Чжэнь
Дай Чжэнь, Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723–1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ).
Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца.
С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень – цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине.
Развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших
конфуцианцев (Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы, Лу [Цзюаня] – Ван [Янмина] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня – Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань).
Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня – стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление
«надформенного» (син эр шан) дао «подформенным» (син яр ся) «орудиям» (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь ян и «пяти элементов» (у син1) и, с другой – уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие «дао» определением последнего термина, имеющего лексическое значение «путь, дорога», с помощью этимологического компонента иероглифа «дао» – графического элемента (в другом написании – самостоятельного иероглифа) «син3» («движение», «действие», «поведение»), входящего в словосочетание «у син1»
(Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). «[Индивидуальная] природа» (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» (цзы жань) и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью» (жэнь2),
упорядочивается «благопристойностью» (ли2) и стабилизируется «должной справедливостью» (и1). Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»-дэ1) и «принципов» (ли1), а антропологически
– в виде «предопределения» (мин1), «[индивидуальной] природы» и «способностей» (цай) (Юань дао, цзюань 1).
Дай Чжэнь выступал против канонизированного
неоконфуцианством периода правления династии Сун (960–1279) противопоставления «принципов» «чувствам» (цин2) и «желаниям» (юй), утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний».
«Принцип» – то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике – «сердце» (синь1),
а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.
Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта krugosvet/
Другие работы по теме:
Концепции природы и чувственности от сюнь-цзы до чжу си
А.А. Гусейнов Ни в "Лунь юе", ни в "Мэн-цзы" еще не было установлено соотношение между понятиями "син2" и "цин". Выражающие их знаки связаны как общим ключом "синь" - "сердце", так и семантическим параллелизмом [1]: "син2" - 1) природные качества любой отдельной вещи, 2) человеческая природа, 3) пол; "цин" - 1) природные свойства любой отдельной вещи, 2) способность восприятия и реагирования (прежде всего - эмоционального), присущая живым существам, в особенности человеку, 3) чувственность, привязанность, любовные чувства.
Китайская философия 3
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.) В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми.
Философия Древнего Востока 9
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ВОСТОКА Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Рассмотрим их.
Категория Дао в трактате "Дао дэ цзин"
Категория Дао в трактате «Дао дэ цзин» СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ Зарождение даосизма. "Дао дэ цзин" - главный трактат даосизма ДАО - ИСТОЧНИК Понятие категории Дао. Уровни понимания категории. Дао как порождающее начало. Дао -бытие и сверхбытие. Небытие.
Буддизм китайский
Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковому пути.
Категория Дао в трактате "Дао дэ цзин"
Зарождение даосизма. "Дао дэ цзин" - главный трактат даосизма. Каким создает Дао мир. Что значит Дао в мире. Как управляет государством шэньжень в рамках недеяния.
Китайская мифология
Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.
Массаж при остеохондрозе позвоночника
Остеохондроз — наиболее тяжелая форма дегенеративного дистрофического поражения позвоночника, в основе которого лежит дегенерация диска с последующим вовлечением тел смежных позвонков, межпозвоночных суставов и связочного аппарата. В каждом отделе позвоночника остеохондроз имеет типичную локализацию и особенности.
История развития иглотерапии
Содержание: Введение История и развитие Основные традиционные понятия Основные современные понятия Компенсация Перспективы на будущее Использованная литература
Позвоночник - столб жизни
Старческая болезнь молодого человека. Столб жизни. «Позвоночно-столбовая» единица. Если диск не выдерживает. Физкультура для трудоголиков. Самооценка состояния позвоночника.
Китайская медицина
Основные теоретические концепции, на которых зиждется китайская медицина, сформировались, в общем, еще более двух тысячелетий назад. Богатейшие теоретические знания, накопленные древней медициной, были собраны в книге "Нэй цзин".
О китайском искусстве целительства
Многие люди до сих пор верят, что с помощью химии и новых технологий мы сможем обуздать все болезни. Но реальность такова, что даже самые совершенные лекарства не смогут приблизить нас к той черте, за которой лежит жизнь без болезней.
Новеллы эпохи Тан
Новеллы эпохи Тан - яркие образцы прозы этого периода Китая, могут быть интересны и с литературной, и с культурной, и с исторической точки зрения.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Сяо Цзин-ди Восточная Вэй
Введение 1 Происхождение 2 При жизни Гао Хуаня 3 При Гао Чэне 4 При правлении Гао Яна 5 После отречения 6 Эры правления 7 Личная информация Введение Император (Дун) Вэй Сяо Цзин-ди ((東)魏孝靜帝) (524—552), личное имя Юань Шаньцзянь (元善見), был единственным императором Китайской/Хэбэйской династии Восточная Вэй — наследницы Северной вэй.
Разжалование Хай Жуя
(кит. 海瑞罷官, пиньинь Hǎi Ruм bа guān) — историческая пьеса, написанная китайским драматургом, У Ханем, специалистом по истории династии Мин.
1723 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События 1723—1737 — Великий герцог Тосканы Джованни Гасто. Знаменитый философ Христиан Вольф изгнан из Халле в 24 часа под угрозой повешения.
Тумуская катастрофа
Тумуская катастрофа (кит. 土木之變, пиньинь Tŭmщ zhī bмan) — конфликт между Монголией и китайской Империей Мин, в результате которой монголо-ойратскими войсками был захвачен в плен император Чжу Цичжэнь. Считается одним из крупнейших военных поражений Империи Мин.
850-е до н. э.
Датированные события 860 (12 год Осоркона II) — Умер фиванский правитель Харсиесе А (англ.), и фараон Осоркон II назначил верховным жрецом Амона своего сына Нимлота С (англ.).
Северные варвары
Введение 1 Ранняя история 2 Войны и отношения на западе 3 Войны на востоке 4 Упоминания в V—III веках до н. э 5 Персоналии 6 Этническая принадлежность Список литературы
Пэн Чжэнь
(кит. 彭真, пиньинь Pйng Zhēn) (12 октября 1902, уезд Цюйво провинции Шаньси — 26 апреля 1997, Пекин) — китайский государственный и политический деятель XX века.
860-е до н. э.
Датированные события 869 — Умер царь Иудеи Аса [1], на престол взошёл его сын Иосафат. 867 (3 год Иосафата [2]) — Царь Иудеи Иосафат отправляет по городам князей и левитов для поучения народа «книге закона Иеговы».
Пэн Дэхуай
План Введение 1 Детство и юность 2 КПК 3 Критика Мао Цзэдуна 4 Расправа с Пэн Дэхуаем Список литературы Пэн Дэхуай Введение Пэн Дэхуай (кит. 彭德怀, пиньинь Pйng Dйhuбi) (родился 24 октября 1898 — умер 29 ноября 1974) — государственный и военный деятель КНР, заместитель премьера Госсовета КНР и министр обороны КНР (1954—1959), маршал КНР (1955).
Медицина Китая 2
Реферат История медицины Китая Красноярск, 2011 Содержание Введение…………….…………………………....…………….……………..………3 История………………………………….………….………………….….…………..4
Личные утраты Хубилая
Неудачи в личной жизни Хубилая, алкоголизм и чревоугодие. Неудачи внешней и внутренней политики, приведшие к расколу монгольского общества. Проблема управления оседлой цивилизацией и кочевниками. Споры о престолонаследии в монгольском императорском доме.
Финансовая политика Лу Шижуна
Непопулярная финансовая политика Лу Шижуна. Расширение выпуска бумажных денег. Политика Сангхи, затраты двора вследствие военных походов в Юго-Восточную Азию. Обновление буддийских монастырей. Строительство Китайской стены. Вторжение Хубилая в Японию.
Развитие экономики Китая в XI-XІІІ веках
Сельское хозяйство – основа экономической системы Китая: традиционное земледелие, расширение посевной площади. Города как средоточия культуры, ремесла и торговли. Возникновение торгово-ремесленных посадов (чжэнь), "внешних городов". Развитие торговли.
Линь Бяо
Введение 1 Биография 1.1 Ранние годы 1.2 Начало карьеры 1.3 В годы Антияпонского сопротивления 1.4 В годы Гражданской войны 1.5 После образования КНР и «Культурная революция»
Развитие гражданской войны в Китае (1945-1949 гг.)
Стратегия "войны самозащиты" Коммунистической партии Китая. Собирание сил представителями КПК. Поражения гоминьдановских войск. Переход к "национальному освобождению" в исполнении коммунистов. Дальнейшее развитие гражданской борьбы после перехода НОА.