В. Фриче
Аннунцио Габриэле д’ [Gabriele d’Annunzio, 1863–], настоящее имя — Рапаньетта (Rapagnetta) — крупнейший итальянский поэт эпохи, последовавшей за объединением Италии (так наз. «Третьей Италии»), яркий выразитель расцвета и упадка буржуазии.
Уже в лицее А. обнаружил поэтические способности, воспевал величие Италии и мощь итальянских королей (дебютир. в печ. в 1879), чтобы вскоре занять место наиболее популярного и модного писателя. Он отражал в своих произведениях (лирике, драмах, романах) эволюцию буржуазии от аморального, индивидуалистического эстетизма (последние десятилетия XIX в.) к империализму [XX в.].
В произведениях А. первого периода центральным образом является эстет, аморалист, индивидуалист, «сверхчеловек», живущий для красоты, любви, наслаждения, относящийся даже к самым близким людям лишь как к «средству» к указанной «цели». Таковы поэт Алессандро в драме «Мертвый город», ваятель Лючио в драме «Джоконда», Сперелли в романе «Наслаждение» и др. Любовь в смысле страсти — лейтмотив в его лирике («Изоттео» и др.), драмах («Сон в осенние сумерки»), романах («Триумф смерти»). Этот аморальный индивидуалистический эстетизм облекается у А. в нарочито «аристократическую» форму, с выпадами по адресу выскочек-буржуа, этих «нахальных господ, разъезжающих по княжеским улицам Рима», чьи «надменные позы и хищнические руки в неуклюжих перчатках словно говорят: преклоняйтесь, мы новые владыки мира», равно как и по адресу социалистов, якобы только и мечтающих о том, чтобы «уничтожить цивилизацию» и все «головы сделать равными» (роман «Девы скал»).
Пристрастие А. к старому барскому миру выступает вообще довольно отчетливо в некоторых из ранних его произведений, напр. в романе «Невинная жертва», где для героя-помещика категорическим императивом является принцип «чистоты крови», однако при явном сознании обреченности этого барского мира, особенно ярко сказавшемся в драме «Факел под мерой», где изображается гибель старой усадьбы и древнего аристократического рода под пятой «рожденной из гнили» плебейки, ставшей хозяйкой в дворянском гнезде. Выражая, несмотря на пристрастие к аристократическому миру и на внешнее отвращение к буржуазной действительности, гедонистическую и эстетическую резко индивидуалистическую установку на жизнь, характерную для эпохи господства буржуазии, А. в своей художественной форме отражает, с одной стороны, отсутствие у этого класса, только что пробившегося к власти, определенного стиля, бросаясь от одной моды к другой, от идеализма и морализма русских писателей — Толстого и Достоевского («Невинная жертва», «Дж. Эпископо») к натурализму Золя («Пескарские рассказы»), от «ницшеанства» (большинство из вышеуказанных произведений) к символизму (драма «Слава»), а с другой стороны, — необходимость заменить строгую стильность роскошью и декоративностью перегруженного до крайних пределов, совершенно барочного (см. «Барокко») стилистического оформления своей тематики. Сквозь эстетический и гедонистический индивидуализм А. на рубеже XX в. все более пробивается — по мере роста в итальянской буржуазии национального самосознания и национальной экспансии — национальная идея, преодолевая прежний крайний индивидуализм. А. задумывает написать большую поэму о Гарибальди, не о Гарибальди-республиканце и демократе, а о Гарибальди — герое национального объединения и раскрепощения (написана лишь часть — «Ночь на Капрере»). Так, с другой стороны, в романе «Огонь», где А. довольно откровенно рассказал свой роман с артисткой Э. Дузе, не называя ее, впрочем, по имени, проводится (в речи героя — поэта, на открытии театра) мысль о новом «Возрождении» Италии, которое придет от искусства. Освобождаясь постепенно от эстетического своего покрова, национальная идея превращается у А. в идею империалистической экспансии Италии. В драме «Сильнее смерти» опоэтизирован путешественник, проникающий в глубь Африки, расчищая почву для будущих колониальных завоеваний. В своих «Морских одах» А. воспевает великих адмиралов Венеции, господствовавших на волнах Адриатики, как в драме «Корабль» темой служит апофеоз морского могущества Италии, направляющей свои завоевательные планы на Балканы, на Константинополь. Несмотря на эти империалистические тенденции, несмотря на то, что он даже выступил как поэт технического завоевания воздуха, как поэт авиации (роман «Может быть да, может быть нет»), А. как художник слова — пассеист, возрождающий и консервирующий старую поэтическую технику доиндустриального и дофинансового капитализма, — отсюда вражда к нему итальянских футуристов (см. их памфлет: «Боги уходят, Аннунцио остается»). Когда началась война 1914–1918 и Италия соблюдала нейтралитет, А. вел неутомимую и страстную кампанию за ее участие в войне на стороне Антанты, произносил и писал шовинистические воззвания и речи, изданные потом книгой под заглавием «Во имя великодержавной Италии», а когда Италия вмешалась в войну, пошел добровольцем в авиаторы и в пехоту офицером, попутно слагая гимны в честь итальянского оружия (поэма о гибели подводной лодки). После войны, не давшей итальянской буржуазии ощутительных выгод, А. во главе отряда временно занял город Фиумэ [1919], как некий аванпост итальянского капитализма на Балканах. После ликвидации фиумской авантюры А. то заигрывает с рабочим движением, «возглавляет» федерацию работников моря, то — после ее разгрома Муссолини — солидаризуется с фашизмом, то ударяется в мистику, вступая в орден францисканцев. Последние годы [с 1925] жил в великолепной вилле «Витториле» в Гордоне, переходя от мистических трактатов об авиации к жизнеописанию автора «Божественной комедии» Данте. Произведения А. пользовались у нас значительной популярностью в эпоху господства символизма, драмы его («Мертвый город», «Джоконда», «Слава») были переведены (хотя и не очень точно) Балтрушайтисом. С А. поэтов этой школы роднил его индивидуализм и эстетизм, лежавшие в основе и русского символизма. В эпоху реакции, последовавшей за крушением первой нашей революции, А. продолжал пользоваться широкой известностью в атмосфере наступившего среди буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции общественного индифферентизма и много переводился, между прочим, в дешевых изданиях изд-ва «Польза». Ныне совершенно не актуален для нашей художественной литературы.
Список литературы
Воровский В. В., Факел под мерой (в сб. «Литературные очерки», М., 1923)
Фриче В., Западноевропейская литература XX в., М., 1928
Журнал «Critica», начиная со II т. Borgese, G. d’ A. (con bibliografia), Napoli, 1909
Morello W., G. d’ A., Roma, 1910
Gorgiulo, G. d’A., Napoli, 1912
Vossler, Italienische Literatur der Gegenwart, 1914.
Другие работы по теме:
Константин Леонтьев как орудие русской всеотзывчивости
Сергеев С. М. Меня уже много лет занимает удивительный феномен совершенно очевидного отторжения Константина Николаевича Леонтьева его собственной родной культурой. Легче всего отделаться от этого факта сакраментальным: нет пророка в своем Отечестве. Когда-то ответственность за него можно было возложить на "либеральный террор", позднее — свалить на Советскую власть… В конце 80-х — начале 90-х я искренне думал, что "неозападники" специально "затирают" неудобного им во всех отношениях автора "Среднего европейца…".
Катарина Сиенская
Будущая великая святая родилась в год черного мора, в 1347 год от рождества Христова, когда половина населения Европы вымерла от чумы. Катарина была двадцать четвертым ребенком в семье красильщика Джакопо Бенинказы.
Тоталитарный режим 2
Введение. Как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Например, в США и в бывшем СССР форма правления была одинаковой- республиканской, но реальная политическая власть- различной. Чтобы иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует.
Клод Дебюсси
Французский композитор, пианист, дирижёр, критик. Считается основоположником музыкального импрессионизма. Здесь вы можете прочитать о его творчестве, а также просмотреть список его сочинений
Данте
Имя Данте, вместе с именами Шекспира и Рафаэля, претворилось в нашем сознании в символическое обозначение драгоценнейших и интимнейших достижений культуры нового времени. Они трое являются синтетическими образами ее, резюмируют, определяют и предсказывают ее характер, сущность и направление.
Мистика огня у Паскаля и Башляра
Огонь - это, безусловно, самый глубокий мистический образ, с которым связаны религия и философия. Достаточно вспомнить Гераклита, почитавшего огонь первоистоком всего. Отсюда, как принято считать, начинается греческая философия.
Драма
Драма (греч. drama – действие), один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с комедией и трагедией).
Цензоры и порнография в России сто лет назад
В начале XX века общей чертой европейских стран можно считать особое пристрастие к эротике и порнографии. Исследование выступлений цензуры, правосудия и прессы помогает понять сложность представлений о непристойности в России начала ХХ века.
Ромео и Джульетта в театральных постановках
Несколько веков пьеса Шекспира не сходит с театральных подмостков. Уже первые постановки ее, начиная с 1595 года, были необыкновенно популярны в Англии. Спектакли шли непрерывно до того, как в 1642 году были запрещены пуританским парламентом.
Габриеле Д’Аннунцио. Наслаждение
В декабре 1886 г. граф Андреа Сперелли ждет в своих покоях возлюбленную. Изысканная обстановка навевает воспоминания — этих вещей касались руки Елены, на эти картины и занавески падал взор Елены, запах этих цветов опьянял Елену.
Россетти, Данте Габриэль
Введение 1 Биография и творчество 2 Изобразительное искусство 3 Поэзия 4 Известные картины 5 О Россетти в художественной литературе 6 Библиография Список литературы
Бирн, Гэбриэл
Введение 1 Биография 1.1 Начало актёрской карьеры 1.2 1980-е годы 1.3 1990-е годы 1.4 2000-е годы 1.5 Текущие проекты 1.6 Личная жизнь 2 Оценка творчества
Мелу Антунеш, Эрнесту Аугусту
Введение 1 Биография 1.1 Карьера офицера 1.2 Идеолог «Движения капитанов» 1.3 Государственный министр 1.4 Внешняя политика при Мелу Антунеше 1.5 Зарубежные поездки Мелу Антунеша
Елена Орлеанская
План Введение 1 Семья 2 Три жениха 2.1 Внук Виктории 2.2 Цесаревич 2.3 Итальянский наследник 3 Герцогиня Аоста Список литературы Введение Принцесса Елена Орлеанская (фр. Princesse Hйlиne d'Orlйans), в крещении Елена Луиза Генриетта (13 июня 1871(18710613), Твикенхем, Большой Лондон — 21 января 1951, Кастелламмаре-ди-Стабия под Неаполем) — представительница французской Орлеанской династии, в замужестве итальянская герцогиня Аоста.
Итальянский фронт Первой мировой войны
План Введение 1 Перед войной 1.1 Предыстория вступления Италии в войну 1.2 Вступление Италии в Тройственный союз 1.3 Вступление Италии в войну 1.4 Особенности Итальянского фронта
Ленский, Александр Павлович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Среди ролей в театре 2.2 Среди постановок в театре Список литературы Введение Александр Павлович Ленский (1847—1908) — актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, выдающийся театральный деятель Российской империи.
Первая мировая война причины и последствия
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 2 ПРЕДИСТОРИЯ КОНФЛИКТА………………………………………… 4 КОМПАНИЯ 1914……………………………………………………...… 6 Начало Первой мировой войны ……………………………………. 6
Возникновение фашизма в Италии
Основные моменты истории Италии. Мир и социальные потрясения. Особенности процесса возникновения фашизма. Характеристика фашистского режима. Конституционные изменения, их последствия и историческое значение. Внешняя политика и латеранские соглашения.
Становление и развитие фашизма в Италии. Бенитто Муссолини
I. Введение Само слово "фашизм" традиционно ассоциируется с Германией 1933 - 1945 годов. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах Гитлера и Муссолини единую силу, являющуюся реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии. В режимах Гитлера и Муссолини действительно есть много общего.
Итальянский и немецкий фашизм
, 2003 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Итальянский фашизм. 4 Глава 2. Немецкий фашизм 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 Список литературы: 15 ВВЕДЕНИЕ 28 октября 1922 года итальянский король поручил Муссолини формирование правительства. Через неделю в Петрограде открылся IV конгресс Коммунистического Интернационала.
Фашизм в Италии
Само слово "фашизм" традиционно ассоциируется с Германией 1933 - 1945 годов. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах Гитлера и Муссолини единую силу
Чеснеки де Милвань, Дьюла
Граф Дью́ла Че́снеки де Ми́лвань (28 июня 1914, Чорваш, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия — после 1970, Бразилия) — венгерский поэт, переводчик, политик, в годы 2-й мировой войны — формальный правитель марионеточного Пиндско-Мегленского княжества.
Заметки о флексографии
Новая флексографская печатная машина. Гибридная печатная техника. Печатные краски. Новая ярмарка упаковочного производства. Новая система чистки растровых валиков. Система шин в гибридной печатной технике.
Дебюсси (Debussy) Клод
Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции.
Клод Дебюсси
Французский композитор, пианист, дирижер (1862-1918).
Мартин Фробишер
Мартин Фробишер (1539 1594) английский пират, исследователь, приватир. В 1585-1586 годах в качестве вице-адмирала участвовал в плавании Дрейка в Вест-Индию и сыграл важную роль в захвате Санто-Доминго и Картахены.
Юргис Балтрушайтис
Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873–) — поэт. Р. в местности Поантвардзе, бывш. Ковенской губ., в литовской крестьянской семье. Самоучкой выучился грамоте. Начальное образование получил под руководством местного ксендза.
Джованни Папини
Папини Джованни (Giovanni Papini, 1881—) — итальянский писатель. Р. во Флоренции в бедной мещанской семье. О воспитании, детстве и юности П. дает много сведений его автобиографический роман «Конченный человек». Творческий путь П. крайне извилист.
Предвидение Бакста
Модерн создал новый тип художника – универсального мастера, призванного всем своим творчеством создать единую цельную эстетическую среду для человека.
Веронезе
Веронезе, Паоло (Veronese, Paolo) (1528-1588), итальянский художник, представитель венецианской школы; родился в 1528 в Вероне.
Клод Дебюсси (Debussy)
Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне).
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Карл Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).