(1835 - 1918)
Антонович Максим Алексеевич- философ-материалист, публицист и общественный деятель. Окончил Петербургскую Духовную Академию, но от церковной карьеры отказался. С 1862 - ведущий критик журнала "Современник" /до его закрытия в 1866/. В философских статьях "Современная философия", "Два типа современных философов", "О гегелевской философии", "Современная физиология и философия", "Единство сил природы" и др. отстаивал материализм и позиции современного естествознания.
С 60-х гг. одним из первых в России выступил с критикой позитивизма и кантианства. Идеализм рассматривал как орудие религии. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского выдвигал задачу радикального переустройства общественной жизни. Боролся с концепцией "чистого искусства". В 1896 опубликовал книгу "Ч.Дарвин и его теория". Оставил ценные воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове. В работах Антоновича порой встречаются упрощение и субъективизм в оценках.Наиболее ярко увлечение Фейербахом сказалось на антропологизме Н.Г.Чернышевского и М.А.Антоновича.
Антонович утверждал бесконечность вселенной. "Наше Солнце с ближайшими к нему неподвижными звездами составляет отдельную группу или кучу, подобно которой рассеяно множество во Вселенной. Некоторые из них так далеки, что кажутся световидными туманностями вроде Млечного Пути, и только сильнейшие телескопы открывают в них собрание звезд. Эти кучи отстоят от нашей звездной группы на такие расстояния, которые свет может пробежать не меньше как в 2000 лет, и отдельные члены их тоже, вероятно, находятся одни от других на таком же расстоянии, какое существует между Солнцем и соседними с ним неподвижными звездами. Если бы мы могли перенестись на одно из туманных пятен, то с них увидели бы другие, дальнейшие туманные пятна, отстоящие от них настолько, насколько они отстоят от нашей звездной группы. Эти расстояния, взятые вместе, представляют совершенно невообразимые пространства, на прохождение которых свет употребил бы десятки тысяч лет. Но за вторыми туманностями существуют третьи, еще дальнейшие, за третьими - четвертые и т. д., и расстояния разрастаются в громады, проходимые светом в миллионы лет.
А что дальше? Можем ли мы когда-нибудь дойти до туманностей, дальше которых уже нет ничего и которые составляют границу, край мира? Другими словами, есть ли где начало и конец света? Этот вопрос о начале и конце мира в пространстве, также как и параллельный ему вопрос о начале и конце мира во времени и о причине его, относится к числу тех головокружащих, захватывающих дыхание и как-то странно щекочущих ум вопросов, на которые одинаково возможны два совершенно противоположные ответа, одинаково удовлетворительные и названные Кантом антиномиями.
Мир как материальный предмет, имеющий пространственное протяжение, должен иметь начало и конец во времени и в пространстве; это, по нашим представлениям, существенное свойство всякой материи. Но наш ум или, лучше сказать, фантазия не довольствуются этим ответом; и к нам неотвязчиво пристают вопросы: а что же было до появления мира и что такое находится за концом и пределами его? Ужели ничто в том и другом случае? Ужели за пределами находится уже небытие, какая- то бездонная пустота, без протяжения и границ? Чем отличается граница мира от начинающейся за нею пустоты небытия, ничто? И что было бы, если бы какой-нибудь предмет из области бытия попал в эту пустоту? Словом наша мысль отказывается представить себе начало и конец, сопоставить бытие с небытием, и потому мир должен быть вечен повремени и бесконечен по пространству: иначе мы его и вообразить не можем; это аксиома нашей мысли.
Эти вопросы и ответы - такая путаница и бездна, из которой ум никак не может высвободится иначе, как посредством героического практического рассечения узла .Эта антиномия и другие параллельные ей доказывают только собою старую философскую поговорку, что в уме нашем нет ничего такого, что бы не бывало прежде в чувствах, не прошло через них; т. е. что вся наша умственная деятельность слагается только из материалов, доставляемых чувствами, что все наши самые отвлеченные понятия , законы, идеи суть только перегнанные чувственные восприятия, экстракты из них. Мы видим, что отдельные предметы имеют начало и конец, и из подобных впечатлений составляется у нас общее понятие конечности; но, с другой стороны, мы нигде и никогда не видали настоящего конца, а, напротив, везде наблюдали, что за концом одного предмета, стола, дома, города, следуют начала других связанных с ними предметов, пола, соседнего дома, пола, и из подобных впечатлений непрерывной связности предметов у нас образуется общее представление о бесконечности. Поэтому когда является предмет, выходящий из пределов нашего чувственного восприятия, то мы и можем прилагать к нему оба эти равноопытные и равносильные понятия о конечности и бесконечности.
Следовательно, вопрос о приложимости к данному случаю того или иного понятия совершенно бесплоден и напрасен, так как в пользу того и другого могут быть приведены совершенно одинаковые теоретические основания именно вследствие того, что мы видели в опыте совершенно одинаковое количество частных конечностей и бесконечностей. То же самое применяется и к происхождению мира во времени. мы видим на каждом шагу возникновение новых предметов, нарождение новых личностей; но столь же часто убеждаемся, что в этих случаях все происходит из чего-нибудь, и возникновение из ничего кажется нам невозможным. Оба эти отвлечения мы и можем с одинаковым теоретическим правом прикладывать к вопросу о начале мира во времени. Практически вопрос о пределах мира можно разрешить в том смысле, что так как мы не видали конца мира и наука со всеми своими усовершенствованными орудиями и способами не дошла до него, то в этом мы имеем практическое основание считать мир бесконечным, беспредельным".
Главные сочинения:
"Избранные статьи. Философия. Критика.Полемика", "Избранные философские сочинения", "Шестидесятники".
Другие работы по теме:
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине.
Максим козак Залізняк
Автор: Народна творчість. Максим козак Залізняк, Козак з Запорожжя. Як поїхав на Вкраїну, Як пишная рожа! Зібрав війська сорок тисяч В місті Жаботині.
Коли усе в тумані життєвому
Автор: Рильський Максим. Коли усе в тумані життєвому Загубиться і не лишить слідів, Не хочеться ні з дому, ні додому, Бо й там, і там огонь давно згорів. В тобі, мистецтво, у тобі одному
Мова
Автор: Рильський Максим. Треба доглядати наш сад Вольтер Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно в ненастанно Політь бур'ян. Чистіша від сльози
«Сестра твоя родная!»
Николай Алексеевич Некрасов — поэт необыкновенно широкой палитры тем и сюжетов. Нет такого явления в жизни, на которое бы не откликнулся Николай Алексеевич.
Максим Гримач
Автор: Вовчок Марко. Давно це було, коли панували в Україні Польща і Московщина. Застави між державами хоч і стояли, та не густо, — спритні люди часто перевозили Дніпром усякий крам, не сплачуючи мита.
Стакан
Автор: Зощенко М.М. Тут недавно один знаменитый человек - маляр Иван Антонович Блохин - скончался от болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой
Зеленые дворянство
Зеленые — русский дворянский род, восходящий к концу XV века. Семён Зеленый подписал грамоту об избрании на престол царя Михаила Федоровича, а потом был дьяком. Генерал-адъютант Александр Алексеевич был министром государственных имуществ. Род Зеленых внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.
Жеребцов, Михаил Алексеевич
Михаил Алексеевич Жеребцов (1752—1799) — генерал-майор, участник подавления восстания Костюшко и Голландской экспедиции русской армии. Родился в 1752 году, в военную службу вступил в 1770 году в армейскую пехоту, служил в Фанагорийском гренадерском полку.
Запорожский областной комитет КП Украины
- орган управления Запорожской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Запорожская область образована 10 января 1939 года на части территории Днепропетровской области УССР. Центр - г. Запорожье.
Житомирский областной комитет КП Украины
- орган управления Житомирской областной партийной организацией КП Украины (1937-1991 годы). Житомирская область образована 22 сентября 1937 года из восточных районов Киевской области. Центр - г. Житомир.
Байков, Виктор Алексеевич
Виктор Алексеевич Байков (10 ноября 1922 года — 3 июля 1993 года) — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974). Биография С 1950 года — играет в театре Сатиры.
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Жеребцовы дворянские роды
Жеребцовы — русские дворянские роды. Один из них происходит от черниговского боярина Фёдора Акинфовича Бяконта, выехавшего в Москву около 1300 и бывшего боярином у великого князя Симеона Гордого. Константин Михайлович Жеребцов убит при взятии Казани. Иван Алексеевич (умер в 1600) был московским сокольничим при царях Фёдоре Ивановиче и Борисе.
Борисов, Виктор Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Театр 2.2 Кино Введение Виктор Алексеевич Борисов (род. 26 мая 1953 года) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России.
Антонович, Даниил Исидорович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино 3 Сочинения Введение Дании́л Иси́дорович Антоно́вич (10 (22) декабря 1889, Белополье, Харьковская губерния — 8 ноября 1975, Харьков) — украинский советский актёр и театральный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Сталинской премии (1948).
Алопеус, Максим Максимович
Максим Максимович Алопеус (21 января 1748(17480121), Выборг — 6 января 1822, Франкфурт-на-Майне) — известный российский дипломат. Максим Максимович Алопеус родился в Выборге, изучал в Або и Геттингене богословие, но по окончании университетского курса посвятил себя дипломатической карьере.
Председатели Совета Министров СССР
План Введение 1 Председатели Совета министров СССР 2 Первые заместители председателя Совета министров СССР 3 Заместители Председателя Совета Министров СССР
Адеркас, Андрей Антонович
Андрей Антонович Адеркас (нем. Heinrich Otto von Aderkas) (1770—1840, Аренсбург) — генерал-лейтенант, генерал-квартирмейстер. Кавалер орденов: Св. Владимира 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст., Св. Анны 1-й ст., командор Св. Иоанна Иерусалимского. Жена – Элеонора Христина Зоргер (1770—1844).
Ингаунис, Феликс Антонович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Ингаунис, Феликс Антонович Введение Феликс Антонович Ингаунис (1894 Либава, Латвия — 28 июня 1938) — советский лётчик, комкор[1], командующий ВВС Особого Дальне-Восточного военного округа[2].
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Мирович, Василий Яковлевич
Васи́лий Я́ковлевич Миро́вич (1740, Тобольск — 15 сентября 1764) — подпоручик смоленского пехотного полка, виновник «шлиссельбургской нелепы», по выражению Екатерины II; она же назвала Мировича «сыном и внуком бунтовщиков». Его дед, переяславский полковник Фёдор Мирович, был сторонником гетмана Ивана Мазепы и после поражения Карла XII бежал в Польшу.
Шостаков, Герасим Алексеевич
Шостаков, Герасим Алексеевич Герасим Алексеевич Шостаков (1756 – 1837), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография «Из шляхетства Черниговской губернии». В службу вступил 25 апреля 1775 рядовым в Ахтырский гусарский полк. В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. был при штурме Очакова и Килии.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Засухин, Пётр Алексеевич
Пётр Алексеевич Засухин (9.01.1900—11.01.1918) — красногвардеец Сущевско—Марьинского района Москвы, молотобоец завода Павлова. Биография Родился 9 января 1900 года в городе Медынь, в семье рабочего спичечной фабрики. Отец на фабрике получил увечье, рука попала в станок и вскоре умер. После смерти отца, в 12 лет Пётр пошёл работать на мельницу к помещику.
Прокопович-Антонский, Антон Антонович
Антон Антонович Прокопович-Антонский (17 января 1762 года, Прилуки — 6 июля 1848 года, Москва)[1][2] — российский публицист и педагог, воспитанник Киевской духовной академии и Московского университета, где занимался преимущественно медицинскими и естественными науками; будучи профессором того же университета, первый преподавал «натуральную историю» на русском языке и сельское хозяйство (кроме того — энциклопедию и минералогию).
Хрущов, Иван Алексеевич
Хрущов, Иван Алексеевич Иван Алексеевич Хрущов (1774 – 1824), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор. Биография Из российских дворян. На службу записан 1 января 1778 капралом в л.-гв. Измайловский полк, в 1793 г. получил чин прапорщика.
Алексей Алексеевич
Сын царя Алексея Михайловича от первого брака его с Марией Милославской. По общему отзыву наших летописцев и иностранных писателей, царевич отличался большими способностями, любознательностью и добрым сердцем.
Иван VI (1740-64)
Российский император (1740-41), правнук Ивана V, сын принца Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э. И. Бирон, затем мать Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией, заключен в тюрьму; убит при попытке В. Я. Мировича освободить его.