Га́дамер Ганс-Георг (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900, Марбург — 12 марта2002, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., Изучал философию, классическую филологию, германистику и историю искусства, известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».
Всемирную известность принесла Гадамеру работа Истина и метод. Основные черты философской герменевтики (Wahrheit und Methode (Truth and Method), 1960), где он попытался связать воедино «герменевтику фактичности» Хайдеггера с герменевтической традицией 17–18 вв. Вслед за Хайдеггером Гадамер трактует феномен понимания не как инструментально-логический акт, а как способ человеческого бытия. Отсюда радикальный пересмотр задач герменевтики, в том числе ревизия концепций Шлейермахера и Дильтея. Герменевтика – не искусство истолкования (как это было у Шлейермахера) и не метод познания (как у Дильтея), а исследование условий, при которых возможно понимание. Развивая хайдеггеровскую мысль о человеческом бытии как бытии в мире и о «пред-истолкованности» мира в дотеоретических структурах ориентации в нем, Гадамер ведет речь о «предпонимании», которое конкретизируется им как «пред-рассудок». «Предрассудки» (равно как и «традиция» и «авторитет») не только не препятствуют пониманию, но и составляют необходимый его момент.
«Герменевтический круг», известный как основная трудность процесса интерпретации, носит, по Гадамеру, не методологический, а онтологический характер, и продиктован взаимообусловленностью и взаимодействием между «предпониманием» и текстом. К смыслу текста как некоторого целого мы идем через понимание его отдельных частей; но чтобы понять смысл части, уже необходимо определенным образом понимать целое, т.е. обладать его «предпониманием». Как бы упреждая упрек в субъективизме и релятивизме, Гадамер говорит о диалогической структуре процесса понимания. Понимание возможно через диалог. Будучи диалогом, беседой, оно имеет вопросно-ответную структуру: понять текст – значит понять вопрос, который этот текст ставит. Но понять вопрос можно лишь в том случае, если мы сами умеем им задаться. Поэтому вторым шагом будет отнести этот вопрос к себе, что ведет к критической проверке нашего «предпонимания». Понимание всегда осуществляется в процессе «слияния горизонтов» интерпретатора и текста, причем интерпретатор не выходит из этого процесса незатронутым, его смысловой горизонт тоже претерпевает изменения.
В последовательном противостоянии редукции герменевтики к разработке методологии интерпретации текстов (Э. Бетти, Е.Д.Хирш), Гадамер выдвигает понятие «действенной истории» (Wirkungsgeschichte), которая заключается, с одной стороны, в определенности всякого акта истолкования текста предшествующей историей (традицией) его интерпретаций, а с другой стороны, во включенности этого акта в традицию.
Парадигматическое значение для герменевтического опыта имеет «опыт искусства». В противовес концепции «эстетического суждения» Канта, Гадамер вслед за Гегелем трактует искусство как способ познания, как самостоятельный «опыт истины». Апелляция к Гегелю необходима Гадамеру для заострения своего расхождения со Шлейермахером: задача герменевтики заключается не просто в «реконструировании», а в известном смысле в «конструировании» – во включении опыта истины, переживаемого благодаря произведению искусства, в структуру опыта интерпретатора. Однако союз философской герменевтики с философией Гегеля непрочен. Исходный пункт Гегеля – самопознание абсолютного духа, т.е. бесконечная мощь рефлективного сознания, тогда как Гадамер отправляется от принципиальной конечности человека и его рефлективных усилий. Гадамер отрицает поэтому и возможность «снятия» менее совершенных форм культурных образований более совершенными. Традиция дана человеку в первую очередь и по преимуществу как языковая. Мы «живем в традиции» в той мере, в какой мы «живем в языке». Как и Хайдеггер, Гадамер рассматривает язык не в качестве инструмента или знака того или иного произвольно избираемого содержания, а как «медиум» раскрытия бытия. Универсальность языка как медиума влечет за собой универсальность герменевтики. Отсюда вытекает знаменитый тезис Гадамера: «Бытие, которое может быть понято, есть язык». В полном соответствии со своим тезисом, что герменевтика – прежде всего практика, Гадамер выступает как практикующий интерпретатор, беря в качестве предмета и историю философии (Платон,Аристотель, Гегель, Гуссерль, Хайдеггер), и историю литературы (Гёте,Рильке, Гёльдерлин, Пауль Целан).
Герменевтическая проблема состоит, таким образом, вовсе не в правильном пользовании языком, но в истинном взаимопонимании по тому или иному поводу, осуществляемом в среде языка". Тема языка и мира, "жизненного мира", очень важна для Гадамера. Исследователи справедливо отмечают, что у Гадамера, с одной стороны, встречаются высказывания в духе языкового солипсизма ("Языковой опыт мира "абсолютен""), но что, с другой стороны, "абсолютизация" языка объясняется онтологической исследовательской установкой, согласно которой мир, действия человека, события выражаются в языке, превращающемся в "самостоятельное инобытие".
Развивая идеи Дильтея, Гуссерля, Хайдеггера, Гадамер возводит герменевтику как философское учение к истокам человеческой жизни, к самой человеческой сущности. Можно по-разному отличать человека от животных, рассуждает Гадамер, но сам человек выделяет себя из животного мира главным образом благодаря "свободному выбору" (еще древние греки, напоминает философ, ввели для его обозначения понятие "прохерезис"). Но едва зафиксировав это качество человеческой сущности, о котором издревле размышляли философы, Гадамер истолковывает его нетрадиционно. О свободе философы имели обыкновение повествовать в торжественно-приподнятых тонах, отмечая, правда, что свободный выбор дается трудно и требует от человека особых практических и духовно-нравственных усилий; Гадамер же с самого начала расшифровывает свободный выбор через понятия Vorurteil, Vor-verstandnis, благодаря которым свобода сразу предстает в диалектическом единстве с не-свободой.
Привычный перевод немецкого слова Vorurteil на русский язык - "предрассудок". Гадамер дает этому слову более широкое толкование. Vor-urteil (от: "vor" - перед чем-то и "Urteil" - суждение) в контексте гадамеровской герменевтики означает сложный духовный комплекс "преднастроенности" по отношению к любому предмету, делу, явлению, человеку, о которых мы выносим какое бы то ни было суждение. Классическая традиция признавала это, но сводила все именно к предрассудкам, "идолам", ложным понятиям, от которых можно и необходимо избавиться. По мысли Гадамера, простое "отбрасывание" Vor-urteil совершенно невозможно, ибо в их наличии и власти над человеком проявляется социально-исторический характер жизни индивида. Неверно сводить пред-суждение и пред-понимание к простейшим интуициям, чисто индивидуальным переживаниям. "Задолго до того, как мы осуществляем рефлективное самоосмысление, мы само собой разумеющимся образом понимаем самих себя как живущих в семье, обществе, государстве... Вот почему пред-суждения индивида-в куда большей мере чем суждения - выступают как историческая действительность человеческого бытия".
Аналогичным образом обстоит дело с пред-пониманием (Vor-verstandnis). Еще до того, как человек рационально, рефлективно, более или менее отчетливо понимает что-то, он - часто незаметно для себя - именно истолковывает подлежащее пониманию, придает понимаемому совершенно особый смысл. Гадамер считал все это важным не только для обычного, повседневного человеческого сознания, для коммуникации индивидов, но и для культуры, в исследовании которой на первый план выступают такие формы и структуры как "текст", "традиция" и их истолкование. Гадамер любит опираться на такие примеры как, скажем, толкование Библии (и других религиозных текстов) и интерпретация законов. Если издавна предполагалось, что для наилучшего понимания текстов, традиций, преданий всего лучше "вжиться" в них, "слиться" с ними, то Гадамер, напротив, рекомендует всегда сохранять "дистанцию" по отношению к истолковываемому письменному тексту или историческому событию. В наиболее успешных случаях герменевтике удается достигнуть "сплава горизонтов": далекое становится близким, сегодняшнее укореняется во вчерашнем, и взаимопонимание людей разных эпох, стран, поколений неизмеримо расширяется. Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берется не изолированно, а в контексте "истории воздействия", влияния его.
Диалог (в качестве диалога с традицией) служил Гадамеру не просто моделью исследовательской деятельности, но стал для него образом жизни. Радость соучастия в событии мысли, совершающемся посредством философского диалога, Гадамер подарил огромному количеству друзей и учеников. Ясность ума не оставляла его до конца дней. Гадамер ушел из жизни на 103-ем году своей полной общения жизни. Он умер в Гейдельберге 13 марта 2002.
Другие работы по теме:
Дурень Ганс
Автор: Андерсен Г.-Х. ДУРЕНЬ ГАНС Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умные, что и вполовину хватило бы. И решили они посвататься к королевне - отчего же нет? Она сама объявила, что возьмет в мужья того, кто за словом в карман не лезет.
Преданный друг
Автор: Уайльд Оскар. Однажды утром старая Водяная Крыса высунулась из норы. Утка учила своих детей стоять вниз головой в пруду («Если вы не научитесь стоять на голове, вас никогда не примут в хорошее общество»). Водяная Крыса: «Любовь конечно вещь хорошая, но дружба куда возвышеннее… Преданный друг должен быть мне предан».
Томас Манн. Волшебная гора
Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории.
Генрих Теодор Бёлль. Глазами клоуна
Место действия — Бонн, время действия примерно совпадает с датой создания романа. Само же повествование представляет собой долгий монолог Ганса Шнира, комического актера или, попросту, клоуна.
Королевство Великобритания
Эта статья — об исторически существовавшем государстве, называвшемся «» (1707—1800). О современном государстве-преемнике см. статью: Великобритания
Грейфсвальдский союзный договор
— договор, между Россией и Ганновером, подписанный в Грейфсвальде 28 октября 1715 года русским представителем Борисом Ивановичем Куракиным и ганноверским резидентом в Пруссии Гейшеном. Договор являлся попыткой Петра I втянуть на своей стороне в Северную войну Великобританию, поскольку Ганноверский курфюрст Георг Людвиг с 1714 года, в силу личной унии, одновременно являлся английским королём Георгом I.
Белая роза
Введение 1 Члены группы 2 Мотивы 3 Акции 4 Сегодня 5 Интересные факты Введение Белая роза (нем. WeiЯe Rose) — название группы мюнхенского студенческого Сопротивления, действовавшей в Третьем рейхе. Она была образована в июне 1942 г. и просуществовала до февраля 1943 г.
Гаман, Иоганн Георг
Иоганн Георг Гаман (нем. Johann Georg Hamann; 27 августа 1730, Кёнигсберг — 21 июня 1788, Мюнстер) — немецкий философ, идеолог литературного движения «Буря и натиск». Представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры.
Темпельгоф, Георг Фридрих
Георг Фридрих Людвиг фон Темпельгоф (нем. Georg Friedrich Ludwig von Tempelhoff, 1737—1807) — прусский генерал-лейтенант, военный теоретик и историк.
Скандербег
Печать Скандербега Скандербег Георг Кастриоти (алб. Gjergj Kastrioti Skлnderbeu, 6 мая 1405(14050506) — 17 января 1468) — вождь антиосманского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.
Макензен, Ганс Георг фон
Введение 1 Биография 2 Образование 3 Карьера в армии 4 Карьера в МИД Введение Ганс Георг фон Макензен (26 января 1883, Берлин, Германская империя — 28 сентября 1947, Констанц, Баден, ФРГ) — немецкий государственный деятель. Капитан (1919). Группенфюрер СС (1942).
Пухта, Георг Фридрих
Введение 1 Биография 2 Основные идеи 3 Библиография Список литературы Введение Георг Фридрих Пухта (нем. Georg Friedrich Puchta, 31 августа 1798, Кадольцбург — 8 января 1846, Берлин) — немецкий юрист, последователь Ф. Савиньи, представитель исторической школы права.
Кале, Ганс Георг
Введение 1 Биография 2 Сочинения Кале, Ганс Георг Введение Ганс Кале Георг родился 22 апреля 1899(18990422), Берлин Шарлоттенбург — умер 1 сентября 1947, Берлин — советский разведчик. Псевдоним — Джордж.
Список королей Дании
Введение 1 Династия Горма Старого (Кнютлинги) 2 Персональная уния с Норвегией (Инглинги) 3 Династия Эстридсена 4 Кальмарская уния 5 Династия Ольденбургов
Брант, Себастьян
Ганс Бургкмайр. Портрет Себастьяна Бранта. Ок. 1508. Кунстхалле. Карлсруэ Себастьян Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист, «доктор обоих прав».
Эпоха Регентства
Английское Регентство , или просто Регентство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг. В течение этого времени принц-регент, в будущем король Георг IV, правил государством по причине недееспособности своего отца Георга III.
Русско-шведская война 1495 1497
годов явилась результатом военного союза между Иваном III и королём Дании Гансом, который надеялся захватить шведский трон. Предполагают, что Ганс обещал уступить Ивану III некоторые финские земли, однако, если подобное соглашение существовало, то Ганс его не выполнил.
Рутс, Иоганн Георг Валентин
Валентин Рутс. Вильседе Иоганн Георг Валентин Рутс (нем. Valentin Ruths; 1825—1905) — немецкий ландшафтист. С 1843 г. упражнялся в рисовании на камне, в 1846 г. поступил в политехническую школу и посещал рисовальные классы античной залы Академии художеств в Мюнхене.
Цитен, Ганс Иоахим фон
Ганс Иоахим фон Цитен Ганс Иоахим фон Цитен (нем. Hans Joachim von Zieten; 14 мая 1699(16990514) — 26 января 1786) — знаменитый прусский генерал. Не получил почти никакого образования. В пехотном полку, где он служил, его обошли чином поручика за малый рост и слабый голос. На просьбу Цитена о переводе в другой полк ему отвечали увольнением от службы.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.
Циммерман, Иоанн Георг Риттер фон
План Введение 1 Философ 2 Врач 3 Иоанн Георг Циммерман и Россия 4 Характер. Афоризмы Список литературы Введение Иоа́нн Гео́рг Риттер фон Циммерма́н (нем. Johann Georg Ritter von Zimmermann; часто пишут без титула: Иоанн Георг Циммерман или Иоганн Георг Циммерман; 8 декабря 1728, Бругг, Швейцария — 7 октября 1795, Ганновер, Германия) — швейцарский философ и врач.
Георг V король Ганновера
Ганноверский талер 1855 г. с портретом короля Георга V Георг V (нем. Georg V.; 27 мая 1819 — 12 июня 1878) был пятым и последним царствующим королём Ганновера (с 1851 по 1866). Член британской королевской семьи, сын Эрнста Августа, герцога Камберлендского, внук Георга III и двоюродный брат королевы Виктории.
Георг II король Греции
Введение 1 Детство и молодость, первое изгнание и возвращение 2 Первый период правления и второе изгнание 3 Второй период правления и третье изгнание 4 Вторая мировая война
Георг I король Великобритании
Георг I (нем. Georg Ludwig von Hannover, англ. George I; 28 мая 1660(16600528), Ганновер — 11 июня 1727, Оснабрюк) — король Великобритании с 1 августа 1714 года, первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании.
Георг II король Великобритании
Гео́рг II Ганноверский (Георг Август, англ. George II, нем. Georg II., 10 ноября 1683 — 25 октября 1760) — король Великобритании и Ирландии (11 июня 1727—1760), курфюрст Ганновера и герцог Брауншвейг-Люнебургский (11 июня 1727—1760), сын Георга I. Последний монарх Британии, родившийся за её пределами.
Гофкригсрат
Гофкригсрат (нем. Hofkriegsrat) — придворный военный совет Священной Римской империи германской нации, а затем Австрийской империи, заседавший в Вене с 1556 по 1848 год. В ведении гофкригсрата, названного так в 1564 году, находились все вопросы, связанные с организацией военного дела в мирное время и ведением войны.
Виндзорская династия
План Введение 1 Представители династии 2 Генеалогия Введение Виндзорская династия — ныне правящая королевская династия в Великобритании, младшая ветвь древнего саксонского дома Веттинов. До 1917 года носила название Саксен-Кобург-Готской. В конце Первой мировой войны 17 июля 1917 года Георг V отказался за себя и свою семью от всех немецких титулов и званий, а также от родового имени, приняв фамилию «Виндзор» по названию Виндзорского замка.
Список шведских губернаторов Сен-Бартельми
Шведские губернаторы Сен-Бартельми стали назначаться после продажи французами острова Швеции в 1784 г. Первый из них прибыл на остров в марте 1785 г. Райалин, Саломон Мауриц фон (1757-1825) – март 1785 – март 1787
Список глав государств в 1800 году
Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 3 Америка 4 Африка 5 Европа 1. Австралия и Океания Кауаи — Каумуалии, вождь (1795 - 1821) Колония Новый Южный Уэльс
Рохов, Ганс Фридрих фон
Ганс Фридрих 2-й фон Рохов (нем. Hans Friedrich II. von Rochow; 1698, имение Плессов неподалёку от Потсдама (ныне часть района Плётцин города Вердер (Хафел)) — 1787, там же) — прусский генерал-лейтенант, военный комендант Берлина времён Семилетней войны (1756—1760), получивший известность благодаря тому, что бесславно сдал город в 1757 году австрийскому отряду генерала Хадика и подписал три года спустя, в 1760 году, капитуляцию гарнизона перед русским генералом Тотлебеном.
Гёрц, Георг Генрих фон
Введение 1 Биография 2 Источник Введение Георг Генрих фон Гёрц, барон фон Шлитц (нем. Georg Heinrich von Gцrtz, швед. Georg Henrik von Gцrtz; 1668(1668) — 19 февраля 1719) — шведский государственный деятель немецкого происхождения.
Фаллада Ганс
Фаллада Ганс (Hans Fallada, псевдоним Рудольфа Децена (1893—) — современный немецкий писатель. Выступил в период послевоенного кризиса германского империализма до прихода к власти Гитлера.
Телеман Георг Филипп
Немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. Начал занятия музыкой в городской школе. До 1721 года был капельмейстером во Франкфурте на Майне и Эйзенахе.
Агрикола, Георг
Агрикола, Георг (Agricola, Georgius) (1494–1555), немецкий учитель, врач, ученый и писатель.