Данте Алигьери (1265 - 1321) Dante Alighieri. Итальянский поэт.
Родился в середине мая 1265г. во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный отличительный признак – предельное одухотворение любовного чувства.
1292 – автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы».
1295-1296 – Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.
1300 – в качестве посла едет в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте избран членом правительствующего совета приоров – эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти).
Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, чей род принадлежит чёрным гвельфам.
1301 – с апреля по сентябрь Данте вновь входит в Совет Ста. Осенью того же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301г., с приходом Карла, власть в городе переходит к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.
27 января 1302 – Данте, симпатии которого на стороне белых гвельфов, приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Больше он уже не возвращается во Флоренцию.
1304-1308 – трактат «Пир» (Il convivio), написанный, по словам самого Данте для того, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман как своего рода энциклопедия в области философии и искусства, предназначенная для широкого кругов читателей; название «Пир» аллегорично: просто и понятно изложенные научные идеи должны насытить не избранных, но всех. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы.
Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
1307 – примерно в это время Данте начинает писать «Божественную Комедию», прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Кроме того, поэма написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании, вышедшем в 1555г. в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё глубокий смысл. «Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как подражания, за образец Данте берет всё сущее, как материальное, так и духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.
Хотя повествование «Комедии» почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой традиции, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (мистический). Первый из них предполагает «натуральное» описание загробного мира со всеми его атрибутами. Второй смысл предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему. Главной можно считать идею восхождение души через познание мира. Моральный смысл предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной. Анагогический смысл предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.
1310 – император Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая поддержать Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией императору.
1312-1313 – трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). Здесь в трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:
1) лишь под властью единого вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить своё предназначение;
2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи);
3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).
Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к сожжению.
1313 – после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто.
1314 – после смерти папы Климента V во Франции Данте выступает ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывает их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвящает заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай».
Последние годы жизни поэт проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.
В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
14 сентября 1321 – Данте умирает в Равенне, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».
Другие работы по теме:
Терцины
Терцины – строфическая организация произведения в единую цепь трехстиший со схемой рифмовки aba bcb cdc ded… Терцины как форма строфики исторически связаны с “Божественной комедией”, в которой они были впервые применены ее автором, Данте.
Искусство и натурфилософия
Гуманистические идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения.
Данте а. - Девять кругов дантового ада
Имя Данте это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени ее синтетический образ который определяет и предсказывает ее характер сущность и направление. Данте прежде всего поэт автор.
Данте а. - Поэт-изгнанник данте алигьери
В творчестве великого итальянского поэта. Данте Алигьери которого критики справедливо называли колоссальной фигурой последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени в полной мере отразилась его собственная сложная и пр Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами интриги папской курии падение морального.
Данте а. - божественная комедия и ее поэтический мир
Главным произведением. Данте Алигьери принесшим ему мировую известность является поэма. Божественная комедия. Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой. Возрождения. Сам поэт назвал ее просто.
«Мой плач — мой смех»
Младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство.
Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
Особенности композиции Божественной комедии Данте Алигьери
«Божественная комедия» - вершина творчества Данте Алигьери Это произведение стало не только итогом творческой деятельности писателя, а и итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековье. Создание такого произведения - первый шаг к эпохе Возрождения. Главной идеей произведения является постоянный поиск человеком нового пути в жизни.
Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия Данте Алигьери
Поэма «Божественная комедия» - вершина творчества известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта считали, что Данте увидел потусторонний мир и рассказал о его устройстве в своем произведении. Но на самом деле суть поэмы не только в изображении потустороннего мира и жизни после смерти.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Сонеты
Автор: Данте А. ДАНТЕ ДА МАЙЯНО -- К СТИХОТВОРЦАМ Не откажи, премудрый, сделай милость, На этот сон вниманье обрати. Узнай, что мне красавица приснилась --
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Мое впечатление от Божественной комедииАд Данте
Мое впечатление от "Божественной комедии"("Ад") Данте Автор: Данте А. Итальянец Данте Алигьери-поэт,писатель,ученый и философ,создатель итальянского литературного языка,автор "Божественной комедии",которую читают и комментируют до сих пор.
Анна Ахматова 2
Анна Ахматова Неизвестное стихотворение Публикация и комментарий Анатолия Наймана версия для печати (22758) « ‹ – › » Безумцы! Я сама не знаю, Не знаю я куда иду –
Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева
Италия... О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми...
Моральные уроки Данте
Поэма написана в жанре видения, который был популярным в средние возрасты. Но средневековые «видение» описывали «хождение по мучениям», т.е. пекло. Данте внес много нового в этот жанр.
Боккаччо Джованни
(1313 - 1375) Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.
Петрарка Франческо
(1304 - 1374) Франческо Петрарка народився 20 липня 1304 в Ареццо, в сім'ї флорентійського нотаріуса Петракко ди Паренцо. Батько Франческо був вигнаний з Флоренції, одночасно з Данте, за приналежність до партії "білих" (гибеллінів).
Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте
«Божественная комедия» - величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери - вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.
Бертран де Борн
(1140 - 1215) Бертран де Борн — французький трубадур. Один із видатних прованських трубадурів, Борн був рицарем і разом зі своїм братом володів укріпленим замком Альтафорт (зараз містечко Отефор). Данте хвалить його як талановитого поета, співця війни («Про народне красномовство «), згадує про його щедрість («Бенкет'), але прирікає Борна на дуже важку кару за гріхи серед «злопорадників» у восьмому колі пекла: видатний трубадур тримає свою відрубану голову в руці, «як ліхтар».
Культура эпохи Возрождения. Гуманизм ценностная основа культуры Возрождения.
оглавление Раздел 9. Культура эпохи Возрождения 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала.
Витте, Карл
Связать Иоганн Генрих Фридрих Карл Витте-младший (нем. Johann Heinrich Friedrich Karl Witte; 1 июля 1800(18000701), Лохау (ныне в составе Шкопау) — 6 марта 1883, Галле) — немецкий юрист и переводчик, известный как самый юный доктор наук в истории (занесён в Книгу рекордов Гиннеса).
Пьер Джакомо Пизони
(итал. Pier Giacomo Pisoni, 8 июля 1928 – 8 февраля 1991), итальянский историк, палеограф и архивариус. Родился в Джерминьяге, близ Луино, Италия. Посвятил свою работу Средним векам и современной локальной истории Лаго-Маджоре. Заново открыл и опубликовал признанный утерянным комментарий XIV века к «Аду» из «Божественной комедии» Данте, написанный Гуглиельмо Марамауро, другом Петрарки ("Expositione sopra l'Inferno di Dante Alligieri").
Арагонская уния
(исп. Uniуn de Aragуn) — антимонархическое движение знати и горожан на землях Арагонской короны в последней четверти тринадцатого столетия. Его усилия привели к ряду статей, подтверждающих привилегии аристократии и городов, и ограничивающих влияние Арагонского монарха в целом.
Генрих I Толстый
Генрих (Анри, Энрике) Толстый (фр. Henri le Gros; исп. Enrique el Gordo; ок. 1244(1244) — 22 июля 1274, Памплона) — граф Шампани и Бри (Генрих III), король Наварры (как Энрике I Толстый) с 1270 года.
Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265–1321) – итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка.
Данте
В истории многих национальных литератур известны художники слова, которые в наибольшей степени выражают творческий гений своего народа, играя ключевую роль в развитии словесности, языка.
Джованни Боккаччо
Перу Боккаччо принадлежит много произведений - и стихотворных, и прозаических ("Охота Дианы", "Филострато", "Жизнь Данте Алигьери" и др.), но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как автор сборника новелл "Декамерон".
Данте
Данте Алигьери родился середине мая 1265 г. во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и смогли оплатить обучение сына в школе и позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.