12. Система газотурбинного наддува
12.1 Основные сведения о системе газотурбинного наддува
Одним из перспективных способов форсирования ДВС является применение наддува. Увеличение количества воздуха, поданного в цилиндры двигателя, то есть их массового наполнения, даёт возможность подавать большее количество топлива, тем самым, повышая эффективную мощность двигателя. Практически это осуществляется посредством повышения плотности воздушного заряда поступающего в цилиндры, то есть посредством наддува
Наибольшее распространение получили системы газотурбинного наддува или т.н. комбинированные двигатели со свободным турбокомпрессором (с газовой связью). В качестве нагнетателей как правило, применяют центробежные компрессоры. Их привода используются центростремительные, реже осевые турбины. Основными достоинствами системы газотурбинного наддува являются:
Отсутствие потерь эффективной мощности на привод компрессора.
Использование энергии отработавших газов.
Однако у неё есть ряд недостатков, основными из которых являются два.
На долевых нагрузках ввиду малой энергии отработавших газов мощность турбины резко падает, из-за чего снижается давление наддува. В некоторых случаях оно становится меньше давления газов в выпускном коллекторе, что приводит к ухудшению качества продувки и газообмена в целом. В ДВС с механической связью недостаток мощности турбины компенсируется мощностью, отбираемой от поршневого двигателя.
Более низкие пусковые качества и приемистость. Это вызвано тем, что в периоды пуска и приема нагрузки двигателя вал турбокомпрессора из-за инерции раскручивается медленно, а значит, медленно повышается и давление.
Устранение данного недостатка, связанного с пониженной приёмистостью, предлагается выполнить путём установки двух турбокомпрессоров с роторами меньшей массы и габаритов, а, следовательно, обладающих меньшим моментом инерции, обслуживающих каждый из рядов отдельно, взамен одного общего обслуживающего все цилиндры. При этом время разгона ротора турбокомпрессора значительно сокращается.
Турбокомпрессора устанавливаются на торцах блоков цилиндров с помощью кронштейнов. Нагнетаемый компрессорами воздух направляется в общий охладитель наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода – воздух». Хладагентом служит вода системы охлаждения. После ОНВ воздух направляется в цилиндры двигателя. Охлаждение наддувочного воздуха снижает теплонапряжённость деталей двигателя, увеличивает массовое наполнение цилиндра свежим зарядом, а следовательно улучшает процесс сгорания.
Частота вращения турбокомпрессора комбинированного двигателя находится в пределах от 10000 до 130000 мин-1 (это значит, что лопатки турбины на периферии имеют линейную скорость близкую к скорости звука).
Основным элементом турбокомпрессора является ротор, состоящий из рабочих колес турбины и компрессора, объединенных жесткой осью.
После воздушного фильтра воздух попадает во входное устройство, выполненное в виде сужающегося канала и служащее для предотвращения срыва воздушного потока на входе в рабочее колесо. Вращающийся направляющий аппарат (ВНА), представляющий собой отогнутую переднюю часть лопаток рабочего колеса. ВНА служит для изменения направления воздушного потока на входе в рабочее колесо и уменьшения таким образом аэродинамических потерь.
В рабочем колесе воздуху сообщается кинетическая и потенциальная (в виде давления) энергия. При его вращении под действием центробежных сил воздух по каналам, образованным лопатками, перемещается к периферии колеса. Каналы спрофилированы т.о. что абсолютная скорость потока возрастает, а относительная остаётся практически неизменной.
Кинетическая энергия на выходе колеса составляет обычно около половины общей энергии потока, поэтому для превращения ее в энергию давления за рабочим колесом устанавливают безлопаточный диффузор, представляющий собой кольцевую щель увеличивающегося сечения. При движении воздуха в нём вследствие непрерывного увеличения площади проходного сечения скорость потока падает, а давление возрастает.
За безлопаточным щелевым диффузором возможна установка лопаточного диффузора, который представляет собой набор неподвижных лопаток в которых происходит дальнейшее торможение потока и его подкручивание с целью сокращения пути в воздухозборной улитке и уменьшения тем самым аэродинамических потерь на трение
Отработавшие газы из выпускного коллектора двигателя попадают в газосборную улитку турбины. Проходя по постепенно сужающемуся внутреннему каналу, они ускоряются. После газосборной улитки отработавшие газы попадают в сопловой аппарат, где скорость их также увеличивается, кроме того, происходит их подкручивание в направлении вращения рабочего колеса.В рабочем колесе турбины кинетическая энергия газового потока преобразуется в механическую работу на валу турбины.
12.2 Расчет энергетического баланса поршневой части компрессора и турбины агрегата наддува
Производится расчет турбокомпрессора обслуживающего блок объединяющий 4 цилиндра, 4-х тактного 8 цилиндрового дизельного двигателя. Эффективная мощность Nе=254 кВт, частота вращения коленчатого вала n = 2000 об/мин, ход поршня S = 125 мм, диаметр цилиндра D = 115 мм.
Исходные данные для расчёта турбокомпрессора принимаются:
– удельный эффективный расход топлива ge=203 г/(кВтч);
– эффективный КПД е=0,42
– давление наддува pk=0,2 МПа;
– температура отработавших газов Тr=810 К;
– температура окружающего воздуха Т0=293 К;
– давление окружающего воздуха p0=0,101МПа;
– низшая теплота сгорания QH=42,44 МДж/кг;
– коэффициент избытка воздуха =1,6;
– количество воздушной смеси М1=0,948 кмоль/кг;
Определяем требуемый расход воздуха через компрессор
gеNеM1в
Gв= , кг/с (12.1)
3600k
где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;
в относительная молекулярная масса воздуха, кг/кмоль.
М1 – количество воздушного заряда, кмоль/кг;
gе – удельный эффективный расход топлива, г/кгК;
k – число турбокомпрессоров на двигателе.
Принимаем: в=28,97 кг/кмоль, k=2
0,2032540,94828,97
Gв= = 0,196 кг/с
36002
Работа адиабатного сжатия в компрессоре
k
lад.к.= RвTo((k-1)/k-1), Дж/кг (12.2)
k-1
где степень повышения давления;
k показатель адиабаты для воздуха;
Rв газовая постоянная воздуха, Дж/(кгК);
To температура окружающей среды, К.
=Pк/Po (12.3)
где Po давление окружающей среды.
Принимаем Po =0,101 МПа.
=0,2/0,101=1,98
Принимаем k=1,4; Rв=287 Дж/(кгК); Тo=293 К.
1,4
lад.к.= 287293(1,98(1,4-1)/1,4-1)=63441 Дж/кг
1,4-1
Действительная удельная работа сжатия воздуха в компрессоре
lад.к.
lд.к.= , Дж/кг (12.4)
ад.к.
где ад.к. – адиабатный КПД компрессора.
Принимаем ад.к.=0,70.
63441
lд.к.= –– =90630 Дж/кг
0,7
Мощность необходимая на привод компрессора
Nк=Gвlд.к. 10-3, кВт (12.5)
Nк=0,1969063010-3=17,75 кВт
Мощность необходимая на турбины
Nк
Nт= , кВт (12.6)
мех
где мех – механический КПД турбокомпрессора.
Принимаем мех=0,97.
17,75
Nт= =18,49 кВт
0,96
Расход отработавших газов через турбину
gеNе
Gт= (1+M1г), кг/с (12.7)
3600
где г – относительная молекулярная масса отработавших газов, кг/кмоль.
Принимаем г=28,97 кг/кмоль.
0,203127
Gт= (1+0,94828,97)=0,203 кг/с
3600
Удельная работа адиабатного расширения отработавших газов в турбине
lад.к. Gв
lад.т.= , Дж/кг (12.8)
ад.т. Gт
где ад.т. – адиабатный КПД турбины.
Принимаем ад.т.=0,74.
90630 0,196
lад.т.= =118200 Дж/кг
0,74 0,203
12.3 Газодинамический расчет и профилирование одноступенчатого центробежного компрессора
Основные параметры ступени и параметры на входе в компрессор
Полное давление на входе в компрессор в сечении А-А
Pа*=Po-Pвф, МПа (12.9)
где Pвф – потери давления в воздушном фильтре, МПа.
Принимаем Pвф=0,004 МПа.
Pа*=0,101-0,004=0,0097 МПа
Статическое давление на выходе из компрессора
Pk’=Pk+Pk, МПа (12.10)
где Pк – потери давления во впускном коллекторе, МПа.
Принимаем Pк=0,003 МПа.
Pk’=0,2+0,003=0,203 МПа
Ориентировочная окружная скорость, обеспечивающая требуемое повышение давления в компрессоре
U2ор=(Pk’+0,1)103, м/с (12.11)
U2ор=(0,203+0,1)103=303 м/с
Принимаем U2ор=310 м/с
Скорость воздушного потока на входе в компрессор (А-А)
Cа=(0,15…0,30)U2ор, м/с (12.12)
Cа=0,2310=60 м/с
Плотность воздуха в сечении А-А
Pа*106
а= , кг/м3 (12.13)
RвTа*
где Rв – газовая постоянная воздуха, Дж/(кгК);
Тa* – температура заторможенного потока, К.
Принимаем Тa*=Тo=293 К.
0,097106
а= =1,165 кг/м3
287293
Объемный расход воздуха через компрессор
Gв
Vа= , м3/с (12.14)
а
0,196
Vа= =0,168 м3/с
1,165
Ориентировочный диаметр рабочего колеса компрессора
4Vа
D2ор= , м (12.15)
U2ор
где Ф – коэффициент расхода.
Принимаем Ф=0,09.
40,168
D2ор= =0,087 м
3,140,09310
В соответствии с ГОСТ 9658-81 выбираем ближайший к рассчитанному D2ор центробежный турбокомпрессор ТКР – 8,5 : диаметр рабочего колеса компрессора D2=0,085 м.
Коэффициент расхода соответствующий принятому диаметру рабочего колеса
4Vа
= , (12.16)
D22U2ор
40,168
= =0,09
3,140,0852310
Число лопаток рабочего колеса компрессора
Zk =12…30 (12.17)
Принимаем Zk =12.
Расчет профиля рабочего колеса компрессора
Относительный диаметр рабочего колеса в сечении 1-1
22
D1w1min= Do2+ , (12.18)
3 1212
где Do – втулочное отношение;
1 – коэффициент сжатия воздушного потока;
1 – коэффициент стеснения потока на входе в колесо.
Принимаем Do=0,2; 1=0,88; 1=0,9.
20,092
D1w1min= 0,22+ =0,579
0,8820,92
Диаметр входа в рабочее колесо
D1=D2D1w1min, м (12.19)
D1=0,0850,579=0,049 м
Принимаем D1=0,05 м.
Относительный диаметр колеса на входе
D1
D1= , (12.20)
D2
0,05
D1= =0,588
0,085
Рис.12.1 Профиль рабочего колеса компрессора
Диаметр втулки рабочего колеса
Do=D2Do, м (12.21)
Do=0,0850,2=0,017 м
Относительный диаметр втулки колеса к диаметру на входе
Do =0,3…0,6 (12.22)
D10,017
= 0,34
0,05Рис. 12.2 Рабочее колесо компрессора
Относительный средний диаметр входа в рабочее колесо
1 D12+Do2
D1ср= , (12.23)
D2 2
1 0,052+0,0172
D1ср= =0,44
0,085 2
Коэффициент уменьшения теоретического адиабатного напора
1
= , (12.24)
2 1
1+
3 Zk 1-D1ср2
1
= =0,844
2 3,14 1
1+
3 14 1-0,442
Коэффициент адиабатного напора ступени
Hk= (f+)ад.к., (12.25)
где f – коэффициент дискового трения;
Принимаем f =0,03.
Hk= (0,03+0,844)0,7=0,61
Окружная скорость на выходе из рабочего колеса
lад.к.
U2= , м/с (12.26)
63441
U2= =322 м/с
0,61
Уточнение коэффициента расхода
4Vа
= , (12.27)
D22U2
40,168
= =0,091
3,140,0852322
Погрешность коэффициента расхода составляет 1,,0 %.
Определение площади входного сечения
(D12-Do2)
F1= , м2 (12.28)
4
3,14(0,052-0,0172)
F1= =1,73710-3 м2
4
Определение полного давления во входном сечении
P1*=вхPа*, МПа (12.29)
где вх – коэффициент полного давления.
Принимаем вх=0,98.
P1*=0,980,097=0,095 МПа
Безразмерная плотность потока
Gв T1*
q1*= , (12.30)
mP1*F1
где T1*=То.
m= 0,397
0,196 293
q1*= =0,512
0,3970,95104 1,73710-3
Определяем параметры торможения потока воздуха на входе
(сечение 1-1) 1, 1, 1, 1
Принимаем 1=0,9807; 1=9342; 1=0,9525; 1=0,34.
Определение параметров потока в сечении 1-1
C1=a1кр, м/с (12.32)
2kRвT1*
а1кр= , м/с (12.33)
k+1
21,4287293
а1кр= =313,3 м/с
1,4+1
C1=0,34313,3=106,5 м/с
T1=1T1*, К (12.34)
T1=0,9807293=287 К
P1=1P1*, МПа (12.35)
P1=0,93420,095=0,0887 МПа
1=11*, кг/м3 (12.36)
1=0,95251,165=1,117 кг/м3
Потери потока во входном патрубке
с12
Lгвх=1 , Дж/кг (12.37)
2
где – коэффициент учитывающий форму входного патрубка.
Принимаем 1=0,12.
106,52
Lгвх=0,1 =567,1 Дж/кг
2
2.2.17 Показатель процесса расширения во входном патрубке
mвх k Lrвх
= - , (12.38)
mвх-1 k-1 RвT1*(1-1)
mвх 1,4 567,1
= - =3,856
mвх-1 1,4-1 287293(0,9807-1)
Коэффициент восстановления давления торможения
1mвх/(mвх-1)
вх= , (12.39)
1k/(k-1)
0,98073,856
вх= =1
0,98071,4/(1,4-1)
Погрешность коэффициента восстановления давления торможения составляет 1,0 %.
Профилирование одноступенчатого рабочего колеса компрессора
Определение направления относительной скорости W1 на входе в колесо
C11=arctg(), (12.40)
U2D1
106,5
1=arctg ( ) = 29,36
3220,588
C10=arctg(), (12.41)
U2D0
106,50=arctg () =58,84
3220,2
C1
ср=arctg(), (12.42)
U2Dср
106,5ср=arctg () = 37
3220,439
Рис. 12.3 Диаграмма скоростей
Определение направления входных кромок лопаток
л1=1+i1, (12.43)
л0=0+i0, (12.44)
лср=ср+iср, (12.45)
Принимаем i1=i0=iср=2°.
л1=29,36+2=31,36
л0=58,85+2=60,85
лср=37+2=39
Определение коэффициентов стеснения
1Zk
ст1=1- , (12.46)
D1D2sin(л1)
0Zk
ст0=1- , (12.47)
D0D2sin(л0)
срZk
стср=1- , (12.48)
DсрD2sin(лср)
где 1 – толщина лопатки на выходе, мм;
0 – толщина лопатки у основания, мм;
ср – толщина лопатки на среднем диаметре, мм.
Принимаем 1=0,8 мм;0=1,2 мм;ср=1,0 мм.
0,000814
ст1=1- =0,863
3,140,5880,085sin(31,36)
0,001214
ст0=1- =0,64
3,140,20,085sin(60,85)
0,00114
стср=1- =0,813
3,140,4390,085sin(39)
Проверяем значение D1W1min
22
D1w1min= Do2+ , (12.49)
3 12ст12
20,092
D1w1min= 0,22+ = 0,573
3 0,952520,8632
Окружная скорость на наружном и среднем диаметре
C1
W1’= ()2 +(D1U2)2, м/с (12.50)
ст1
106,5
W1’= ()2 +(0,588322)2=228 м/с
0,836
C1
Wср’= ()2 +(DсрU2)2, м/с (12.51)
ст ср
106,5
Wср’= ()2 +(0,439322)2=193 м/с
0,81
Максимальное число Маха
W1’
MW’ср= , (12.52)
20,1 T1
228,2
MW’ср= =0,67
20,1 287
Расходные скорость и коэффициент на входе в колесо с учетом стеснения
C1*
Cср’= , м/с (12.53)
стср
106,5
Cср’= =131,5 м/с
0,81
Cср’
1’= , (12.54)
U2
131,5
1’= = 0,4
322
Расходные скорости и коэффициент расхода на выходе из рабочего колеса с учетом стеснения
Cr2’=(0,7…1)Cср’, м/с (12.55)
Cr2’=0,8131,5=105,2 м/с
Cr2’
2’= , (12.56)
U2
105,2
2’= =0,33
322
Промежуточный условный диаметр
D1”=1,02D1, м (12.57)
D1”=1,020,05=0,051 м
Скорость в сечении 1"-1"
Cср’+Cr2’
Cr1”= , м/с (12.58)
2
131,5+105,2
Cr1”= =118,4 м/с
2
Высота лопатки в сечении 1"-1"
Gв
l1”= , м (12.59)
1”Cr1”(D1”-Zk”)
где " – толщина лопатки, м.
Принимаем 1” =1=1,11; ”=0,0011 м.
0,196
l1” = =0,01 м
1,11118,4(3,140,051-140,0011)
Абсолютная скорость на выходе из колеса
C2’= Cr2’2+(U2) 2, м/с (12.60)
C2’= 1052+(0,844322)2=291 м/с
Относительная скорость на выходе из колеса
W2’= Cr2’2+((1-)U2)2, м/с (12.61)
W2’= 1052+((1-0,844)322)2=117 м/с
Диффузорность колеса
Wср’ 193
= =1,65
W2’ 117
Полученное значение меньше 1,8.
Потери напора в предкрылке (между сечениями 1-1 и 1"-1" )
Wср’2
Lr1=1 , Дж/кг (12.62)
2
Принимаем 1=0,12.
1932
Lr1=0,12 =2235 Дж/кг
2
Потери потока в радиальной звезде
Cr2’2
Lr2= , Дж/кг (12.63)
2
Принимаем =0,12.
118,42
Lr2=0,12 –– =841 Дж/кг
2
Потери на работу дискового трения
Lrд=f U22, кДж/кг (12.64)
Lrд=0,033222=3307 кДж/кг
Внутренний напор колеса
L1=(+f)U22, кДж/кг (12.65)
L1=(0,844+0,03)3222=90620 Дж/кг
Температура торможения за колесом
L1+0,5Lrд
T2*=To+ , К (12.66)
Rвk/(k-1)
90620 +0,53307
T2*=293+ =384 К
2871,4/(1,4-1)
Температура за колесом
C22
T2’=T2*- , К (12.67)
2Rвk/(k-1)
2912
T2’=384 - =342 К
22871,4/(1,4-1)
Показатель процесса сжатия в колесе
m2 k Lr1+Lr2+0,5Lrд
= - (12.68)
m2-1 k-1 Rв(T2’-T1)
m2 1,4 2235 +841 +0,53307
= - =3,2
m2-1 1,4-1 287(342-287)
Давление за колесом
P2’=P1(T2’/T1)m2/(m2-1), МПа (12.69)
P2’=0,0887(342/287)3,2=0,155 МПа
Плотность воздуха за колесом
P2’106
2’= , кг/м3 (12.70)
RвT2’
0,155106
2’= =1,583 кг/м3
287342
Высота лопаток на выходе из колеса
Gв
l2’= , м (12.71)
2’Cr2’(D2-Zk0)
0,196
l2’= =0,0047 м
1,583105,2(3,140,085-141,210-3)
Определение относительной высоты лопаток
l2’=l2’/D2, (12.72)
l2’=0,0047/0,085=0,055
Полученное значение относительной высоты удовлетворяет неравенству 0,04<l2’<0,07.
Определение числа Маха на выходе из колеса
С2’
MС2’= , (12.73)
20,1 T2’
291
MС2’= =0,78
20,1 342
12.4 Расчет диффузора
Из рабочего колеса поток сжатого воздуха с высокой кинетической энергией поступает в диффузор, в котором скорость газа уменьшается вследствие увеличения площади проходного сечения, а часть кинетической энергии потока преобразуется в потенциальную энергию давления. В центробежных компрессорах, применяемых для наддува дизелей, используются безлопаточные (щелевые) и лопаточные диффузоры. Щелевой диффузор представляет собой кольцевую щель с параллельными (как правило) стенками. У лопаточного диффузора в кольцевую щель встроены специально спрофилированные лопатки, образующие расширяющиеся каналы. Лопаточному диффузору всегда предшествует укороченный безлопаточный. Последний способствует некоторому выравниванию потока, весьма неравномерного на выходе из рабочего колеса, и позволяет избежать возникновения ударных импульсов, которые могли бы воздействовать на рабочее колесо при слишком близком расположении лопаток диффузора.
Целесообразность установки щелевого или лопаточного диффузора в основном зависит от двух факторов: значения угла потока 2 за рабочим колесом и условий работы компрессора. Чем меньше угол 2 , тем более пологой будет траектория частиц воздуха в щелевом диффузоре, а, следовательно, длиннее путь, проходимый в нем воздухом. Это увеличивает потери на трение. Уменьшить их можно, применяя лопаточный диффузор, в котором длина траектории частиц сокращается. Обычно лопаточный диффузор применяют при 220.
Рис. 12.4 Диффузор
Безлопаточный диффузор
Ширина безлопаточного диффузора на входе
l2=l2’+S, м (12.74)
где S – зазор между корпусом и торцами лопаток, м.
Принимаем S=0,0003 м.
l2=0,0047+0,0003=0,005 м
Ширина на выходе
l3=l2(l3/l2), м (12.75)
Принимаем l3/l2=0,9.
l3=0,0050,9=0,0045 м
Расходная составляющая скорости на входе в безлопаточный диффузор
Gв
Cr2= , м/с (12.76)
D2l22
где 2 – плотность воздуха на входе в диффузор, кг/м3.
Принимаем 2 '2.
0,196
Cr2= =93 м/с
3,140,0850,0051,583
Абсолютная скорость на входе в диффузор
C2= Cr22+(U2)2, м/с (12.77)
C2= 932+(0,844322)2=287 м/с
Направление абсолютной скорости на входе в диффузор
2=arcsin(Cr2/C2), (12.78)
2=arcsin(93 /287)=18,9
Направление скорости на выходе из безлопаточного диффузора
3=arctg(tg(2)/(l3/l2)), (12.79)
3=arctg(tg(18,9)/0,9)=20,8
Диаметр на выходе из безлопаточного диффузора
D3=(1,6…1,8)D2, м (12.80)
D3=1,80,085=0,153 м
Скорость воздуха на выходе из безлопаточного диффузора
C3=C2(D2/D3), м/с (12.81)
C3=287(0,085/0,153)=160 м/с
Показатель процесса сжатия в безлопаточном диффузоре
m3 k
= 3, (12.82)
m3-1 k-1
где 3 – политропный КПД безлопаточного диффузора.
Принимаем 3=0,67.
m3 1,4
= 0,67=2,345
m3-1 1,4-1
Температура в безлопаточном диффузоре
на входе:
T2=T2*-C22/2010, К (12.83)
T2=384-2872/2010=343 К
на выходе:
T3=T2*-C32/2010, К (12.84)
T3=384-1602/2010=371 К
Давление за безлопаточным диффузором
P3=P2(T3/T2)m3/(m3-1), МПа (12.85)
Принимаем Р2Р2”.
P3=0,155 (371 /343)2,345=0,187 МПа
Число Маха на выходе из безлопаточного диффузора
С3
MС3= , (12.86)
20,1 T3
160
MС3= =0,41
20,1 371
Плотность воздуха на выходе из безлопаточного диффузора
P3106
3= , кг/м3 (12.87)
RвT3
0,187106
3= =1,756 кг/м3
287371
12.5 Расчет улитки
Воздух из диффузора поступает в улитку служащую для сбора потока и подвода его к впускному трубопроводу. В улитке происходит дальнейшее расширение воздуха, снижение скорости потока и повышение давления, т.е. улитка выполняет ту же функцию, что и диффузор.
Радиус входного сечения улитки
R= l3tg(3) + D3l3tg(3), м (12.88)360 360
где – угол захода улитки, .
Принимаем =360.
360 360
R= 0,0045tg(20,8) + 0,1530,0045tg(20,8)=0,018 м360 360
Радиус поперечного сечения выходного диффузора
Rk=R+tg(/2)lвых, м (12.89)
где – угол расширения выходного диффузора, ;
lвых - длина выходного диффузора, м.
Принимаем =10.
lвых =(3…6)R, м (12.90)
lвых =60,018=0,107 м
Rk=0,018+tg(10/2)0,107=0,027 м
КПД улитки выбирается из диапазона 5=0,3…0,65
Принимаем 5=0,65Показатель степени в уравнении политропного сжатия в улитке
m5 k
= 5, (12.91)
m5-1 k-1
m5 1,4
= 0,65=2,275
m5-1 1,4-1
Скорость на выходе из улитки
Gв
Ck= , м/с (12.92)
Rk2k’
где 'к – плотность воздуха на выходе из компрессора, кг/м3.
Принимаем 'к=4.
0,196
Ck= =48 м/с
3,140,02721,756
Температура на выходе из улитки
Tk=Tk*-Ck2/2010, К (12.93)
Принимаем Tк*=T2*.
Tk=384-48,72/2010=383 К
Давление на выходе из улитки
Pk’=P4(Tk /T4)m5/(m5-1), МПа (12.94)
Pk’=0,187(383/371)2,275=0,201 МПа
12.6 Анализ основных параметров ступени компрессора по результатам
расчета
Погрешность давления наддува
Конечное давление после компрессора P'k необходимо сравнить с давлением Pk указанным в задании и определить Pk, а так же погрешность расчета .
Pk=P'k-Pk, МПа (12.97)
Pk=0,201-0,2=0,001 МПа
100%
=Pk , (12.98)
Pk’
100%
=0,001 =0,5 %
0,201
Внутренняя мощность, потребляемая ступенью компрессора
N1=Nk=GвL1, кВт (12.99)
где L1-внутренний напор колеса.
N1=Nk=0,19690,62 =17,76 кВт
Частота вращения ротора компрессора
U2
nk=60 , мин-1 (12.100)
D2
322
nk=60 =72350 мин-1
3,140,085
12.7 Расчет радиальной центростремительной турбины
Основные характеристики турбины
Фактический расход газа через турбину с учетом утечек газа и воздуха через неплотности
Gr’=Grут, кг/с (12.101)
где ут – коэффициент утечек.
Принимаем ут=0,98.
Gr’=0,2030,98=0,199 кг/с
КПД турбины с учетом механических потерь турбокомпрессора в целом определяется по ГОСТ 9658-81 для турбокомпрессора выбранного по диаметру рабочего колеса компрессора т=0,72.
Необходимая адиабатическая работа расширения газа в турбине отнесенная к 1 кг газа
Lк. Gв
Lад.т.= , Дж/кг (12.102)
т. Gr’
Принимаем Lк=L1;
90620 0,196
Lад.т.= –––– =123964 Дж/кг
0,72. 0,199
Давление газов перед турбиной
P4
Pт= , МПа (12.103)
kг-1 Lад.т.
(1- )kг/(kг-1)
kг RгTг
0,104
Pт= =0,183 МПа
1,34-1 123964
(1- )1,34/(1,34-1)
1,34 289810
12.8 Расчет соплового аппарата турбины
Выбор степени реактивности турбины
=0,45...0,55 (12.104)
Принимаем =0,5.
Выбор угла выхода газового потока из соплового аппарата
1=15...30° (12.105)
Принимаем 1=20.
Адиабатная работа расширения газа в сопловом аппарате
Lc=(1-)Lад.т., Дж/кг (12.106)
Lc=(1-0,5)123964=61982 Дж/кг
Абсолютная скорость газов на выходе из соплового аппарата
C1=c 2Lc+C02, м/с (12.107)
где c – коэффициент скорости учитывающий потери в сопловом аппарате;
С0 – средняя абсолютная скорость на входе в сопловой аппарат, м/с.
Принимам c=0,94; С0=80 м/с
C1=0,94 261982+802=350 м/с
Радиальная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом
C1r=C1sin 1, м/с (12.108)
C1r=350sin 20=120 м/с
Окружная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом.
C1u=C1cos 1, м/с (12.109)
C1u=350cos 20=329 м/с
Температура потока на выходе из соплового аппарата
C12-C02
T2=T1- , К (12.110)
2Rгkг/(kг-1)
3502-802
T2=810 - =760 К
22891,34/(1,34-1)
Число Маха на выходе из соплового аппарата
C1
Ma1= , (12.111)
kгRгTг
350
Ma1= =0,625
1,34289810
Окружная скорость рабочего колеса на входе
U1=C1u+(10…50), м/с (12.112)
U1=329+11=340 м/с
Угол между векторами относительной скорости и окружной составляющей абсолютной скорости С1u
1=90+arctg((U1-C1u)/C1r), (12.113)
1=90+arctg((340-329)/120)=95,24
Диаметр рабочего колеса турбины
U1
D3=60 , м (12.114)
nт
где nт - частота вращения вала турбины, мин-12.
340
D3=60 =0,09 м
3,1472350
Потери энергии в сопловом аппарате
1 C12
Lc= ( – 1) , Дж/кг (12.115)
с2 2
1 3502
Lc=( -1) =8069 Дж/кг
0,942 2
Температура заторможенного потока на выходе из соплового аппарата
C12
T2*=T2+ , К (12.116)
2Rгkг/(kг-1)
3502
T2*=760 + =814 К
22891,34/(1,34-1)
Приведенная скорость, характеризующая характер проточной части турбины
C1
1= , (12.117)
2kгRгT2*/(kг-1)
350
1= –– =0,256
21,34289814/(1,34-1)
Показатель политропы расширения в сопловом аппарате
mс kг Lc
= - , (12.118)
mс-1 kг-1 Rг(T1-T2)
mс 1,34 8069
= - ––– =3,38
mс-1 1,34-1 289(810-760)
Давление газов на выходе из соплового аппарата
P2=P1(T2/T1)mс/(mс-1), МПа (12.119)
P2=0,183(760/810)3,38=0,148 МПа
Плотность газа на выходе из соплового аппарата
P2106
2= , кг/м3 (12.120)
RгT2
0,148106
2= =0,672 кг/м3
289760
Выходной диаметр соплового аппарата
D2=D3D2, м (12.121)
где D2 – относительный диаметр соплового аппарата
Принимаем =1,08.
D2=0,09 1,08=0,097 м
Входной диаметр соплового аппарата
D1=D3D1, м (12.122)
где D1 – относительный диаметр соплового аппарата
Принимаем D1=1,4 м.
D1=0,097 1,4=0,136 м
Высота лопаток соплового аппарата (ширина проточной части)
Gг’
l1= , м (12.123)
2C1D2sin 1
0,199
l1= =0,008 м
3,140,6723500,097sin 20
12.9 Расчет рабочего колеса
Выбор числа лопаток рабочего колеса
Zт=11…18 (12.124)
Принимаем Zт=12.
Коэффициент загромождения входного сечения рабочего колеса
Zт3
3=1- , (12.125)
D3
где 3 – толщина лопаток на входе, м.
Принимаем 3=0,001 м.
120,001
3=1- =0,96
3,140,094
Окружная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо
C1u’=C1uD2/D3, м/с (12.126)
C1u’=329 0,097/0,09=355 м/с
Радиальная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо
C1r’=C1rD22l1/(lD333), м/с (12.127)
Принимаем l=l1; 2/3=1,08.
C1r’=1200,0971,06/(0,09 0,96)=142 м/с
Aбсолютная величина входной скорости в рабочее колесо
C1’= C1u’2+C1r’2, м/с (12.128)
C1’= 3552+1422=382 м/с
Температура газов на входе в рабочее колесо
C1’2-C12
T3=T2- , К (12.129)
2Rгkг/(kг-1)
3822-3502
T3=760 - = 750 К
22891,34/(1,34-1)
Давление газов на входе в рабочее колесо
P3=P2(T3/T2)mс/(mс-1), МПа (12.130)
P3=0,148(750 /760)3,38=0,142 МПа
Плотность газов на входе в рабочее колесо
P3106
3= , кг/м3 (12.131)
RгT3
0,142106
3= =0,653 кг/м3
289750
Угол входа потока в рабочее колесо
1’=arcsin(C1r’/C1’), (12.132)
1’=arcsin(142/382)=21,82
Относительная скорость потока газа на входе в рабочее колесо
W1’= C1’2+U12-2U1C1’cos 1’, м/с (12.133)
W1’= 3822+3402-2340382cos 21,82=143 м/с
Адиабатная работа газа на рабочем колесе
Lрк=Lад.т., Дж/кг (12.134)
Lрк=0,5123964=61982 Дж/кг
Наружный диаметр рабочего колеса на выходе
D4=D3D4, м (12.135)
где D4 – относительный диаметр соплового аппарата
Принимаем D4=0,8 м.
D4=0,090,8=0,072 м
Диаметр втулки
Dвт=D3Dвт, м (12.136)
где Dвт – относительный диаметр соплового аппарата
Принимаем Dвт =0,28
Dвт=0,090,28=0,025 м
Средний диаметр колеса на выходе
Dср= (D42+Dвт2)/2, м (12.137)
Dср= (0,0722+0,0252)/2=0,054 м
Относительный средний диаметр колеса на выходе
Dср=Dср/D3, м (12.138)
Dср=0,054/0,072 =0,75 м
Относительная средняя скорость газа на выходе из рабочего колеса
W2= W1’2+2Lрк-U12(1- Dср 2), м/с (12.139)
где – коэффициент скорости.
Принимаем =0,92.
W2=0,92 1432+261982-3402(1-0,752)=306 м/с
Температура газов на выходе из рабочего колеса
W22
T4=T3- , К (12.140)
2Rгkг/(kг-1)
3062
T4= - =708 К
22891,34/(1,34-1)
Плотность газов на выходе из рабочего колеса
P4106
4= , кг/м3 (12.141)
RгT4
0,104106
4= =0,508 кг/м3
289708
Площадь проходного сечения на выходе потока из рабочего колеса
F4=(D42-Dвт2)/4, м2 (12.142)
F4=3,14(0,0722-0,0252)/4=3,5810-3 м2
Угол выхода потока из рабочего колеса
2=arcsin(Gr’/(W2F44)), (12.143)
2=arcsin(0,199/(3063,5810-30,508))=20,95
Окружная скорость на среднем диаметре выходного сечения
U2=U1(Dср/D3), м/с (12.144)
U2=340(0,054/0,09)=204 м/с
Окружная составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса
C2u=W2cos 2-U2, м/с (12.145)
C2u=306cos 20,95-204=81,8 м/с
Осевая составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса
C2r =W2sin 2, м/с (12.146)
C2r =306sin 20,95=109 м/с
Абсолютная скорость газового потока на выходе из рабочего колеса
C2= C2u2+C2r2, м/с (12.147)
C2= 81,82+1092=136,6 м/с
Работа газа на колесе турбины
Lти=U1C1u’-U2C2u, Дж/кг (12.148)
Lти=340355-20481,8=101068 Дж/кг
Окружное КПД турбины
ти=Lти/Lад.т., (12.149)
ти=101068/123964=0,815
Потери энергии с выходной скоростью газового потока
Lв=C22/2, Дж/кг (12.150)
Lв=136,62/2=9330 Дж/кг
Потери энергии на лопатках рабочего колеса
Lл=(1-2)W22/2, Дж/кг (12.151)
Lл=(1-0,922)3062/2=7191 Дж/кг
Потери на трение диска рабочего колеса
U1 2+3
Lтр=()3D32 736 , Дж/кг (12.152)
100 2Gг
Принимаем =5
340 0,647+0,622
Lтр=5()30,092 736=3735 Дж/кг
100 20,199
Адиабатный КПД турбины
Lс+Lл+Lв+Lтр+Lут
ад.т.=1- , (12.153)
Lад.т.
где Lут – потери в результате утечек газа через неплотности.
Lут=0,02Lт.ад., Дж/кг (12.154)
Lут=0,02123964=2479 Дж/кг
8069+7191+9330+3735+2479
ад.т.=1- ––––––––––––––––––––––––––––= 0,75
123964
Эффективный КПД турбины
т.е=ад.т.мех, (12.155)
где мех – механический КПД турбины.
Принимаем мех=0,97
т.е=0,970,75=0,73
Расчетное значение КПД турбины отличаться от принятого ранее на 1,4%.
Эффективная мощность турбины
N1=Lад.т.Gгт.е, кВт (12.156)
N1=1239640,1990,73=18 кВт
Полученная мощность турбины отличается от мощности требуемой на привод компрессора на 1,2 %. Баланс мощностей выполнен.