И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну — и пылаю;
В пыли влачусь — ив небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю...
...Я жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем жив; со смехом я рыдаю...
Ф. Петрарка
Петрарку с полным правом называют человеком, с которого началась великая эпоха Ренессанса. Младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство. Сонет давал поэтам возможность передавать чувства влюбленного человека, подвергать его анализу, предаваться размышлениям.
Главной книгой Петрарки, работа над которой заняла большую часть его жизни, стала «Книга песен». Из этого произведения мы узнаем о противоречиях, терзавших душу писателя, о его возвышенном чувстве к Лауре. Поэт несколько раз переписывал и дополнял свою книгу перед тем, как она появилась в окончательном виде. Постоянные изменения, которые он вносил в свое произведение, отражают стремление к совершенству и возможности сказать о своих сомнениях.
В любви Петрарки к Лауре заметны веяния поэзии трубадуров, где сквозь условность формы светится искреннее чувство. Но в то же время здесь присутствует элемент философии предшественников поэта, поклонявшихся предмету своей любви, как высшему благу, сравнимому с небесными ценностями. Любовь Петрарки — земная и небесная одновременно. Именно поэтому она лишена гармонии и покоя и наполняет жизнь поэта печалью и страданиями. Но автор не стремится к избавлению от своих мучений.
Лаура для него — недостижимый идеал, совершенство, высшее божество. Она является его суровой повелительницей. Душа поэта живет лишь грезами, и потому он часто ищет утешения в слезах. Однако Петрарка постоянно ощущает божественное присутствие своей возлюбленной, и это наполняет его сердце великим блаженством. Его любовь неизменна, но он постоянно колеблется между надеждой и отчаянием, между радостью и печалью. Он разрывается между возвышенным, духовным чувством и земной любовью, которую считает греховной. Нам открывается напряженная борьба поэта с этим чувством, его стремление подавить в себе недостойные порывы и невозможность отказаться от них. «С одной стороны, меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью», — говорит он.
Петрарка сознает неразрешимость душевного конфликта, ощущает раздвоенность своей психики: «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!» Поэт не может ничего изменить. Изменения приходят лишь со смертью Лауры. Но здесь он сталкивается с новыми противоречиями: его охватывает отчаяние, которое постепенно сменяется просветлением и радостью. Теперь его возлюбленная стала ближе, она смягчилась, шепчет ему слова утешения, осушает его слезы, внимательно выслушивает, ведет его за собой. Она перестала быть недосягаемым божеством, и поэт начинает видеть гармонию в своем чувстве: «Я счастлив был, я в жизни знал блаженство...» Борьба с греховной любовью исчезает сама собой. Но теперь у Петрарки возникают сомнения в допустимости любви к «святой» Лауре. Он просит Деву Марию вымолить у Бога для него прощение за любовь, от которой он все-таки не может отказаться. Лаура становится для него воплощением райского совершенства, воспоминанием, которое он не может не оплакивать.
Противоречивость характера Петрарки звучит во всем его творчестве. Читая его произведения, мы видим перед собой индивидуалиста, охваченного жаждой славы, на первый план выдвигающего свое «я». С другой стороны, это человек, которого терзают сомнения, тяготит груз старой религиозной культуры, который не способен еще освободиться от него. Отсюда возникает конфликт между жизнелюбием и жизнеотрицанием, болезненное недовольство собой, глубокая печаль, которая отбивает стремление ко всякой деятельности. Внутренняя борьба поэта с самим собой ярко отразилась в книге, которую он называл «Моя тайна». По словам самого автора, он написал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. В этой книге он ставит под сомнение истинность своих высших идеалов и ценностей — Любви и Славы. Все эти сомнения и смятение души поэта особенно характеризуют его как человека переходной эпохи, сближая с другими выдающимися поэтами, такими, например, как его соотечественник Данте Алигьери.
Другие работы по теме:
Резервы снижения себестоимости строительной продукции
Резервы снижения себестоимости строительной продукции Ссмр - стоимость строительно-монтажных работ жилого семиэтажного дома с встроенными офисными помещениями по смете №1, общестроительных работ до коэффициента инфляции равного 2,12 равна 18491 т.р.
Шизофрения
Шизофрения (от древнегр. schizo - раскалываю + phren - душа, рассудок) - психическое заболевание, имеющее многообразные проявления, как-то бред, галлюцинации, расстройство аффективных функций, ведущие к слабоумию и утрате индивидуальных черт личности.
Почему русские не улыбаются
Политик без улыбки вызывает недоверие и подозрение в злом умысле против европейского сообщества. А в России никогда бы не избрали на пост Президента улыбающегося человека.
Музыкотерапия
Text Text От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях Graphics
Особенности околоречевого поведения и его влияния на учеников
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника.
Гоголь н. в. - Крестьяне в поэме гоголя мертвые души
Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.
Гоголь н. в. - Гоголевский
Существует знаменитое высказывание относящееся к творчеству. Гоголя смех сквозь слезы. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным. Почему даже в Сорочинской ярмарке одном из самых светлых и веселых произведений.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Смех
Исследования зарубежных ученых, проведенные с помощью новейших методов, включая созданные на компьютерах "модели смеха", показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга.
Высокая тайна любви
Среди восторженных певцов любви выделяется великий итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь.
Смех благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».
В чем причины самоубийства Свидригайлова
Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые.
Засвіт встали козаченьки Маруся Чурай
Автор: Народна творчість. Засвіт встали козаченьки В похід з полуночі, Заплакала Марусенька Свої ясні очі. Не плач, не плач, Марусенько, Не плач, не журися
Принципы комического у Мольера на примере комедии Тартюф
Комедия едва ли не самый трудный жанр литературы. О природе комического эффекта размышляли философы древности и новейшие теоретики искусства, но никто еще не дал исчерпывающего объяснения. Английский драматург Сомерсет Моэм заявил, что «в отношении комедии выдвигать требование реалистичности едва ли разумно.
Смех сквозь слезы в поэме Гоголя Мертвые души 2
Смех сквозь слезы в поэме Гоголя Мертвые души Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя «царем русского смеха». Отвергая «беспутный» смех, рождающийся «от бездельной пустоты праздного времени», Гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку».
Цитатная характеристика Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. «Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Софья «…Он славно Пересмеять умеет всех;
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве
Образ князя Игоря в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас - людей, живущих уже в двадцать первом веке?
Сатира Гоголя
Сатирически изображая дворянство, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ.
Страшное и смешное в романе "Мастер и Маргарита"
Главные действующие лица, чьими именами названа книга появляются ближе к середине повествования. С ними у булгакова связана драматичная и счастливая история великой любви. Несмотря на множество трагичных моментов, роман написан очень живо и смешно.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Арфами, арфами...
Автор: Тичина Павло. Арфами, арфами — золотими, голосними обізвалися гаї Самодзвонними: Йде весна Запашна, Квітами-перлами Закосичена. Думами, думами —
Смешное и грустное в новеллах О. Генри
Автор: Зарубежная литература Американский писатель О. Генри вошел в историю литературы как замечательный мастер юмора и иронии. Подавляющее большинство рассказов О. Генри, в сущности, посвящены самым обычным явлениям жизни так называемых "маленьких американцев". Его герои движимы чувством любви, дружбы, стремлением делать добро, способны к самопожертвованию, тогда как отрицательные персонажи действуют под влиянием ненависти, злобы, стяжательства, карьеризма.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
В чем смысл произведения А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Хоть есть охотники поподличить везде, Да нынче смех страшит И держит стыд в узде. А. Грибоедов Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Слово о полку Игореве и его связь с устным народным творчеством
"Слово о полку Игореве" и его связь с устным народным творчеством Автор: Разное «Слово...» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово...» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
Идейно-художественная роль эпизода "Плач Ярославны"
«Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание.
Акустические средства общения, их связь с внутренними состояниями и особенностями делового парт
Акустические средства общения их связь с внутренними состояниями и особенностями делового партнера Звучание голоса любого человека может рассказать массу интересного о его настроении, психическом здоровье и, что более важно, о том, как этот человек относится к вам. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, а звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53%
Such a Parcel of Rogues in a Nation
Введение 1 «Якобитские реликвии Шотландии» 2 Сюжет 3 Стихи и перевод Such a Parcel of Rogues in a Nation Введение Such a Parcel of Rogues in a Nation (Экая Шайка Разбойников в Стране) — шотландская народная песня, стихи которой взяты из одноимённой поэмы Роберта Бёрнса 1791 года.
Алан Лилльский
Алан Лилльский (Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор» (doctor universalis).
Случевский К.К.
Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам. Его дебют в "Современнике" в 1860 г., восторженно встреченный Ап. Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой.