Bсю свою историю человечество что-то искало, и чаще всего не находило. Самыми популярными предметами поиска были истина, любовь и вера. А также ад, рай, богатство, знания, смысл жизни, вечный двигатель, Атлантида и инопланетяне. Но лидером в этом списке вечного поиска можно смело назвать философский камень ! Ничто другое не пытались найти с таким маниакальным упорством. Ради его поисков даже возникла отдельная наука - алхимия, и поколения алхимиков посвящали всю свою жизнь единственной цели - попытке найти философский камень . Годами они сидели в лабораториях, склонясь над колбами и ретортами, в надежде однажды увидеть на дне сосуда маленький кроваво-красный камень. Чем же он так манил их? О! Причин было много...
История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.
Принято считать, что человеком, впервые поведавшем миру о философском камне , был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Мы, увы, не знаем, жил ли такой человек на самом деле. Вероятнее всего, Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.
Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень . Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.
Таким образом, рецепт философского камня теряется в веках. Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.
Теперь же пару слов о самом предмете поисков. Философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!
Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.
Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.
Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.
Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен - достаточно получить сплав нужного цвета!
К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.
Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень ! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень , по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни):
"Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем , возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.
Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.
Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.
Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови."
Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.
Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня , используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем , так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.
Другие работы по теме:
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Философское знание 2
Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
Природные каменные материалы
В процессе эксплуатации каменные материалы в конструкциях и сооружениях могут подвергаться медленному разрушению. Этот процесс по аналогии с разрушением горных пород на земной поверхности называется выветриванием.
Байрон д. - Любовь к свободе в творчестве дж. байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности противопоставив ее осторожному консервативному диктату посредственности.
Литературный герой ЭДВИН ДРУД
Эдвин друд англ. Edwin Drood герой романа Ч. Диккенса Тайна Эдвина Друда Другое имя персонажа Нэд. Э. Д. самый загадочный из героев. Диккенса. Произведение не было закончено за день до смерти автор еще над ним работал.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Алхимия
Происхождение алхимии. Связь с химией. В поисках философского камня.
Альвеолярная пиорея. пародонтоз. Амфродонтоз
Воспаление десен и образование гноеточащих карманов, дистрофия десны и периодонта, резорбция альвеолярного края. Процесс обычно распространяется в направлении от ячейки зуба к его верхушке.
Медицинская тайна
При обращении за медицинской помощью и её получении, пациент имеет право на сохранение врачебной тайны. Врачебная тайна должна быть сохранена в любом случае - идёт речь о СПИДе или о каком-либо другом заболевании.
Высокая тайна любви
Среди восторженных певцов любви выделяется великий итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь.
Мужественные и свободолюбивые
(по балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед») Роберт Льюис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разнообразных жанрах: поэзии, драматургии, прозе. Он был известен также как литературный критик и романист. Когда мы упоминаем имя этого выдающегося писателя, то сразу на память приходят его знаменитейшие романы «Остров сокровищ» и «Черная стрела».
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Сонеты это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце
Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любви, ее жизни. Тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «голубоглазый юноша». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне.
Автор: Горький М. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Малахитовая шкатулка Павла Петровича Бажова
"Малахитовая шкатулка" Павла Петровича Бажова Автор: Бажов П.П. Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы.
Вересковий мед
Автор: Роберт Льюіс Стівенсон. Из вереска напиток Забыт давным-давно, А был он слаще меда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Чохская культура
Чохская стоянка - первый исторический пямятник, открытый на Северном Кавказе охская стоянка представляет собой каменное жилище примыкающее к скальному навесу, сразу по ним два углубления, в одном из них древние племена изготавливали орудия, в другое собирали кости убитых животных. Кремень, он же нуклеид, - это подобие камня, твердый и прочный материа.
Древнегреческий театр 3
Театр в Эпидавре – образец древнегреческого театра на 14 тыс. мест. 50 тыс рядов каменных сидений, выстроенных по склону с такой точностью, что акустика театра безупречна. Причина его нахождения в таком укромном месте – медицина. Греки относили театр к медицине. Античный театр был музыкальным, а музыка активно использовалась в лечебной терапии.
Берёзовый домик и портал Маска
Введение 2 Изображения ансамбля Берёзовый домик и портал «Маска» Введение Берёзовый домик и портал «Маска» — единый ансамбль, построенный в конце XVIII века в Дворцовом парке Гатчины. Сложенный из пудостского камня портал «Маска» (архитектор В. Бренна, 1795—1797 гг) закрывает внешне скромный павильон (берёзовый домик), отделанный берёзовыми поленьями с неснятой корой.
Рунический камень U455, Нэсбю
— мемориальная стела конца XI в., воздвигнутая сыном в честь своих погибших родителей. Камень установлен на холме рядом с Нэсбю (швед. Nдsby), приход Уденсала, в 4.5 км к северо-востоку от Сигтуны. Памятник был известен уже первым издателям рунических текстов. Материал – серый гранит с включениями кварца.
Беглов, Геннадий Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Режиссёрские работы 2.2 Актёрские работы 2.3 Сценарист 3 Литературные работы Введение Геннадий Александрович Беглов (193?, Ленинград) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, писатель.
Флаг Северных Марианских островов
Введение 1 История 2 Значение элементов Флаг Северных Марианских островов Введение Национальный флаг Содружества Северных Марианских островов — был принят 1 июля 1989 года. Последнее изменение флага датировано 1995 годом.
Рунические камни U 410 и U 411, Норртиль
Введение 1 Рунический камень U 410 2 Рунический камень U 411 Введение Рунические камни U 410 и U 411 — памятники XI века, воздвигнутые рядом с дорогой, ведущей к существовавшему уже в то время поселению, на месте нынешнего поселка Норртиль (швед. Norrtil), Уппланд, Швеция.
Багдасаров, Михаил Сергеевич
Михаил Сергеевич Багдасаров (род. 8 октября 1960 в Москве, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России. Его карьера началась с фильма «Дороги Анны Фирлинг»,где он выступил в роли одноглазого.
Адрианов вал
Адрианов вал, колоссальное оборонительное сооружение длиной 117 км, некогда пересекавшее северную Англию, соединяя глубоководные эстуарии реки Солуэй на западе и реки Тайн на востоке.
Баадер, Франц Ксавер фон
Введение 1 Биография 2 Идеи и труды 3 Наследие и признание 5 Публикации на русском языке Введение Франц Ксавер фон Баадер (нем. Franz Xaver von Baader; 27 марта 1765, Мюнхен — 23 мая 1841, там же) — немецкий философ и теолог, представитель философского романтизма.
Правовое регулирование профессиональной деятельности
Text Text - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
Коммерческая тайна 5
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»).
Музей камня
Музей камня тдел общей и исторической геологии — это монографические коллекции ископаемых организмов. Они представляют исключительно ценный материал, в котором отражена сложная история геологического развития Урала с древнейших времен. Здесь хранятся уникальные коллекции брахиопод и гониатид, головоногих моллюсков.
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).