Флеровский Василий
М. Клевенский
Флеровский (настоящая фамилия Берви) Василий Васильевич (1829—1918) — известный в свое время публицист и социолог, выступавший также в качестве беллетриста и критика. Сын профессора Казанского ун-та; по окончании в 1849 ун-та служил в министерстве юстиции и имел в виду получить профессорскую кафедру. В 1862 Ф. обратился к царю со смелым письмом-протестом по поводу ареста 13 мировых посредников Тверской губ., сделавших заявление конституционного характера; за это он был арестован, подвергся освидетельствованию умственных способностей и выслан в Астрахань. После этого он долго преследовался правительством: высылался в Сибирь, Вологду, Архангельскую губ., жил под надзором полиции в разных провинциальных городах. В начале 70-х гг. имел связи с революционными кружками чайковцев и долгушинцев; для последних написал в 1873 агитационную брошюру «О мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы», напечатанную в Швейцарии. В том же году в переделанном виде под заглавием «Как надо жить по закону природы и правды» брошюра была отпечатана Долгушиным летом в дер. Сареево.
Литературная деятельность Ф. была весьма разнообразна; он выпускал работы по вопросам социально-философским, экономическим, правовым и пр. Участвовал в «Современнике», «Дне», «Отечественных записках», «Неделе», «Слове», «Русской мысли», «Русской речи», «Устоях» и пр. Часть его работ была издана нелегально за границей и подверглась конфискации в России. Наибольшей популярностью пользовалась его вышедшая в 1869 книга «Положение рабочего класса в России». Другой настольной книгой для революционной молодежи 70-х гг. была его «Азбука социальных наук» (1871). Книга его «Положение рабочего класса в России» вызвала одобрительный отзыв К. Маркса, подчеркнувшего в ней правдивость изображения русской жизни. Маркс назвал ее «самой важной книгой, вышедшей после „Положения рабочего класса в Англии“ Энгельса».
Флеровский был чистокровным идеалистом, убежденным, что для перестройки общественных отношений людям достаточно понять неразумность и несправедливость существующего строя. Ф. решительно отвергал классовую борьбу. Тем не менее он дал сильную критику русских общественных отношений, пропитанную ненавистью к правительству и помещикам, и восхвалял западноевропейский конституционный строй. В 70-е гг. теории Ф. оказывали сильное влияние на энтузиастически настроенных молодых народников. Как литературный критик Ф. выступил в 1868 со статьей «Изящный романист и его изящные критики» (подпись «С. Навалихин»), направленной против «Войны и мира» Л. Толстого. Ф. здесь доказывает, что любимые герои автора совершенно лишены нравственного чувства, тупы и необразованны; что в романе дается ряд «возмутительно грязных сцен». Ф. совершенно не понял величайшего создания русской литературы.
Ф. написал обширный роман «На жизнь и смерть» (1877), изданный за границей, и несколько повестей («В глуши», 1856, «Галатов», 1879, «Философия Стеши», 1882, «Забытая история», 1880). В романе и в повестях Ф. дал образы революционеров, пропагандируя дорогие ему идеи альтруизма и энтузиазма; много внимания Ф. уделял своей идее создания новой религии, основанной на разуме. Беллетристические произведения Ф., тягучие и многословные, не показывают в нем художественного дарования и не пользовались никаким успехом даже в свое время.
Список литературы
I. Кроме названных в тексте: Положение рабочего класса в России, СПБ, 1869
Свобода речи, терпимость и наши законы о печати, СПБ, 1869 (без имени автора)
Три политические системы: Николай I, Александр II, Александр III, S. I. (Лондон), 1897 (автобиография в сокращенном виде напечатана в «Голосе минувшего», 1915, III, IV, VI, VII, VIII, IX
1916, I, II, V—VI. Еще более сокращенное издание «Записки революционера-мечтателя», М. — Л., 1929).
II. Аптекман О. В., Вас. Вас. Берви-Флеровский, Л., 1925
Кункль А., Долгушинцы, Москва, 1932, стр. 13—21 (вступительная статья Б. Козьмина).
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - Тема родины в лирике с. есенина
Тема Родины главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал образ родного края незримо присутствует в его произведениях. Милый милый смешной дуралей. Неужель он не знает что живых коней. С течением времени шире стал взгляд.
Тема Родины в творчестве Сергея Есенина 2
Тема Родины в творчестве Сергея Есенина Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта — тема Родины.
Абай нанбаев 1845-1904
Абай Құнанбаев. (1845-1904) Абай Құнанбаев (Ибраһим) 1845 жылы 10 тамызда бұрынғы Семей уезі,Шыңғыс болысында дүниеге келген. Абай Қарқаралының аға сұлтаны Құнанбайдың төрт әйелінің бірінен туған.Әкесі Өскенбайұлы Құнанбай өз заманындағы атақ даңқы алысқа кеткен адамдардың бірі болған.
Тема любви в поэзии С. Есенина
Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.
Творчество Сергея Александровича Есенина
, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Таджикская литература
Письменность у иранских по происхождению народов Ср. Азии, к которым принадлежат таджики, существовала еще в древнейшие времена. Однако затем она претерпела значительные изменения у предков таджиков — согдийцев.
Бытовые повести XVII в.
Если древнерусская традиция обозначала этим словом любое "повествование", то, что в принципе рассказывается, повесть как новый литературный жанр наполняется качественно иным содержанием.
Что я открыл для себя в древнеклассической восточной поэзии
Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого и поэта Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, потому что в их творчестве отражается особенный менталитет восточных народов, особенная духовность, особенная атмосфера.
Алишер Навои
В 1441 г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате в семье сановника падишаха Гиясиддина Кичкинэ родился мальчик, которого назвали Алишер (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже).
Влияние персидской поэзии на русскую культуру ХІХ века
Характеристика особенностей персидской поэзии в России XVIII (фон трафаретно-восточных фигур просветительского направления, назидательные сентенции) и XІХ (мотивы лазурной голубизны, бирюзы азиатского неба) веках. Ознакомление с рубайами Омара Хайама.
Мир исламской культуры 4
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Сказание о Сохрабе
Однажды Ростем, пробудившись чуть свет, наполнил стрелами колчан, оседлал своего могучего скакуна Рехша и помчался к Турану. По дороге булавой разил он онагра, зажарил его на вертеле из ствола дерева, съел целую тушу и заснул богатырским сном.
Кей-Хосров мифология
Введение 1 В «Авесте» 2 В среднеперсидских источниках 3 Образ в «Шахнаме» 3.1 Детство 3.2 Возвращение в Иран 3.3 Испытание 3.4 Первая война с Тураном 3.5 Новые подвиги Ростема
Жуковский, Василий Андреевич
Введение 1 Биография 1.1 Обучение 1.2 Поэтическая карьера 1.3 Жуковский в 1837—1839 годах 1.4 Отставка и закат жизни 2 Адреса в Санкт-Петербурге 3 Дети
Кавус
Введение 1 Историческая справка Введение Кавус (Гэйс) - старший сын сасанидского шаха Кавада I, наследный царевич, однако лишённый права на трон, как активный участник маздакитского движения.
Хосров II Парвиз
Введение 1 Биография 2 Правление 3 Завоевания 4 Религия и Хосров II Парвиз 5 Хосров II Парвиз в литературе Введение Хосров II Парвиз (Абхарвез, Апарвез, «Победоносный») (591—628) — последний великий Сасанид. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV.
Афрасиаб городище
Афрасиа́б (иногда пишется как Афросиа́б ) — древнее городище площадью более 200 га в виде скопления желто-серых лёссовых холмов, расположенное на северной окраине современного Самарканда. Считается, что Афрасиаб был древней согдийской столицей — знаменитой Маракандой[2] Древний город получил своё название — Афрасиаб в честь мифического царя Турана и одного из легендарных героев поэмы великого персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме» (см. страна Туран).
История Александра Великого
Введение 1 Текст 1.1 Редакции 1.2 Источники 2 Сюжет 3 Переводы Введение История Александра Великого (Άλεξάνδρου πράξεις; Βίος Αλεξάνδρου του Μακεδόνος; Historia Alexandri Magni) — псевдоисторический греческий роман.
Газневидское государство
План Введение 1 Формирование 2 Период расцвета 3 Период упадка 4 Культура 5 Династия Газневидов 6 Династия Барсхан Список литературы Газневидское государство
Внутреннее устройство Парфянского царства
Еще недавно социальную структуру Аршакидской державы некоторые исследователи уверенно определяли как феодальную. Представители знатных парфянских родов и царские вельможи (вазурги)рассматривались при этом как вассалы верховного сюзерена - "царя царей".
Иран при Сасанидах
Парфянская держава не являлась централизованным государством. Не только на окраинах, но и в коренных иранских областях сидели полунезависимые, а порой и полностью самостоятельные правители.
Парфянское царство. Краткая история
Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей.
Иран в IX - XI веках
На политическую историю восточной части бывшего Халифата большое влияние оказал процесс этнической консолидации иранцев. Подъем языка дари-фарси, появление на нем литературы сначала на востоке, а затем на западе - это новое явление.
Ислам и Аббасиды
После победы над Омейядами Аббасиды преобразовали Омейядскую Арабскую империю в многонациональную мусульманскую. Они перенесли свою вотчину из Сирии в Ирак, где построили новую столицу Багдад.
Религиозная политика Ахеменидов
Древняя история Ирана ахеменидского периода, ее документирование письменными источниками. Сведения из священного авестийского писания, которые существовали или возникли в ахеменидское время и оказали влияние на идеологию населения Древнего Ирана.
Тема Родины в лирике Есенина
Тема Родины - главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Иран (до 1953 года – Персия)
Экономико-географическое положение Ирана, его климат, рельеф, природа, растительность, животные и население, сельское хозяйство, экономика, нефтегазовая и металлургическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, система образования.
Узбекистан
Расположен в центральной части Средней Азии. На севере граничит с Казахстаном, на юго-западе — с Туркменистаном, на востоке — с Кыргызстаном и Таджикистаном, на юге — с Афганистаном.
Иран
Расположен на юго-западе Азии. Граничит на востоке с Афганистаном, Пакистаном, на севере — с Туркменистаном, Азербайджаном, Арменией, на западе — с Турцией, Ираком.
Семён Израилевич Липкин
Русский поэт, прозаик, переводчик, мемуарист. Родился 6 (19) сентября 1911 в Одессе в семье кустаря-закройщика. С 1929 живет в Москве.