель. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей.
Алаш-Орда
Развитие в Казахстане национально-освободительного движения против колониального и социального угнетения. Начало алашординского движения. Алаш-Орда и Советская власть. Лидеры Алаш-Орды: А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, М. Шокаев.
Политический портрет Д.А. Кунаева
Политический портрет Д.А. Кунаева. Страницы биографии. Научная деятельность. Государственная и политическая деятельность. Деятельность Кунаева по развитию промышленности, строительства, сельского хозяйства, науки, образования, культуры в Казахстане.
Новая история Казахстана
Обострение казахско-джунгарских отношений в конце XVII-начале XVIII вв. Заинтересованность России в русско-казахском сближении в первой четверти XVIII в. Экспедиция А. Бековича-Черкасского. Принятие подданства казахами Младшего и Среднего жузов.
Казахстан в эпоху каменного века
1. Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация. История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени.
Откуда произошли казахи
Из ... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун.
Образование казахской народности
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан Евразийский государственный университет им. Л.Н. Гумилева Курсовая работа Тема: Образование казахской народности
Ахмет Байтурсынов
– поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.
Средневековая история Казахстана
Тесты по средневековой истории Казахстана Где находится вторая ставка тюргешей? а) Минг-Булак в) Кунгут с) Тараз д) Сайрам е) Яссы Сколько лет карлукские правители господствовали в Семиречье?
Культура Казахстана 19 века
Введение Шокан Валиханов Искусство и музыкальная культура. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы. Абай Кунанбай-улы. ЧОКАН ВАЛИХАНОВ Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать.
Аблай- объединитель или тиран
Министерство образования и науки Республики Казахстан Общеобразовательная Профильная Школа Модульного Типа №11 По истории Казахстана На тему: Аблай – объединитель или тиран.
Семипалатинск
Введение 1 География 1.1 Географическое положение 1.2 Климат 1.3 Экологическое состояние 2 Население 2.1 Численность и состав 2.2 Религия 3 История 3.1 Название