С. Гамалов
Туманян Ованес (1869—1923) — выдающийся армянский писатель. Р. в семье священника. Учился в тбилисской школе «Нерсисян». Начал писать в юности. Раннее его произведение — сказка «Собака и кот» (1886). С начала 90-х гг. Т. начал печататься во многих армянских периодических изданиях прогрессивного направления, а также в детских журналах. Туманян принимал активное участие в литературной и общественно-политической жизни. Одно время тесно примыкал к буржуазно-националистической партии «дашнакцутюн», редактировал газету дашнакского направления «Оризон» (Горизонт, 1909), дважды подвергался аресту (1908—1909, 1911—1912) и судился по большому процессу партии «дашнакцутюн». Вместе с группой известных армянских писателей (Лео, Шант, В. Папазян) составил и издал букварь и книгу для чтения «Лусабер» (Светоч) для армянских школ, а также лит-ую хрестоматию «Армянские писатели». Основал детский журнал «Аскер» (Колосья). В 1912 организовал в Тбилиси «Союз армянских писателей» и руководил им. Империалистическая война и роль дашнаков в ней как лакеев империализма способствовали окончательному отказу Т. от националистических увлечений и полному разрыву с дашнаками. В первые годы Октябрьской революции (1918—1920). Т. выступал в армянской и русской печати Закавказья как убежденный сторонник советской власти. Он горячо приветствовал советизацию Грузии и Армении. Т. как общественного деятеля характеризуют: решительное и безоговорочное приятие Великой Октябрьской социалистической революции (в то время как многие крупные армянские писатели оказались в эмиграции), гневные выступления против братоубийственных войн и распрей («Капля меду» — 1909, «Конец зла»), пламенные призывы к братскому единению трудящихся Закавказья, выступления против дашнакской авантюры (1921) и белой эмиграции («Похуже голода»). В 1919 получил высокое звание народного поэта.
Вступив на литературное поприще в период решительной ломки феодально-патриархального уклада жизни народов Закавказья и начальной фазы развития капитализма, Т. отразил в своем творчестве этот переходный период со всеми его противоречиями. На первом этапе своего творчества Т. испытал влияния националистической романтики армянской буржуазии 90-х гг. (цикл стихотворений «С отчизной», не лишенный налета религиозности), а затем — мелкобуржуазного демократизма.
Относительно небольшое литературное наследство Т. весьма разнообразно: поэзия и проза, лирика и эпос, поэмы, сказки, басни и баллады. Подлинной стихией его творчества является эпос. Прекрасная обработка замечательного памятника армянского народного творчества — героического эпоса «Давид Сасунский» (1902), а также ряда народных сказок, преданий, легенд и баллад («Храбрый Назар», «Хозяин и работник», «Ахтамар», «Кукушка», «Собака и кот» и мн. др.), поэмы из народной жизни — «Сако лорийский» (1889), «Маро» (1887), «Ануш» (1901—1902) и историческая поэма «Взятие Тмбкаберда» (на сюжет которой написана опера А. А. Спендиарова «Алмаст») — вот самое ценное в творчестве Т., отмеченное печатью глубокой народности. В своем творчестве он особенно ярко отразил жизнь патриархальной деревни. Однако напрасно армянские буржуазно-националистические «литературоведы» пытались представить Т. апологетом патриархальной крестьянской «самобытности». Все творчество Т. в целом является мощным, беспощадным изобличением отсталости, косности, ограниченности, темноты, невежества, суеверий, эксплоатации, рабства женщины, семейного деспотизма. Осознав внутренние социальные противоречия, разъедавшие патриархальную деревню, Туманян все свои симпатии отдал эксплоатируемому труженику. Его замечательная «Песня пахаря» (1887), десятилетиями распевавшаяся крестьянами и школьниками, его трогательный рассказ «Гикор» (ныне экранизированный), песни в пользующейся популярностью опере «Ануш», рассказ «Железная дорога» и десятки других поэтических и прозаических произведений до сих пор сохранили силу воздействия на широкую аудиторию читателей. Прославление труда и труженика, честности и правдивости, трудолюбия и свободолюбия — вот в чем выражалась народность поэзии Т.
Т. — крупный мастер художественного слова. Простой и вместе с тем живой и образный язык, блестящий стиль, яркие, легко запоминающиеся образы, мягкий юмор — таковы достоинства художественных произведений Т.
Велики заслуги Т. в области детской литературы. Его рассказы для детей, сказки, басни, баллады поныне являются ценнейшими материалами для армянских учебников.
Т. обогатил армянскую литературу и рядом прекрасных переводов из Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гёте, Шиллера, Байрона, Гейне и др. русских и западноевропейских поэтов.
Список литературы
Стихотворения, тт. I и II, М., 1890—1892
Песни, 1896
Собр. сочинений, Ереван, 1926
Избранные сочинения, Ереван, 1929
Поэмы, Ереван, 1933
Художественные произведения, Ереван, 1934
Легенды, баллады, песни, Ереван, 1934
Четверостишия, Ереван, 1934
Рассказы, Ереван, 1937. На русск. яз.: Сборник «Армянские поэмы», под ред. Ар. Дервиша, М., 1902
Сборник «Поэзия Армении», под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 323—364 (стихи, поэмы, баллады, сказки)
«Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 180—194 (стих., рассказ «Гикор»)
Избранные произведения, Гослитиздат, М., 1936.
Другие работы по теме:
Закаливание, его виды и значения
Укрепление иммунной системы через привыкание к перепадам температуры. Закаливание организма для адаптации к сложным метеорологическим условиям. Подготовка к обливанию, купанию в водоемах и моржеванию. Закаливание воздухом и солнцем, правила загорания.
Типы телевизионных приёмников
Типы телевизионных приёмников Существует 6 видов телевизоров: Кинескопный Жидкокристаллический Плазменный Лазерный Проекционный Интернет также существуют так называемые видеодвойки — гибрид телевизора и видеоаппарата (видеомагнитофона или DVD) в одном корпусе.
Системы телеизмерения
Устройство кодоимпульсной системы телеизмерения, служащее для преобразования измеряемых величин в кодовые телеизмерительные сигналы и передачи их в линию связи.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Культура в X-XIV веках
План 1. Школа, наука 2. Народное творчество, литература 3. Искусство Несмотря на опустошительные нашествия иноземных захватчиков, армянская культура не переставала развиваться и в X—XIV вв. Правда, церковно-феодальная идеология продолжает сохранять господствующее положение, но в то же время формируется новое прогрессивное течение, выражающее чаяния и интересы сословия горожан—ремесленников купцов и вообще низших слоев общества.
Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо
Кандидат педагогических наук А.В. Еганов Уральская государственная академия физической культуры Актуальность. Анализ литературы показывает, что наиболее перспективны в настоящее время исследования соревновательной деятельности (СД) и индивидуальной подготовки спортсменов на разных этапах становления мастерства [3 - 5, 8, 9, 10 - 12, 16, 18 и др.].
Невский проспект
В облике главной улицы Санкт-Петербурга отразилось много эпох. Гуляя по Невскому, видишь, как в течение трех столетий менялся город, а значит, и вся Россия.
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Качазнуни, Ованес
Ованес Качазнуни (1868—1938) — деятель армянского национального движения начала XX века, член партии «Дашнакцутюн», премьер-министр Республики Армении (1918—1919).
Абелян, Ованес Артемьевич
Введение 1 Биография 2 Память 3 Роли Список литературы Введение Иван (Ованес) Артемьевич Абелян (арм. Հովհաննես Աբելյան) (4 ноября 1865, Шемаха Бакинской губернии — 1 августа 1936, Ереван) — известный армянский актёр, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Армянской ССР[1].
Правительство Армении
Введение 1 Состав действующего Правительства Армении 2 Главы Правительства 3 Бывшие министры 3.1 Министерство национальной безопасности 3.2 Министерство обороны
Закавказский сейм
Введение 1 История 2 Выступление большевиков 3 Вопрос об отношениях с Турцией 4 Трапезундские переговоры 5 Провозглашение независимости Закавказья
Армянская литература
Введение 1 Античность 2 Предыстория 3 Раннее средневековье 3.1 «Золотой век» древнеармянской литературы. V век 3.2 VI—IX века 4 Высокое и позднее средневековье
Республика Армении
Введение 1 1917 2 1918 2.1 Турецкое наступление 2.2 Закавказский сейм 2.3 Трапезундские переговоры 2.4 Закавказская Федерация 2.5 Провозглашение независимости
Армянская историография
План Введение 1 Домаштоцевский период. I—IV века 2 V век 3 VI—IX века 4 X—XIII века 5 XIV—XVIII века 6 Церковная историография 6.1 Книга писем 6.2 Завет веры
Геворг Марзпетуни роман
План Введение 1 Исторический период 2 Главные герои 3 Описание сюжета 3.1 Часть первая 3.2 Часть вторая 3.3 Часть третья 4 Последователи 5 Патриотизм в романе
Армянское дворянство
План Введение 1 Происхождение армянского дворянства 2 Институты и состав армянского дворянства 3 Современное состояние армянского дворянства 4 Список использованной литературы
Операция Анадырь
План Введение 1 Политическая ситуация 1.1 Экономическая блокада Кубы 1.2 Советско-кубинское военное сотрудничество 1.3 Военно-политические предпосылки
Присоеденение Восточной Армении к России
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ АРМЕНИИ К РОССИИ План: 1. Армения в начале XIX века 2. Освобождение Восточной Армении от ханского ига 3. Восточная Армения в составе Российской империи
История армянского книгопечатания
Введение 1 Заимствование ксилографической печати в Китае и Антон Армянин 2 XV век. Предыстория 3 XVI век. Первопечатник Акоп Мегапарт 3.1 Хронология армянского книгопечатания XVI века
Са и Жиенбаев
Сағи Жиенбаев Қазақ поэзиясына өзінің азаматтық үнімен, сырлы сазды лирикалық өлең, дастандарымен сүбелі үлес қосқан қазақтың көрнекті ақыны Сағи Жиенбаев 1934 жылы мамыр айының 15-жұлдызында Ақтөбе облысының Байғанин ауданындағы "Оймауыт" ауылында дүниеге келді. 1955 жылы Қызылорда қаласындағы педагогикалық институтты бітіргеннен кейін Жезқазған қаласындағы мектепте мұғалім болып қызмет атқарды.
Лазарев, Иван Лазаревич
Введение 1 Семья 2 Биография 2.1 Алмаз «Орлов» 2.2 Меценатская и строительная деятельность Список литературы Введение Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Егиазарян[1]; 1735—1801) — российский купец, сын Лазаря Назаровича Лазаряна (1700—1782), жил в Москве. Был придворным ювелиром Екатерины II с 1764 года.
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.