Французский композитор (1832-1918)
Этот композитор укрепил связь оперетты с народной песенностью, причем сделал это убедительно, как никто другой, подчеркнув в музыке национально-бытовые элементы и основав тем самым школу французской народной оперетты. Позже она дала Франции многих интересных авторов. Но значение композитора не исчерпывается только тем, что он сделал для Франции.
Александр Шарль Лекок родился 3 июня 1832 года в Париже. Учился в Парижской консерватории у знаменитых Ф. Бенуа (орган) и Ф. Галеви (композиция). К оперетте Лекок обратился еще студентом: в 1856 году Жак Оффенбах объявил конкурс на лучшую музыку одноактной оперетты по либретто, которое называлось «Доктор Миракль». В конкурсе приняли участие многие студенты, среди которых были Шарль Лекок и Жорж Бизе. Эти двое и поделили первую премию.
Успех настолько окрылил Шарля Лекока, что после окончания консерватории он решил целиком посвятить себя жанру оперетты.
Лекок был весьма плодовитым автором. Всего он написал свыше 50 сценических произведений — опер, оперетт, водевилей. Вот первые его творения: «Huis clos» («При закрытых дверях», 1859), «La baiser a la porte» («Поцелуй у двери», 1864), «La cabaret de Ramponneau» («Кабачок Рампоно», 1867).
Впрочем, первые творения, как это часто бывает, не принесли их автору большой известности. Композитор еще не нащупал закономерности, которые заставляли бы публику рыдать и смеяться, жалеть обиженных и выплескивать проклятия на отрицательных персонажей, на сцене вытворяющих то, что зритель видит вокруг себя в повседневной жизни.
Первым действительно популярным сочинением молодого автора стала трехактная оперетта «Fleur de the» («Чайный цветок»), поставленная в 1868 году. И все-таки это был еще не настоящий успех...
Настоящий успех пришел к Лекоку пять лет спустя. В 1872 году в Брюсселе состоялась премьера его оперетты «La fille de madame Ango» («Дочь мадам Анго»). Это был не просто успех — это был настоящий триумф, ошеломивший даже самого композитора.
Одна из наиболее весомых причин триумфального шествия по сценам «Дочери мадам Анго» крылась в правильно выбранном сюжете. Издавна во французских комических операх бытовал образ мадам Анго, умной и расчетливой рыночной торговки. Образ этой женщины кочевал из пьесы в пьесу в качестве главной героини еще с XVIII века. Подлинно народный персонаж, простая женщина, мадам Анго обладала трезвым, специфическим умом, здоровым чувством юмора и вытекающими из этих черт характера и образа жизни недостатками.
В оперетте Лекока зритель увидел на сцене не саму мадам Анго, а ее дочь — молоденькую Клеретгу. Унаследовав от матери лучшие черты характера, юная девушка не переняла плохие. Поэтому зрителям было приятно отождествлять «новую Францию» именно с таким персонажем. Народ валом валил на оперетту. И парижская премьера, состоявшаяся через два года после брюссельской, стала подлинным событием национального масштаба. Славе Лекока способствовало и то, что характеры всех персонажей ему удалось весьма выразительно отобразить музыкальными средствами. Это от оперетты и требовалось: броскость, доходчивость, понятные простому зрителю, демократичность, верность жанру — и вместе с тем оригинальность, внесение в жанр чего-то нового.
Оперетта Лекока «Дочь мадам Анго» стала логическим продолжением французской комической оперы, ее атмосфера выгодно отличалась от вакхической атмосферы оперетт Оффенбаха, и Лекок мог причислить это к своим творческим находкам.
Оперетта принесла Шарлю Лекоку мировую славу, но подлинный успех ее ждал именно во Франции, с которой, как уже было сказано, олицетворяли главную героиню. Французам нравился поэт Анж Питу, распевающий песенки о свободе. Припев «Мадам Анго нашла бы лучший ход!» охотно подхватывал весь зал, ведь эти слова косвенно прославляли Францию...
Окрыленный успехом, Лекок написал в 1876 году новую оперетту, которую назвал «Жирофле-Жирофля». Премьера состоялась одновременно в Париже и Брюсселе. Она окончательно закрепила репутацию композитора как выдающегося мастера жанра. Дальнейшие произведения этого композитора стали очередными ступеньками вверх по лестнице признания: оперетта «Les cent vierges» («Зеленый остров или Сто дев») потеснила даже творения знаменитого Оффенбаха. Критики признавали, что «Зеленый остров» изменил сам путь, по которому развивалась французская оперетта. Такой же оценки заслуживали и две последующие оперетты Лекока. Один из критиков в 1875 году писал: «В «Герцогине Герольштейнской» и «Прекрасной Елене» в десять раз больше таланта и остроумия, чем в «Дочери Анго», но «Дочь Анго» будут с удовольствием смотреть и тогда, когда постановка первых двух будет невозможна, потому что «Дочь Анго» — законная дочь старой французской комической оперы, первые же — незаконнорожденные дети ложного жанра».
Говоря иными словами, все дело в преемственности. Нет слов, Лекоку импонировало признание его как «творца национальной оперы». После того, как слава нашла его, он позволил себе прибегнуть к наработанным штампам, и новые оперетты, которые выходят из-под его пера, уже не становятся такими открытиями, как «Дочь мадам Анго». И тем не менее во всех его опереттах присутствуют мелодичность, жизнерадостность и лиризм. Вот наиболее удачные оперетты Лекока последующего периода: «La petite Mariee» («Маленькая новобрачная», 1875), «Le petit due» («Маленький герцог») и «Камарго» (обе— 1878), «Le coeur et la main» («Сердце и рука», 1882), «La princesse des Canaries» («Принцесса Канарских островов», 1883), «Али Баба» (1887).
Шарль Лекок писал оперетты вплоть до 1910 года. Количество их действительно впечатляет. И все-таки постановка вдохновения на конвейер, поточное сочинительство далеко не лучшим образом отразились на многих произведениях композитора. Постепенно слава Лекока как создателя искрометных мелодий померкла. К тому же с возрастом его стало подводить здоровье. В последние годы жизни Лекок был болен и наполовину парализован, прикован к постели. Скончался композитор в Париже 24 октября 1918 года. Кроме оперетт, его творческое наследие составляют балеты «Barbe bleu» («Синяя борода», 1898), «Le cygne» («Лебедь», 1899), пьесы для оркестра, хоры и различные фортепианные произведения.
Список литературы
Другие работы по теме:
Физик Кулон Шарль Огюстен
Основные годы жизни Шарля Огюстена Кулона. Краткая характеристика научной деятельности ученого, основные заслуги в области военной инженерии и физики, ученые степени и звания, главные его открытия и понятия. Активное участие в жизни Академии наук.
Бутми, Жоссе
Жоссе Бутми (фр. Josse Boutmy, полное имя Шарль Жозеф Бутми; 1697—1779) — бельгийский композитор, органист и клавесинист эпохи барокко. Бутми заявил о себе как о выдающемся музыканте, работая в Брюсселе. Он служил при дворе у принца Турн-и-Таксис (1736) и в Королевской Капелле Брюсселя (1744—1777)[1].
Перро Шарль
(1628 — 1703) Родился 12 января. Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.
Красная Шапочка
Автор: Перро Шарль. В деревне живет маленькая девочка, любимая мамой и бабушкой, которая сшила ей красную шапку. Однажды Красная Шапочка несла бабушке гостинцы (пироги, горшочек свежего масла) и встретила волка. Узнав, куда направляется девочка, он первым добежал до бабушки, сьел старушку, переоделся в ее одежду и улегся в кровать.
Золушка
Автор: Перро Шарль. Новая жена почтенного человека невзлюбила его добрую и красивую дочь. Отца девушки мачеха держала под каблуком, поэтому Золушка, за которую некому было заступиться, была у злой женщины и двух ее дочерей на правах служанки, а все свободное время проводила на ящике с золой. Когда король устроил бал, разодетые сестры поехали во дворец.
Спящая красавица
Автор: Перро Шарль. На день рождения принцессы пригласили семеро фей, а одну обошли приглашением, так как думали, что ее уже нет в живых. Когда незваная гостья все же пришла, ее посадили за стол вместе со всеми, но золотого ящичка с прибором на ее долю не осталось. Молодая фея заволновалась, что обиженная волшебница преподнесет новорожденной плохой дар и спряталась в комнате принцессы.
Пряничный домик
Автор: Перро Шарль. В один воскресный день дети из очень бедной семьи заблудились в лесу и набрели на пряничный домик с садом из конфет и лимонадным фонтаном. Лакомясь, они не заметили хозяйку дома — ведьму. Она схватила детей, но прежде чем съесть, решила откормить тощего Жана. Одо время им удавалось обманывать ведьму с помощью тонкой палочки, которую Жан просовывал на просьбу ведьмы показать свой палец; когда обман раскрылся, старуха решила тут же приготовить растолстевшего мальчика в печи, но никак не могла засунуть его в печь.
Мальчик-с-пальчик
Автор: Перро Шарль. В голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни — по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда.
Волшебница
Автор: Перро Шарль. У вдовы было 2 дочери: старшую, похожую на мать лицом и злым нравом, она любила, а младшую — умницу и красавица — нет. Младшая дала напиться фее, и та одарила девушку чудом: слова красавицы превращались в драгоценности. Мать отправила туда же старшую, но та лишь нагрубила фее, и получила в презент слова, которые превращались в жаб и змей.
Принцы крови
Принцы (королевской) крови (princes du sang) — законорожденные потомки в мужском колене французских королей дома Капета, которые по салическим законам потенциально могли унаследовать престол. Титул впервые появился в XIV веке и вошёл в широкое употребление в XVI веке для обозначения потомков Людовика Святого по мужской линии.
Маршал, мы здесь
— фр. Marйchal, nous voilа ! — песня в честь маршала Петена, автор слов — Андре Монтагар (1888—1963), авторы музыки — Андре Монтагар (Andre Montagard) и Шарль Куртью (Charles Courtioux)[1]. Во время Режима Виши песня исполнялась на официальных мероприятиях сразу после «Марсельезы» (гимна Франции). После того, как немцы потребовали запретить «Марсельезу», песня стала фактическим гимном Франции.
Монтолон, Шарль-Тристан
Введение 1 Биография 2 Версия Стена Форсхувуда Введение Шарль-Тристан де Монтолон (фр. Charles-Tristan de Montholon) (1783 — 1853) — адъютант Наполеона I, последовал за низложенным императором на остров Святой Елены.
Лагранж, Шарль
Связать Шарль Лагранж (фр. Charles Lagrange; [28.4. 1804, Париж — 22.12. 1857, Лейден) — французский революционер, служил в морской артиллерии. В июле 1830 Лагранж был в числе сражавшихся на баррикадах. Примкнув к обществу прав человека, принимал активное участие в организации революционного движения в Лионе (1834).
Ронсен, Шарль Филипп
Шарль Филипп Ронсен (фр. Charles Philippe Ronsin, 1 декабря 1751(17511201), Суассон — 24 марта 1794, Париж) — французский государственный и военный деятель, один из вождей Великой французской революции, один из руководителей эбертистов, дивизионный генерал, драматург.
Месье титул
Введение 1 Принцы, носившие титул Месье 3 Другое Список литературы Введение Месье́, мсьё или мось́е[1] (фр. Monsieur, Messieurs) — титул представителя королевского дома Франции в период Старого Режима. Титул «Месье» давался родному брату короля Франции следующему за ним по старшинству.
Сансон, Шарль Анри
Шарль Анри Сансон (1739 или 1740—1804) — потомственный палач из династии Сансонов. Шарль Анри Сансон — сын палача Шарля Жана-Батиста Сансона и его первой жены Мадлен Тронсон. В 1754 году, после того как его отца поразил паралич, вынужден был исполнять его обязанности. Он ещё в отрочестве с ужасом убедился, что ему придется стать палачом, подобно отцу и дедам.
1758 год
1758 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. События Астроном Шарль Мессье начал составление своего каталога.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Суассон, Карл де Бурбон
Шарль де Бурбон, граф Суассонский (фр. Charles de Bourbon-Soissons; 3 ноября 1566(15661103) — 1 ноября 1612) — французский принц крови, младший сын 1-го принца Конде, видный полководец последних Религиозных войн. В разные годы наместничал в Бретани (1589), Дофине (1602) и Нормандии (1610), а также в Новой Франции.
Маркс, Шарль
План Введение 1 Молодость 2 Доктор 3 Война 4 Министр 5 Труды Введение Луи́ Шарль (Луи́с Карл) Ма́ркс (люксемб. Louis Charles Marx, 26 июля 1903, Люксембург — 13 июня 1946, Ла Ферте-су-Жуар, Франция) — врач, руководитель Коммунистической партии Люксембурга, участник Сопротивления, министр правительства национального единства.
Мёнье де ла Плас, Жан Батист
Введение 1 Военная служба 2 Изобретение дирижабля Введение Жан Батист Мари Шарль Мёнье (фр. Jean-Baptiste Marie Charles Meusnier de la Place) (19 июня 1754, Тур — 13 июня 1793, Майнц-Кастель), французский математик, дивизионный генерал. Считается изобретателем дирижабля.
Адан, Адольф Шарль
Адольф Шарль Адан (Адам) (фр. Adolphe Charles Adam; 24 июля 1803, Париж, Франция — 3 мая 1856, Париж, Франция) — французский композитор, автор опер и балетов[1]. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Ин-та Франции с 1844 года.
Д Эстре, Луи-Шарль-Цезарь Ле Телье
Луи-Шарль-Цезарь Ле Телье, шевалье де Лувуа, маркиз де Куртанво, герцог д’Эстре (фр. Louis-Charles-Cйsar Le Tellier, chevalier de Louvois, marquis de Courtanvaux, duc d’Estrйes; 2 июля 1695(16950702) — 2 января 1771) — французский маршал, один из командующих французскими войсками в Германии в Семилетней войне
Леконт де Лиль, Шарль Мари Рене
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Библиография Введение Шарль Мари́ Рене́ Леко́нт де Лиль (фр. Charles Marie Renй Leconte de Lisle, 22 октября 1818 — 17 июля 1894) — французский и реюньонский поэт, глава Парнасской школы.
Барбару, Шарль Жан Мари
Шарль Жан Мари Барбару (фр. Charles Jean Marie Barbaroux, 6 марта 1767, Марсель — 25 июня 1794, Бордо) — французский политический деятель, один из выдающихся жирондистов.
Роган-Субиз, Шарль де
Шарль де Роган, принц де Субиз (фр. Charles de Rohan, prince de Soubise; 16 июля 1715(17150716) — 4 июля 1787) — французский военачальник и государственный деятель из дома Роганов, маршал Франции (19 октября 1758 года), главнокомандующий французской армией в Европе во время Семилетней войны.
Гуно, Шарль Франсуа
Шарль Франсуа Гуно́ (фр. Charles Franзois Gounod; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор (опера «Фауст»). Биография 17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей.
Линь, Шарль-Жозеф де
Линь, Шарль-Жозеф де Шарль-Жозеф де Линь (фр. Charles-Joseph de Ligne; 23 мая 1735(17350523), Брюссель — 13 декабря 1814, Вена) — принц (или князь), австрийский фельдмаршал и дипломат из рода Линей, сподвижник Потёмкина.
Карл IV де Бурбон
Шарль IV де Бурбон де ла Марш (фр. Charles de Bourbon; 2 июня 1489, Вандом, Франция — 25 марта 1537, Амьен, Франция) — старший сын Франсуа де Бурбона, графа де Вандома и Марии де Люксембург, графини де Сен-Поль. После смерти отца (1495) всеми владениями родителей распоряжалась его мать, а Шарль поступил в услужение к Людовику XII, который для него возвёл Вандом в степень герцогства (1514).
Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский
Шарль (Карл)-Фердинанд, герцог Беррийский (24 января 1778, Версаль — 14 февраля 1820, Париж). Второй сын графа Карла д’Артуа, будущего короля Карла X, и Марии-Терезы Савойской.
Шарль Броун-Секар
Броун-Секар, Шарль Эдуар (Brown-S quard, Charles duard) (1817–1894), французский физиолог и невропатолог.
Шарль Луи Альфонс Лаверан
Лаверан, Шарль Луи Альфонс (Laveran, Charles Louis Alphonse) (1845–1922), французский врач и эпидемиолог, удостоенный в 1907 Нобелевской премии по физиологии и медицине за изучение малярии и других эпидемиологических заболеваний.
Шарль Бонне
Бонне, Шарль (Bonnet, Charles) (1720–1793), швейцарский натуралист и философ. Родился 13 марта 1720 в Женеве. Изучал право, в 1743 получил докторскую степень, но позднее заинтересовался естественной историей.
Филипп Шарль Луи
Филипп Шарль Луи (Philippe, 1874—1909) — французский писатель, сын бедного сапожника. Несмотря на крайнюю скудость средств, получил среднее образование. Поселившись в 1895 в Париже, терпел большую нужду, был некоторое время чернорабочим.