А. Ганзен
Тегнер Исайя (Tegnér Esaias, 1782—1846) — крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике (1810) и профессором греческого языка (1812—1826). В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет (с 1824) жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в литературе под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 «Боевая песнь сконских ополченцев» (Krigssång för skånska landtvärnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму «Свея» (Svea — старинное название Швеции), в которой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, — славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее. Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим литературный журнал «Фосфор» (см. «Скандинавская литература», раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в «показательно-выжидательном нейтралитете», примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал «Идуна», в котором печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и литературе. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших — «Полярное путешествие» — Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) — Т., отметив заслуги классической литературной школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества.
Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих — силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области — и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних — настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. — крупнейшее явление в шведской литературе XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: «Конфирманты» (Nattvardsbarnen, 1820), «Аксель» (Axel, 1821), «Песнь о Карле XII» (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) «Невеста» (Kronbrud, 1841) и «лебединая песнь поэта» — «Прощание с лирой» (Afsked til min lyra, 1845). Самое крупное и самое знаменитое произведение Т. — это «Сага о Фритьофе» (Frithiofs-saga, 1820—1825). Все характерные отличия творчества Т., о которых говорилось выше, сконцентрированы в этой саге, стяжавшей Т. мировую славу. Гёте дал о ней восторженный отзыв.
В 1825, в год выхода в свет саги о Фритьофе, Т. был неожиданно для себя назначен на пост верховного руководителя государственной церкви и епархии Вакшо.
Несоответствие его миросозерцания занимаемой должности (религиозность Т. была ближе к философии Платона, чем к христианству), травля со стороны либеральных партий, упрекавших Т. в измене «свободолюбивым» принципам (Т. видел в беспринципном либерализме не меньшую опасность для истинной культуры, чем в романтическом обскурантизме), а также личная драма (любовь к жене члена Лундского муниципалитета Эфрозине Пальм) — все это болезненно отразилось на психике поэта. Нерасположение Т. ко многим явлением современной действительности перешло в агрессивную брезгливость к «двуногой собачьей породе, именуемой людьми», и когда он писал, что «с чернью надо обращаться сурово и жестоко», он уже стоял на грани безумия, которого так страшился. Стихотворение «Черная меланхолия» (Svårmod) отражает этот несчастный период жизни Т. С осени 1840 до весны 1841 он прожил в доме для умалишенных в Шлезвиге. По возвращении он приступил к своей работе, но вскоре вновь заболел. Последние годы жизни Т. были сплошным страданием. Он умер в Векслё в 1846.
Список литературы
I. Фритьоф, скандинавский богатырь, пер. Я. Грота, Гельсингфорс, 1841
Избранные места из поэмы Владимир Великий, соч. Стагнелиуса, и Фритиофссага, соч. Тегнера. С шведск. И. Ш-й, М., 1845
Первое причащение, пер. В. Головина, СПБ, 1862
Сборник классических иностранных произведений, под ред. А. Н. Чудинова, т. I, Воронеж, 1875 (здесь напечатаны: «Фритьоф», «Аксель» и «Первое причащение» в пер. Я. К. Грота, Д. П. Ознобишина и В. И. Головина)
Сага о Фритьофе... Аксель, изд. «Academia», М. — Л., 1935.
I. Брандес Г., Исайя Тегнер, в кн.: Г. Брандес, Новые веяния, СПБ, 1889, стр. 249—312, и в Собр. соч. Г. Брандеса, т. II, Киев, 1902
Hansen P. Nordiske Digtere..., 2 udg., København, 1880
Vasenius V., Sverige
och Finlands Litteraturhistoria, (Stockholm), 1902
Röndam V., Svensk Literatur, København, 1911
Nilsson A., в кн.: Tegnér E., Filosofiska och estetiska skrifter Utg. av A. Nilsson..., Stockholm, 1913 (вводная статья)
Santesson C. H., Tegnérs reflexionsdiktning, 1801—1805, «Upsala Universitetis Årsskrift», 1913, Bd. I
Nilsson A., Svensk romantik, Lund, 1916
Böök F., E. Tegnér, D. 1, Stockholm, 1917 (биография Т. до 1914)
Gadelius B., Skapande fantasi och sjuka skalder..., Stockholm, 1927
Nilsson A., Tre fornnordiska gestalter, Lund, 1928
Schuck H., och Warburg K., Illustrerad svensk litteraturhistoria, D. 5, 3 uppl., Stockholm, 1929, D. 7, 1932 (библиография).
Другие работы по теме:
«Настоящие русские» имена
Имена давала православная церковь — это верно. Но она нарекала детей в честь древних библейских праведников или святых и мучеников. А святые эти, в свою очередь, нередко получали имена опять-таки в честь библейских героев и пророков.
Слово о пьянстве
«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства.
Православие язычество Иконопочитание
. "Икона" в переводе с греческого означает "образ". Когданекоторая реальность отражается в другом материале - это об-раз. Отпечаток, оставленный перстнем в сургуче или воске -это образ. Моя память о каком-то событии - это образ. Отра-жение другого человека в моем сознании и моих глазах - этообраз.
Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы
Библейские ссылки на то, что Святой Дух не просто безличный дар, а личность со всеми её атрибутами. Упоминание о Духе наравне с Отцом и Сыном и указание на Его помощь в человеческой жизни. История учения и трудности в понимании Третьего Лица Троицы.
Евангелие в книге пророка Исайи
Евангелие как благая весть о Мессии. Человеческая природа, рождение от Девы, служение, страдания и смерть Мессии. Осуществление пророчеств Исайи в Новом Завете. Важность пророчества Исайи для христиан. Суд и царство, призыв к Израиля к покаянию.
Крест
Весь мир состоит из подобных систем от микро до макро, что упрощает наше восприятие механизмов работы системы. Поняв суть системы на уровне человека, не трудно будет понять механизм работы системы на уровне Вселенной.
Кто есть хасид?
Но кто подразумевается при этом, кто эти люди, за которых мы молимся? Вопрос этот требует четкого ответа, ибо с некоторого времени термин „хасид" приобрел неоднозначный смысл.
Боги и демоны богатства
Не только в славянских языках слова "богатство" и "бог" связаны общим корнем. В латыни так же - "dives" ('богатый') и "divus" ('бог'). Много веков человек верил в бухгалтерию высших существ, справедливо или нет выделяющих материальные блага.
Личность пророка в Ветхом Завете
В обычной речи слово «пророк» означает предсказателя будущего. Но в христианской и иудейской религиях пророки сыграли гораздо более важную задачу: своими устами они вещают избранному народу Израилеву волю Бога и провозглашают приход Спасителя.
О вреде доброты
Желающий сохранить влияние должен научиться отступаться от добра и пользоваться этим умением по мере надобности. По этой причине руководитель не должен обладать качествами, которые считаются хорошими.
Разное - Ветхий завет памятник древнееврейской культуры
Библия это древний сборник различных по форме и содержанию религиозных и светских произведений которые были написаны с XII века до нашей эры по II век нашей эры то есть почти полторы тысячи лет назад. Библия это святая книга христиан.
жизнь пророка исаии
Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р. Х. Имя пророка jeschajehu в переводе с еврейского означает: спасение соделывает Всевышний или спасение Господне
«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.»
Путь к Богу, к внутреннему самосовершенствованию указывают догматы Церкви, своеобразные маяки, не дающие христианину уклониться от истины. В данной работе мы проанализируем значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина в основных его моментах
Критерии достоверности философского текста
Законы логики, конечной задачей которых собственно и является поверка достоверности суждений, способны засвидетельствовать относительную истинность только простейших суждений, тех суждений, истинность которых и без того очевидна.
Житие Александра Невского
Автор: Древнерусская литература ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии
Автор: Пушкин А.С. В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван «грозным»? В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк в отчаянии-«Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?» И далее Исайя рассказывает: «И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами...
Пушкин о роли поэта и поэзии
Автор: Пушкин А.С. Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Культурологические исследования
Структура и состав современного культурологического знания. Понятия философии и социологии культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология, методы культурологических исследований. Цивилизация и функции культуры, культурогенез.
Святыни Иордании
Иудаизм пришел на землю нынешней Иордании за полторы тысячи лет до нашей эры вместе с евреями, которых Моисей вывел из египетского рабства. В IV веке – уже нашей эры – византийцы принесли на территорию Иордании христианство.
VIII век до н. э.
Содержание 1 События 1.1 События, условно относимые к 800 году 1.2 События, условно относимые к 750 году 2 Важные персоны 3 Обоснование датировок 4 Правители
История Киево Могилянской академии
Министерство науки и образования Украины Доклад на тему : « История Киево – Могилянской академии» 2011 г. 1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.
Гаман, Иоганн Георг
Иоганн Георг Гаман (нем. Johann Georg Hamann; 27 августа 1730, Кёнигсберг — 21 июня 1788, Мюнстер) — немецкий философ, идеолог литературного движения «Буря и натиск». Представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры.
I тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 1000 по 1 год до нашей эры. События Железный век в Западной Европе; Древний Египет угасает как главная держава; Написан Танах; Основан Рим (VIII век до н. э.);
Древнерусская литература XIV века
План Введение 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века 1.2 Вторая четверть XIV века 1.3 Третья четверть XIV века 1.4 Последняя четверть XIV века
Венеция-Джулия
Венеция-Джулия (Venezia Giulia) — самый восточный регион Итальянского королевства в 1918—1945 годах. Состоял из территорий, известных до Первой мировой войны как Австрийское Приморье. Ныне это хорватская жупания Истрия, Словенское Приморье и две итальянские провинции — Гориция и Триест.
О происхождении названия России
Кратко рассмотрим этимологию слова - «» (рош). Ивритское слово - «» восходит к древнейшему корню, означающему твердость, крепость. Отсюда в дальнейшем развилось его основное значение - «череп» - «голова», «земля».
Рыцари великой Cкифии
Достаточно прочитать строки современников походов — библейских пророков Исайи и Иеремии, чтобы представить себе реальную обстановку, сложившуюся там во времена киммсрийско-скифских походов на Восток.
Юлленборг, Карл
Карл Юлленборг (швед. Carl Gyllenborg; известен также как Карл Гилленборг , 7 марта 1679(16790307) — 9 декабря 1746) — шведский государственный деятель и дипломат, вождь профранцузской партии «шляп», которая в 1741 году привела страну к войне с Россией. Активный меценат.
Берлин Исайя
Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк идей, общественный деятель.