Реферат: Основные сведения о системе газотурбинного наддува - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Основные сведения о системе газотурбинного наддува

Рефераты по транспорту » Основные сведения о системе газотурбинного наддува

12. Система газотурбинного наддува


12.1 Основные сведения о системе газотурбинного наддува


Одним из перспективных способов форсирования ДВС является применение наддува. Увеличение количества воздуха, поданного в цилиндры двигателя, то есть их массового наполнения, даёт возможность подавать большее количество топлива, тем самым, повышая эффективную мощность двигателя. Практически это осуществляется посредством повышения плотности воздушного заряда поступающего в цилиндры, то есть посредством наддува

Наибольшее распространение получили системы газотурбинного наддува или т.н. комбинированные двигатели со свободным турбокомпрессором (с газовой связью). В качестве нагнетателей как правило, применяют центробежные компрессоры. Их привода используются центростремительные, реже осевые турбины. Основными достоинствами системы газотурбинного наддува являются:

Отсутствие потерь эффективной мощности на привод компрессора.

Использование энергии отработавших газов.

Однако у неё есть ряд недостатков, основными из которых являются два.

На долевых нагрузках ввиду малой энергии отработавших газов мощность турбины резко падает, из-за чего снижается давление наддува. В некоторых случаях оно становится меньше давления газов в выпускном коллекторе, что приводит к ухудшению качества продувки и газообмена в целом. В ДВС с механической связью недостаток мощности турбины компенсируется мощностью, отбираемой от поршневого двигателя.

Более низкие пусковые качества и приемистость. Это вызвано тем, что в периоды пуска и приема нагрузки двигателя вал турбокомпрессора из-за инерции раскручивается медленно, а значит, медленно повышается и давление.

Устранение данного недостатка, связанного с пониженной приёмистостью, предлагается выполнить путём установки двух турбокомпрессоров с роторами меньшей массы и габаритов, а, следовательно, обладающих меньшим моментом инерции, обслуживающих каждый из рядов отдельно, взамен одного общего обслуживающего все цилиндры. При этом время разгона ротора турбокомпрессора значительно сокращается.

Турбокомпрессора устанавливаются на торцах блоков цилиндров с помощью кронштейнов. Нагнетаемый компрессорами воздух направляется в общий охладитель наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода – воздух». Хладагентом служит вода системы охлаждения. После ОНВ воздух направляется в цилиндры двигателя. Охлаждение наддувочного воздуха снижает теплонапряжённость деталей двигателя, увеличивает массовое наполнение цилиндра свежим зарядом, а следовательно улучшает процесс сгорания.

Частота вращения турбокомпрессора комбинированного двигателя находится в пределах от 10000 до 130000 мин-1 (это значит, что лопатки турбины на периферии имеют линейную скорость близкую к скорости звука).

Основным элементом турбокомпрессора является ротор, состоящий из рабочих колес турбины и компрессора, объединенных жесткой осью.

После воздушного фильтра воздух попадает во входное устройство, выполненное в виде сужающегося канала и служащее для предотвращения срыва воздушного потока на входе в рабочее колесо. Вращающийся направляющий аппарат (ВНА), представляющий собой отогнутую переднюю часть лопаток рабочего колеса. ВНА служит для изменения направления воздушного потока на входе в рабочее колесо и уменьшения таким образом аэродинамических потерь.

В рабочем колесе воздуху сообщается кинетическая и потенциальная (в виде давления) энергия. При его вращении под действием центробежных сил воздух по каналам, образованным лопатками, перемещается к периферии колеса. Каналы спрофилированы т.о. что абсолютная скорость потока возрастает, а относительная остаётся практически неизменной.

Кинетическая энергия на выходе колеса составляет обычно около половины общей энергии потока, поэтому для превращения ее в энергию давления за рабочим колесом устанавливают безлопаточный диффузор, представляющий собой кольцевую щель увеличивающегося сечения. При движении воздуха в нём вследствие непрерывного увеличения площади проходного сечения скорость потока падает, а давление возрастает.

За безлопаточным щелевым диффузором возможна установка лопаточного диффузора, который представляет собой набор неподвижных лопаток в которых происходит дальнейшее торможение потока и его подкручивание с целью сокращения пути в воздухозборной улитке и уменьшения тем самым аэродинамических потерь на трение

Отработавшие газы из выпускного коллектора двигателя попадают в газосборную улитку турбины. Проходя по постепенно сужающемуся внутреннему каналу, они ускоряются. После газосборной улитки отработавшие газы попадают в сопловой аппарат, где скорость их также увеличивается, кроме того, происходит их подкручивание в направлении вращения рабочего колеса.В рабочем колесе турбины кинетическая энергия газового потока преобразуется в механическую работу на валу турбины.


12.2 Расчет энергетического баланса поршневой части компрессора и турбины агрегата наддува


Производится расчет турбокомпрессора обслуживающего блок объединяющий 4 цилиндра, 4-х тактного 8 цилиндрового дизельного двигателя. Эффективная мощность Nе=254 кВт, частота вращения коленчатого вала n = 2000 об/мин, ход поршня S = 125 мм, диаметр цилиндра D = 115 мм.


Исходные данные для расчёта турбокомпрессора принимаются:


– удельный эффективный расход топлива ge=203 г/(кВтч);

– эффективный КПД е=0,42

– давление наддува pk=0,2 МПа;

– температура отработавших газов Тr=810 К;

– температура окружающего воздуха Т0=293 К;

– давление окружающего воздуха p0=0,101МПа;

– низшая теплота сгорания QH=42,44 МДж/кг;

– коэффициент избытка воздуха =1,6;

– количество воздушной смеси М1=0,948 кмоль/кг;


Определяем требуемый расход воздуха через компрессор


gеNеM1в

Gв=  , кг/с (12.1)

3600k


где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт;

в  относительная молекулярная масса воздуха, кг/кмоль.

М1 – количество воздушного заряда, кмоль/кг;

gе – удельный эффективный расход топлива, г/кгК;

k – число турбокомпрессоров на двигателе.

Принимаем: в=28,97 кг/кмоль, k=2


0,2032540,94828,97

Gв=  = 0,196 кг/с

36002


Работа адиабатного сжатия в компрессоре


k

lад.к.=  RвTo((k-1)/k-1), Дж/кг (12.2)

k-1


где   степень повышения давления;

k  показатель адиабаты для воздуха;

Rв  газовая постоянная воздуха, Дж/(кгК);

To  температура окружающей среды, К.


=Pк/Po (12.3)


где Po  давление окружающей среды.

Принимаем Po =0,101 МПа.


=0,2/0,101=1,98


Принимаем k=1,4; Rв=287 Дж/(кгК); Тo=293 К.


1,4

lад.к.=  287293(1,98(1,4-1)/1,4-1)=63441 Дж/кг

1,4-1


Действительная удельная работа сжатия воздуха в компрессоре


lад.к.

lд.к.=  , Дж/кг (12.4)

ад.к.


где ад.к. – адиабатный КПД компрессора.

Принимаем ад.к.=0,70.


63441

lд.к.= –– =90630 Дж/кг

0,7


Мощность необходимая на привод компрессора


Nк=Gвlд.к. 10-3, кВт (12.5)


Nк=0,1969063010-3=17,75 кВт


Мощность необходимая на турбины


Nт=  , кВт (12.6)

мех


где мех – механический КПД турбокомпрессора.

Принимаем мех=0,97.


17,75

Nт=  =18,49 кВт

0,96


Расход отработавших газов через турбину


gеNе

Gт=  (1+M1г), кг/с (12.7)

3600


где г – относительная молекулярная масса отработавших газов, кг/кмоль.

Принимаем г=28,97 кг/кмоль.


0,203127

Gт=  (1+0,94828,97)=0,203 кг/с

3600


Удельная работа адиабатного расширения отработавших газов в турбине

lад.к. Gв

lад.т.=    , Дж/кг (12.8)

ад.т. Gт


где ад.т. – адиабатный КПД турбины.

Принимаем ад.т.=0,74.


90630 0,196

lад.т.=    =118200 Дж/кг

0,74 0,203

12.3 Газодинамический расчет и профилирование одноступенчатого центробежного компрессора


Основные параметры ступени и параметры на входе в компрессор

Полное давление на входе в компрессор в сечении А-А


Pа*=Po-Pвф, МПа (12.9)


где Pвф – потери давления в воздушном фильтре, МПа.

Принимаем Pвф=0,004 МПа.


Pа*=0,101-0,004=0,0097 МПа


Статическое давление на выходе из компрессора


Pk’=Pk+Pk, МПа (12.10)


где Pк – потери давления во впускном коллекторе, МПа.

Принимаем Pк=0,003 МПа.


Pk’=0,2+0,003=0,203 МПа


Ориентировочная окружная скорость, обеспечивающая требуемое повышение давления в компрессоре


U2ор=(Pk’+0,1)103, м/с (12.11)


U2ор=(0,203+0,1)103=303 м/с

Принимаем U2ор=310 м/с

Скорость воздушного потока на входе в компрессор (А-А)


Cа=(0,15…0,30)U2ор, м/с (12.12)


Cа=0,2310=60 м/с


Плотность воздуха в сечении А-А


Pа*106

а=  , кг/м3 (12.13)

RвTа*

где Rв – газовая постоянная воздуха, Дж/(кгК);

Тa* – температура заторможенного потока, К.

Принимаем Тa*=Тo=293 К.


0,097106

а=  =1,165 кг/м3

287293


Объемный расход воздуха через компрессор


Vа=  , м3/с (12.14)

а


0,196

Vа=  =0,168 м3/с

1,165


Ориентировочный диаметр рабочего колеса компрессора


4Vа

D2ор=  , м (12.15)

U2ор


где Ф – коэффициент расхода.

Принимаем Ф=0,09.


40,168

D2ор=  =0,087 м

3,140,09310


В соответствии с ГОСТ 9658-81 выбираем ближайший к рассчитанному D2ор центробежный турбокомпрессор ТКР – 8,5 : диаметр рабочего колеса компрессора D2=0,085 м.


Коэффициент расхода соответствующий принятому диаметру рабочего колеса

4Vа

=  , (12.16)

D22U2ор


40,168

=  =0,09

3,140,0852310

Число лопаток рабочего колеса компрессора


Zk =12…30 (12.17)


Принимаем Zk =12.


Расчет профиля рабочего колеса компрессора


Относительный диаметр рабочего колеса в сечении 1-1


22

D1w1min= Do2+  , (12.18)

3 1212


где Do – втулочное отношение;

1 – коэффициент сжатия воздушного потока;

1 – коэффициент стеснения потока на входе в колесо.

Принимаем Do=0,2; 1=0,88; 1=0,9.



20,092

D1w1min= 0,22+  =0,579

0,8820,92


Диаметр входа в рабочее колесо


D1=D2D1w1min, м (12.19)


D1=0,0850,579=0,049 м


Принимаем D1=0,05 м.


Относительный диаметр колеса на входе


D1

D1=  , (12.20)

D2

0,05

D1=  =0,588

0,085

Рис.12.1 Профиль рабочего колеса компрессора


Диаметр втулки рабочего колеса


Do=D2Do, м (12.21)


Do=0,0850,2=0,017 м


Относительный диаметр втулки колеса к диаметру на входе

Do

 =0,3…0,6 (12.22)

D1
0,017

 = 0,34

0,05

Рис. 12.2 Рабочее колесо компрессора


Относительный средний диаметр входа в рабочее колесо


1 D12+Do2

D1ср=    , (12.23)

D2 2


1 0,052+0,0172

D1ср=    =0,44

0,085 2


Коэффициент уменьшения теоретического адиабатного напора


1

=  , (12.24)

2  1

1+     

3 Zk 1-D1ср2


1

=  =0,844

2 3,14 1

1+     

3 14 1-0,442


Коэффициент адиабатного напора ступени


Hk= (f+)ад.к., (12.25)


где f – коэффициент дискового трения;

Принимаем f =0,03.


Hk= (0,03+0,844)0,7=0,61


Окружная скорость на выходе из рабочего колеса


lад.к.

U2=  , м/с (12.26)


63441

U2=  =322 м/с

0,61


Уточнение коэффициента расхода


4Vа

 =  , (12.27)

D22U2


40,168

 =  =0,091

3,140,0852322


Погрешность коэффициента расхода составляет 1,,0 %.


Определение площади входного сечения


(D12-Do2)

F1=  , м2 (12.28)

4


3,14(0,052-0,0172)

F1=  =1,73710-3 м2

4


Определение полного давления во входном сечении


P1*=вхPа*, МПа (12.29)


где вх – коэффициент полного давления.

Принимаем вх=0,98.


P1*=0,980,097=0,095 МПа


Безразмерная плотность потока


Gв T1*

q1*=  , (12.30)

mP1*F1


где T1*=То.


m= 0,397


0,196 293

q1*=  =0,512

0,3970,95104 1,73710-3


Определяем параметры торможения потока воздуха на входе

(сечение 1-1) 1, 1, 1, 1


Принимаем 1=0,9807; 1=9342; 1=0,9525; 1=0,34.


Определение параметров потока в сечении 1-1


C1=a1кр, м/с (12.32)


2kRвT1*

а1кр=  , м/с (12.33)

k+1


21,4287293

а1кр=  =313,3 м/с

1,4+1


C1=0,34313,3=106,5 м/с


T1=1T1*, К (12.34)


T1=0,9807293=287 К


P1=1P1*, МПа (12.35)


P1=0,93420,095=0,0887 МПа


1=11*, кг/м3 (12.36)


1=0,95251,165=1,117 кг/м3


Потери потока во входном патрубке


с12

Lгвх=1  , Дж/кг (12.37)

2

где  – коэффициент учитывающий форму входного патрубка.

Принимаем 1=0,12.


106,52

Lгвх=0,1  =567,1 Дж/кг

2


2.2.17 Показатель процесса расширения во входном патрубке


mвх k Lrвх

 =  -  , (12.38)

mвх-1 k-1 RвT1*(1-1)


mвх 1,4 567,1

 =  -  =3,856

mвх-1 1,4-1 287293(0,9807-1)


Коэффициент восстановления давления торможения


1mвх/(mвх-1)

вх=  , (12.39)

1k/(k-1)


0,98073,856

вх=  =1

0,98071,4/(1,4-1)


Погрешность коэффициента восстановления давления торможения составляет 1,0 %.


Профилирование одноступенчатого рабочего колеса компрессора


Определение направления относительной скорости W1 на входе в колесо

C1

1=arctg(),  (12.40)

U2D1


106,5

1=arctg ( ) = 29,36

3220,588

C1

0=arctg(),  (12.41)

U2D0

106,5

0=arctg () =58,84

3220,2


C1

ср=arctg(),  (12.42)

U2Dср

106,5

ср=arctg () = 37

3220,439



Рис. 12.3 Диаграмма скоростей


Определение направления входных кромок лопаток


л1=1+i1,  (12.43)


л0=0+i0,  (12.44)


лср=ср+iср,  (12.45)


Принимаем i1=i0=iср=2°.


л1=29,36+2=31,36


л0=58,85+2=60,85


лср=37+2=39


Определение коэффициентов стеснения


1Zk

ст1=1-  , (12.46)

D1D2sin(л1)

0Zk

ст0=1-  , (12.47)

D0D2sin(л0)


срZk

стср=1-  , (12.48)

DсрD2sin(лср)


где 1 – толщина лопатки на выходе, мм;

0 – толщина лопатки у основания, мм;

ср – толщина лопатки на среднем диаметре, мм.

Принимаем 1=0,8 мм;0=1,2 мм;ср=1,0 мм.


0,000814

ст1=1-  =0,863

3,140,5880,085sin(31,36)


0,001214

ст0=1-  =0,64

3,140,20,085sin(60,85)


0,00114

стср=1-  =0,813

3,140,4390,085sin(39)


Проверяем значение D1W1min


22

D1w1min= Do2+  , (12.49)

3 12ст12


20,092

D1w1min= 0,22+  = 0,573

3 0,952520,8632

Окружная скорость на наружном и среднем диаметре


C1

W1’= ()2 +(D1U2)2, м/с (12.50)

ст1

106,5

W1’= ()2 +(0,588322)2=228 м/с

0,836


C1

Wср’= ()2 +(DсрU2)2, м/с (12.51)

ст ср


106,5

Wср’= ()2 +(0,439322)2=193 м/с

0,81


Максимальное число Маха


W1’

MW’ср=  , (12.52)

20,1 T1


228,2

MW’ср=  =0,67

20,1 287


Расходные скорость и коэффициент на входе в колесо с учетом стеснения


C1*

Cср’=  , м/с (12.53)

стср


106,5

Cср’=  =131,5 м/с

0,81


Cср’

1’=  , (12.54)

U2


131,5

1’=  = 0,4

322


Расходные скорости и коэффициент расхода на выходе из рабочего колеса с учетом стеснения


Cr2’=(0,7…1)Cср’, м/с (12.55)


Cr2’=0,8131,5=105,2 м/с


Cr2’

2’=  , (12.56)

U2


105,2

2’=  =0,33

322


Промежуточный условный диаметр


D1”=1,02D1, м (12.57)


D1”=1,020,05=0,051 м


Скорость в сечении 1"-1"


Cср’+Cr2’

Cr1”=  , м/с (12.58)

2


131,5+105,2

Cr1”=  =118,4 м/с

2


Высота лопатки в сечении 1"-1"

l1”=  , м (12.59)

1”Cr1”(D1”-Zk”)

где " – толщина лопатки, м.

Принимаем 1” =1=1,11; ”=0,0011 м.


0,196

l1” =  =0,01 м

1,11118,4(3,140,051-140,0011)


Абсолютная скорость на выходе из колеса


C2’= Cr2’2+(U2) 2, м/с (12.60)


C2’= 1052+(0,844322)2=291 м/с


Относительная скорость на выходе из колеса


W2’= Cr2’2+((1-)U2)2, м/с (12.61)


W2’= 1052+((1-0,844)322)2=117 м/с


Диффузорность колеса


Wср’ 193

 =  =1,65

W2’ 117


Полученное значение меньше 1,8.


Потери напора в предкрылке (между сечениями 1-1 и 1"-1" )


Wср’2

Lr1=1  , Дж/кг (12.62)

2

Принимаем 1=0,12.


1932

Lr1=0,12  =2235 Дж/кг

2


Потери потока в радиальной звезде


Cr2’2

Lr2=  , Дж/кг (12.63)

2

Принимаем  =0,12.


118,42

Lr2=0,12 –– =841 Дж/кг

2


Потери на работу дискового трения


Lrд=f U22, кДж/кг (12.64)


Lrд=0,033222=3307 кДж/кг


Внутренний напор колеса


L1=(+f)U22, кДж/кг (12.65)


L1=(0,844+0,03)3222=90620 Дж/кг


Температура торможения за колесом


L1+0,5Lrд

T2*=To+  , К (12.66)

Rвk/(k-1)


90620 +0,53307

T2*=293+  =384 К

2871,4/(1,4-1)


Температура за колесом


C22

T2’=T2*-  , К (12.67)

2Rвk/(k-1)


2912

T2’=384 -  =342 К

22871,4/(1,4-1)


Показатель процесса сжатия в колесе


m2 k Lr1+Lr2+0,5Lrд

 =  -  (12.68)

m2-1 k-1 Rв(T2’-T1)


m2 1,4 2235 +841 +0,53307

 =  -  =3,2

m2-1 1,4-1 287(342-287)


Давление за колесом


P2’=P1(T2’/T1)m2/(m2-1), МПа (12.69)


P2’=0,0887(342/287)3,2=0,155 МПа


Плотность воздуха за колесом


P2’106

2’=  , кг/м3 (12.70)

RвT2’


0,155106

2’=  =1,583 кг/м3

287342


Высота лопаток на выходе из колеса


l2’=  , м (12.71)

2’Cr2’(D2-Zk0)


0,196

l2’=  =0,0047 м

1,583105,2(3,140,085-141,210-3)


Определение относительной высоты лопаток


l2’=l2’/D2, (12.72)


l2’=0,0047/0,085=0,055


Полученное значение относительной высоты удовлетворяет неравенству 0,04<l2’<0,07.


Определение числа Маха на выходе из колеса


С2’

MС2’=  , (12.73)

20,1 T2’


291

MС2’=  =0,78

20,1 342

12.4 Расчет диффузора


Из рабочего колеса поток сжатого воздуха с высокой кинетической энергией поступает в диффузор, в котором скорость газа уменьшается вследствие увеличения площади проходного сечения, а часть кинетической энергии потока преобразуется в потенциальную энергию давления. В центробежных компрессорах, применяемых для наддува дизелей, используются безлопаточные (щелевые) и лопаточные диффузоры. Щелевой диффузор представляет собой кольцевую щель с параллельными (как правило) стенками. У лопаточного диффузора в кольцевую щель встроены специально спрофилированные лопатки, образующие расширяющиеся каналы. Лопаточному диффузору всегда предшествует укороченный безлопаточный. Последний способствует некоторому выравниванию потока, весьма неравномерного на выходе из рабочего колеса, и позволяет избежать возникновения ударных импульсов, которые могли бы воздействовать на рабочее колесо при слишком близком расположении лопаток диффузора.

Целесообразность установки щелевого или лопаточного диффузора в основном зависит от двух факторов: значения угла потока 2 за рабочим колесом и условий работы компрессора. Чем меньше угол 2 , тем более пологой будет траектория частиц воздуха в щелевом диффузоре, а, следовательно, длиннее путь, проходимый в нем воздухом. Это увеличивает потери на трение. Уменьшить их можно, применяя лопаточный диффузор, в котором длина траектории частиц сокращается. Обычно лопаточный диффузор применяют при 220.



Рис. 12.4 Диффузор


Безлопаточный диффузор


Ширина безлопаточного диффузора на входе


l2=l2’+S, м (12.74)

где S – зазор между корпусом и торцами лопаток, м.

Принимаем S=0,0003 м.


l2=0,0047+0,0003=0,005 м


Ширина на выходе


l3=l2(l3/l2), м (12.75)


Принимаем l3/l2=0,9.


l3=0,0050,9=0,0045 м


Расходная составляющая скорости на входе в безлопаточный диффузор

Cr2=  , м/с (12.76)

D2l22


где 2 – плотность воздуха на входе в диффузор, кг/м3.

Принимаем 2  '2.


0,196

Cr2=  =93 м/с

3,140,0850,0051,583


Абсолютная скорость на входе в диффузор


C2= Cr22+(U2)2, м/с (12.77)


C2= 932+(0,844322)2=287 м/с


Направление абсолютной скорости на входе в диффузор


2=arcsin(Cr2/C2),  (12.78)


2=arcsin(93 /287)=18,9


Направление скорости на выходе из безлопаточного диффузора


3=arctg(tg(2)/(l3/l2)),  (12.79)


3=arctg(tg(18,9)/0,9)=20,8

Диаметр на выходе из безлопаточного диффузора


D3=(1,6…1,8)D2, м (12.80)


D3=1,80,085=0,153 м


Скорость воздуха на выходе из безлопаточного диффузора


C3=C2(D2/D3), м/с (12.81)


C3=287(0,085/0,153)=160 м/с


Показатель процесса сжатия в безлопаточном диффузоре


m3 k

 =  3, (12.82)

m3-1 k-1


где 3 – политропный КПД безлопаточного диффузора.

Принимаем 3=0,67.


m3 1,4

 =  0,67=2,345

m3-1 1,4-1


Температура в безлопаточном диффузоре


на входе:


T2=T2*-C22/2010, К (12.83)


T2=384-2872/2010=343 К


на выходе:


T3=T2*-C32/2010, К (12.84)


T3=384-1602/2010=371 К


Давление за безлопаточным диффузором


P3=P2(T3/T2)m3/(m3-1), МПа (12.85)


Принимаем Р2Р2”.


P3=0,155 (371 /343)2,345=0,187 МПа


Число Маха на выходе из безлопаточного диффузора

С3

MС3=  , (12.86)

20,1 T3


160

MС3=  =0,41

20,1 371


Плотность воздуха на выходе из безлопаточного диффузора


P3106

3=  , кг/м3 (12.87)

RвT3


0,187106

3=  =1,756 кг/м3

287371


12.5 Расчет улитки


Воздух из диффузора поступает в улитку служащую для сбора потока и подвода его к впускному трубопроводу. В улитке происходит дальнейшее расширение воздуха, снижение скорости потока и повышение давления, т.е. улитка выполняет ту же функцию, что и диффузор.


Радиус входного сечения улитки


 

R=  l3tg(3) +  D3l3tg(3), м (12.88)

360 360

где  – угол захода улитки, .

Принимаем =360.


360 360

R=  0,0045tg(20,8) +  0,1530,0045tg(20,8)=0,018 м

360 360


Радиус поперечного сечения выходного диффузора


Rk=R+tg(/2)lвых, м (12.89)


где  – угол расширения выходного диффузора, ;

lвых - длина выходного диффузора, м.

Принимаем  =10.


lвых =(3…6)R, м (12.90)


lвых =60,018=0,107 м


Rk=0,018+tg(10/2)0,107=0,027 м


КПД улитки выбирается из диапазона 5=0,3…0,65

Принимаем 5=0,65

Показатель степени в уравнении политропного сжатия в улитке


m5 k

 =  5, (12.91)

m5-1 k-1


m5 1,4

 =  0,65=2,275

m5-1 1,4-1


Скорость на выходе из улитки


Ck=  , м/с (12.92)

Rk2k’


где 'к – плотность воздуха на выходе из компрессора, кг/м3.

Принимаем 'к=4.


0,196

Ck=  =48 м/с

3,140,02721,756


Температура на выходе из улитки


Tk=Tk*-Ck2/2010, К (12.93)

Принимаем Tк*=T2*.


Tk=384-48,72/2010=383 К


Давление на выходе из улитки


Pk’=P4(Tk /T4)m5/(m5-1), МПа (12.94)


Pk’=0,187(383/371)2,275=0,201 МПа


12.6 Анализ основных параметров ступени компрессора по результатам

расчета


Погрешность давления наддува

Конечное давление после компрессора P'k необходимо сравнить с давлением Pk указанным в задании и определить Pk, а так же погрешность расчета .


Pk=P'k-Pk, МПа (12.97)


Pk=0,201-0,2=0,001 МПа


100%

=Pk   , (12.98)

Pk’


100%

=0,001  =0,5 %

0,201


Внутренняя мощность, потребляемая ступенью компрессора


N1=Nk=GвL1, кВт (12.99)


где L1-внутренний напор колеса.


N1=Nk=0,19690,62 =17,76 кВт


Частота вращения ротора компрессора


U2

nk=60  , мин-1 (12.100)

D2


322

nk=60  =72350 мин-1

3,140,085


12.7 Расчет радиальной центростремительной турбины


Основные характеристики турбины


Фактический расход газа через турбину с учетом утечек газа и воздуха через неплотности


Gr’=Grут, кг/с (12.101)


где ут – коэффициент утечек.

Принимаем ут=0,98.


Gr’=0,2030,98=0,199 кг/с


КПД турбины с учетом механических потерь турбокомпрессора в целом определяется по ГОСТ 9658-81 для турбокомпрессора выбранного по диаметру рабочего колеса компрессора т=0,72.


Необходимая адиабатическая работа расширения газа в турбине отнесенная к 1 кг газа


Lк. Gв

Lад.т.=    , Дж/кг (12.102)

т. Gr’


Принимаем Lк=L1;


90620 0,196

Lад.т.=   –––– =123964 Дж/кг

0,72. 0,199


Давление газов перед турбиной

P4

Pт=  , МПа (12.103)

kг-1 Lад.т.

(1-    )kг/(kг-1)

kг RгTг


0,104

Pт=  =0,183 МПа

1,34-1 123964

(1-   )1,34/(1,34-1)

1,34 289810

12.8 Расчет соплового аппарата турбины


Выбор степени реактивности турбины


=0,45...0,55 (12.104)


Принимаем  =0,5.


Выбор угла выхода газового потока из соплового аппарата


1=15...30° (12.105)


Принимаем 1=20.


Адиабатная работа расширения газа в сопловом аппарате


Lc=(1-)Lад.т., Дж/кг (12.106)


Lc=(1-0,5)123964=61982 Дж/кг


Абсолютная скорость газов на выходе из соплового аппарата


C1=c 2Lc+C02, м/с (12.107)


где c – коэффициент скорости учитывающий потери в сопловом аппарате;

С0 – средняя абсолютная скорость на входе в сопловой аппарат, м/с.

Принимам c=0,94; С0=80 м/с


C1=0,94 261982+802=350 м/с

Радиальная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом


C1r=C1sin 1, м/с (12.108)


C1r=350sin 20=120 м/с


Окружная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом.


C1u=C1cos 1, м/с (12.109)


C1u=350cos 20=329 м/с


Температура потока на выходе из соплового аппарата


C12-C02

T2=T1-  , К (12.110)

2Rгkг/(kг-1)


3502-802

T2=810 -  =760 К

22891,34/(1,34-1)


Число Маха на выходе из соплового аппарата


C1

Ma1=  , (12.111)

kгRгTг


350

Ma1=  =0,625

1,34289810


Окружная скорость рабочего колеса на входе


U1=C1u+(10…50), м/с (12.112)


U1=329+11=340 м/с

Угол между векторами относительной скорости и окружной составляющей абсолютной скорости С1u


1=90+arctg((U1-C1u)/C1r),  (12.113)


1=90+arctg((340-329)/120)=95,24


Диаметр рабочего колеса турбины


U1

D3=60   , м (12.114)

nт


где nт - частота вращения вала турбины, мин-12.

340

D3=60   =0,09 м

3,1472350

Потери энергии в сопловом аппарате


1 C12

Lc= (  – 1)   , Дж/кг (12.115)

с2 2


1 3502

Lc=( -1)   =8069 Дж/кг

0,942 2


Температура заторможенного потока на выходе из соплового аппарата


C12

T2*=T2+  , К (12.116)

2Rгkг/(kг-1)


3502

T2*=760 +  =814 К

22891,34/(1,34-1)


Приведенная скорость, характеризующая характер проточной части турбины


C1

1=  , (12.117)

 2kгRгT2*/(kг-1)


350

1= –– =0,256

 21,34289814/(1,34-1)


Показатель политропы расширения в сопловом аппарате


mс kг Lc

 =  -  , (12.118)

mс-1 kг-1 Rг(T1-T2)


mс 1,34 8069

 =  - ––– =3,38

mс-1 1,34-1 289(810-760)


Давление газов на выходе из соплового аппарата


P2=P1(T2/T1)mс/(mс-1), МПа (12.119)


P2=0,183(760/810)3,38=0,148 МПа


Плотность газа на выходе из соплового аппарата


P2106

2=  , кг/м3 (12.120)

RгT2


0,148106

2=  =0,672 кг/м3

289760


Выходной диаметр соплового аппарата


D2=D3D2, м (12.121)


где D2 – относительный диаметр соплового аппарата

Принимаем =1,08.


D2=0,09 1,08=0,097 м


Входной диаметр соплового аппарата


D1=D3D1, м (12.122)


где D1 – относительный диаметр соплового аппарата

Принимаем D1=1,4 м.


D1=0,097 1,4=0,136 м


Высота лопаток соплового аппарата (ширина проточной части)

Gг’

l1=  , м (12.123)

2C1D2sin 1


0,199

l1=  =0,008 м

3,140,6723500,097sin 20

12.9 Расчет рабочего колеса


Выбор числа лопаток рабочего колеса


Zт=11…18 (12.124)


Принимаем Zт=12.

Коэффициент загромождения входного сечения рабочего колеса


Zт3

3=1-  , (12.125)

D3


где 3 – толщина лопаток на входе, м.

Принимаем 3=0,001 м.


120,001

3=1-  =0,96

3,140,094


Окружная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо


C1u’=C1uD2/D3, м/с (12.126)


C1u’=329 0,097/0,09=355 м/с


Радиальная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо


C1r’=C1rD22l1/(lD333), м/с (12.127)


Принимаем l=l1; 2/3=1,08.


C1r’=1200,0971,06/(0,09 0,96)=142 м/с


Aбсолютная величина входной скорости в рабочее колесо


C1’= C1u’2+C1r’2, м/с (12.128)


C1’= 3552+1422=382 м/с


Температура газов на входе в рабочее колесо


C1’2-C12

T3=T2-  , К (12.129)

2Rгkг/(kг-1)


3822-3502

T3=760 -  = 750 К

22891,34/(1,34-1)


Давление газов на входе в рабочее колесо


P3=P2(T3/T2)mс/(mс-1), МПа (12.130)


P3=0,148(750 /760)3,38=0,142 МПа


Плотность газов на входе в рабочее колесо


P3106

3=  , кг/м3 (12.131)

RгT3


0,142106

3=  =0,653 кг/м3

289750


Угол входа потока в рабочее колесо


1’=arcsin(C1r’/C1’),  (12.132)


1’=arcsin(142/382)=21,82


Относительная скорость потока газа на входе в рабочее колесо


W1’= C1’2+U12-2U1C1’cos 1’, м/с (12.133)


W1’= 3822+3402-2340382cos 21,82=143 м/с


Адиабатная работа газа на рабочем колесе


Lрк=Lад.т., Дж/кг (12.134)


Lрк=0,5123964=61982 Дж/кг


Наружный диаметр рабочего колеса на выходе


D4=D3D4, м (12.135)


где D4 – относительный диаметр соплового аппарата

Принимаем D4=0,8 м.


D4=0,090,8=0,072 м


Диаметр втулки


Dвт=D3Dвт, м (12.136)


где Dвт – относительный диаметр соплового аппарата

Принимаем Dвт =0,28


Dвт=0,090,28=0,025 м


Средний диаметр колеса на выходе


Dср= (D42+Dвт2)/2, м (12.137)


Dср= (0,0722+0,0252)/2=0,054 м


Относительный средний диаметр колеса на выходе


Dср=Dср/D3, м (12.138)

Dср=0,054/0,072 =0,75 м


Относительная средняя скорость газа на выходе из рабочего колеса


W2= W1’2+2Lрк-U12(1- Dср 2), м/с (12.139)


где  – коэффициент скорости.

Принимаем =0,92.


W2=0,92 1432+261982-3402(1-0,752)=306 м/с


Температура газов на выходе из рабочего колеса

W22

T4=T3-  , К (12.140)

2Rгkг/(kг-1)


3062

T4= -  =708 К

22891,34/(1,34-1)


Плотность газов на выходе из рабочего колеса


P4106

4=  , кг/м3 (12.141)

RгT4


0,104106

4=  =0,508 кг/м3

289708


Площадь проходного сечения на выходе потока из рабочего колеса


F4=(D42-Dвт2)/4, м2 (12.142)


F4=3,14(0,0722-0,0252)/4=3,5810-3 м2


Угол выхода потока из рабочего колеса


2=arcsin(Gr’/(W2F44)),  (12.143)


2=arcsin(0,199/(3063,5810-30,508))=20,95


Окружная скорость на среднем диаметре выходного сечения


U2=U1(Dср/D3), м/с (12.144)


U2=340(0,054/0,09)=204 м/с


Окружная составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса


C2u=W2cos 2-U2, м/с (12.145)


C2u=306cos 20,95-204=81,8 м/с


Осевая составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса


C2r =W2sin 2, м/с (12.146)

C2r =306sin 20,95=109 м/с


Абсолютная скорость газового потока на выходе из рабочего колеса


C2= C2u2+C2r2, м/с (12.147)


C2= 81,82+1092=136,6 м/с


Работа газа на колесе турбины


Lти=U1C1u’-U2C2u, Дж/кг (12.148)


Lти=340355-20481,8=101068 Дж/кг


Окружное КПД турбины


ти=Lти/Lад.т., (12.149)


ти=101068/123964=0,815


Потери энергии с выходной скоростью газового потока


Lв=C22/2, Дж/кг (12.150)


Lв=136,62/2=9330 Дж/кг


Потери энергии на лопатках рабочего колеса


Lл=(1-2)W22/2, Дж/кг (12.151)


Lл=(1-0,922)3062/2=7191 Дж/кг


Потери на трение диска рабочего колеса


U1 2+3

Lтр=()3D32  736 , Дж/кг (12.152)

100 2Gг


Принимаем =5


340 0,647+0,622

Lтр=5()30,092  736=3735 Дж/кг

100 20,199

Адиабатный КПД турбины


Lс+Lл+Lв+Lтр+Lут

ад.т.=1-  , (12.153)

Lад.т.


где Lут – потери в результате утечек газа через неплотности.


Lут=0,02Lт.ад., Дж/кг (12.154)


Lут=0,02123964=2479 Дж/кг


8069+7191+9330+3735+2479

ад.т.=1- ––––––––––––––––––––––––––––= 0,75

123964


Эффективный КПД турбины


т.е=ад.т.мех, (12.155)


где мех – механический КПД турбины.

Принимаем мех=0,97


т.е=0,970,75=0,73


Расчетное значение КПД турбины отличаться от принятого ранее на 1,4%.


Эффективная мощность турбины


N1=Lад.т.Gгт.е, кВт (12.156)


N1=1239640,1990,73=18 кВт


Полученная мощность турбины отличается от мощности требуемой на привод компрессора на 1,2 %. Баланс мощностей выполнен.