Е. Радов
Психиатры всех стран и народов празднуют великую дату - 100-летие со дня выхода в свет эпохальной книги Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений". Ради этого в Вене собирается Всемирный конгресс, который почтят своим прсутствием и двести наших "специалистов по душе", многие из которых еще совсем недавно, помнится, напрочь отрицали и дедушку Фрейда, и магическую тайну сновидений. А тайна сия велика есть - и даже юбиляр по большому счету не слишком приблизился к ее разгадке.
Что же такое сон? Для чего он присутствует в человеческой жизни, занимая почти ее треть? И что же означают сновидения - то прекрасные, то мрачно-кошмарные, то предсказывающие будущее, то переносящие спящего человека в неведомые миры и страны? Нужно ли вообще человеку видеть сны - или можно счастливо без них обойтись?
Энциклопедический словарь скупо разъясняет, что <сон есть периодически наступающее у человека и животных состояние, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения...>, а сновидения - <более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными>. Но это, как говорится, научно-психиатрическое объяснение, описывающее некоторые свойства данного примечательного явления, но ни в коей мере не объясняющее его суть.
Иосиф и Гипнос
Сны всегда считались неким прорывом в таинственный мир запредельного, в царство сокрытых бодрствованию откровений, в ужасающую и великую Вселенную духов, богов и предков - умерших, но вечно сопутствующих живым в их повседневном эфемерном бытии. Они, явленные во снах, могли раскрыть будущее, накликать беду, либо наоборот - провозгласить грядущее счастье и величие. Поэтому правильно разгадать сон - растолковать его, понять - всегда считалось настоящим искусством, присущим лишь пророкам, поэтам и прорицателям.
Всем известен библейский рассказ об Иосифе, который правильно растолковал сон, приснившийся фараону, ибо, как говорил Иосиф, <он идет от Бога>, тогда как ни один египетский жрец не мог понять этот сон. За это Иосиф был освобожден из темницы и стал самым важным сановником в Египте после фараона.
В древнегреческих мифах бога сна Гипноса боялся сам Зевс, ибо сон имеет власть даже над царем Олимпа. 1ипнос был сыном Никты (ночи) и братом Танатоса (смерти). В отличие от своего беспощадного брата 1ипнос был спокоен и, в общем, вполне благосклонен к людям. Однако, соблазненный Крой, Зевса он усыпил дважды: первый раз - чтобы та смогла расправиться с Гераклом, второй - чтобы ахейцы победили в войне с Троей.
Две секунды каждую минуту
В нашем веке - вслед за Фрейдом - все прочие <продвинутые> психиатры считают, что сны кишмя кишат сексуальными символами, а собственно сон трактуется как внутреннее желание чего-либо, в чем человек боится себе признаться.
В 1953 году учеными были открыты и характерные физиологические моменты, присущие сновидящим: движение глаз за закрытыми веками, учащенное дыхание и повышенная амплитуда энцефалограммы. Все это было названо <периодом быстрого сна> - именно тогда человек погружается в сладкие видения, либо проваливается в бездны жутких кошмаров.
Но приблизило ли все это человечество к раскрытию одного из самых загадочных явлений, присущих каждому, кто, собственно, это человечество составлял и составляет?
Стало, например, известно, что многие люди видят в основном черно-белые сны, а другие - цветные. Кто- то всю жизнь с поразительным упорством смотрит всего один только сон. А кто-то за какие-то пять минут может прожить в своем сновидении многие столетия.
Наконец, было открыто, что есть некие индивиды, которые вообще не спят. Правда, оказалось, что они спят - только, например, две секунды каждую минуту. Соответственно, их мозг получает нужный отдых, а они и не замечают этого - и как будто бы все время бодрствуют.
Зощенко против Фрейда
Как известно, Дмитрию Менделееву его знаменитая таблица химических элементов в ее окончательном виде именно приснилась. Не менее удивительный случай произошел с английским поэтом Сэмьюэлом Тэйлором Кольриджем. У него болел зуб, он принял болеутоляющее лекарство и заснул. Точнее, впал в странное сладостное забытье. Находясь в нем, он буквально увидел начало поэмы, которую, проснувшись, немедленно записал - практически без помарок. Но потом... Как ни старался он продолжить этот знаменитый отрывок (имеется в виду одно из самых лучших его поэтических произведений <КублаХан>) - все было тщетно, ничего так и не получилось.
Сюрреалисты, буквально <завернутые> на Фрейде, всячески использовали свои сны - известно, например, что начало фильма <Андалусский пес>, когда облако перерезает пополам огромную Луну; а потом это все превращается в лезвие бритвы, перерезающее глаз, - является сном Сальвадора Дали.
Михаил Зощенко, пытавшийся самостоятельно лечить свою депрессию, отвергал сексуальную символику Фрейда, но опять-таки взял его принцип: то, что во сне нет ничего случайного, буквально все что-то означает, и чем глубже ты проводишь свой анализ, тем ближе ты становишься к детским воспоминаниям и к причинам своего нынешнего нервно-психического состояния. Кстати, когда он рассказал об этом одному своему знакомому психиатру, тот пришел в ужас и сказал, что анализировать свои сны самому крайне опасно.
Правда ли, что покойник - к перемене погоды?
До сих пор мы говорили о великих людях. Теперь пришла пора поразмышлять о нас, простых смертных. Мы говорили о великих людях. Теперь пришла пора поразмышлять о нас, простых смертных. И о наших снах.
Каждый народ толкует сновидения по-своему. Говорить об этих толкованиях всерьез столь же нелепо, как и слепо следовать приметам. В одном соннике написано, к примеру, что покойник снится к перемене погоды, а в другом - что это означает удачу, деньги, успех. Часто утверждается, что очень важно, звал тебя к себе покойный родственник или нет, - мол, если звал, то жди скорой смерти. Что же делать? Пойти в церковь и поставить свечу, то есть совершить характерное фрейдистское деяние: освободиться от чрезмерной и жуткой власти бессознательного.
Искусство видеть сны
Карлос Кастанеда в своих замечательных творениях уделял снам совершенно особое, исключительное место. У него есть понятие - <сновидящий> - и даже цель: сделать существование непрерывным, а сновидение -столь же реальным и осязательным, как и дневная действительность. Дон Хуан, обучая Карлоса этому <искусству видеть сны>, объясняет: прежде всего в любом своем сне нужно смотреть на свои руки. Карлос пытается, это достаточно трудно, но тут же ему начинают сниться целые вереницы волшебных, совершенно реальных, доселе невиданных снов. Правильно, говорит Дон Хуан, это - следствие любого прогнозируемого сновидения, но это лишь первый шаг.Я сам, прочтя это, попробовал сделать то же самое: попытался найти самого себя в своем сне, осознать себя спящим, смотреть на свои руки. Это действительно оказалось очень трудно, и мне в самом деле стали сниться бешеные, прекрасно-чудовищные сны. Не знаю, может быть, здесь заключается какой-то общий, доселе нераскрытый закон человеческой психики, однако дальше я не пошел и даже испугался всех этих <подтягивающихся> к реальности сновидений.
Только Вы
Что же видят современные люди в своих современных снах? Да то же самое, что видели их далекие предки, - реалии своего времени. Реалии меняются, а вот архетипы, принципы, эмоции остаются теми же самыми. Грубо говоря, если раньше какой-нибудь рыцарь штурмовал замок и похищал принцессу, то современный бухгалтер вполне может в своем предпонедельничном сне ограбить банк и жениться на дочери Рокфеллера. Значит, сны ничего не значат? Или все-таки значат?
И то, и другое. Либо ни то, ни другое. В конце концов, если вы хотите, если вам это нужно, вы всегда можете понять, растолковать, объяснить самому себе свой сон. Но только вы - самому себе. Хотя все равно этот сон всегда останется для вас прекрасным либо ужасным видением, тайной, воплощением вашего, еще неведомого вам самому, творчества.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Мои размышления над поэмой мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.
Булгаков м. а. - Допрос во дворце ирода великого
Роман Мастер и Маргарита над которым. Булгаков работал с конца х годов до самой смерти принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях и потому роман.
Вечный двигатель
Свойственное человеческой натуре упрямство не дает людям смириться с непреложностью законов природы. Самым ярким свидетельством этому служит настойчивая вера в то, что можно построить вечный двигатель.
Вечные трагедии человечества
Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.
Красота, которая спасет мир
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Настоящее имя американского писателя Рэя Брэдбери - Монд Дуглас. Первый рассказ Брэдбэри опубликовал сразу после окончания школы (1941).
Стихотворение Фета Это утро, радость эта
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Роль Библии в духовной жизни народа
Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не просто явление культуры, она - основа духовного бытия мира, именно в Библии - книге всех книг - можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, судьба и душа человека, добро и зло...
Стихотворение Фета Вечер
А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно- демократические литературные деятели.
Вечность проблем трагедии Гамлет
В трагедии Шекспира «Гамлет» показывается жизнь эпохи Возрождения. Гамлет — человек своего времени, потому не всегда его понимает нынешний читатель. В то же время Гамлет поза временами, потому что проблемы, которые он решает, - вечные, они волновали разных людей в разные времена. Вероятно, от появления на этом свете первого человека возник вопрос о добре и зле.
Спешите делать добро
Сочинение-рассуждение Как вы думаете, что такое добро? А что такое зло? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую очередь связано с умением радоваться и сочувствовать, сопереживать, откликаться на ощущения других и держать свою душу открытой.
Стихотворение Ф.И.Тютчева Фонтан. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Жизнь и бессмертие - одно. Вечные темы в лирике Б.Л.Пастернака.
"Жизнь и бессмертие - одно". ("Вечные" темы в лирике Б.Л.Пастернака.) Автор: Пастернак Б.Л. "Вот оно, высшее христианство, — даже на распятии понять, что твои палачи — это тоже жертвы", — писал Е.Евтушенко в обширной статье о Пастернаке. Пастернак оказался избранником истории, поставив историю любви выше истории как таковой.
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета 2
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Автор: Тютчев и Фет Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву.
Михаил Булгаков. "Собачье сердце"
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести "Собачье сердце".
Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского
В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами.
Вечное и «вещное» в изображении Бунина
Иван Алексеевич Бунин — признанный классик, один из ярчайших мастеров слова. Тонко чувствующий образ, автор создает замечательную прозу, самобытную и своеобразную, существующую как бы вне времени и пространства.
Допрос во дворце Ирода Великого
Ершалаимские главы более чем московские помогают понять и осмыслить основную идею романа. Особенно четко она прослеживается во второй главе, в сцене допроса нищего бродячего философа прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.
Что есть истина по страницам романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей.
Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Автор: Чернышевский Н.Г. Николай Гаврилович Чернышевский — создатель произведения особого жанра — художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини — Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 6
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Эссе о романе М.Булгакова
Автор: Булгаков М.А. Михаил Булгаков - всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману "Мастер и Маргарита". В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
США и Панамский канал
После того как французы похоронили идею о соединении двух океанов, Соединенные Штаты включились в очередной раунд борьбы за канал. В 1903 г. Панама в очередной раз вышла из состава Великой Колумбии. Независимое государство было признано Штатами.
Джон Г. Беннетт
Джон Годолфин Беннетт был человек разносторонний и замечательный. Всю свою долгую жизнь (1897–1974) он искал вечные истины – знание, сокрытое в глубине истории и внутри человека.