Личность Владимира Спивакова многогранна: он скрипач, дирижер, руководитель оркестров, а еще — основатель благотворительного фонда и руководитель международных конкурсов и фестивалей.
Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Играл на скрипке с шестилетнего возраста. В 1953 году он поступил в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории. В школе слыл прилежным учеником. Его педагог Л. Сигал добивалась, чтобы скрипка ученика отличалась особым звукоизвлечением. «Надо, чтобы скрипка пела, а не скрипела!» — говорила она. Спиваков, работая, добился того, чтобы звук его скрипки стал «гуще, чувственней и горячее», чем у других.
Закончил он школу-десятилетку уже в Москве. В консерватории учился у Г. Нейгауза, который в свое время вывел в большую музыку таких прославленных исполнителей, как Э. Гилельс, С. Рихтер и Д. Шостакович. Беседы с Нейгаузом не ограничивались только музыкой: это от него Спиваков впервые услышал цитаты из Ницше, Шопенгауэра, Гегеля, которые находились «далеко за пределами марксистской идеологии».
В 1967 году В. Спиваков закончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Ю. Янкелевича, в 1970 — под его же руководством аспирантуру и после первого сольного концерта услышал от преподавателя: «Я счастлив ощущать, что я тебе больше не нужен!» И правда, скоро всем стал ясен огромный талант Спивакова. На молодого музыканта посыпался град премий: в 1965 году он завевал третью премию на Международном конкурсе скрипачей имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже; через два года в Генуе на конкурсе имени Н. Паганини ему досталась 2 премия, в Монреале в 1969 году он выиграл первую премию, на конкурсе имени П. Чайковского в 1970 году его удостоили второй премии.
С 1970 года Владимир Спиваков — солист Московской филармонии. Он гастролировал во многих странах, а в 1975 году начал преподавать в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
В 1979 году он как дирижер возглавил камерный оркестр «Виртуозы Москвы», причем дирижировать начал буквально с нуля, нигде специально этому не обучаясь. Его не покидало внутреннее убеждение, что он сможет... В стремлении дирижировать его поддерживал и Г. Нейгауз, который говорил: «В каждом хорошем музыканте-инструменталисте должен присутствовать дирижер». Спиваков наблюдал, как это делают различные авторитетные для него люди, например, Л. Мазель или И. Гусман.
В начале 80-х годов Спиваков попал в Вену. Его поразила культурная атмосфера камерных концертов австрийской столицы. В Австрии он мог пообщаться со многими прославленными дирижерами, в том числе, Леонардом Бернстайном, который на концерте в Зальцбурге, сыгранном ко дню рождения Моцарта, подарил Спивакову свою дирижерскую палочку.
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» начал репетировать. Сам Спиваков во время концертов не только дирижировал, но и исполнял на скрипке сольные партии. Идея небольшого оркестра, почерпнутая в Вене, целиком захватила его. Это должен был быть оркестр, который мог бы стать центром неформального общения, апробации идей. Спиваков принялся за реализацию задумки, включая в репертуар произведения, которые ему нравились, играя их так, как ему казалось правильным.
На репетициях царила железная дисциплина. «У нас не западный стиль совместной работы, — говорил Спиваков.— У «Виртуозов» бывает известно лишь время начала, но не конца репетиции. Репетиция завершается, когда мы достигаем реального художественного результата». Музыканты подбирались сообразно названию оркестра: любой при необходимости мог выступить в роли солиста. Все это постепенно стало приносить плоды.
После перестройки количество гастролей оркестра «Виртуозы Москвы» резко возросло. Зарубежные критики отмечали высокий уровень концертов. Вот что, например, писала западногерманская газета «Suddeutsche Zeitung»: «Сегодня «Виртуозы Москвы» — один из лучших оркестров мира... По ходу музицирования — ни одной интонационной погрешности!» Да и сам Спиваков характеризовался исключительно как «восхитительный музыкант, увлекающий своих партнеров».
Ведя гастрольную деятельность по всему миру, Спиваков требовал от оркестрантов не только филигранного владения инструментами, но и железной дисциплины. При этом он всегда отличался завидным чувством юмора. Еще в консерватории на студенческом капустнике он показал интермедию об одноруком скрипаче, которому после выступления нечем было придержать смычок, чтобы снять шляпу.
Сегодня камерный оркестр «Виртуозы Москвы» пользуется огромным авторитетом, выступает по всей планете, а постоянная его репетиционная база находится в Испании. Финансирует коллектив испанский король.
Творческая активность Владимира Спивакова просто поражает: только за последние два года записано более 20 компакт-дисков для фирмы «RCA Records», в разных странах проведены мастер-классы, создано несколько благотворительных фондов. На вопрос о том, в чем секрет его активности, скрипач говорит: «Я просто стараюсь сделать как можно больше. Рецепт известен: не уставать помогает смена деятельности. Допустим, после серии выступлений с оркестром я еду в турне с квартетом, затем играю сольный концерт, потом репетирую с «Виртуозами Москвы», дирижирую...»
Творческие идеи приходят к нему порой в самых неожиданных ситуациях. Спиваков рассказывал об одном случае: «Как-то раз в глубинке России, в Перми, в страшный мороз, когда полопались трубы в гостинице, «Виртуозов» после концерта разместили ночевать в детском саду. Я лежал на маленькой кроватке, ноги свешивались... Спали, не раздеваясь. И в холодной ночи я тогда раскрыл впервые партитуру «Коронационной мессы» Моцарта — и меня могуче пронзил этот клич:
«KyrieL» Я сразу влюбился в эту музыку — услышанную, почувствованную в тишине ночи внутренним слухом...»
В середине 90-х Спиваков громко заявил, что не мыслит себя без современной музыки. Ранее он опасался включать в программы сочинения, например, Шнитке, высказываясь по этому поводу так: «Мы все воспитаны — а в советской исполнительской школе в особенности — в трепетном уважении к канонам. Но ведь так можно умереть от почтения!.. Пора перестать бояться!» И он действительно перестал: когда в начале 90-х Альфред Шнитке написал «Пять фрагментов по произведениям Иеронимуса Босха», посвятив их, кстати, самому Владимиру Спивакову, тот с большим энтузиазмом включил произведение в репертуар «Виртуозов Москвы».
В конце декабря 1999 года Спиваков представил в Большом зале Московской консерватории очередной цикл концертов, выступая с «Виртуозами Москвы» и Российским национальным оркестром. В сезоне 1999—2000 годов «Виртуозы Москвы» под управлением Спивакова дали 50 концертов в 11 странах мира.
Большой известностью пользуется Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Стипендиаты фонда за последние годы дали сотни концертов в России и за рубежом. Фонд финансирует программы оздоровления и лечения юных музыкантов, покупает нуждающимся инструменты. Редакцией газеты «Музыкальное обозрение» Владимир Спиваков был номинирован в 2000 году на звание «Музыкант года».
Список литературы
Другие работы по теме:
Митрополит Владимир
Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Митрополит Владимир (в миру Виктор Маркианович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года в с. Марковцы Летичевского района Хмельницкой области Украины в семье крестьянина.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Мой Высоцкий
Автор: Высоцкий В.С. От жизни никогда не устаю... Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий – «обречённый на вечность поэт». О нём можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий – неординарная личность, одарённая натура, талантливый человек.
В.В.Маяковский о назначении поэта и поэзии
Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и Н. А. Некрасову Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям.
Китаев, Владимир Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Дипломатический ранг Список литературы Введение Владимир Сергеевич Китаев (род. 4 мая 1931 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский дипломат, политик, государственный деятель, африканист, востоковед, в 1989—1992 гг. посол СССР и России в Кении.
Басов, Владимир Владимирович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр 2.2 Режиссёр 2.3 Сценарист Список литературы Введение Влади́мир Влади́мирович Ба́сов (Владимир Басов-младший) — советский и российский актёр, кинорежиссёр,сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007)[1].
Днепропетровский областной комитет КП Украины
- орган управления Днепропетровской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Днепропетровская область образована 27 февраля 1932 года из Днепропетровского округа УССР, созданного в 1925 году на территории бывшей Екатеринославской губернии. 17 июля 1932 года из состава Днепропетровской и Харьковской областей была выделена Донецкая область. 10 января 1939 года из состава Днепропетровской области выделена Запорожская область, границы области приобрели современные очертания.
Богин, Владимир Георгиевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Богин Владимир Георгиевич — советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный артист РСФСР (1991)[1], народный артист России (2001)[2].
Лианозовская школа
Лиано́зовская шко́ла Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов существовало с конца 1950-х до середины 70-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Лианозово, куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий.
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Серебренников, Кирилл Семёнович
Введение 1 Биография и карьера 2 Награды 3 Творчество 3.1 Режиссёр театра 3.1.1 Театры Ростова-на-Дону 3.1.2 В театрах Москвы и Санкт-Петербурга 3.2 Режиссёр кино
Президент Словакии
— глава государства в Словакии, осуществляющий в основном церемониальные функции, в частности, назначающий премьер-министра. История Впервые должность президента появилась в Первой Словацкой республике в период Второй мировой войны. Первым и единственным президентом был с 26 октября 1939 до апреля 1945 Йозеф Тисо.
Василенко, Владимир Павлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Павлович Василенко (26 октября 1951 года) — советский и российский актёр театра и кино.
Борисов, Владимир Владимирович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные работы 2.2 Роли в кино 3 Признание и награды Список литературы Введение Владимир Владимирович Борисов (род. 1948) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (2000).
Баталов, Владимир Петрович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные постановки 2.2 Фильмография 2.2.1 Актёрские работы 2.2.2 Режиссёр Введение Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.
Аукштыкальнис, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Роли в кино Список литературы Введение Владимир Викторович Аукштыкальнис — советский и российский актёр театра и кино.Заслуженный артист РСФСР(1980).
Кисленко, Валерий Кириллович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре (текущий репертуар) 3 Роли в кино Введение Валерий Кириллович Кисленко — российский актёр театра и кино. 1. Биография
Вернадский
Владимир Иванович . (1864-1945) Выдающийся ученый, геохимик, минералог, академик. Создал новые науки: геохимию, биогеохимию и радиогеологию. Разработал теорию строения самых распространенных минералов – аминосиликатов. Вернадский выдвинул ряд крупнейших научных проблем, имеющих большое практическое значение, например, изучение редких и радиоактивных элементов, определение роли организмов в геохимических процессах, проблема определения абсолютного возраста пород и т.д.
Дмитревский, Владимир Александрович
Владимир Александрович Дмитревский (настоящая фамилия Демерт ; 19 (31) июля 1820 − 22 января (3 февраля) 1871) — русский драматический актёр Малого театра.
Смирнов, Владимир Мартынович
Владимир Мартынович Смирнов (псевдоним Паульсон , 1876, Псков — 1952, Стокгольм) — большевик, советский дипломат. Биография Родился в семье русского купца и финской шведки Виргинии Карловны Нюгрен. Когда Владимиру было всего четыре года, отец умер. В 1893 году его мать уехала с сыном на свою родину в Финляндию.
Владимир Святославич
Великий князь киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги.
Митрополит Владимир
Биография Митрополита Киевского и всея Украины, предстоятеля Украинской Православной Церкви.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.
Блуд
Боярин и воевода великого князя киевского Ярополка Святославича, считающийся родоначальником дворянского дома Блудовых, которые называют его — Иона Ивещей Блуд.
Собельман Владимир Ильич
Собельман Владимир Ильич - крупный специалист, ученый и педагог в области программирования. Владимир Ильич пренадлежит плеяде талантливых математиков, связавших свою жизнь с вычислительной техникой и программированием.
Владимир Маторин
Солист Большого театра, Народный артист России, бас - один из крупнейших мастеров российской оперной сцены.
Спиваков Владимир Теодорович
Характерные черты исполнительской манеры Владимира Спивакова как скрипача - богатство, красота и объем звука, тонкая нюансировка, глубокое проникновение в авторский замысел, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.