Введение
Тема моего доклада -
проблема Другого в философской герменевтике. Я считаю ее актуальной в связи с
тем, что в последние десятилетия в мире активно протекают процессы глобализации
и распространения информационных технологий. Людям все чаще приходится
сталкиваться с Другим (представителями других национальностей, культур,
вероисповеданий) как в связи с их деятельностью (бизнесмены, дипломаты), так и
в повседневном общении.
Прежде всего, нужно
определить что вкладывается в понятие Другой. В философии существует множество
мнений по этому вопросу. Данная работа опирается на одно из самых популярных
толкований этого понятия - Другой как представитель чужого, иного мира,
культуры, сильно отличный от меня самого человек.
Ответы на вопросы для
чего необходимо приходить к пониманию Другого и как к нему прийти можно почерпнуть
у философов-герменевтов. Изначально герменевтика была лишь философским методом,
с помощью которого интерпретировались и анализировались дошедшие до нас
поврежденными или частично утраченными литературные памятники. Герменевты
предлагали при анализе учитывать культуру, к которой принадлежит автор, его
мировоззрение, и таким образом вчувствоваться в текст, глядеть на него через
призму породившей его культуры. Проблемой философской герменевтики является
понимание как таковое. Основы герменевтики как общей теории интерпретации были
заложены Ф. Шлейермахером.
Говоря о понимании я имею
ввиду не стремление убедить собеседника в правоте своей позиции, не согласие
относительно содержания некоторой пропозиции, а компромисс или консенсус между
представителями различных позиций. Взаимопонимание не подразумевает
необходимость утверждения единой истины. Оно предполагает установление такого
единства, которое не отрицает различий и многообразия точек зрения. «Цель
любого понимания – достичь согласия по существу; ради этого мы общаемся друг с
другом и договариваемся между собой», - пишет Х.-Г. Гадамер (Гадамер 1991, 73).
Так для чего же вообще
необходимо взаимодействие с Другим, попытки его понять
Взаимодействие с Другим
необходимо прежде всего для формирования идентичности человека, его отношения
человека к самому себе. Обращение к Другому помогает нам понять самих себя и
как индивидов и как членов группы. Вольно или невольно мы сравниваем себя с
Другим. Мы можем осознать свое Я лишь через «не-Я», Другого.
К. Маркс использовал
образ зеркала для разъяснения того, что человек может понять свое Я только в
его идеальном бытии в другом человеке. «Человек, - считал он, - сначала
смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу
как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к
человеку» (Маркс 1960, 62).
Шотландский психиатр Р.
Лэйнг в своей известной работе «Я и другие», говоря о идентичности, пишет что
любая идентичность требует значимого Другого как точку отсчета. Например,
идентичность матери нуждается в ребенке в качестве этого Другого.
Бодрийяр
пишет: «Другой - это то, что позволяет мне не повторяться до бесконечности». Другой ставит границу
моему существованию, таким образом облегчая мне возможность самоидентификации -
хотя бы по принципу: Я - это не-Другой.
Без наличия Другого
развитие личности останавливается. «Я утрачивает верховенство своего
самосовпадения, самоотождествления, в котором сознание, торжествуя,
возвращается к самому себе и успокаивается на самом себе. В ответ на требование
Другого Я самоизгоняется из этого покоя…» (Левинас 1998, 170).
Появление Другого требует
преодоления замкнутости на себе самом и принятия ответственности, так как по
мысли Э. Левинаса, сознание проблематизируется встречей с Другим, присутствие
которого взывает к ответу; а ответственность лишает Я его эгоизма и
подтверждает его неповторимость (Левинас 1998, 170-171). «Отношения с Другим
проблематизируют меня, изымают и продолжают изымать меня из меня самого,
раскрывая во мне все новые дарования. Я и не знал, что настолько богат, хотя и
не вправе оставить теперь что-то себе» (Левинас 1998, 165).
Левинас отмечает
потребность в Другом, который «не есть ни мой враг, ни моё дополнение»,
общительность, которая «рождается в существе, у которого все в достатке, или
точнее говоря, по ту сторону всего, что могло бы ему недоставать или его
удовлетворять» (Там же).
«Разговор с другим,
согласие другого с нами, его возражения, его понимание и непонимание знаменует
расширение нашей индивидуальности - замечает Х.-Г. Гадамер, - это всякий раз
испытание возможной общности, на которое подвигает нас разум» (Гадамер 1991,
86).
Понимание оказывается
основой развития, роста, преодоления конфликтов, так как его прямое следствие –
желание учиться у Другого.
Исследование
своеобразия и особенностей Другого, исходящее из гуманистического представления
о глубинном универсальном родстве людей, народов, цивилизаций, культур, - это
не только метод понимания, но также действенное противоядие от разобщённости,
вражды, культурного изоляционизма, жестокости и насилия, в каких бы формах они
ни проявлялись.
Какими же путями можно
прийти к пониманию Другого
Исходным условием
понимания и диалога с Другим является само допущение инакомыслия.
Для преодоления барьера
непонимания требуется отказ от предупреждений и стереотипного восприятия
Другого, и известный критический настрой в отношении самого себя.
В основе понимания лежит
стремление найти общие основания, скрывающиеся за различиями, начиная с
обнаружения точек соприкосновения и моментов сходства. Иными словами, понимание
возможно благодаря присутствию универсальных начал в человеческой и социальной
жизни. От выяснения глубинного сходства метод идет к пониманию различий, их
обусловленности многообразием и многоцветием жизни, и соответственно,
позитивное восприятие различий приводит к взаимообогащающему обмену опытом и
обретению новых смыслов собственного бытия.
Именно поэтому для
понимания необходимо искать внутреннее содержание за внешними формами
поведения, искать смысл, вкладываемый в те или иные поступки, действия. Чтобы
понять Другого необходима смена угла зрения, переход от созерцания извне к
пониманию изнутри. Основой этого понимания должны стать ценности Другого.
В процессе выстраивания понимания Другого необходимо умение ставить себя на место Другого,
пытаться видеть ситуацию с непривычной для себя точки зрения. Этот «взгляд
извне» расширяет границы понимания.
«Понимать - означает,
прежде всего, разбираться в чём-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленять
мнение другого, разуметь подразумеваемое им», - подчёркивает Х.-Г. Гадамер
(Гадамер 1991,79).
В понимании и диалоге с
Другим должно исключаться навязывание мнений и образцов действия, поэтому
существенный момент и условие этого процесса – свобода обеих сторон в диалоге.
Признание достоинства в
Другом также оказывается неотъемлемым компонентом понимания. Причем, оно должно
быть взаимным.
Нужно не забывать, то что
диалог не исключает, но напротив, подразумевает критическое отношение к
действиям и высказыванием другого, но с искренним желанием добиться понимания,
компромисса, соответствия между словом и действием, приблизить желаемое к
действительному.
Заключение
герменевтика
интерпретация непонимание гуманистический
Как видно из моего
доклада, методы, выработанные философами-герменевтами для понимания и
интерпретации текстов могут использоваться и в других сферах жизни. Философская
герменевтика не теряет своей актуальности и может помочь решить актуальные
проблемы, стоящие перед обществом, такие как необходимость достижения понимания
с Другим как представителем иной культуры.
Используемая
литература
Бодрийяр. Я. Прозрачность зла.
Гадамер XT. Актуальность
прекрасного.
Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого человека.
Лысенко. В. Г. Познание чужого как
способ самопознания: Запад, Индия, Россия.
Лэйнг Р. Я и другие.
Скороходова. Т. Г. Понимание Другого
в философии Бенгальского Возрождения.
Соболева. М. Е. О возможности диалога
между культурами.
Степанова. И. Антропологическая
эпистема «Человек-зеркало».
Труфанова. Е. О. Идентичность и Я.
Другие работы по теме:
Философия текста
Философия текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики).
Га дамер Ганс-Георг
Га́дамер Ганс-Георг (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900, Марбург — 12 марта2002, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., Изучал философию, классическую филологию, германистику и историю искусства, известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».
Понятие философской антропологии
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ АНЯ Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.
Герменевтика как философское направление
Введение Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Позитивизм и неопозитивизм
Реферат Позитивизм и неопозитивизм Содержание Введение 3 Позитивизм и неопозитивизм 4 Заключение 15 Введение Современная западная философия приставляет собой один из важнейших и своеобразных периодов истории философии, который характеризуется появлением большого количества разнообразных направлений неклассической философии.
Герменевтика эпохи Реформации
Сущность и содержание герменевтики как научного направления, предмет и методы ее изучения, основополагающие положения, теории и идеи. Основные этапы становления и развития герменевтики, яркие представители эпохи Реформации и их вклад в развитие науки.
Герменевтика
Философская герменевтика как направление, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Формирование герменевтической философии, философия Г. Гадамера, П. Рикера и К.О. Апеля. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Понятие герменевтики
В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме.
Диалог
Диалог (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Философия Ирана
Древнейшим памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма.
Философская герменевтика
Герменевтика как искусство истолкования текстов и философская теория понимания. Методы гуманитарного познания согласно учениям В. Дильтей. Феномен понимания и правильного истолкования понятого. Особенности и этапы становления философской герменевтики.
Философия Древней Греции 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Тема Доклада: Философия Древней Греции
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Философия стоицизма
Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э. Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский с Кипра, Клеанф, Хрисипп.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Тургенев и. с. - Автор и его герои принцип связи
Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до "Рудина" он изобразил смешные стороны этого типа в повести "Андрей Колосов", в рассказах "Татьяна Борисовна и ее племянник" и "Гамлет Щигровского уезда" ("Записки охотника").
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в драме Горького На дне
Люди «дна» в социально-философской драме М. Горького — это люди, выброшенные из жизни в силу разных обстоятельств, не умеющие ей сопротивляться. Таков Васька Пепел, живущий в ночлежке Костылева. Он занимает там привилегированное положение — отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены.
Лирика Тютчева
В мире поэзии имя Тютчева — «величайший лирик на земле». Об этом свидетельствует растущий из года в год интерес к нему и у нас, на родине поэта, и усилившееся внимание к нему за рубежом.
Анализ стихотворения Анчар
Автор: Пушкин А.С. Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
Стихотворение Анчар восприятие,истолкование, оценка
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Писатель Андрей Платонов и его герой
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Правда и ложь в пьесе М. Горького На дне 2
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне». Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”.
Гуссерль и Шпет
В те годы, когда Шпет в России становится главным провозвестником феноменологии, он много занимается теми вопросами, которые позднее вошли в сферу семиотики. Это видно в большом сочинении по герменевтике, первая часть которого была закончена в 1918 г.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Греческий проект
Греческий проект был изложен в конфиденциальном письме Екатерины II к Иосифу II от 10(21) сентября 1782 года. Её секретарь А. А. Безбородко сделал черновой набросок, а князь Потемкин внес в него поправки. Он носил геополитический характер и предусматривал перекройку карты Юго-Восточной Европы. Греческим проектом его нарекли, так как Европа тогда грезила древней Элладой, ее культурой, достижениями ее философской мысли, изучала опыт афинской демократии.
Философия права и ее методы
Характеристика философии права как междисциплинарной области знания. Повышенный интерес современного общества к пограничным проблемам права и морали. Основные вопросы философской рефлексии. Герменевтика, метафизический и социологический методы права.