Волощенко О.Г.
Психологи и музыканты, исследующие воздействие музыки на человека, утверждают, что музыка, как и другие виды искусства, основанные на принципах гармонии, обладает способностью вдохновлять человека, активизировать или расслаблять его, снимать стрессы и болезненное напряжение и «сводить воедино» тело, разум и чувства для сознательной творческой деятельности.
Исследователи и творческие деятели подчеркивают роль прекрасной музыки как вдохновителя творчества, утверждая, что восприятие музыки в своей развитой форме есть процесс творческий, отмечая отсутствие принципиальной разницы между актом художественного творчества и полноценным актом восприятия произведения искусства.
Художественное произведение возникает из объективной социальной действительности как диалектический синтез отражения и самовыражения активного субъекта творчества. Оно доводится до аудитории с помощью специальных средств, воспринимается другими активными субъектами в процессе сотворчества, интерпретации и снова, как бы возвращается в объективную социальную действительность в мыслях, настроениях, и. в конечном счете, в поступках людей. Именно в искусстве творческая способность человека находит наиболее чистое выражение, поскольку одной из непосредственных задач искусства является демонстрация этой способности, ее утверждение.
Художественное восприятие - это вид творческой активности, как и входящее в его состав сопереживание, поскольку оно происходит с большим участием конструктивного воображения. В процессе восприятия музыки слушатель интуитивно решает ряд творческих познавательных задач. Эвристическая функция музыки состоит в воздействии на механизм активизации внимания, восприятия, интуитивных и сознательных процессов мышления. Источник силы, могущества, действенности эвристических приемов заключается в том, что они на специфическом музыкальном материале моделируют проблемные ситуации, повседневно возникающие в нашей жизни. Масштабы проблемных ситуаций чрезвычайно широки в жизни - от простой неожиданности до мучительных неразрешимых конфликтов. Так же широки они и в музыке. Деятельность восприятия музыки полимотивна по своей природе. Она отвечает потребностям познания, эмоционального переживания, выработки ценностной ориентации, общения, развития творческих потенций. При восприятии произведе¬ния слушатель автоматически пользуется навыками распознания и понимания, отлаженными стратегиями внимания, но ему приходится также решать и эвристические (творческие) задачи, используя механиз¬мы воображения и сотворчества.
Вопрос о том, что именно влияет на особенности музыкального восприятия человека, стимулирует интеллектуальные, эмоциональные и волевые творческие процессы, когда он слушает музыку, какое содержание он «считывает» во время этого процесса, является важным как для психологов, так и для музыкантов. На него имеется множество ответов. Проанализировав психологическую и музыковедческую литературу по этому вопросу, можно сделать обобщение и систематизацию основных отмеченных в ней факторов.
Внутренние факторы. Психологические характеристики слушателя: физиологическое состояние (температура тела, давление, отсутствие или наличие болей, степень усталости); внешний вид слушателя (комфортность и вид одежды, обуви); психическое состояние, предшествующее прослушиванию музыки; эмоциональный фон личности слушателя; уровень тревожности; ценностные ориентации, цели, мечты; установки, настрой: отношение к данному жанру, произведению, композитору, исполнителю (виду записи), концертному залу; знание о воспринимаемом произведении, композиторе, его стиле, особенностях музыкального языка, средствах музыкальной вырази¬тельности и т. д.; наличие и богатство личного опыта (повседневная жизнь, путешествия, знакомство с образцами различных видов искусства); уровень интеллектуального развития; уровень развития эмоциональной сферы; уровень развития музыкальности; уровень развития творческих способностей.
Внешние факторы. Организация процесса восприятия музыки: время суток, года; комфортность, освещенность, изолированность от шума помещения; качества записи или музыкальных инструментов; состав исполнителей (инструктивная музыка, вокальная, хоровая); внешний вид исполнителя. Культурно-социальная среда: уровень музыкальности исполнителя; состав аудитории слушателей, поведенческие реакции других слушателей; участие в восприятии близких людей, возможности обмена впечатлениями; события, предшествовавшие восприятию музыки и ожидаемые после него в личной жизни, в жизни города, страны, мира; уровень материального благополучия; психологический климат в семье; состояние взаимоотношений с близкими людьми, соседями, сослуживцами, начальством.
Возможности сочетания этих факторов безграничны. Это делает процесс восприятия, исполнения музыки поистине уникальным. Воз¬можно, что одним из простых и эффективных путей развития творческой индивидуальности учащихся средствами музыки является организация творческого восприятия шедевров мирового искусства - лучших образцов классической музыки.
Список литературы
Другие работы по теме:
Музыкотерапия
Text Text От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях Graphics
Эволюция творческого стиля
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Рабочей учебной программы по дисциплине
Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструменте
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(1776–1822) один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.
1749 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События 27 апреля — первое исполнение «Музыки фейерверка» Георга Фридриха Генделя.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Биография Бори са Ни колаевича Лятоши нского
Бориса Николаевича Лятошинского Бори́с Ни́колаевич Лятоши́нский (укр. Борис Миколайович Лятошинський, 22 декабря 1894 (за новым стилем - 3 января 1895), Житомир - 15 апреля 1968, Киев) - украинский композитор, дирижер и педагог, один из основоположников модерного направления в украинской музыке.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.