Перевезенцев С. В.
Афанасий Холмогорский (в миру Алексей Артемьевич Любимов) (1641–1702) — первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, идеолог "грекофильства", один из просвещенных людей своего времени.
Родился в г. Тюмени Тобольской губернии, в 1666 г. принял монашеский постриг, а в 1675 г. стал игуменом Далматовского Успенского монастыря. По некоторым сведениям, поначалу был близок к старообрядчеству. В 1679 г. Афанасий оказался в Москве и был приближен к патриарху Иоакиму. Здесь он полностью принимает "грекофильские" убеждения, становится одним из главных участников споров со старообрядцами.
Летом 1682 г. всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный". Автором "Увета духовного" долгое время считался патриарх Иоаким, но еще С.А. Белокуров предположил, а В.М. Верюжский подтвердил авторство этой книги Афанасия Холмогорского. Книга была написана летом 1682 года всего за пятьдесят дней, по горячим следам знаменитых прений православных иерархов со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате в присутствии царского семейства. Уже 20 сентября эта книга вышла в свет тиражом 1200 экземпляров, а позднее несколько раз переиздавался (в XVIII веке), а также расходился в рукописных списках. Этому изданию придавалось большое значение, оно рассылалось по епархиям, его предписывалось распространять по приходам (уже в октябре 1682 года в Новгородскую епархию отправили 20 экземпляров книги). По сути дела, "Увет духовный" стал одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия.
Главная тема этого сочинения — опровержение доводов старообрядцев. Автор стремится уберечь православную паству от влияния "безумных мужиков", доказать ей, что "есть здесь в России во святых Божиих храмех благолепие". Кроме того, он стремится убедить читателей в том, что необходимо "слушати государей своих и пастырей и начальников".
"Увет духовный" показывает Афанасия Холмогорского, как хорошего знатока святоотеческой и другой православной литературы, ведь в основу книги Афанасий положил многочисленные выписки из древних греческих и славянских книг. На этом материале он доказывал необходимость и истинность церковной реформы и "благочестие" изменения "старых" обрядов. Последователей же "старой веры" он обвинял не только в отступление от истинной православной веры, но и в элементарном незнании и невежестве, называя их, как уже отмечалось "безумными мужиками".
"Безумие" старообрядцев, в конечном итоге, оборачивается их "бесовством". В частности, именно "бесовским делом" старообрядцев он называл многочисленные акты самосожжения в старообрядческих общинах. По его убеждению, "огненная смерть", к которой прибегали старообрядцы в ожидании немедленного попадания в Царствие Небесное, на самом деле обрекает человеческую душу на вечную гибель, ибо сам человек не силах решать, когда наступит его смертный час. Следовательно, массовое самоубийство, да еще в огне, — это истинно "бесовское дело".
Активное участие принял Афанасий Холмогорский и в полемике с "латинствующими" по поводу вопроса о времени пресуществления Святых Даров. Этому посвящена "Книга православного исповедания" (1688 г.). Т.В. Панич недавно подробно проанализировала эту книгу, придя к выводу, что и здесь автор выступает в защиту православной точки зрения, подкрепляя свою позицию многочисленными выписками от "апостольских и отеческих догмат и преданий". Необходимо особо подчеркнуть последнее — в основе методологии Афанасия Холмогорского опять же лежало догматическое мышление. Ведь одной из главных задач он видел сохранение и укрепление византийских традиций, ориентировался на греко-византийскую догматику и святоотеческое наследие.
Другое полемическое сочинение, "Щит веры" (1690 г.), помимо борьбы с "латинством" по вопросу времени пресуществления, написано еще и с целью опровержения иных католических и латинских идей, проникших на Русь. Эта книга готовилась к печати, но так и не была напечатана. Т.В. Панич обнаружила 12 списков этой книги. "Щит веры" сыграл большую роль в борьбе "грекофилов" с "латинствующими", ибо основываясь во многом на мнение Афанасия Холмогорского церковного Собора 1690 года принял решение, осуждающее "латинствующих".
В 1682 г. был возведен в сан архиепископа и назначен во вновь образованную Холмогорскую епархию. Как руководитель епархии и как духовный авторитет, Афанасий Холмогорский сыграл значительную роль в истории России. Он полностью поддержал все начинания Петра I, его дипломатическая и государственная деятельность имела серьезное значение во время Северной войны: благословение и материальная поддержка строительства крепости под в устье Двины для отражения нападения шведского флота; сбор сведений о Швеции, отразившийся в его книге "Описание трех путей из России в Швецию"; поддержка строительства флота и др.
Многое сделал Афанасий Холмогорский и для развития своей епархии — начал каменное строительство, создал библиотеку, иконописную мастерскую. Под его руководством работали переписчики книг и современные исследователи считают, что в кон. XVII в Холмогорской епархии сложилась даже своя книгописная школа со своеобразными традициями в письме и искусстве оформления книги.
Афанасий Холомогорский имел большую библиотеку, знал греческий и латинский языки, интересовался разными областями знания — астрономией, медициной, архитектурой, географией. Его перу принадлежат еще несколько сочинений — "Шестоднев", различные поучительные сочинения, послания, а также составленный им "Лечебник".
Афанасий Холмогорский интересен и другим, а именно тем, что на его примере можно увидеть, как в, казалось бы, догматическое мышление одного из идеологов "грекофильства" проникают новые веяния. Во всяком случае, анализ "Шестоднева", проведенный недавно Т.В. Панич, показывает, что Афанасий Холмогорский интересовался научными знаниями. Так, теперь, видимо, не подлежит сомнению, что он признавал шарообразность земли и сферическую форму неба: "Велики суть небеса и многим болши земля. И земля посреде их, яко тычка в крузе, ни на чем и с водами, сиречь с морми, Божиим повелением поставлена и утвержена". В другом месте он пишет: "Тако же и земля. Аще и горы и холми на себе имеет, но обаче кругла разумевается". Кроме того, Т.В. Панич считает, что в "Шестодневе" можно увидеть попытки рационального объяснения различных природных явлений.
Естественно, что этим мыслям и высказываниям не стоит предавать слишком уж широкого толкования. Все же по своим религиозно-философским предпочтениям Афанасий Холомогорский оставался в русле восточной догматики, признавая, что основой бытия является Господь: "Зане всемощен и творит, яко же хощет".
Другие работы по теме:
Антоний Стаховский
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Антоний (Стаховский) Введение Митрополит Антоний (в миру — Андрей Георгиевич Стаховский; 1671 (1672), Репки, Черниговщина — 27 марта 1740, Тобольск) — архиепископ Черниговский, префект Черниговского коллегиума, митрополит Тобольский и всея Сибири.
Адопцианство
Адопцианство, учение о том, что Христос обладал двумя последовательными природами, которое в 8 в. отстаивали испанцы Элипанд, архиепископ Толедский, и Феликс, епископ Ургельский.
Сорта картофеля
Сорта картофеля делятся на ранние, среднеранние, среднеспелые, среднепоздние и поздние в зависмости от того, через сколько дней после посадки можно начинать выкапывать клубни: ранние - через 50–65 дней; среднеранние – через 65–80 дней.
Афанасий фет - Его я считаю мастером русского слова
Alignjustify может гордиться своими лирическими поэтами Из ныне живущих первое место принадлежит. Фету Владимир Соловьев Афанасий Фет Его поэзия свежа и трепетна она волнует наше воображение вызывает глубокие мысли дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.
Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.
Стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Афанасьевич Фет — один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были — любовь, красота, природа. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту.
Толстой Два брата и золото
Лев Николаевич Толстой Два брата и золото Толстой Лев Николаевич Два брата и золото Л.Н.Толстой ДВА БРАТА И ЗОЛОТО Жили в давнишние времена недалеко от Иерусалима два родные брата, старший Афанасий и меньшой Иоанн. Они жили на горе, недалеко от города, и питались тем, что им давали люди. Все дни братья проводили на работе.
Старосветские помещики
Автор: Гоголь Николай. Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе.
Лирика А. А. Фета
Автор: Фет А.А. Афанасий Афанасьевич Фет – один из моих любимых поэтов. В каком бы настроении я ни была, я обязательно найду в его лирике стихотворение, соответствующее моему душевному состоянию.
Анализ стихотворения А.А.Фета "Степь вечером"
Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".
Архиепархия вооружённых сил США
План Введение 1 История 2 Структура 3 Ординарии архиепархии 4 Источник Архиепархия вооружённых сил США Введение Архиепархия вооружённых сил США (англ. Roman Catholic Archdiocese for the Military Services) — военный ординариат Римско-Католической церкви, осуществляющий пастырское попечение военнослужащих вооружённых сил США.
Гонди, Жан Франсуа Поль де
Введение 1 Биография 2 Мемуары 4 Электронные ресурсы Введение Жан-Франсуа́ Поль де Гонди́, известен как кардина́л Рец, (20 сентября 1613(16130920), Монмирай — 24 августа 1679, Париж), архиепископ Парижский, выдающийся деятель Фронды, автор знаменитых мемуаров. Четвёртый подряд представитель итальянского рода Гонди на парижской епископской кафедре.
Вяземские
Введение 1 Происхождение и история рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Вяземских Список литературы Введение Вя́земские — русский дворянский и княжеский род.
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Энрико ди Тедиче
(итал. Enrico di Tedice, известен по документам с 1254 по 1260 год) — итальянский художник пизанской школы. Имя Энрико ди Тедиче было прочитано на расписном кресте из пизанской церкви Сан Мартино: "ENRICUS QUONDAM TEDICI ME PINXIT". Отталкиваясь от этого, исследователи повели розыски в двух направлениях — в архивных записях и среди близких по стилю произведений XIII века.
Эрцканцлер
(нем. Erzkanzler) — одна из высших государственных должностей Священной Римской империи, глава имперской канцелярии и второе лицо в государстве после императора. Приставка «эрц-» («архи-», «высший») означала более высокий статус должности, чем канцлеры других государств и правителей. Пост эрцканцлера империи с позднего средневековья до 1806 года принадлежал курфюрсту-архиепископу Майнцскому.
Тимофей I
Архиепископ (греч. Τιμόθεος Α΄; ум. 20 июля 385) — архиепископ Александрийский (380—385), святитель. Память 13 февраля.
Еропкины
́ (иногда пишутся как Яропкины ) - русские боярский и дворянские роды. Первый из них есть отрасль князей Фоминских и Березуйских. Потомок Рюрика в 17 колене, Иван Остафьевич Яропка взят был в плен литовцами под Суходровом (1445). Еропкин, Афанасий Иванович 27 декабря 1497 года был казнен по обвинению в заговоре вместе с сыном боярским Щавеем (Иваном) Тимофеевичем Скрябиным, Владимиром Гусевым и некоторыми другими детьми боярскими.
Россия молодая фильм
Введение 1 Сюжет 2 Серии 3 В ролях 4 Киноляпы Список литературы Введение «Росси́я молода́я» (1981—1982) — 9-серийный телевизионный художественный фильм Ильи Гурина об эпохе Петра I. Экранизация одноимённого романа Юрия Германа.
Легенды дома Романовых
Исторические легенды, связанные с домом Романовых: Проклятие дома Романовых (проклятие Марины Мнишек) — предсказание падения дома Романовых Посмертное явление Марии Милославской
Смарагд Крыжановский
План Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Педагогическая деятельность 4 Архимандрит 5 Возрождение Полоцкой православной епархии 6 Православный архиепископ
Архиепископ Турку
План Введение 1 Список епископов 1.1 Католические епископы 1.2 Лютеранские епископы: Епископство Або (1554—1817) 1.3 Лютеранские архиепископы: Архиепископство Або и Финляндии (с 1817)
Адальберт архиепископ Гамбурга и Бремена
Адальберт (ок. 1000, Гозек — 16 марта 1072, Гослар) — архиепископ Гамбургский и Бременский (1046—1072). Архиепископ Гамбурга и Бремена, потомок древнего саксонского рода графов фон Веттин, выдающийся церковный и политический деятель XI столетия, был пробстом в Хальберштадте и в 1046 году, благодаря дружеским отношениям с королём Генрихом III, был назначен епископом объединённых в 847 году епархий Гамбурга и Бремена, под властью которых находилась вся Скандинавия и северные славяне.
Саксонская династия
План Введение 1 История династии 2 Известные представители 2.1 Короли Восточно-Франкского королевства (Германии) и императоры Священной Римской империи
Карл архиепископ Майнца
Карл (архиепископ Майнца) Карл Майнцский (между 825 и 830—4 июня 863) — 7-й архиепископ Майнца (856—863), младший сын короля Аквитании Пипина I, представитель династии Каролингов.
Королевство Далмация
План Введение 1 История 2 Демография 3 Религия 4 Правители Королевство Далмация Введение Королевство Далмация — вассальное королевство, существовавшие с 1815 по 1918 год под властью Габсбургской монархии. Столицей королевства был город Задар.
Афанасий Никитин
Первый россиянин в Индии В 1466 году послы Ширван-шаха возвращались домой ,в Баку ,от двора Великого князя московского Ивана III. С ними отправились несколько русских и бухарских купцов. Услыхав это ,тверской купец Афанасий Никитин тоже захотел попытать торгового счастья в иноземных странах. У Нижнего Новгорода он присоединился к посольскому каравану: вместе плыть было безопаснее.
Батман единица измерения
Батман — старинная азиатская весовая единица, входившая в Русскую систему мер и использовавшаяся в отдельных местностях Российской империи. Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря» упоминает о батмане. В XVI веке был в употреблении, но в торговой книге он не значится. В XVII веке батман является казенной единицей, но только для местностей, населённых инородцами.
Андриевский, Афанасий Михайлович
Афана́сий (Пана́с) Миха́йлович Андрие́вский (укр. Опанас Михайлович Андрієвський; 1878(1878), Киевская губерния — 16 мая 1955, Австрия) — украинский государственный и политический деятель.
холм Парфений Небоза
3 декабря 1703 — 2 января 1704Предшественник:Афанасий (Любимов)Преемник:Сильвестр (Крайский) Митрополит Азовский (формально) 1701учреждение епархии не состоядлось Смерть:2 января 1704(1704-01-02)
Карл I де Бурбон архиепископ Руанский
Карл де Бурбон (22 сентября 1523 — 9 мая 1590) — французский кардинал, архиепископ Руанский, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил.
Великие географические открытия 2 Предпосылки описание
Graphics Великие географические открытия Выполнила ученица 5 «а» класса Дорофеева Наталья Graphics Афанасий Никитин Graphics Афанасий Никитин В 1466 году Афанасий Никитин с купцами решил поехать торговать в Ширван. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Снарядив два корабля, Никитин со своими товарищами поплыл в Нижний Новгород, где, дождавшись посла двинулись вниз по Волге.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.
Афанасий Никитин
Осенью 1466 г. из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства. Об этом узнал русский купец из Твери Афанасий Никитин. Ханство лежало на юго-западном берегу Каспийского моря и торговало со многими странами Востока.