Жизненный и творческий путь.
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском посёлке Воткинск, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Народные песни – по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского. Народного характера мелодии он слышал и дома: мать композитора играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы.
В десятилетнем возрасте его отдали в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. В эти годы мальчик ещё больше полюбил музыку. После окончания в 1859 году Училища Чайковский вынужден был поступить на службу чиновником и выполнять не интересные и тягостные для него обязанности. В месте с тем стремление к любимому искусству всё росло, и осенью1861 года, не оставляя службы, Чайковский начал заниматься в организованных в тот год при Русском музыкальном обществе в Петербурге музыкальных классах, а затем, в 1862 году, был принят в только что открывшуюся первую русскую консерваторию.
Страстно и целеустремлённо принялся Чайковский за работу, поражая своих учителей усидчивостью, настойчивостью и исключительной трудоспособностью. В консерватории он занимался под руководством А. Г. Рубинштейна и Н. И. Зарембы. Параллельно с занятиями в теоретических классах Чайковский учился игре на флейте и органе, участвовал в ученическом оркестре консерватории. Выполняя огромное количество учебных заданий, он делал отличные успехи и окончил Петербургскую консерваторию в 1865 году с серебряной медалью, присуждённой ему за сочинённую к выпускному экзамену кантату «К радости» на текст Шиллера.
В январе 1866 года, приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. В Москве его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства-
П. М. Садовским, В. И. Живокини (артисты Малого театра), Л. Н. Толстым, В. В. Стасовым, Н. А. Римским - Корсаковым и др. Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.
К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в числе их – оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», три первые симфонии, несколько программных увертюр – фантазий для оркестра (среди них «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини»), три квартета, Первый фортепианный концерт, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года» и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов. В Москве же Чайковским была начата работа над Четвёртой симфонией и оперой «Евгений Онегин» по роману в стихах А. С. Пушкина.
Большая часть произведений московского периода связана с образами русской жизни и природы. В них Чайковский включал подлинные народные песни – русские и украинские. Так, например, записанная им под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынка» вошла в оперу «Воевода». Песня «Сидел Ваня на диване» стала главной темой медленной части Первого струнного квартета. Украинские напевы использованы Чайковским во Второй симфонии Подлинные русские народные песни звучат в финалах Первой и Четвёртой симфоний.
Для значительной части музыки, созданной Чайковским в московский период, характерны светлые, весенние настроения. Нередко в ней проявляется восторженное отношение к жизни (например, в Первом концерте для фортепиано) или же воплощается сердечно-задушевный отклик на поэтические образы природы (цикл «Времена года», первая симфония «Зимние грёзы»). Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний). Однако уже и сочинениям московского периода присущи порой иные настроения: в них выражены неудовлетворённость жизнью, тоска по идеалу, элегическая скорбь, а в отдельных произведениях, как. Например, в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта», музыка достигает подлинного трагизма. Драматичны по своему характеру также созданные в эти годы фантазия «Франческа да Римини», балет «Лебединое озеро» и некоторые романсы.
Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества этих лет: здесь – и лирико-бытовая драма «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина», историко-бытовая опера «Опричник», лирико-комическая опера «Кузнец Вакула». Уже этим ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений. Однако им чаще недостаёт достаточной драматической цельности, завершённости, поэтому некоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а оперу «Кузнец Вакула» в 80-х годах значительно переработал.(1). Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогический и музыкально-критический работе.
Нервное заболевание, вызванное напряжённой работой и личными тяжёлыми переживаниями (неудачная женитьба), послужило причиной отъезда Чайковского в конце 1877года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин».
В 80-х и в начале 90-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам. Так, в 1879 году он создаёт героико-патриотическую оперу «Орлеанская дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет оперы «Мазепа» по поэме Пушкина «Полтава». Следующая опера этого десятилетия – «Чародейка» (1887) по драме И. А. Шпажникова – лирико-трагическая и одновременно народно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия – в 1890 году – появляется выдающееся произведение мировой классики – опера «Пиковая дама» на сюжет Пушкина.
В 80-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. В первое он обращается к жанру симфонической сюиты. Дальнейшее развитие получают симфонии («Манфред» - 1885 г., Пятая симфония – 1888 г.). Появляются новые увертюры («1812 год», «Гамлет»). В начале 80-х годов создано блестящее «Итальянское каприччио» и первое трио(2) для рояля, скрипки и виолончели, посвящённое памяти Н. Рубинштейна. В это же время появляется второй балет Чайковского «Спящая красавица.
Очень разнообразно творчество композитора последних трёх лет жизни. Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинён струнный секстет (3) «Воспоминания о Флоренции». В течении 1891 – 1892 . Опера в новом варианте получила название «Черевички»
2. Произведение для трёх инструментов.
3. Произведение для шести инструментов.
Годов созданы светлая по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. А в 1893 году появилась Шестая или «Патетическая» симфония.
В сочинениях 80 – 90-х годов ведущей чертой музыки Чайковского стало контрастное противопоставление полярных образов: добра и зла, мрака и света, что создаёт напряжённо-драматический характер всего музыкального развития.
В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, через год – почётным членом Русского музыкального общества.
Начиная с 80-х годов его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Одной из самых триумфальных была поездка в Прагу в 1888 году. С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже. В 1891 году с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке.
В 1893 году Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина – в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 года на окраине самого Клина. Ныне в доме, где жил композитор, находится государственный Дом-музей его имени.
В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе Пятую симфонию и балет «Спящая красавица» Там же в 1893 году он написал и последнюю – Шестую симфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 композитор скончался.
Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов.
Список литературы
Е.М.Орлова «Русская музыкальная литература» (3 выпуск) 1981 год
Другие работы по теме:
П.И. Чайковский
Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение современные композиторы. Он был величайшим симфонистом-драматургом, но самым любымим его жанром была опера.
Похождение жука-носорога
Сюжет этой сказки К. Г. Паустовского незамысловат. Пётр Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына.
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Автор: Сочинения на свободную тему Природа в жизни Петра Ильича Чайковского Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».
Пушкин в театре
А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.
Сиверс, Пётр Иванович
Введение 1 Биография Список литературы Сиверс, Пётр Иванович Введение Питер Сиверс (Пётр Иванович) (нидерл. Piter Siuers; 1674(1674), Штаде — 1740, Санкт-Петербург) — русский адмирал голландского происхождения.
Соколов, Пётр Иванович художник
Пётр Иванович Соколов (1753—1791) — исторический живописец. Родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской академии художеств.
Бушнов, Михаил Ильич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ростовский академический театр драмы им. М. Горького 3.2 Фильмография Список литературы
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Зеленые дворянство
Зеленые — русский дворянский род, восходящий к концу XV века. Семён Зеленый подписал грамоту об избрании на престол царя Михаила Федоровича, а потом был дьяком. Генерал-адъютант Александр Алексеевич был министром государственных имуществ. Род Зеленых внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.
Пётр Кнафей
Пётр Кнафе́й (греч. γναφεύς — «сукновал, суконщик», так как в молодости был валяльщиком сукна; V век) — антиохийский патриарх (471—488), монофизит.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Карагеоргиевичи
, Караджорджевичи (серб. Карађорђевићи) — княжеская (1842—1859) и королевская (1903—1941) династия в Сербии и Югославии. Соперничала с династией Обреновичей.
Захарьин, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Михайлович Захарьин (1744[1], Козлов — 13 (24) марта 1799[2], Николаев) — русский писатель, поэт.
Пётр Томский
Пётр Томский (Пётр Алексеевич Мичурин; ум. в начале XIX века) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных, память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Пётр I роман
Введение 1 Краткое содержание 2 Смысл романа Пётр Первый 3 Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа 4 Экранизации Введение Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.
Берхман, Пётр Фёдорович
Берхман, Пётр Фёдорович Пётр Фёдорович Берхман (1749—1803) — генерал-поручик, командир лейб-гренадерского полка, командующий войсками в Санкт-Петербурге.
Балк, Пётр Фёдорович
Балк, Пётр Фёдорович Пётр Фёдорович Балк (1712, Эльбинг — 1762) — генерал-поручик, камергер, кавалер орденов Александра Невского и св. Анны[1]. Представляет третье поколение дворянского рода Балков, сын генерал-поручика Фёдора Николаевича Балка)[2][3][4]. Старший брат — Павел Фёдорович Балк-Полев (1690–1743) — присоединил к своей фамилии, по специальному указу Петра I, фамилию угасшего дворянского рода Полевых, на представительнице которого (М.Ф.Полевой) он женился.
Щербаков, Пётр Петрович
Пётр Петрович Щербаков (7 апреля 1887(18870407)—октябрь 1917) — член президиума профсоюза текстильщиков, участник октябрьского вооружённого восстания в Москве.
Петр Ильич Чайковский 2
Петр Ильич Чайковский. Петр Ильич родился 7 мая 1840 году в Воткинске Вятской губ. ум. 6 ноября 1893 в Петербурге. Он русский композитор, дирижер, педагог, музыкантный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 по 1861 служил чиновником Министерства юстиции, В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепиано у Р.
Геккер, Анатолий Ильич
Введение 1 Биография 2 Награды Геккер, Анатолий Ильич Введение Анатолий Ильич Геккер (25 августа 1888 — 1 июля 1938) — советский военный деятель, комкор.
Кречетников, Пётр Никитич
Пётр Никитич Кречетников (1727 — после 1800) — генерал-майор, Астраханский губернатор. Родился в 1727 году, старший брат генерал-аншефа графа Михаила Кречетникова.
Кишка, Пётр
Пётр Ки́шка Пя́трас Ки́шка (лит. Petras Kiška; ум. 1534) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского из рода Кишек, дрогичинский староста, в 1521—1532 годах — полоцкий воевода, с 1532 года — трокский каштелян и староста Жмудский.
Шрейдер, Пётр Петрович
Шрейдер, Пётр Петрович Пётр Петро́вич Шре́йдер (1770—1824) — генерал-майор. Биография Из дворян Лифляндской губернии. 12 марта 1780 записан сержантом в Бомбардирский полк, 5 апреля 1785 г. вступил в л.-гв. Семеновский полк подпрапорщиком. 21 апреля 1787 переведён поручиком в 4-й батальон Сибирского егерского корпуса.
Денисьев, Пётр Васильевич
Пётр Васи́льевич Дени́сьев (1766 – после 1849), генерал-майор. Биография Из дворян Курской губернии. В службе с 14 апреля 1785 вахмистром в л.-гв. Конном полку. 1 января 1794 выпущен капитаном в Малороссийский гренадерский полк. Воевал в Польше в 1794 г. В 1806-1807 гг. отличился при Прейсиш-Эйлау, Гейльсберге, Фридланде. 13 декабря 1807 произведён в полковники.
Баранов, Пётр Ионович
Баранов, Пётр Ионович (10 сентября (22 сентября) 1892(18920922), Санкт-Петербург — 5 сентября 1933) — советский военный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1912 года.
Засухин, Пётр Алексеевич
Пётр Алексеевич Засухин (9.01.1900—11.01.1918) — красногвардеец Сущевско—Марьинского района Москвы, молотобоец завода Павлова. Биография Родился 9 января 1900 года в городе Медынь, в семье рабочего спичечной фабрики. Отец на фабрике получил увечье, рука попала в станок и вскоре умер. После смерти отца, в 12 лет Пётр пошёл работать на мельницу к помещику.
Каховский, Пётр Демьянович
Каховский, Пётр Демьянович Пётр Демьянович Каховский (1769—1831), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография Из дворян Смоленской губернии. В службу поступил 1 января 1781 г. фурьером в л.-гв. Конный полк, 1 января 1787 г. произведён в вахмистры, в 1788 г. получил чин корнета. 1 января 1790 г. выпущен ротмистром в Малороссийский казачий регулярный полк.
Агниашвили, Пётр Семёнович
Пётр Семёнович (Агниев) Агниашвили (груз. პეტრე სიმონის ძე აღნიაშვილი, 21 января (2 февраля) 1898(18980202), Тбилиси — 31 мая 1937) — грузинский революционер, советский партийный и государственный деятель.
Зубров, Пётр Иванович
Пётр Иванович Зубров (1822, Санкт-Петербург — 9 декабря 1873, Санкт-Петербург) — артист Императорских Санкт-Петербургских театров. Биография Пётр Зубров родился в семье известного петербургского ювелира.
Петр Ильич Чайковский
П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. Чайковский оставил нам свою прекрасную музыку, которая является самой достоверной его биографией.
Собельман Владимир Ильич
Собельман Владимир Ильич - крупный специалист, ученый и педагог в области программирования. Владимир Ильич пренадлежит плеяде талантливых математиков, связавших свою жизнь с вычислительной техникой и программированием.